< Декабрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подписка rss
Поиск Поиск
Информационное воздействие: благо или социальный детонатор

20 июня 2013 года
Закладки

От редакции "РН": Автор Фёдорова Ольга Николаевна — аспирант кафедры истории и политологии Морского государственного университета им. адм. Г.И.Невельского. Статья О.Федоровой "Роль информационно-психологической безопасности граждан в России" опубликована в журнале "Гуманитарные и социальные науки" №2 за 2012 год. Ниже приводится с незначительными сокращениями.

***

Особое место в информационной сфере общества занимают индивидуальное, групповое и массовое сознание людей, которое все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям, что в ряде случаев наносит ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушает моральные нормы жизни общества, приводит к дестабилизации социально–политической обстановки. Под информационно–психологической безопасностью понимается состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно–психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Защита индивидуального, группового и массового сознания граждан от противоправных информационных воздействий составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационно–психологической безопасности страны — этого относительно нового и еще недостаточно разработанного направления обеспечения информационной безопасности. Все это, естественно, может снизить устойчивость психики личности к различным информационным воздействиям.

Личность считается устойчивой, если она способна произвести критический анализ, оценку воспринимаемой информации и принять объективное решение на основе этой информации. В настоящее время наблюдается колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание. Современные и перспективные информационные технологии и средства позволяют практически неограниченно контролировать и управлять информационным воздействием на общественное сознание людей.

Проблему обеспечения информационно—психологической безопасности отечественные ученые стали изучать совсем недавно — в начале 2000–ых гг. <...> За последнее десятилетие заметно увеличилось количество исследований по проблеме информационно–психологической безопасности личности и влияния информационных технологий на сознание людей. Тем не менее, как для зарубежных ученых, так и для отечественных данный вопрос остается открытым для изучения.

Информационные технологии сегодня принесли огромное благо для человечества, определили будущее общества. Но в то же время в руках злоумышленников это и грозная опасность, страшное оружие. Главная опасность при этом — несанкционированный доступ (активный или пассивный) к источнику или потребителю (личности). Последнее и есть информационное воздействие на личность. В настоящее время именно информационное воздействие на человека и общество выходит на первый план. Развитие информации и, как следствие, развитие техники и технологий накладывает сильный отпечаток на внутренний и внешний мир человека, что, в свою очередь, отражается на уровне его информационной безопасности и защищенности. В психосоциокультурное пространство человека активно входят информационные технологии и зачастую человеку становится невозможно проследить за ходом их развития. В условиях информатизации общества информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, наконец, инструментом воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения.

Существуют огромные возможности информационного воздействия на личность с помощью современных средств массовой информации (СМИ). По существу,

сегодня СМИ практически единственная структура, через которую население ежедневно, ежечасно получает информацию о процессах в стране, регионе, мире, через которую буквально навязывают различные идеологические воззрения.

Поэтому нельзя не согласиться с тем, что сегодня СМИ в России могут выступить и в качестве силы, стабилизирующей обстановку в обществе, и в качестве детонатора социального взрыва.

Как известно, телевидение призвано информировать, просвещать и разлекать. Обращенное непосредственно к человеку и обществу, оно обладает огромной силой информационного воздействия на них. У нас в стране традиционно с момента возникновения телевидение стало выполнять еще и функцию "коллективного агитатора и пропагандиста". В связи с коммерциализацией СМИ, что характерно и естественно для рыночной экономики, со стороны телевидения на личность и общество обрушились поток рекламы, фильмы и передачи, пропагандирующие насилие, садизм, порнографию. Все это можно классифицировать как несанкционированный доступ к сознанию людей.

Непосредственное отношение к безопасности личности в информационном обществе имеет проблема обманутых вкладчиков. В период с 1992 по 1995 гг. от действий финансовых пирамид пострадали около 50 млн россиян. Эти люди, подавляющее большинство которых пожилого возраста, поверили тому информационному прессу, той массированной рекламе, тем "голубковым", которые с экранов и со страниц газет и журналов обещали людям сказочное обогащение.

Телерадиовещание сегодня может не только воздействовать на человека посредством донесения недостоверной информации, но и влиять на психофизиологическое здоровье личности. Люди проводят у телеэкрана значительное количество времени. В среднем жители больших городов каждый день тратят на просмотр телепрограмм по три часа. Таким образом, к 75 годам человек отдает телевидению 9 лет. Данное обстоятельство негативно сказывается на психическом здоровье человека, ведь известно, что телевизионное цветовое воздействие обладает прямым физиологическим влиянием вплоть до биохимического. Основное внимание специалисты сосредоточили на изучении ритмических вспышек голубого, красного и белого цветов. Эти вспышки приводят к нарушению нормального функционирования головного мозга. Таким образом, варьируя цветовой гаммой, используя различные виды модуляции, можно вызывать стресс, усталость, депрессию, угнетение половой функции и т.д. Психологами было выяснено, что при длительном просмотре телевизора человеческий мозг попадает в состояние легкого гипноза. 9% информации человек воспринимает осознанно, а 93% — на подсознательном уровне. Следовательно, специалисты, кроме основной информации, предназначенной для осознания ее человеком, могут передать неосознаваемую информацию в виде низкочастотных изменений яркости света, воздействующего на подсознание и психофизиологию данного человека.

Существуют методы создания целенаправленного скрытого негативного действия экрана телевизора на зрителей. Это воздействие выражается в том, что при определенном режиме смены яркости, цвета и ритмов звука происходит "навязывание" мозгу

 другой частоты ритма, что сбивает его "настройку" и вызывает сильные негативные эффекты. Широко известен случай, происшедший в Японии, когда у 700 детей во время просмотра по телевидению мультфильма "Карманные монстры" возникли эпилептические припадки. Двести восемь пострадавших пришлось госпитализировать. Причиной данного явления послужили ритмические вспышки голубого, красного и белого цветов. Известен также вирус 666, который вызывает ритмическую смену цветов на экране дисплея. Это приводит к изменению ритма сокращения сердца и в конце концов кровоизлиянию в мозг. Таким образом, телерадиовещательные и приемные устройства способны создавать неосознаваемую опасность для населения — энергетические виды опасности, влияющие на психофизиологию человека, а также информационные виды опасности, связанные с изменением параметров передаваемых сигналов и шумов.

Средства массовой информации формируют сознание "массового" человека нашего времени. Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию, становятся главным инструментом влияния в современном обществе. Для повышения эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные информационные технологии, которые помогают превратить публику в объект манипулирования. Массовый человек, упрощенный, усредненный, повышенно внушаемый, становится этим искомым объектом. Сознание массового человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами информации, образуют некий невидимый каркас из управляющих мнений, установлений, ограничений, который определяет и регламентирует реакции, оценки, поведение публики. В определенной мере Интернет сродни СМИ. Сегодня существует Интернет–журналистика, выпускаются Интернет–журналы и Интернет–газеты. Но Интернет является более универсальным и более глобальным средством воздействия, чем СМИ. Интернет сегодня становится весьма доступным и популярным. По статистическим данным в 2007 году насчитывалось приблизительно 400 млн пользователей интернетом по всему миру; для России эта цифра составляла 8,8 миллионов человек.

Российский сектор Интернета характеризуется постоянным ростом числа пользователей. В 2000 г. 37–38% российской аудитории пользователей интернета составляли молодые люди от 18 до 24 лет, и эта категория растет быстрее других. Наиболее пагубное влияние Интернет оказывает на психику, которая еще не полностью сформировалась. Увлечение компьютерными играми, которое широко охватило современную молодежь вызывает особую тревогу. Дети и подростки скачивают беспрепятственно из ресурсов Интернета игры враждебного характера, играют между собой через сеть в он–лайн режиме. Молодежь с еще не окрепшей психикой подвергается особой опасности воздействия на них виртуальной реальности, создаваемой такими играми. Из–за данного вовлечения в игру, подростки и дети могут потратить большое количество времени, просиживая за монитором компьютера. Таким образом, они выпадают из социума, становятся апатичными и пассивными к реальной жизнедеятельности общества.

К тому же производство и распространение интернет–игр относится к наиболее прибыльным и активным сферам бизнеса, и поэтому не следует ожидать, что эта сфера деятельности будет сокращаться или ограничиваться рамками. Общество и государство должны принять все возможные меры, включая и моральные, для защиты подрастающего поколения от пагубного влияния такого увлечения. Отдельные государства уже начали действовать в этом направлении. Так, министерство здравоохранения Таиланда сочло необходимым предупредить родителей, чтобы они со всей серьезностью подходили к выбору видеоигр и учитывали при этом возраст и эмоциональное состояние своих детей.

Как телевидение, так и компьютер, и Интернет могут вызвать у детей психические нарушения, психоэмоциональные проблемы, связанные с информационным воздействием на личность: у ребенка слабеет память; нарушается сон;

он хуже думает на уроках в школе, не может сосредоточиться; становится возбудимым, раздражительным, обидчивым.

Наиболее значимыми являются исследования ученых, в которых раскрывается влияние Интернета на состояние человека и, как следствие, формирование информационной зависимости от него. Интернет–зависимые люди преимущественно пользуются теми сервисами Интернета, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет–зависимые люди преимущественно пользуются теми сервисами Интернета, которые позволяют встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве, то есть большая часть интернет–зависимых людей пользуется сервисами, связанными с общением. Ученый К.Янг выделяет две группы среди интернет–зависимых: "висящие" на общении ради общения (91%) и "висящие" на информации. Интернет–зависимые люди пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); возможности творения виртуального героя (создания нового "Я"), что вызывает определенную реакцию окружающих; получения признания.

Интернет–зависимость можно сравнить с другими видами зависимостей, например от вредных веществ. Зависимым людям, в том числе от информации, свойственны такие черты, как крайняя несамостоятельность, неумение отказать, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, подчинение значимым людям. Опасность данной зависимости, виртуального социума состоит в том, что он для конкретного человека может заменить реальное общество живых людей. Увеличение числа таких людей может привести к распаду общества.

Существует особенность Интернета, имеющая принципиальное значение при рассмотрении вопросов информационно–психологической безопасности личности. Она связана с тем, что в сети Интернет отсутствует какой либо управляющий или контролирующий орган. Ответственность за помещаемую в Интернет информацию фактически не несет ни автор, часто анонимный, ни провайдер. Еще одной популярной темой является агрессивность хакеров, выражением которой становятся Интернет–преступления. От действий взломщиков компьютерных сетей страдают и крупные корпорации и люди в частности. Девиантное поведение в данном направлении может объясниться тем, что здесь люди выражают агрессивные тенденции, которые в принципе для них характерны и которым особенности виртуальной реальности (анонимность и физическая недоступность) позволяют проявить худшие стороны характера личности, когда в реальной жизни их сдерживает боязнь правосудия. По выражению К.Касперски, компьютерный мир из доброго сообщества быстро превратился в подобие социума, где нельзя оставлять ворота незапертыми, а за каждым углом может стоять человек с ножом.

Сегодня еще нет четко сложившейся системы регламентации правоотношений в Сети Интернет. В связи с тем, что ответственность за помещаемую в Интернет информацию фактически никто не несет. Это способствует проявлению худших качеств человека во вред окружающим через виртуальное пространство.

Как показывают опросы самих хакеров, на первом месте среди мотивов они называют познавательный (поработать на более мощном компьютере, узнать как работает та или иная программа); кроме того называются: корысть, стремление рассчитаться с работодателем, добиться признания своих способностей, выразить себя, пусть даже во вред окружающим. Информационные сети типа Интернет служат весьма удобной площадкой для подготовки и осуществления информационно–террористических и информационно–криминальных действий. В нем могут распространяться пропагандистские материалы преступных организаций, рецепты изготовления взрывчатых и ядерных веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, наконец, изощренных алгоритмов вскрытия шифров. Данная информация маскируется под научно–техническую информацию.

Итак, Интернет, как любое крупное изобретение человечества, может давать возможности как для развития, так и для стагнации и деградации личности.

Использование первой или второй из этих возможностей или же отказ от обращения к Интернет–деятельности как к средству изменения себя и своей жизни определяется задачами субъекта. Можно лишь констатировать, что человек меняется под влиянием деятельности, опосредованной Интернетом, причем меняется закономерно, в соответствии с внутренними и внешними условиями этой деятельности. Внутренние условия зависят от того, какой этап в развитии идентичности и развитии высших психических функций человек проходит с опорой на возможности данной среды; внешние — от форм психической активности, которые поддерживаются этой средой. Еще одной опасностью человека в информационном обществе становится терроризм. Террористические организации активно и эффективно используют достижения научно–технической и информационной революции — от средств массового уничтожения, транспорта и связи до новейших медийных и психологических технологий, регулярно опережая в этом государственные службы, противодействующие терроризму. Поэтому террористические угрозы в информационной сфере представляют очень серьезную проблему, актуальность которой будет только возрастать по мере развития и распространения информационно–коммуникационных технологий.

Использование террористами нестандартных средств нападения и сценариев повышает эффективность психологического воздействия на население за счет "новизны" и увеличивает вероятность успешной реализации за счет неготовности государственных антитеррористических структур и систем к их выявлению и отражению. Перспективной террористической технологией является осуществление компьютерных атак на критически важные информационно–управляющие системы с учетом их повсеместного распространения, а также объективных возможностей нанесения скрытого и удаленного воздействия.

В конце 90–х годов были сообщения о том, что члены некоторых исламских экстремистских организаций пытаются развить хакерские сети для оказания компьютерной поддержки и организации информационных войн в будущем. Были также неподтвержденные сообщения о том, что при атаке на Нью–Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года террористами–камикадзе система ПВО США была временно выведена из строя компьютерными хакерами "Аль–Каиды". По мнению сотрудников Международного института антитеррористической политики, террористы уже использовали или в состоянии использовать такие средства нападения, как компьютерные вирусы, "черви", "троянские кони" и "логические бомбы". В основе современных технологий пропаганды терроризма лежит прямое или опосредованное использование средств массовой информации (СМИ). Подавляющее большинство СМИ в настоящее время не предоставляет свои страницы или эфир террористам с учетом общественного мнения и законодательства своих стран. Однако в государствах с фундаменталистскими, левыми и гипертрофированно либеральными режимами такие СМИ всегда находятся ("Аль–Джазира" и т.д.), а остальные их в обязательном порядке цитируют. Здесь наблюдается объективное совпадение интересов террористов и СМИ; террористам нужно максимально широкое освещение их деятельности (вне зависимости от контекста), а СМИ нужны сенсации.

Технологии воздействия на сознание личности в информационном обществе террористическими организациями различны. Так, прямое использование СМИ в настоящее время реализуется, как правило, в глобальной сети Интернет, где в этом качестве выступают сайты террористических структур. Интернет является идеальной средой для деятельности террористов, поскольку доступ к ней крайне легок, потенциальная аудитория огромна, там легко обеспечить анонимность пользователей, эта среда никем не управляется и не контролируется.

Террористы адресуют свои сайты активным участникам, потенциальным членам, международной общественности (для формирования соответствующих настроений в обществе) и противникам (с целью их деморализации).

Особое внимание уделяется журналистам: на террористических сайтах постоянно публикуются пресс–релизы, а журналистам предлагаются контактная информация для связи. Сейчас в Интернете представлены все известные террористические группы, которые публикуют свои материалы более, чем на 40 различных языках. Типичный террористический интернет–сайт, как правило, содержит историю организации, обзор политических, экономических и социальных предпосылок возникновения организации, биографии лидеров, обоснование применения насилия, программу действий, хронику деятельности. На террористических сайтах часто организована торговля флагами, футболками, плакатами, значками, аудио– и видеозаписями соответствующей тематики.

К обсуждаемым в последнее время возможным террористическим технологиям относятся акции по непосредственному оказанию устрашающего воздействия на массовое сознание (без реализации классического теракта) с помощью информационного оружия и социальных технологий. Одним из наиболее успешных инструментов ведения психологической войны также стали террористические сайты. В них публикуются дезинформационные сообщения, новости, вызывающие панику и ощущение безнадежности у населения, фото– и видеоматериалы, внушающие ужас, например казни заложников. "Аль Каида" периодически публикует на своих сайтах угрозы и предупреждения о готовящихся террористических актах.

Технологии планирования сценариев терактов направлены на достижение максимального информационно–психологического эффекта от их проведения и базируются на хорошем знании социальной психологии и массовых коммуникаций. Террористические группировки, пытаясь показать незащищенность граждан в государстве, вызывая страх и сея панику в обществе, влияют на сознанию людей и манипулируют ими. Так, за период с 2001 по 2003 годы тысячи американских мусульман получали письма от представителей "Аль Каиды" с призывами присоединиться к джихаду против США, ссылками на сайты с детальными инструкциями о путях присоединения к террористам. После начала войны в Ираке многие европейские мусульмане также получили послания, призывающие их приехать в Ирак и принять участие в освободительной войне против США и их союзников. В настоящее время информационное общество характеризуется все возрастающей скоростью прохождения различных информационных потоков, во взаимодействие с которыми вступает человеческая психика, являющаяся одним из звеньев коммуникационных цепей.

Таким образом,

технические достижения двадцатого века предоставили качественно новые возможности средствам массовой информации, превращающимся в руках ограниченной части населения в мощный инструмент информационной экспансии.

Общество сегодня стоит на пороге очередного прорыва в области распространения информации благодаря расширяющимся всемирным сетям кабельного и спутникового вещания, а они, в свою очередь, способствуют появлению новых технологий информационно–психологического воздействия, которое не всегда положительно влияет на психологию людей.

Это выдвигает в качестве одной из первоочередных практических задач подготовку психики людей к глобальным информационным переменам, событиям, участниками которых они являются или могут явиться. Материалы исследований доказали необходимость теории информационных нововведений, поскольку население страны часто оказывается психологически не подготовленным к новшествам при создании информационного общества, знания психологических аспектов принятия решений в условиях информационного общества, а также разработки и создания эффективно функционирующих систем стратегического планирования в условиях современной информационно–технической среды.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...