< Июнь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Подписка rss
Поиск Поиск

24 июня 2017 года


Более семи десятилетий отдаляют нас от начала Великой Отечественной войны. Казалось уровень изучения истории военного времени должен находиться на очень высоком уровне. Ежегодно появляются новые монографии, сборники документов, защищаются диссертации. Однако нет — историософии Великой Отечественной войны, то есть осмысления ее с позиций мирового исторического процесса, вопросов о судьбе России и человечества. В данном случае предлагается ее осмысление с позиций цивилизационного подхода. На рассмотрение выносится тезис о Великой Отечественной войне как войне цивилизаций. * ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПРОЕКЦИИ КОНФЛИКТА РОССИЯ-ЗАПАД С подачи Самуэля Хантингтона в широкий оборот вошло понятие "цивилизационная война". Несмотря, что данная категория сравнительно новая, феноменология "цивилизационных войн" обнаруживается столь исторически давно, сколько существуют человеческие цивилизации. Идентифицируются различные типы...

15 июня 2017 года


В современной печати много пишут о происходящем в современном мире процессе расчеловечивания: человек теряет свои корни, принимает вредные для себя решения, жизнь представляется ему бесцельной, бессмысленной и случайной, он жаждет уйти в виртуальную или иную искусственно созданную реальность. Но так ли это? Эти заявления больше похожи на внушение человеку о неотвратимости пути расчеловечивания, чем на действительно существующую ситуацию. На самом деле у человека нет иного пути, как только быть человеком, и поэтому любой шаг в сторону расчеловечивания — есть предательство по отношению к самому себе. Человек, понимающий это, никогда не пойдет против себя. Аргументы за то, что в виртуальности, искусственной среде тоже есть жизнь и даже интереснее, не могут сбить человека с толку. И уж тем более никто не может убедить кого-то, что жизнь бессмысленна и бесцельна, — ведь это будет означать, что человека на самом деле уже нет. Таким образом, убедить человека, что он не...
 

11 июня 2017 года


Я не хочу потерять свою Родину. У меня ничего, кроме нее, нет. А ты? Она одна такая. Как и мать. Я не хочу бессильно наблюдать за тем, как мать умирает. Это значит соучаствовать. Это значит, согласиться и разрешить. Я не согласен. Я не разрешаю. Жизнь ценна, но есть нечто и поценнее. Есть вера. Есть мечта. Есть Проект. За семнадцать лет здесь вытоптано все. Сожжено. Зачищено под ноль. Приватизированы не станки и фабрики, приватизировано государство, судьба народа, присвоено его будущее. И будущего нет — в ИХ понимании. Мы — промотанное поколение. Поколение живущее не по правде, не по совести, не по сердцу. Гости, статисты, лишнее население. Нам не принадлежит здесь ничего. Отобрано все и навсегда. Навеки. Мы ничего не решаем и нам уже не обещают, что-то исправить. Нравится? Мне — нет. И еще мне не нравится мое бессильное одиночество. Мы никто без организации. Облако пыли, грязь под ногами, те, с кем можно не считаться. А не считаются уже четверть века. Не надоело? Мне надоело. Нам надоело....

10 июня 2017 года


В фигуре Столыпина есть и латентно проявляемая закономерность, и это отчасти, с моей точки зрения, объясняет, почему его образ стал очень популярен уже в постсоветской России. Он олицетворяет собой идею капитализма. Но капитализма не либерального, а насаждаемого жесткой рукой. Образ Столыпина являлся выражением запроса на "русского Пиночета", рассуждения о необходимости которого для России были одно время очень популярны в нашей стране. И понятно, что суть-то Пиночета — это сохранить капитализм и подавлять при этом народ. И Столыпин был как раз тем, кто мог бы для сохранения нарождающегося капитализма применить жесткую силу. — А могли ли преобразования Столыпина предотвратить революцию? — Вопрос, прежде всего, в том, что такое революция. Я, в общем, стою на позициях цивилизационного подхода. Если посмотреть с этой точки зрения, то революцией, как, может быть, это ни парадоксально прозвучит, оказывается сама столыпинская реформа. Большевики и большевистский вектор...
 

04 июня 2017 года


4 июня, 100 лет назад прозвучало знаменитое: "Есть такая партия!". Историки так описывают исторический контекст. После Февральской революции лидеры социалистов-меньшевиков были членами Петроградского Совета и в этом качестве выступали за активное сотрудничество Совета с Временным правительством. Заняв некоторые из министерских постов, социалисты активно проводили в жизнь элементы своей политической программы. Так, министр сельского хозяйства эсер В. М. Чернов легализовал право крестьян на необрабатываемые земли, несмотря на протесты землевладельцев; министр труда социал-демократ М. И. Скобелев ввел обязательное страхование здоровья промышленных рабочих, право профсоюзов на решение трудовых споров в суде и другие меры, существенно облегчавшие положение рабочих. Для Ленина же любая форма сотрудничества с правительством была предательством революции. Между тем, положение в стране продолжало неуклонно ухудшаться: в армии набирало силу дезертирство; в сельской...

30 мая 2017 года


Особенности характера русского человека, "душу русского народа", пытались уловить и описать многие мыслители. Ильин: "Свобода предполагает самоуважение, внутреннее достоинство, духовную стойкость… страстный темперамент и гармоничная природная свобода отличают образ русской души, причем темперамент проявляется не всегда, а естественная свобода — всегда". Бердяев: "Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам". А каково представление современных россиян о русском характере? Результаты всероссийского социологического исследования позволили проследить, как меняются мнения о ключевых качествах русского человека и степени их выраженности в зависимости от возраста респондентов. Оказывается представления о русском характере, распространенные среди людей старшего возраста и в молодежной среде — далеко не одно и то же. Характеристики,...
 

23 мая 2017 года


Народ — это не только определённое сообщество людей, связанных родственными отношениями и языком как средством общения. Одновременно с языком — объективно и стихийно — формируется народность, представляющая собой субъективно-объективное множество отличительных духовных и материальных качеств, черт и признаков, которые порождаются в процессе жизни данного народа. Такие категории, как нация, народность, национальная идея, — это онтологические, бытийственные категории. Ткань понятий, значений, смыслов, отражающих разностороннюю жизнь народа, выражаемых с помощью языка; стереотипы поведения в семье, обществе; этические нормы, эстетические вкусы, народные формы искусства и др. образуют как бы ореол, сопутствующий бытию народа и свидетельствующий тем самым о его самобытности и оригинальности. Не обладай народ, нация народностью (если можно представить себе такую фантастическую картину), то есть если бы не было у народа самобытной духовной и материальной жизни,...

23 мая 2017 года


Часто можно слышать о том, что Россия представляет собой единый культурный мир и что все народы, входящие в нее, составляют одну своеобразную, непохожую ни на Европу, ни на Азию цивилизацию. Однако как правило это не выходит за рамки публицистических эмоциональных деклараций. Вместе с тем еще в начале ХХ века группой российских ученых-эмигрантов (П.Н.Савицкий, Н.С.Трубецкой, Г.В.Вернадский, Н.Н.Алексеев, Л.П.Карсавин, Э.Хара-Даван и др.) была разработана научная концепция, которая, опираясь на анализ географически-климатических особенностей российско-советского пространства, культурной жизни его народов и их исторических традиций, доказывала существование евразийской цивилизации. Концепция эта получила название евразийство. Какие же аргументы выдвигали создатели евразийства? Прежде всего, они исходили из того, что Россия представляет собой единую географическую ойкумену. Евразийцы вслед за представителем русской географической школы XIX века профессором В.Ламанским...
 

↓  Ещё публикации  ↓