< Ноябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Подписка rss
Поиск Поиск
Стать сверхдержавой

11 августа 2013 года
Закладки

Неравнодушные мысли блогера hardingush — известного человека в блогосфере и сотрудника силовых ведомств, проводящих контр-террористическую операцию на Северном Кавказе, о роли школьного образования.

***

Ну вот сейчас я вам открою страшную тайну. Я очень много думал над тем, в чем корень всех проблем. И я его нашел. Увы, вы не будете ошарашены, друзья. Вы не скажите "Вау! Вот это да! Никогда бы не догадались!". (Блин, есть филологи? Ставится точка, если есть знак препинания перед закрывающейся кавычкой? А после закрытой скобки, если перед ней есть знак препинания?).

Нет, вы скажете, что-то вроде: "Всего-то? А я-то думал!". Все гениальное просто (скромный я, да?)

Есть одна профессия в нашей стране, от которой зависит вообще все. В смысле все наше будущее. Вернее, это не одна профессия, а несколько. И все они объединены общим названием "педагог". Скажите, реформа образования предусматривала какие-нибудь прорывы в методике преподавания? А что она предусматривала, кроме оценки итоговых знаний ученика?

Спросите детей, им хочется ходить в школу? Они туда идут с радостью? Скажу честно, я просыпаясь утром в свои юные годы думал: "Хоть бы эта школа взорвалась". Ирония судьбы. Теперь моя профессия — делать так, чтобы школы не взрывались. Но так думал не только я один. Учиться в школе было неимоверно скучно. Мое увлечение математикой заглохло. Потому что я решал за время урока все задачи, включая домашнее задание. Учительница требовала не выпендриваться и выполнять только те задания, которые она сказала, а домашнее задание делать дома. Все учебники по истории я прочитал еще в 6 классе. Мне интереснее было читать учебники, чем сидеть на уроках.

Те, кто воспевает советскую систему образования (а она сохранилась и сейчас практически в неизменном виде), вызывают у меня чувство жалости. Потому что эта система требует от ученика верить учителю на слово. Она не учит его думать, искать ответы на вопросы, не учит его быть умным. А главное — она не делает учебный процесс интересным. Ты должен сидеть за партой, положив руки перед собой и внимательно слушать, что скажет учитель. Причем тут счастливое детство?

Слабо сделать так, чтобы ученики не хотели, чтобы урок заканчивался? Чтобы осуществить прорыв — нужно вкладываться в детские сады и школы. Я уверен, что в каждом ребенке спит гений. Система школьного образования не стремится его разбудить.

Она стремится сделать так, чтобы ребенок не сильно отличался от общего стандарта. Если гения не разбудить вовремя — он умрет. Учителя не хотят от учеников индивидуальности. Они хотят, чтобы те сидели молча и не открывали рот — так легче преподавать. Поверьте, привычку ходить строем очень сложно вытравить из человека.

Ладно, не буду многословным. Лучше, если каждый сам поразмыслит над этой проблемой. Но я глубоко убежден, что счастливое будущее завтра могут сделать дети, которые счастливы уже сегодня. Они будут двигать вперед науку, модернизировать государственную систему и победят коррупцию. Они будут искать нестандартные, а потому эффективные решения проблем. Опять начал рассуждать. Вот блин. Как начну излагать мысли — просто остановиться не могу. ))) После первых двух предложений данного абзаца, я хотел сказать... Блин, лучше начну заново его )))

Не буду многословным. Какие шаги можно было бы предпринять уже сейчас?

— Серьезно поднять зарплату учителям, воспитателям и нянечкам в детских садах и яслях.

— Брать на работу в школы и детские сады по конкурсу, причем только выпускников с красным дипломом.

— Ученики после каждого урока должны ставить оценку "интересности урока". От нее и будет зависеть итоговая зарплата учителя.

— Пересмотреть задачи школьного обучения. Оценивать не столько знания, сколько способность размышлять, рассуждать и делать выводы.

— Сделать приоритетом внедрение новых методик преподавания.

— Запретить домашнее задание раз и навсегда.

Да, мне уже не раз указывали, что я лезу не в свою тему, когда начинаю рассуждать о том, с чем не связан в силу профессии. Но я ходил в школу. И кое-что в этом понимаю. Может, я ошибаюсь насчет путей решения проблемы, но в одном абсолютно уверен — сейчас таланты раскрываются не благодаря обучению в школе, а вопреки ему. Тем не менее,

я очень благодарен своим учителям, своему директору школы, которые по крайней мере, не ограничивались обучением, но стремились воспитывать нас, отбитых оболтусов. Но бесконечно эксплуатировать энтузиазм одиночек — путь к системному кризису.

Посмотрите заголовок поста. Я не слова не сказал, о том, как нам стать сверхдержавой. А как Советский Союз стал сверхдержавой? Все началось с ликвидации безграмотности. А закончилась сверхдержава, когда перестала идти вперед в области образования. Развитие — это как сердце. Остановиться нельзя — иначе смерть. У СССР остановилось сердце задолго до его краха. Когда методика преподавания стала догмой. Стать сверхдержавой очень просто — нужно лишь вырастить детей, которые будут умнее и морально выше нас.

***

"РАЗЖЕВАТЬ И ПОЛОЖИТЬ В РОТ"

Я заблуждался, думая, что не нужно все разжевывать. Что и так поймут. "Никогда не стоит недооценивать предсказуемость тупизны" (с). Хорошо, для тех, кто на бронепоезде разжевываю. Почему необходимо отменить домашние задания? Потому что то, что ученику интересно — он сам будет изучать дома. Я читал учебники по истории, за старшие классы. Учитель истории превратил урок в диалог. То есть он нас не учил тому, как правильно понимать историю. Он нас приглашал вместе обсудить, почему произошло то или иное событие, что привело к нему. Он не требовал жесткой оценки фактов, он предлагал рассмотреть факт со всех сторон. Поэтому, несмотря на то, что он не задавал домашний заданий по истории, все учили дома, чтобы на следующем уроке, принимать участие в обсуждении, а не сидеть как дурак, пока весь класс спорит. И да, у нас занятия по истории — были самыми шумными. Потому что не всегда градус дискуссии можно было удержать в каких-то "академических рамках". Мы спорили с друг другом и учителем. Это было классно.

Реформа образования должна двигаться в направлении "сделать изучение предмета интересным". Нужно воспитывать в учениках не зазубривание, а понимание того, что думать — это увлекательно.

Оценка знаний учеников существует исключительно для того, чтобы оценить работу учителя. Сейчас учитель ставит двойку только в самом крайнем случае. Потому что этой двойкой он наживает себе геморрой. В школах врут, что оценка ставится ученику. Я закончил школу с золотой медалью и где я сейчас? Гребу грязь, глотаю пыль, трачу литры пота и практически не применяю знанию полученные в школе. Мой одноклассник — "неуверенный хорошист", стал известным врачом, кандидат наук. Он и университет-то заканчивал с небольшим перевесом оценок "хорошо". Потому что он не стремился получать оценки, он стремился получать знания, он увлекался наукой, в ущерб учебе. Конечно, в этом плане он не самый достойный пример, потому что он не схватывал все на лету. ему требовалось время, чтобы во всем разобраться. Но опять же, он делал домашнее задание не потому что его заставляли, а потому что он любил вникать в проблему досконально. Он не делал домашку по русскому языку никогда и регулярно получал за это двойки и записи в дневник. Но он не вылезал из домашних заданий по химии, потому что там требовалось вникать, а не просто зазубривать правила.

Вернемся к оценкам. Пусть ученики ставят оценки учителю, а не он им. Это будет честно. А учитель может проводить контрольные и тестирования, чтобы определить уровень знаний для себя и внести коррективы в учебный процесс. Ученику вообще не нужно знать, как уровень его знаний оценивает учитель. Понятно, что заинтересовать своим предметом ученика довольно сложно. Но любая работа не в тягость, если делать ее интересно. А заставлять учить из под палки — это примитив. Большого ума для этого не надо. Лишь единицы проявят энтузиазм, а большинство скажет — нате вам, ваши три упражнения и отвяжитесь от меня.

И когда-то я слышал выражение: "Воспитание слишком сложная вещь, чтобы можно было доверить ее родителям". Родители должны воспитывать детей. Но основную нагрузку в воспитании должна брать на себя школа. У ученика могут быть родители алкоголики и наркоманы, моральные уроды или просто дегенераты. И отдавать им на откуп будущее ребенка нельзя ни в коем случае. А может они коррупционеры и считают, что воровать у своего народа — это классно и увлекательно. Пусть и сына таким воспитают?

Деньги. Чтобы учителю сделать урок интересным, ему нужно готовится к нему. А когда он затуркан всякими дополнительными нагрузками и борется за выживание — ему не до учеников. Он должен проводить периодически открытые уроки, чтобы рядом с учениками сидели их родители и видели, как он работает с их детьми. Он должен встречаться с родителями проблемных учеников и координировать совместные усилия по коррекции его поведения.

Но если он что-то должен, то и общество ему что-то должно. Деньги, почет, уважение, как минимум. А сейчас все идет к тому, чтобы навалить в голову ученика разной информации, не заботясь о том, как он ее сможет переварить.

И тупо в рамках ЕГЭ провести ревизию, сколько знаний ученик провтыкал.

Вот, что я имел в виду под своими предложениями. Но очень и очень многие ни фига не поняли. Потому что у нас школы не учили и не учат думать. У нас они приучают тупо твердить зазубренные догмы. И приходят результаты такого обучения ко мне в комменты и начинают эти догмы выдавливать из себя, выдавая за свое личное мнение. И кричать про пропаганду. Потому что человек, привыкший к одной догме, очень боится других точек зрения. Они разрушают его уютненькое ограниченное мировоззрение. Они не дают ему жить жизнью улитки, они заставляют думать. А он к такому не привык. Он привык ходить строем. Левой, левой, левой!

Источник: 1, 2

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...