< Июль 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Взаимосвязь критериев модернизации общества и образования

29 августа 2013 года
Закладки

От редакции "РН": Автор Василий Николаевич Стегний — д-р социол. наук, проф., декан гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет".

Статья опубликована в научном журнале Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2013. №18(45)

***

В начале 1990-х годов в России начался этап формирования западной модели демократии и рынка. Цель, которую ставили реформаторы, — переход к демократическому типу государства, со свободной рыночной экономикой [Симонян Р.Х. Без гнева и пристрастия. Экономические реформы 1990-х годов и их последствия для России. М.: Экономика, 2010. 255 с., C. 5–20]. На протяжении последних 20 лет в России активно обсуждаются процессы ее модернизации, реформирования, обновления. Ряд аспектов этого процесса уже рассматривался нами в прогностическом ключе. Тем не менее результаты от преобразований 1990-х годов получились на ноль с минусом. В частности производство свернулось в 90-е годы наполовину, резко упал жизненный уровень, сократилась продолжительность жизни людей, коррупция обрела всеобщий характер, началась нравственная деградация, распад культуры и т.д. Производительность труда в 1990 году была 29,4 % от аналогичного показателя США, а в 2010 году составила 29,5%. Это основной показатель динамики общества.

Победа одной социальной системы над другой есть, прежде всего, высшая производительность труда по отношению к предыдущей системе. В этой связи возникает вопрос: "Была ли модернизация в РФ в последние 20 лет или нет?". Была ли это модернизация или лжемодернизация?

То, что страна изменилась за 20 лет, — это факт, но в каком направлении: в сторону прогресса или регресса?

Для ответа на данный вопрос необходимо определиться с критериями модернизации, реформирования, которые должны дать ответ на вопрос, что можно считать модернизацией, а что нет. Выделим эти критерии. Модернизация и реформы тогда имеют смысл, если эта деятельность, во-первых, способствует развитию производства; во-вторых, ведет к росту производительности труда; в-третьих, повышает жизненный уровень народа, как в материальной, так и в духовно-нравственной сфере; в-четвертых, укрепляет совокупную мощь государства, поднимает его авторитет на международной арене и у себя в стране. Меняет тип политической системы, системы управления. Особо следует отметить среди этих показателей роль системы управления, так как эффективность функционирования любой социально-экономической системы зависит от эффективности функционирования в ней менеджмента, как на макро-, так и на микроуровнях.

Модернизация качественно меняет социальную систему, ведет к смене одной модели общественного развития другой. Она преобразует в сторону прогресса все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую, управленческую, духовную, культурную и т.д. Модернизация — это процесс перехода общества от более низкой к более высокой стадии общественного развития. Она связана со сменой способа производства, типа общественных отношений, типа цивилизации, с качественным изменением места человека в обществе. Поднимая развитие человека на более высокий уровень, модернизация предъявляет к человеку новые, более сложные требования, качественно изменяя содержание его деятельности.

Модернизация имеет исторический характер и, как правило, она связана со сменой типа цивилизации. Опираясь на такой критерий, как состояние технического прогресса, фиксирует доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную цивилизации, стадию развития общества. Переход общества от доиндустриальной к индустриальной стадии осуществляется: 1) через индустриализацию; 2) культурную революцию; 3) кооперацию.

Эти три стратегических направления развития общества определяли суть и содержание индустриальной модернизации. Данная стадия развития исчерпала себя в XX веке, и встал вопрос о новом типе цивилизации — постиндустриальном, к которому можно перейти только через очередную модернизацию страны.

Модернизация страны в направлении постиндустриального общества качественно отличается от предыдущей, она содержит:

  • а) нанотехнологии;
  • б) биотехнологии;
  • в) информационные технологии;
  • г) когнитивные технологии.

Такие технологии качественно меняют место человека в обществе и содержание производства. В данном производстве, прогнозируется, 3–4% населения будут заняты в сельском хозяйстве, а около 80% — в сфере обслуживания, что требует другого типа работника, личности, культуры, очень высокого уровня образования и профессионально-квалификационной подготовки, нравственной зрелости. Высокообразованный человек и работник сможет обеспечить реализацию эффективной социальной системы.

Новую модернизацию может внедрять работник, который соединяет в себе знания, информацию, квалификацию, труд, капитал; инновационная, творческая личность, "когнитариат", класс интеллектуалов. Им предстоит в процессе данной модернизации найти ключ к разрешению основного противоречия современного общества: его эффективности экономического развития и социальной защиты личности. Кто найдет ключ к разрешению данного противоречия современного общества, тот и откроет модель будущей социально-экономической системы, нового типа цивилизации.

Будущее общество — постиндустриальное, технотронное, сетевое, информационное, рыночное, демократическое, инновационное, опирающееся в своем развитии прежде всего на культуру и нравственность. Наука и образованность людей становятся потребностью его развития,

 нужно решать проблемы не только технические и экономические, управленческие, а еще и проблемы сознания, воспитания. В современном мире созданную технику не успевает освоить современное сознание. Это стало одним из главных противоречий современного общества. Без воспитания его не разрешить: общество не может дрейфовать куда угодно, оно должно опираться на нравственные ценности. У личности XXI века необходимо формировать социальную прогностическую ориентацию, основанную на научном осознании своего социального будущего [Стегний В.Н. Осознание личностью своего социального будущего: моногр. — 2-е изд., перераб. и доп. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. — 150 с., C. 60–81].

Прогнозируемые изменения в развитии общества обусловливают принципиальные изменения в системе образования. Степень его развития детерминирована в обществе объективными и субъективными факторами как макро-, так и микросреды. Его развитие определяется потребностями производства как настоящего, так и будущего. Оно — потребность конкретного социального пространства и социального времени, сориентированных на социальное будущее. Образование должно опережать развитие общества, так как оно не только детерминировано степенью зрелости общества, но и имеет свою относительную самостоятельность, свою внутреннюю логику развития, оно выполняет в обществе и прогностическую функцию. Научность и образованность, на которых базируется деятельность человека постиндустриальной цивилизации, ставят по-другому проблему не только форм образования, а прежде всего его содержания. Проблема содержания образования уже сегодня вышла на первый план. Новое его содержание является основой развития не только инновационной экономики, но и инновационного общества.

Подходы к образованию могут быть разные: количественный, экономический, финансовый, административный, исторический, теоретический, практический, утопический, научный, профессиональный и непрофессиональный и т.д. Поэтому те пять критериев (средний балл ЕГЭ, научная деятельность вуза, международная деятельность, финансово-экономическая успешность, инфраструктура) вписываются в многообразие этих подходов, выбрав среди них в качестве главного — финансовый.

Научный подход предполагает развитие системы образования на основе научной теории развития как общества, так и образования. Но сегодня в основу развития нашего российского общества не положена никакая научная теория, отсюда вытекают многие проблемы не только в целом в обществе, но и в образовании.

Если в центре развития общества поставлены деньги, то это не научное изобретение.

Профессиональный подход предполагает, что за основу развития образования берется педагогическая теория, но какая научно-педагогическая школа сегодня должна работать наиболее эффективно? Этот вопрос при принятии Закона об образовании и ГОС 3-го поколения остался открытым. В основу образования ГОС ВПО 3-го поколения взят компетентностный подход, который не противостоит знаниевому подходу. Да и как без последнего может вообще развиваться образование. Само образование характеризуется следующими критериями:

1-я группа. Кадры преподавателей. Качество образования определяется на 90% качественным подбором преподавателей.

2-я группа. Качественный подбор учебно-вспомогательного персонала. Его роль возросла в связи со сложным оборудованием для обеспечения учебного процесса, информационными образовательными технологиями.

3-я группа. Качественный подбор управленческого персонала. Эффективность функционирования учебного коллектива зависит от эффективного менеджмента, системы управления в коллективе.

4-я группа. Материально-техническая база учебного заведения: 1) библиотека, обеспеченность книгами, журналами, газетами и другими средствами передачи информации; 2) оборудование, на котором обучают учеников, его соответствие современным требованиям системы производства и образования; 3) аудиторный фонд, его состояние; общежития — их состояние; спортивные сооружения, профилактории, площади для культурно-массовой, внеучебной работы.

5-я группа. Научно-методическое обеспечение (учебные планы, учебные программы, методические указания, пособия и т.д.).

6-я группа. Организация учебного процесса: а) форма обучения — очная, заочная, дистанционная, вечерняя и т.д.; б) посещаемость учениками занятий; в) количество учеников в группе. При подушевом финансировании чем больше учеников в группе, тем в учебном коллективе больше денег, но в таких группах у учеников меньше знаний. Здесь снимается индивидуальный подход к ученику и снижается качество образования. Учебная группа — это основная группа в системе образования. От ее состава и количества зависит КПД полученных учениками знаний.

7-я группа. Каждый педагог занимается научно-исследовательской работой в разных формах, значит, он занимается самообразованием, "растет" и стремится к вершине научного знания.

8-я группа. Научно-исследовательская работа студента, учащегося. Каждый студент, начиная со 2-го курса должен участвовать в этом виде деятельности, но готовить их к этому нужно уже на 1-м курсе.

9-я группа. Финансово-экономическое состояние учебного заведения. Здесь вопрос номер один — заработная плата преподавателя и учебно-вспомогательного персонала. При такой зарплате, как сегодня, перспектив у образования не будет.

10-я группа. Межвузовские и международные связи, инновационная деятельность.

11-я группа. Успешность выпускников. Это критерии всей системы образования, которые подразделяются на критерии обучения и воспитания.

Очень приятно, что на роль воспитания в современном обществе обратил внимание Президент страны В.В.Путин, подчеркивая роль духовных скреп, укрепления духовно-нравственных основ общества.

К критериям обучения прежде всего относится содержание рабочего времени профессорско-преподавательского состава (ППС), учебно-вспомогательного персонала (УВП), студентов, руководителей учебного процесса, успеваемость студентов, средний балл оценок в документе, выданном выпускнику школы, вуза, организация учебного процесса в конкретном учебном заведении.

По данным международного исследования PIRLS, которое проводилось в 2012 году в 15 странах, ученики 4-х классов РФ оказались на 2-м месте по умению читать. Дети продемонстрировали отличное понимание как художественных текстов, так и информационных и научно-технических. По математике ученики этих классов расположились на 10-м месте из 15, а 8-х классов на 6-м месте. По данным Минобрнауки, половина негосударственных вузов плохо учит.

Данные Минобрнауки свидетельствуют о том, что знания, полученные учеником за весь период обучения, являются главным показателем процесса обучения.

К критериям воспитания следует отнести духовные потребности учеников, содержание их свободного времени, а также свободное время ППС. От того, каково его содержание, зависит структура и эффективность их рабочего времени. У ППС и студентов рабочее и свободное время настолько взаимосвязаны, что их трудно разделить.

Из приведенных критериев образования следует вывод, что оно влияет на динамику развития страны, производства, качество продукции, рост производительности труда, повышает профессионально-квалификационный уровень работника, но главное то, что если образование формирует личность, то оно и готовит хорошего специалиста, работника. Эффективность деятельности специалиста с высшим образованием на 70–80% зависит от его личных качеств.

Образование является основным механизмом формирования личности и в нем должен доминировать гуманистический подход. Внедрение концепции и технологии гуманитаризации инженерного образования в Пермском национальном исследовательском политехническом университете дает положительный эффект. В этой связи

сегодня очень важно иметь идеал общества, человека, личности, работника, специалиста, тогда очень многое обретет гуманистический смысл. Программа модернизации сегодняшнего образования должна быть ориентирована на взаимосвязанное решение стратегических проблем общества, экономики, образования:

обеспечение прироста человеческого капитала и повышение качества нации, повышение потребности в профессионализме; рост личностных и физических качеств выпускников системы образования [Булгакова Н. На линии альтернатив. Модернизация может быть разной // Поиск. — 2012. — 2 нояб. — №44(1222). — С. 5.]. Решение этих проблем должно стать генеральной целью модернизации образования в нашей стране.

У системы образования высокая общественно значимая миссия — повышать образованность нации, ее интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциалы. Это общечеловеческая миссия, а не услуга. Модернизация образования должна проводиться эволюционно, постепенно, с научной проработкой каждого этапа. Сегодняшние преобразования должны исходить из опыта прошлого. Тот, кто опирается на опыт прошлого, тот владеет и будущим. Конечно, инновационное общество сформирует инновационное образование, а инновационное образование будет формировать инновационное общество. Эта взаимосвязь интересует нас.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...