< Август 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Подписка rss
Поиск Поиск
Русский — кровь или культура?

17 июня 2013 года
Закладки

В последние десятилетия все большее значение приобретает проблема идентичности. Это явление имеет общемировой характер. Для Русской цивилизации оно особенно актуально, учитывая те потрясения, которые нам пришлось пережить в ХХ веке. Но мы снова пытаемся обрести точку опоры, нащупав свою исконную — русскую — идентичность.

При этом возникает закономерный вопрос: а что же такое русскость и как ее определить? Спектр возможных взглядов на эту центральную проблему очень широк, но я отмечу две крайние позиции:

  • 1. Русскость — это только гражданство. 
    2. Русскость — это только русская кровь. 

Первый взгляд чреват аморфным "россиянством" по факту наличия паспорта гражданина России. Второй взгляд чреват крайним национализмом с расовым уклоном ("бей таких-то"). Оба взгляда из благих побуждений ведут к трагедии.

Между тем даже в таком болезненном вопросе все обстоит очень просто, но для этого необходимо строго логически разложить все по полочкам. Предлагаю это сделать, используя категории Аристотелевой логики, блестяще изложенные также святым Иоанном Дамаскиным — одним из отцов Церкви.

Итак, поскольку русскость относится и к отдельному человеку, и к обществу в целом, то необходимы два понятия: индивид и вид. Например, Павел, Петр, Андрей — это индивиды, а человек — это вид. Вид есть общее, индивид — частное. Вид заключает в себе индивиды и имеет бóльшую общность, т.к. обнимает многие индивиды.

Если какая-то характеристика принадлежит одному виду, то называется свойством. Свойство есть то, что принадлежит одному виду, всему и всегда, и допускает обращение. Например, способность говорить. В самом деле, всякий человек способен говорить, и всякое существо, способное говорить, есть человек. Другой пример: паспорт гражданина РФ. В самом деле, всякий гражданин РФ имеет паспорт РФ, и всякий, имеющий паспорт РФ, есть гражданин РФ. Значит, для граждан РФ наличие паспорта РФ есть свойство.

Однако существует и другая характеристика, которая называется акциденцией. Акциденция (лат. accidentia — случай) есть то, что характеризует многие предметы, в общем случае различающиеся по виду. Она может и принадлежать предмету, и не принадлежать ему. Например, если мы видим Ивана с голубыми глазами, то это индивид Иван, принадлежащий виду человек. Свойством будет все то, что всегда принадлежит человеческому виду, — наличие души, способность говорить и т.п. Акциденциями будут являться случайные признаки, не обязательные для всего вида: голубоглазость, курносость, кудрявость и т.п.

В зависимости от того, чтó мы примем в качестве вида, мы будем получать разные свойства, и некоторые акциденции могут перейти в свойства. То есть то, что для более общего вида было случайным (акциденцией), для менее общего может стать свойством. Например, если для вида человек мужские половые органы являются акциденцией, т.к. у человека они могут быть, а могут и не быть, то для вида мужчина — свойством, ибо без них нельзя принадлежать к виду мужчина.

Теперь применим эти категории к проблематике русскости, понимая под нею такое состояние, когда человек является кирпичиком Русской цивилизации, носителем русского цивилизационного кода (я пытался очертить его в статье "Кто мы? (наша идентичность)"), строителем великого Русского государства. В этом смысле выполнить анализ того, как к русскости относятся кровь и культура, совсем просто.

Итак, чтó для вида русский есть русская культура? Очевидно, что, не принадлежа к русской культуре, русским быть невозможно. Но означает ли принадлежность к русской культуре принадлежность к виду русский? Да, означает, об этом

свидетельствует вся наша история: все те, кто принадлежал к русской культуре, ощущал общность судьбы и чувствовал себя одним целым с Русским народом, всегда считались русскими вне зависимости от происхождения.

Итак, поскольку принадлежность к русской культуре принадлежит виду русский и допускает с ним обращение, то является свойством (см. определение).

Чем же будет для вида русский такая характеристика, как "русская кровь"? Означает ли наличие "русской крови" принадлежность к виду русский? Не обязательно. Например, если русские родители уехали в США и там у них родились и выросли дети, то эти дети будут уже почти американцами, а у их детей русского совсем не останется. Значит, наличие "русской крови" не обязательно означает принадлежность к виду русский, а может принадлежать и другому виду.

Поставим теперь вопрос иначе: возможно ли, что русский не имеет "русской крови"? Да, возможен. Об этом говорят многочисленные случаи, когда представители наших малых этносов и народов становились русскими, не имея по происхождению "русской крови" (например, Сталин). Итак, поскольку наличие "русской крови" может и принадлежать представителю вида русский, и не принадлежать ему, то является акциденцией (см. определение).

Таким образом, мы установили, что для русских принадлежность к русской культуре — это свойство, без которого не может быть русского, а русская кровь — акциденция, которая может быть, а может и не быть. Акциденция весьма вероятная, равная доле в Русском народе людей "русской крови". Но — акциденция. Это хорошо видно на примере местных либералов—общечеловеков, которые, родившись и выросши здесь, к Русскому народу не принадлежат (хотя демагогически радеют за Русский народ).

Интересно и важно также то, что принадлежность к русской культуре и Русскому народу, которую мы установили как свойство вида русский, допускает обращение с определяемым нами видом русский. В самом деле, русский — это человек, который принадлежит к русской культуре и сознает себя частью Русского народа. Верно и обратное определение: если человек принадлежит к русской культуре и сознает себя частью Русского народа, то он — русский.

А значит, приведенная формулировка есть совершенное определение, ибо совершенство определения заключается в его способности к обращению.

На этом основании можно дать следующее определение русскости: русским является человек, принадлежащий к русской культуре и сознающий себя частью Русского народа. Это важнейший вывод, который получен строгим логическим путем, подкрепленным святоотеческим преданием. Интересующихся деталями отсылаю к "Философским главам" св. Иоанна Дамаскина (первые 17 глав, особенно — пятая).

Обратите внимание: в определении русскости нет "русской крови". Это — акциденция. В силу этого "степень русскости" никоим образом не зависит от происхождения, на чем паразитируют националисты с расовым уклоном, оправдывая свою радикальность большим числом мигрантов. При этом я вовсе не поддерживаю бесконтрольную "трудовую миграцию", усиливающую межэтническую напряженность. Но

отношение к приезжим должно зависеть не от того, где они родились (ибо это не препятствует тому, чтобы стать русским), а только от того, как они относятся к русской культуре. Отношение же к русской культуре не является прямым следствием их происхождения,

а обусловлено многими сопутствующими факторами, в том числе — тяжелым духовно-нравственным состоянием самого Русского народа. После всех катастроф ХХ века мы сами подзабыли родную культуру. Так чего же мы хотим от приезжих?

Никоим образом не снимая с них ответственности, все же считаю важнейшим делом возвращение нас самих к своим корням, и прежде всего — к Православной Вере. Русское государство с самого начала своего существования имело имперский полиэтнический характер. Таковым оно было, таковым оно должно быть. Именно это всегда и привлекало к нам наших соседей, становившихся своими и расширяющих наше Отечество. И если мы хотим возрождения, мы обязаны самым глубинным образом возвращаться в лоно родной культуры.

Только укрепляясь в собственной идентичности, можно рассчитывать на возрождение Святой Руси, которая объединит все наши этносы и народы.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...