< Сентябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Подписка rss
Поиск Поиск
"Ранен в голову. Машина горит. Иду на таран!"

30 июня 2013 года
Закладки

От редакции "РН": Сергей Турченко: "5 ноября 1941 года в боевые части германских ВВС поступил циркуляр рейхсмаршала Геринга, который требовал: "…не приближаться к советским самолетам ближе, чем на 100 метров во избежание тарана". Такое решение было принято по указанию Гитлера после длительного "уламывания" командиров авиационных частей, считавших подобную "тактику" унизительной для прославленных асов рейха. Ведь совсем недавно сам фюрер говорил им: "Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне — это оружие могущественных людей, германская форма боя". "Никто и никогда не сможет добиться преимущества в воздухе над германскими асами!" — вторил командующий фашистскими ВВС Геринг. Но воздушные тараны первых дней войны заставили забыть эти хвастливые речи. И это было первое посрамление "германской формы боя" и первая моральная победа советских летчиков. До 22 июня 1941 года фашистским летчикам не приходилось встречаться в Европе с таким тактическим приемом как воздушный таран. Зато в первый же день нападения на СССР "Люфтваффе" потеряли сразу 16 самолетов в результате таранных атак советских летчиков".

Профессор Военной гуманитарной академии полковник Юрий Рубцов: "Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы — самый тяжёлый период войны. До сих пор бытует мнение, что таран — это некий фатальный акт самопожертвования. Но вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался "Таран": "Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем стремительнее его рефлексы… Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины".

Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. ... Видный английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в книге "Красные соколы", изданной в Лондоне, пишет: "Имелось немало случаев, когда советские летчики-истребители таранили вражеские самолеты, но вопреки распространенному мнению это не было жестом отчаяния, а хладнокровно продуманным приемом боя, требовавшим высочайшего мастерства и стальных нервов… Хотя немецкие истребители Ме-109 и Ме-110 обладали большей скоростью, чем И-16 и И-153, советские летчики умело использовали лучшую маневренность своих самолетов на виражах. Когда русский пилот оказывался в трудном положении в воздушной схватке, он закладывал крутой вираж и на полной скорости устремлялся на ближайший "мессершмитт"… Эта тактика обычно срабатывала, нервы немцев не выдерживали, и они сразу выходили из боя. Или гибли, что случалось чаще всего"". 

Вот подробнее о таких боях и героизме советских воинов, их судьбах рассказывается в статье авторов из Твери Мальгина Александра Семеновича — преподавателя Военной академии воздушно-космической обороны, полковника в отставке, кандидата военных наук, профессора, и Мальгина Михаила Александровича — старшего научного сотрудника научно-исследовательского института МО РФ, подполковника, кандидата военных наук, опубликованная в Военно-историческом журнале №4-5 2005 года (ниже приводится с незначительными сокращениями ссылочного аппарата).

***

Героизм советских людей в годы войны явился одним из главных источников победы в ожесточенной схватке с германским фашизмом, отражением морального состояния широких народных масс, патриотизма и любви к своей Родине, готовности защищать ее в любых условиях боевой обстановки, несмотря на угрозу собственной жизни. Так, в частности, действовали и советские военные летчики. Таранный удар летчика-истребителя по вражескому самолету, когда все другие средства и способы исчерпаны или невозможны, есть свидетельство исключительной отваги, мужества, героизма, самоотверженности и верности своему воинскому долгу.

Уничтожить врага, а самому остаться живым и спасти свой истребитель, чтобы бить врага и дальше — это не только воинское мастерство летчика, но и твердый расчет, бесстрашие, готовность идти на смертельный риск.

За годы войны советские летчики совершили более 500 таранов вражеских самолетов. Более 20 летчиков совершили такой таран дважды, а один из летчиков совершил его даже 4 раза и при этом остался жив.

***

ПЕРВЫЕ ЛЕТЧИКИ-ИСТРЕБИТЕЛИ — ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

В истребительной авиации Военно-воздушных сил первыми Героями Советского Союза стали летчики-истребители М.П.Жуков, С.И.Здоровцев и П.Т.Харитонов 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии (Северный фронт).

Младший лейтенант Харитонов Петр Тимофеевич 27 июня 1941 года в районе г. Остров Псковской области в воздушном бою таранным ударом сбил вражеский бомбардировщик, а затем благополучно приземлился на своем аэродроме. Командир звена младший лейтенант Здоровцев Степан Иванович 28 июня 1941 года в воздушном бою с тремя немецкими бомбардировщиками израсходовал весь боезапас и затем тараном сбил вражеский самолет, после чего благополучно приземлился на аэродроме. Младший лейтенант Жуков Михаил Петрович 29 июня 1941 года в воздушном бою над Псковским озером после израсходования боеприпасов тараном сбил вражеский бомбардировщик, а затем успешно совершил посадку на своем аэродроме.

Всем троим летчикам-истребителям за мужество и героизм при выполнении воинского долга 8 июля 1941 года было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

***

ИВАН ИВАНОВИЧ ИВАНОВ — ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

 

Документально установлено, что воздушный таран вражеского самолета буквально в первые часы войны совершил летчик-истребитель старший лейтенант Иван Иванович Иванов. В 1934 году он окончил военную авиационную школу пилотов, а в 1939—1940 гг. принимал участие в Советско-финляндской войне.

К началу Великой Отечественной войны старший лейтенант Иванов служил командиром звена 46-го истребительного авиационного полка 14-й истребительной авиационной дивизии (Юго-Западный фронт). В 1940 году в аттестации на командира звена И.И.Иванова отмечено: "Волевые качества: инициативен, решителен, требователен к подчиненным и к себе... тактически грамотен. Должности командира звена соответствует, достоин по личным способностям продвижения на [должность] помощника командира эскадрильи с присвоением воинского звания капитана".

Ранним утром 22 июня 1941 года в полку была объявлена боевая тревога, и все летчики, в том числе и командир звена Иванов, вскоре были уже на аэродроме и в самолетах. После знакомой команды "На вылет!" вдруг неожиданно с командного пункта прозвучало: "В воздухе немецкие самолеты! Внимание! На перехват! Квадрат...". Это была уже война, о возможности которой накануне предупреждали командиры на разборе полетов по учениям. Три машины быстро взмыли в воздух, уверенно набирая высоту. Вскоре отважная тройка под командованием Иванова обнаружила шесть немецких бомбардировщиков типа "Хейнкель-111", которые уже бомбили советскую землю.

Командир звена построил своих ведомых в правый пеленг и ринулся сверху на бомбардировщик с черной свастикой. Затрещали пулеметы истребителей, противник тоже ответил огнем. Один из "хейнкелей" задымил, остальные, беспорядочно сбрасывая бомбы, стали разворачиваться и уходить в западном направлении. Ведомые вскоре пошли на свой аэродром — кончалось горючее. После их посадки Иванов тоже стал разворачиваться в направлении своего аэродрома, одновременно наблюдая за воздушной обстановкой. И тут он обнаружил, что один из вражеских бомбардировщиков развернулся и направляется в сторону аэродрома. Немецкий летчик решил использовать момент, когда истребители сядут, чтобы нанести удар по самолетам прямо на аэродроме. Иванов этот маневр разгадал, но не мог допустить его осуществления, не хотел видеть, как бомбят его товарищей, которые не успели бы даже подняться на крыло. И хотя у Иванова весь боезапас был израсходован, горючее тоже было на исходе, он ринулся навстречу немецкому бомбардировщику — нужно было его уничтожить любой ценой, даже ценой собственной жизни. Мгновение — и истребитель ударился в тяжелый "Хейнкель-111", который вскоре врезался в землю. Малая высота не позволила советскому летчику выброситься с парашютом, да, видимо, и самолет был сильно поврежден. Летчик погиб.

Особый интерес представляет тот факт, что этот один из первых таранов в начале Великой Отечественной войны был совершен почти над тем самым местом, где в августе 1914 года русский военный летчик штабс-капитан Петр Нестеров,

применив впервые в мире таран, сбил 2-местный австрийский самолет-разведчик.

В служебном списке командира звена И.И.Иванова записано: "Погиб при таране фашистского самолета Хе-111 в 4 часа 25 минут утра 22 июня 1941 года". Это был, уж если не первый, то наверняка один из самых первых таранов советских летчиков в первые часы войны. Звание Героя Советского Союза И.И.Иванову было присвоено посмертно 2 августа 1941 года. На его родине, в городе Фрязино Московской области, установлен бюст героя. Кроме того, именем Иванова названа улица в городе Щелково, а также средние школы в городах Фрязино и Дубно Ровенской области. В Дубно установлена также памятная стела, а у села Загороща Ровенского района Ровенской области, непосредственно на месте падения самолета после тарана — обелиск.

Скульптура лётчика и мальчика, который пускает игрушечный самолёт. Памятник И.И.Иванову на его родине (Фрязино, Московская область).

***

ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ БУТЕЛИН — БОИ ПОД ЛЬВОВОМ

 

Буквально в первые часы войны совершил воздушный таран над своим аэродромом в районе города Львова младший лейтенант Бутелин Леонид Георгиевич, командир звена 12-го истребительного авиационного полка Юго-Западного фронта. В листовке того времени под крупным заголовком "Пожертвовал жизнью, чтобы спасти свой аэродром" был помещен следующий текст: "На наш аэродром налетели вражеские бомбардировщики. Младший лейтенант Бутелин первым поднялся в воздух и вступил в бой. Смелая атака Бутелина увенчалась успехом: рухнул на землю немецкий самолет, подожженный Бутелиным. Отважный летчик заметил, что другой фашистской бомбардировщик заходит бомбить аэродром. Все патроны Бутелин израсходовал, но он вихрем ринулся навстречу вражескому самолету и протаранил его. Фашистской самолет взорвался, не причинив вреда аэродрому и складам горючего...".

В историческом формуляре 12-го истребительного авиационного полка об этом подвиге летчика Бутелина записано так: "22 июня 1941 года в 5 часов 15 минут командир звена младший лейтенант Леонид Георгиевич Бутелин осуществил таран на самолете И-153, отрубив винтом хвостовое оперение немецкого самолета Ю-88 в районе аэродрома Бовшев Станиславского авиаузла...".

Очевидцем этого короткого боя над деревней Немшин спустя немногим более часа после начала войны был местный крестьянин Михаил Федорович Белоус. Он обнаружил место падения самолета и из кабины вынес тело погибшего пилота. На окровавленном комсомольском билете и на конверте с письмом от любимой девушки удалось прочесть фамилию отважного летчика. К сожалению, данные о награждении летчика Леонида Бутелина пока не обнаружены.

***

Как показали поиски и исследования еще в годы войны, а также в послевоенное время, буквально в первый день войны смело пошли на таран вражеских самолетов командир звена младший лейтенант Д.В.Кокорев (в районе города Замбров в Западной Украине, награжден орденом Красного Знамени),

Дмитрий Васильевич Кокорев родился в 1918 году в деревне Юрьево ныне Пителинского района Рязанской области. Русский. Член ВКП(б) с 1941 года. Окончил аэроклуб и военную авиационную школу пилотов. Командир звена 124-го истребительного авиационного полка (9-я смешанная авиационная дивизия, Западный особый военный округ) младший лейтенант Кокорев Д.В. 22 июня 1941 года в 4.15 вылетел во главе звена истребителей МиГ-3 на перехват большой группы немецких бомбардировщиков. В воздухе они обнаружили 27 самолётов противника и атаковали их. Наши лётчики заставили врага повернуть назад, но при этом израсходовали почти все боеприпасы. При возвращении на свой аэродром они увидели горящие бензосклад и стоянки самолётов и уходящий на запад фашистский воздушный разведчик Do-215 (по другим данным Ju-88). Кокорев бросился вслед за ним. Сблизившись с "дорнье", он пошёл в атаку, но боеприпасы были на исходе и сбить врага не удалось. Тогда Кокорев принял решение таранить. Подойдя вплотную к противнику, он винтом своего истребителя разрушил стабилизатор вражеского самолёта. "Дорнье", перейдя в крутое пикирование, рухнул на землю. От удара Кокорев на короткое время потерял сознание. Струя свежего воздуха сквозь разбитый фонарь привела его в чувство. Сбросив разбитые очки, он вывел самолёт в горизонтальный полёт и посадил его на фюзеляж на небольшой площадке в районе города Замбров (Западная Украина). Награждён орденом Красного Знамени. 7 июля в составе полка перелетел под Москву. Затем воевал под Ленинградом. Летал на сопровождение бомбардировщиков. В воздушных боях сбил ещё 3 самолёта противника. Был принят в ВКП(б) с сокращённым кандидатским стажем. 12 октября 1941 года вылетел на сопровождение бомбардировщиков, которым была поставлена задача разбомбить аэродром Сиверская. Удар был неожиданным и взлететь успел только один Me-109. Когда наши бомбардировщики уже повернули назад, Кокорев заметил, что замыкающий Пе-2 атакует "мессершмитт", и бросился ему наперерез. Он открыл огонь и сбил врага, но сам попал под огонь зениток и погиб. Всего совершил более 100 боевых вылетов, сбил 5 самолётов противника.

командир звена лейтенант П.С.Рябцев (над городом Брестом),

Пётр Сергеевич Рябцев. (Родился в 1915 году в Макеевке Донецкой области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1940 года. 22 июня 1941 года в 10.00 в составе четвёрки истребителей И-153 под командованием капитана Мажаева Н.П. над Брестской крепостью вступил в бой с 8 истребителями противника Me-109. Концу боя Рябцев израсходовал весь боезапас. Не считаясь с опасностью, повёл свой самолёт на "мессершмитт" и таранным ударом сбил его. Приземлился на парашюте. Заместитель командира эскадрильи лейтенант Рябцев П.С. 31 июля 1941 года в районе аэродрома Едрово под Ленинградом на самолёте Як-1 (заводской №1919) вступил в бой с группой истребителей противника Me-109. В ходе боя на высоте 30 м его самолёт был атакован с разных направлений тремя "мессершмиттами" и сбит. Рябцев погиб. 6 мая 1965 года награждён орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно)). 

заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А.И.Мокляк (в районе госграницы на Юго-Западном фронте), штурман эскадрильи лейтенант С.М.Гудымов (у западной границы СССР),

Гудимов Степан Митрофанович. Родился в 1913 году в деревне Ягодное ныне Камышинского района Волгоградской области. Русский. Член ВКП(б). Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на Сталинградском тракторном заводе. В РККА с 1934 года. Окончил авиационную школу лётчиков. Участник освободительного похода в Западную Белоруссию и Бессарабию. Заместитель командира эскадрильи 33-го истребительного авиационного полка (10-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 4-й армии, Западный особый военный округ) лейтенант Гудимов С.М. на рассвете 22 июня 1941 года вылетел в составе эскадрильи на самолёте И-16 на отражение налёта немецкой авиации на свой аэродром около города Кобрин Брестской области. В воздухе наши лётчики встретили 20 He-111 в сопровождении небольшой группы Me-109 в вступили в бой. Вскоре к ним присоединились остальные 3 эскадрильи, возвращавшиеся с патрулирования. В этом бою противник потерял 5 самолётов. Один "хейнкель" сбил Гудимов. Когда кончились боеприпасы, пошёл на таран другого. Сам выбросился с парашютом, но стропы зацепились за обломки самолёта. Гудимов погиб. Это произошло в 5.20. Посмертно награждён орденом Отечественной войны 2 степени.

В городском парке в Пружанах (Брестская область, Белоруссия) установлен памятник Гудимову. Его имя присвоено одной из улиц города.

командир эскадрильи капитан А.С.Протасов (на западной границе СССР),

Капитан Анатолий Сергеевич Протасов.  Родился 1 марта 1909 года в посёлке Княжевка Саратовской области. Русский. Член ВКП(б) с 1928 года. Окончил 5 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем в железнодорожных мастерских. В 1929 году в числе двадцатипятитысячников направлен в село под Пугачёв председателем одного из первых колхозов - "Пролетарского". В РККА с июня 1932 года. В 1935 году окончил 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов имени К.Е.Ворошилова. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, за что награждён орденом Красной Звезды. Командир эскадрильи 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (11-я смешанная авиационная дивизия, Западный особый военный округ) капитан Протасов А.С. 22 июня 1941 года в 6.50 по приказу командира вылетел с аэродрома Черляны (45 км юго-западнее города Лида) во главе звена СБ на разведку. Едва наши самолёты сделали круг над аэродромом, как показалась 6 девяток тяжелых истребителей Me-110, шедших на высоте 300 м на штурмовку аэродрома. Протасов направил свой бомбардировщик на ведущего первой девятки и сам погиб при таране. Вместе с ним погибли члены экипажа: штурман лейтенант Ярулин А.К. и стрелок-радист сержант Бесарабов.

командир звена младший лейтенант Е.Панфилов (в районе своего аэродрома), заместитель командира эскадрильи старший политрук А.С.Данилов (в районе города Лида в Белоруссии),

Комиссар эскадрильи Андрей Данилов, сбивший 2 вражеских самолёта. Расстреляв все патроны, он направил свой истребитель на фашистские машины. Сблизившись с одной из них, таранил её, совершив тем самым высший акт воинской доблести. Трижды раненный, он посадил изрешечённую "Чайку" прямо в поле на фюзеляж. Андрей Данилов тогда не вернулся на свой аэродром, поэтому мы считали его погибшим. Какова же была радость, когда узнали, что он жив. О подробностях подвига комиссара впоследствии сообщили очевидцы — офицеры понтонного батальона. Данилов, оправившись от ран, некоторое время спустя вновь вернулся в боевой строй. Он прошёл всю войну, храбро сражался с фашистами на многих фронтах. Кстати, об этом воздушном бое, происшедшем в первые минуты Великой Отечественной войны, газета "Красная Звезда" рассказала в одном из номеров в июле 1941 года. На первой странице опубликован Указ о награждении авиаторов, отличившихся в первый день в боях с немецко - фашистскими захватчиками. Среди них есть и участники того трудного воздушного боя (из воспоминаний Героя Советского Союза Константина Михайловича Трещева).

летчик лейтенант И.И.Ковтун (в районе города Стрый, Западная Украина) и многие другие.

Именно о таких летчиках и писал в годы войны известный советский писатель

А.Н.Толстой: "Советский летчик никогда не уклонится от боя, и чем ближе к нему опасность, тем расчетливее его движения, тем стремительнее его рефлексы. Стремясь во что бы то ни стало не дать врагу уйти, советские летчики создали новую форму атаки,

фашисты не осмеливаются ее применять. Я говорю о таране в воздухе врага при условии не только сохранения своей жизни, но и в некоторых случаях — своей машины".

***

ВИКТОР ТАЛАЛИХИН — ПЕРВЫЙ НОЧНОЙ ТАРАН

Виктор Талалихин, лето 1941 

7 августа 1941 года заместитель командира эскадрильи младший лейтенант Виктор Талалихин в воздушном бою на подступах к Москве впервые в истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран немецкого бомбардировщика "Хейнкель-111". После тарана истребитель потерял управление и летчик Талалихин успел выброситься с парашютом и благополучно приземлился. Утром вместе с командиром эскадрильи и другими летчиками он приехал к месту падения бомбардировщика "Хе-111". Там они увидели останки четырех немецких летчиков, один из которых был подполковником, награжденным железным крестом.

8 августа Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Известие об этом необычном подвиге быстро распространилось среди советских авиаторов. В приказе наркома обороны СССР отмечалось: "Личное бесстрашие и героизм, проявленные товарищем Талалихиным, должны служить примером доблести и героизма для всего личного состава Советской армии". 27 октября 1941 года Виктор Талалихин погиб в воздушном бою над городом Подольском. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Москве ему установлен бюст, а в Подольске — памятник. Во многих городах страны (Борисоглебск, Королев, Волгоград и др.) именем героя названы улицы. Приказом наркома обороны СССР В.Талалихин зачислен навечно в списки своей воинской части.

Памятник летчику В.Талалихину в Подольске

***

АЛЕКСЕЙ КАТРИЧ — ПЕРВЫЙ ВЫСОТНЫЙ ТАРАН

10 августа 1941 года, буквально через три дня после ночного тарана В.Талалихина, в небе на подступах к Москве появился немецкий самолет-разведчик. Он летел на большой высоте и был уверен, как и другие фашистские летчики, в том, что на такой высоте их не достанут ни снаряды зенитной артиллерии, ни истребители. В этот день на боевом дежурстве находился командир эскадрильи лейтенант Алексей Катрич, летчик 12-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Московской зоны ПВО. По приказу с командного пункта корпуса лейтенант А.Катрич на истребителе МиГ-3 стремительно взмыл в воздух и довольно быстро обнаружил немецкого разведчика по инверсионному следу. Советский летчик зашел в хвост фашисту и с короткой дистанции ударил по нему из всех трех пулеметов. Стрелок немецкого разведчика ответил интенсивным, но беспорядочным огнем. Наш истребитель при этом не был поврежден. А.Катрич метким залпом уничтожил вражеского стрелка. Теперь нужно было уничтожить пилота. Когда перекрестие прицела истребителя легло на кабину разведчика, А.Катрич нажал на гашетку, но... пулеметы его молчали — боезапас кончился. А ведь враг был совсем рядом, и достаточно было бы всего десятка патронов, чтобы расстрелять его в упор.

В это мгновение летчик думал только об одном: надо действовать быстро и решительно, иначе враг уйдет с полученными разведданными. Катрич понимал: в этой ситуации только таран может решить исход поединка.

При этом лучше нанести удар по хвосту, отрубив рули управления. К тому же такой удар менее опасен и для истребителя.

Истребитель А.Катрича приблизился к немецкому разведчику буквально на несколько метров под небольшим углом и затем нанес удар винтом по хвосту! Истребитель потянуло влево и на нос, но А.Катрич сумел поднять его вверх и сделал отворот. Этим маневром он избежал столкновения с разведчиком по инерции движения, иначе гибель истребителя была бы неизбежна. Вражеский разведчик сначала накренился вправо, потом перешел в пике и стал стремительно падать вниз. Высота была довольно большой: около 9000 метров. Самолет ударился о землю и взорвался. А.Катрич начал медленно и плавно планировать к земле, зная, что самолет все же имеет повреждения и надо вести его аккуратно. Он благополучно приземлился, друзья и командиры поздравили его с такой блестящей победой. Когда осмотрели самолет, то оказалось, что у него только слегка погнуты концы лопастей винта. Это был первый высотный таран немецкого самолета, и Алексей Катрич выполнил его хладнокровно и мастерски, сохранив и свою жизнь, и истребитель. За этот героический подвиг А.Катрич был награжден орденом Красного Знамени.

12 сентября 1941 года А.Катрич на подступах к Москве таранным ударом снова сбил немецкий бомбардировщик, при этом он снова сумел благополучно приземлиться на своем аэродроме. 28 октября 1941 года лейтенанту А.Н.Катричу за мужество и героизм, высокое летное мастерство было присвоено звание Героя Советского Союза. А.Катрич был одним из первых советских летчиков, совершивших таранный удар по противнику в воздухе дважды, причем один таран был высотный (около 9000 метров).

Старший лейтенант А.Н.Катрич в кабине своего истребителя. Всего за время войны он совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 5 самолётов противника лично и 9 в группе. После войны командовал авиаполком, а затем дивизией. В 1950 г. окончил с отличием Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 г.  Военную академию Генерального штаба. Был командующим Воздушной армией, а затем заместителем Главкома ВВС по боевой подготовке. В 1965 г. ему было присвоено звание "Заслуженный военный лётчик СССР". В 1972 г. генерал-полковник авиации Катрич был назначен 1-м заместителем министра Гражданской авиации. Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

***

НИКОЛАЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ ГРУНИН

Н.Л.Грунин. Родился 24 апреля 1917 года в деревне Акулово ныне Серпуховского района Московской области. Русский. Окончил военную авиационную школу пилотов. Погиб 16 сентября 1942 года при выполнении боевого задания. Похоронен на Успенском кладбище, 2 км юго-зап. пос. Левашево, Ленинградской области.

В дни обороны Москвы от налетов немецкой авиации, 9 сентября 1941 года, старший лейтенант Грунин Николай Леонтьевич, летчик-истребитель 124-го истребительного авиационного полка, тараном сбил вражеский бомбардировщик "Юнкерс-88". От удара истребитель потерял управление, и Грунин был вынужден выброситься с парашютом. Приземление произошло успешно. Этот бой произошел в районе г. Тулы. Старший лейтенант Н.Л.Грунин был награжден орденом Красного Знамени.

Экипаж сбитого вражеского бомбардировщика успел выброситься и приземлиться с парашютами. Командир экипажа, надменный и наглый нацист, видимо многократно безнаказанно бороздил небо Западной Европы, сея смерть и разрушения. Подбирая слова и коверкая их,

он с акцентом медленно говорил: "С советскими летчиками мы встретились впервые. Мы поражены их мужеством и бесстрашием. О таранах мы слышали, но не верили в их осуществление. Какая это страшная вещь!".

Это свидетельство врага было не просто комплиментом в адрес советских летчиков, а объективной оценкой противника, на себе испытавшего таран.

Немецкие летчики, — пилот унтер-офицер Рудольф Лёзер, штурман и командир экипажа лейтенант Фридрих-Карл Винклер, радист ефрейтор Фриц Бём и стрелок обер-ефрейтор Герхард Вальтер, — входили в состав 2-й эскадрильи 11-й группы дальней разведки Люфтваффе. Они должны были выполнить особо важное задание по разведке железнодорожных путей на участках Вязьма-Калуга-Тула, Тула-Заокское, Мордвес-Узловая, Узловая-Тула, Тула-Дубна, Тула-Орел и Орел-Брянск. Обескураженные неожиданным пленением, немцы угрюмо отвечали на вопросы и, явно опасаясь за свою жизнь, с подобострастием отзывались о русских летчиках: "С советскими летчиками встретились впервые. Мы поражены их мужеством и бесстрашием. О таране слышали, но не верили в его осуществление. Какая это страшная вещь!". Однако немцы тогда лукавили. Только недавно, из немецких документов, хранящихся в Военном архиве г. Фрайбург, стало известно, что экипаж этого "юнкерса" уже не в первый раз вел бои с советскими летчиками и даже пережил однажды одну таранную атаку. Ещё 15 июля 1941 года этот злополучный "юнкерс" на дальних подступах к Москве подвергся таранной атаке истребителя ЛаГГ-3 капитана Г.Ф.Копытина, летчика 233-го истребительного авиаполка. К сожалению, при попытке таранить "юнкерс", Копытин врезался в землю и погиб. Как и почему это произошло, мы уже вряд ли узнаем. А немецкий экипаж на допросе, естественно, промолчал об этом… Таким образом, сам того не ведая, Николай Грунин отомстил врагам за гибель своего крылатого побратима. (Олег Каминский).

***

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА ЗЕЛЕНКО — ЕДИНСТВЕННАЯ ЖЕНЩИНА, СОВЕРШИВШАЯ ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН

 

Е.Зеленко  — курсант авиашколы

В истории Великой Отечественной войны есть такой беспрецедентный факт — воздушный таран, совершенный женщиной. Осуществила его Екатерина Ивановна Зеленко, заместитель командира эскадрильи 135-го бомбардировочного полка.

Об этой женщине стоит сказать особо. Она одна из первых женщин — военных летчиков страны и к тому же была единственной женщиной среди летчиков, участвовавших в Советско-финляндской войне.

Старший лейтенант Зеленко во время финской кампании

За боевые подвиги Е.И.Зеленко была награждена орденом Красного Знамени. Накануне Великой Отечественной войны в качестве летчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новые самолеты Су-2.

12 сентября 1941 года Екатерина Зеленко вылетела на боевое задание по ведению разведки, причем не на своем самолете (ее машина была повреждена), а на самолете командира полка. Она командир экипажа, лейтенант Н.Павлык — летчик-наблюдатель. В паре с ней ушел в полет и капитан Лебедев. Через некоторое время самолет Лебедева вернулся на свой аэродром — его преследовала группа немецких "мессершмиттов". Но летчик все-таки сумел посадить изрешеченную пулями машину, плоскости которой почти отваливались. Самолет Екатерины Зеленко "мессершмитты" взяли в кольцо. Их было семь, а Екатерина оказалась одна. Один из "мессеров" попал в прицел Кати, она нажала гашетку — "мессер" сразу же загорелся. Но тут же и самолет Е.Зеленко оказался подбитым. Она приказала лейтенанту Н.Павлыку, у которого кончился боезапас, покинуть самолет. Этот воздушный бой происходил над нашей территорией, и Павлык, выполняя приказ командира, выбросился с парашютом.

Е.Зеленко развернула свой самолет в вираж, сделала попытку открыть огонь по другому фашистскому "мессеру", но у нее, видимо, кончились патроны — пулемет молчал. Тогда она направила самолет мимо "мессеров" и вышла на курс атаковавшего фашиста, а затем пошла с ним на сближение сверху вниз и со скоростью пикирования врезалась во вражеский истребитель. От удара оба самолета стали стремительно падать. Это происходило в небе над селом Анастасьевка Сумской области. Местные жители наблюдали воздушный бой Е.Зеленко и ее таран. Они похоронили отважную летчицу в ее парашюте на местном кладбище.

В городе Ромны Сумской области (Украина) на Аллее Героев установлен памятный стенд Е.А.Зеленко.

Комсомольский билет Е.Зеленко, залитый кровью, был потом отправлен в музей Оренбургского военного училища, которое она в свое время окончила. При этом секретарь Сумского обкома комсомола писал: "Посылаем вам билет Кати Зеленко, героически погибшей над землей Сумщины... Пусть этот простреленный и залитый кровью билет помогает новым курсантам глубже познать цену героизма и потерь в годы войны". Вот, например, выдержка из документа 1941 года: "В июле месяце в районе Пропойска она вела группу бомбардировщиков на фашистскую колонну танков... Смелым и решительным налетом было уничтожено до 45 танков противника и до 20 автомашин с пехотой... В районе станции Быхово в августе 1941 года группа бомбардировщиков попала под сильный огонь над скоплением войск противника. Несмотря на артиллерийский обстрел, т. Зеленко задание выполнила отлично, уничтожив батальон немецкой пехоты, не потеряв ни одного самолета.

Зеленко посылалась на самые трудные задания, в воздушных боях участвовала 12 раз, за период боевой работы имела 40 боевых вылетов".

Генерал-полковник авиации А.Рытов в своих мемуарах писал: "Я не знаю другого случая, когда бы женщина-летчица таранила вражеский самолет. Это, пожалуй, единственный в истории авиации подвиг подобного рода". За боевые заслуги перед Родиной, проявленное мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Екатерина Ивановна Зеленко была награждена посмертно орденом Ленина.

Памятник Екатерине Зеленко в Курске

***

А.С.ХЛОБЫСТОВ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ДВОЙНОЙ ТАРАН В ВОЗДУШНОМ БОЮ

За годы войны около 500 раз таранили врага в небе советские летчики. Из них по два тарана совершили 25 летчиков.

А.С.Хлобыстов

Командир звена старший лейтенант А.С.Хлобыстов совершил три тарана. Но здесь следует подчеркнуть такую особенность. Он совершил два тарана во время одного воздушного боя с немецкими "мессершмиттами", при этом правым крылом своего истребителя дважды таранил самолеты противника, а после этого даже сумел посадить поврежденный истребитель, хотя с командного пункта ему была дана команда покинуть самолет. В истории авиации это был единственный двойной таран в одном воздушном бою. Через некоторое время в ходе воздушного боя А.С.Хлобыстов снова таранил немецкий истребитель и сбил его. В том бою он был тяжело ранен, но врачи сумели вернуть его в строй. Меньше чем за год А.С.Хлобыстов совершил 250 боевых вылетов, лично сбил 6 самолетов и 4 — в групповых боях. Он был награжден двумя орденами Красного Знамени, а 6 июня 1942 года А.С.Хлобыстову было присвоено звание Героя Советского Союза. 12 декабря 1942 года А.С.Хлобыстов погиб при выполнении боевого задания.

Командир звена 20-го ГИАП л-т А.Хлобыстов. На заднем плане - истребитель P-40E-1. Аэродром Мурмаши, Карельский фронт, май 1942 г.

***

БОРИС ИВАНОВИЧ КОВЗАН — СОВЕРШИЙШИЙ ЧЕТЫРЕ ТАРАНА 

 

Старший лейтенант Ковзан Борис Иванович четыре раза таранил вражеские самолеты и при этом остался жив. Это единственный пример в авиации за все годы войны, поэтому о нем следует рассказать особо. В ходе войны, в 1941—1943 гг., летчик-истребитель лейтенант Б.Ковзан трижды таранил немецкие самолеты и при этом благополучно выходил из каждого такого воздушного боя. Уже более десятка красных звездочек красовалось на борту его истребителя — он стал настоящим асом, первоклассным воздушным бойцом.

Однажды — это было в начале августа 1943 года — старший лейтенант Б.Ковзан за линией фронта внезапно обнаружил вражескую армаду — 13 самолетов, из них семь "юнкерсов" и шесть "мессершмиттов", при этом последние шли "этажеркой" над бомбардировщиками. Уклоняться от боя даже с превосходящими силами противника было не в правилах советского летчика-истребителя. Б.Ковзан принял решение атаковать столь многочисленного врага в одиночку. Это был риск, прямо надо сказать, смертельный. Уж очень неравными были силы. Советский летчик стремился прорваться к бомбардировщикам и нанести им максимальный урон. Завязался маневренный воздушный бой. Б.Ковзан, проявив выдержку и мастерство, сбил два истребителя. Однако третий "мессершмитт" очередью прошил фонарь советского самолета, пуля попала Б.Ковзану в правый глаз и вышла в затылок. "Конец", — пронеслось в голове летчика, и он стал терять сознание. Но все же мелькнула мысль, что можно еще спастись, прыгнув с парашютом. Огромным усилием воли он отодвинул фонарь, отстегнул ремни и даже попытался перевалиться через край кабины, но силы покинули его. Сознание то отключалось, то на какое-то мгновение возвращалось к нему, но желание бороться за свою жизнь до последнего момента не покидало его. Истребитель был подбит, дымился и горел.

И тут Б.Ковзан в перекрестие прицела увидел, что ему навстречу летит "юнкерс". Немецкий летчик, видимо, предполагал, что горящий самолет вот-вот сорвется в штопор, а поэтому его бомбардировщик летел к истребителю, не меняя курса.

Теряя силы и сознание, Б.Ковзан доложил на землю по рации: — Ранен в голову. Машина горит. Иду на таран! Он направил горящий истребитель прямо в лоб летящему на него "юнкерсу".

Бомбардировщик продолжал лететь прямо на горящий истребитель. Размеры его росли с каждой секундой. Мгновение... И два самолета столкнулись в воздухе в лобовом ударе и буквально рассыпались на отдельные части. От такого сильного удара Б.Ковзана выбросило из кабины (так как ремни заранее были отстегнуты), и он стал падать с высоты около 6 км. В момент тарана он потерял сознание. Но во время падения пришел в чувство буквально на несколько секунд и увидел приближающуюся землю. Невероятным усилием воли он сумел рвануть вытяжной парашют и тут же снова потерял сознание.

Поскольку это было уже почти у самой земли, летчик должен был погибнуть при приземлении. Спасла его трясина, жидкая грязь, куда он упал. При ударе он сломал бедро, руку и несколько ребер. Местные жители, наблюдавшие за этим воздушным боем, вытащили Б.Ковзана из трясины, оказали ему первую медицинскую помощь и вскоре переправили его к партизанам, а оттуда самолетом — в Москву.

Более 10 месяцев пробыл бесстрашный летчик в госпитале, выдержал десятки операций, и врачи спасли ему не только жизнь, ведь он же был ранен в голову, но и восстановили здоровье, что казалось уж совсем невероятным. Медицинская комиссия госпиталя сделала, казалось бы, совершенно парадоксальный вывод: "годен без ограничений" в авиации. 28 августа 1943 года старшему лейтенанту Борису Ивановичу Ковзану было присвоено звание Героя Советского Союза.

Он снова стал летать на истребителях и до конца войны сбил еще шесть немецких самолетов. После войны, в 1954 году, Ковзан окончил Военно-воздушную академию и после службы в войсках был уволен по состоянию здоровья в звании подполковника.

Мемориальная доска в Минске.  О мужестве, об упорстве, о железной воле говорит всего одна строка из лётной характеристики на слушателя Краснознамённой Военно-Воздушной академии Бориса Ивановича Ковзана: "С августа 1942 года летает без одного глаза, со значительной потерей слуха, на всех типах истребителей. В 1953 году выпушен на реактивные истребители МиГ-15". После войны Борис Иванович продолжал службу в авиации. С декабря 1958 года подполковник Б.И.Ковзан — в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. Затем полковник в отставке Б.И.Ковзан жил в Минске. Умер 31 Августа 1985 года.

***

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ ГОРОВЕЦ

 

В истории советской авиации есть и такой воздушный бой, который среди летного состава ВВС СССР считался событием исключительным, хотя в ходе его и не был применен таран.

Гвардии лейтенант Горовец Александр Константинович, уроженец деревни Мокшаны Витебской области, воевал на фронте с июня 1942 года в составе ВВС Воронежского фронта в должности заместителя командира эскадрильи 88-го гвардейского истребительного авиационного полка (8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия).

6 июля 1943 года группа из шести самолетов 88-го полка вела патрулирование в районе населенных пунктов Зоринские Дворы—Ольховатка Белгородской области. Вскоре была обнаружена группа немецких бомбардировщиков, прикрываемых истребителями. Завязался бой, в ходе которого было сбито несколько немецких самолетов. Бомбардировщики побросали свой бомбовый груз и стали уходить на запад, их строй распался. Время патрулирования заканчивалось, и все летчики легли на курс к своему аэродрому.

Но у лейтенанта А.Горовца вышла из строя рация, и из-за этого он оказался замыкающим в группе. Его товарищи ушли вперед. Самолет его был в исправности, горючего было пока достаточно, а боезапас вообще не был израсходован. Наблюдая внимательно за воздухом, А.Горовец обнаружил большую группу вражеских бомбардировщиков, которые следовали к позициям советских войск. Сколько же было реально самолетов? Он стал считать: три... шесть... девять... пятнадцать... и даже... двадцать! Столько было в этом строю немецких "юнкерсов". Они шли спокойно и уверенно, поблескивая черными крестами на фюзеляжах. Немецкие летчики, видимо, считали, что советских истребителей в этом районе нет. Эта самоуверенность фашистов вызвала возмущение у летчика-истребителя Александра Горовца, и он тут же стремительно врезался в строй бомбардировщиков, первой же пулеметной очередью сходу сбил ведущего группы.

И так, вращаясь, как юла, в плотном строю немецких самолетов, А. Горовец за короткое время сбил 9 бомбардировщиков. После уничтожения последнего, девятого самолета, у него уже было на исходе горючее, и поэтому А. Горовец, снизив высоту, взял курс на свой аэродром, но тут его сверху атаковали четыре вражеских истребителя. Боезапас был весь израсходован, и он не мог уже с ними бороться — самолет был подбит и с малой высоты рухнул на землю.

Оперативная сводка Совинформбюро за 13 июля 1943 года сообщала: "Летчики Н-ской гвардейской части за три дня боев сбили 156 немецких самолетов. Герой Советского Союза гвардии лейтенант Новиков сбил 5 вражеских самолетов. Летчик гвардии лейтенант Горовец встретился в воздухе с группой немецких самолетов. Вступив с ними в бой, т. Горовец сбил 9 немецких бомбардировщиков".

Дважды Герой Советского Союза А.В.Ворожейкин, одержавший в воздушных боях 52 победы над врагом, так охарактеризовал подвиг А.К.Горовца: "Девять самолетов сбить в одном бою! Мы не знали такого. Простой расчет показал, что для этого нужно произвести не менее девяти длинных очередей и столько же раз исключительно точно прицелиться. А противник ведь не на привязи, маневрирует, защищается. Однако факт — упрямая вещь.

Горовец сделал то, что теоретически считалось невыполнимым". За всю войну это был единственный случай такого успешного боя с немецкими бомбардировщиками.

Летчик А.Горовец считался пропавшим без вести, так как место падения самолета тогда не было обнаружено. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно 28 сентября 1943 года.

Около деревни Зоринские Дворы через 14 лет был обнаружен остов самолета. В останках летчика были найдены документы и орден Красного Знамени. По партбилету, залитому кровью, прочитали фамилию погибшего летчика — это был А.Горовец. Похоронили его на деревенском кладбище. Один из местных жителей, отдавая последнюю воинскую почесть герою, разрядил в воздух обойму пистолета ТТ, обнаруженного в кабине пилота.

 

На месте аэродрома, в память о лётчиках отдавших свои жизни в боях на Курской дуге, установлен памятник и мемориальные доски. Этот мемориал находится на окраине посёлка Коммунар Беловского района Курской области (источник).

Весть о найденном летчике-истребителе А.К.Горовце облетела всю страну. В Центральном музее Вооруженных сил СССР ему был посвящен специальный стенд. На 597-м километре автомагистрали Москва—Симферополь на высоком гранитном постаменте установлен бюст летчика-истребителя А.К.Горовца. Золотом горят высеченные на памятнике слова: "От трудящихся Белгородской области".

На родине А.К.Горовца в 1968 году был открыт мемориальный комплекс с высеченными на постаменте памятными словами: "Герой Советского Союза А.К.Горовец. 1915—1943. Нашему земляку, единственному в мире летчику в одном бою сбившему девять вражеских самолетов. Память о тебе и твоем подвиге навечно сохранится в наших сердцах и сердцах потомков. От тружеников совхоза имени А.К.Горовца. 1968 г.".

Именем Героя Советского Союза А.К.Горовца названы улицы в Минске, Витебске, Богущевске, Белгороде, Шахтах (Ростовской области) и в других населенных пунктах.

Памятник Герою установлен в городе Витебск (Белоруссия) в сквере на улице Горовца (источник)

***

Истребительная авиация внесла весомый вклад в дело достижения победы над германским фашизмом.

Летчики-истребители за годы войны сбили в воздушных боях и сражениях около 40 тыс. немецко-фашистских самолетов.

За боевые заслуги три истребительных авиационных авиакорпуса, 17 истребительных авиационных дивизий и большое количество авиаполков были преобразованы в гвардейские. Много частей и соединений истребительной авиации были удостоены почетных наименований освобожденных городов и награждены орденами. Звание Героя Советского Союза было присвоено 895 летчикам-истребителям, а 25 летчиков были удостоены этого высокого звания дважды. Летчики-асы А.И.Покрышкин и И.Н.Кожедуб были удостоены звания Героя Советского Союза трижды.

Советская истребительная авиация, захватив превосходство в воздухе еще в ходе Курской битвы, окончательно добилась господства в воздухе над немецко-фашистской авиацией в воздушных сражениях на Кубани в 1943 году и удерживала его до конца войны. Этому способствовали такие факторы, как количество и качество авиационной техники, организационная структура авиационных частей и соединений, высокое качество всех видов авиационного обеспечения. Но главным условием успешного и эффективного применения истребительной авиации были кадры — летный состав с высоким уровнем профессиональной подготовки, исключительными морально-боевыми и психологическими качествами как летчика-истребителя и как патриота своей Родины.

Использованные материалы: 1, 2, 3, 4

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...