< Сентябрь 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Подписка rss
Поиск Поиск
Об истинном и ложном патриотизме

14 сентября 2013 года
Закладки

О редакции "РН": Автор Андрей Владимирович Иванов — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета. Научная деятельность посвящена проблеме изучения сознания человека, евразийскому своеобразию культурно-исторического пути России, перспективам развития человечества в XXI веке. Осуществляет научное руководство аспирантами, под его руководством защищены одна докторская и 11 кандидатских диссертаций. Имеет 178 печатных трудов, в т.ч. восемь монографий. Труды переведены на английский, немецкий, турецкий и монгольский языки. Вице-президент общественного культурно-экологического фонда "Алтай — 21 век".

Данная статья — глава из книги Андрея Владимировича "О вечных устоях в последние времена (философско-публицистические этюды)", Барнаул 2010

***

Все 90-ые годы прошлого века нас систематически отучали от понятия патриотизма и призывали ориентироваться на Запад (по принципу "пустите Дуньку в Европу"). Сегодня, напротив, стало модным быть патриотом. Это, несомненно, радует, однако сплошь и рядом мы сталкиваемся с суррогатными формами патриотизма.

Так, не велика честь любить Родину во времена ее благоденствия и процветания, когда любится, что называется, "в свое удовольствие". Это как любовь ребенка к балующей его матери. Ради такой любви ты ничем не жертвуешь и ничего не приносишь на алтарь Отечества; скорее Отечество — щедро одаривает тебя.

Не велика заслуга гордиться Родиной и в связи с ее спортивными победами, типа победы на чемпионате Европы по футболу или на конкурсе Евровидения. Известно, что здесь "патриотизм" — просто форма самоутверждения, психологического переноса успехов страны на себя. Недаром его так легко совместить с пьянкой и гулянкой. Однако подобный "патриотический восторг" мгновенно оборачивается своей противоположностью — яростью и руганью, когда твоя команда проигрывает или показывает невыразительную игру. Словом, любовь здесь явно не высокого качества, и где-то даже сродни наркотической зависимости: для поддержания такой "любви к Родине" настоятельно требуется новая порция побед и алкоголя, чем, кстати, испокон веков успешно пользовались тираны и диктаторы.

Качественно отличается от этих чувств гордость за историю своей страны, взлеты ее научной мысли, культурные достижения, подвиги предков. Такую любовь к Отечеству, конечно же, следует прививать и поощрять с детства, лишь бы она не превращалась в национальное самолюбование и чванство, когда гордостью за прошлое прикрывают свое нынешнее убожество. И уж совсем недостойно человека утверждать и доказывать свою любовь к Отечеству местью другим народам за прошлые — реальные и мнимые — исторические обиды... Ничего кроме ненависти и ксенофобии такая ложная любовь породить не может.

Чем же тогда подлинная любовь к Родине отличается от ее суррогатов?

Во-первых, Родину любят во все исторические времена, и чем ей хуже — тем более она нуждается в нашей любви. Живущий только для себя ищет там, где ему лучше; истинный же патриот служит Отечеству там, где он Ему больше всего нужен.

И в первую очередь служит он своей малой Родине, где ему посчастливилось родиться. Я всегда искренне сочувствую молодым людям, уезжающим из Алтайского края куда-нибудь в Москву или Питер. Там их никто не ждет, и никакого там не будет великого будущего. Центру российского бытия все равно предстоит смещаться в районы Сибири, как это давно предсказывали Ломоносов, Семенов-Тян-Шанский, Менделеев и Вернадский, и что только подтверждается современным глобальным кризисом. Если Сибирь обезлюдеет и зачахнет, то через 10-15 лет неминуемо зачахнет и Россия европейская. Поднимется Сибирь — поднимется и вся Россия. Но даже если предположить самые катастрофические сценарии мирового развития (не приведи, конечно, Господи!), то Алтай переживет любые катаклизмы. Он самодостаточен по водным и лесным ресурсам, по почвам, по уровню развития науки и образования (пока еще!), по производству продуктов питания, по своему геополитическому положению, наконец. Разве что энергетических мощностей Алтаю явно не хватает, равно как и современной технической оснащенности сельского хозяйства. Но вот тут как раз нужны головы и энергия молодых людей, причем с ясным осознанием, что никакой взрослый дядя и никакая власть им счастья не построят. Выбирать неторные тропы, по которым никто не рискует идти, — это и значит быть настоящим патриотом. Чтобы доказать, что ничего невозможного нет для любящего свое дело и свою страну человека, я всегда привожу студентам в пример академика Михаила Лаврентьева, который буквально с белого листа, фактически в одиночку, создал научно-организационное чудо ХХ века — Сибирское отделение Академии наук и Новосибирский академгородок.

Во-вторых, любящий свою Родину и Землю не требует ничего взамен, он бескорыстен.

К сожалению, в 90-ые годы нас систематически отучали делать что-то бескорыстно и от чистого сердца. Проще говоря, отучали от понятия "общее благо". А ведь мир стоит не на корысти, а на бескорыстии, особенно мир российский.

Спросим любого классного педагога, врача, ученого, крестьянина, даже предпринимателя — исключительно за деньги он работает или из-за любви к профессии, к людям и земле, которые его окружают? И в подавляющем большинстве они скажут: "Да, деньги важны, но не в них счастье. Я просто получаю радость от своего труда, я без него жить не могу". Да и, в целом, если представить общество, где абсолютно все делается за деньги, то очевидно, что в таком мире попросту невозможно жить. Все, что ты "содрал" с товарища; другой "товарищ" "сдерет" с тебя. Не потому ли взяточникам и толстосумам всегда не хватает денег, огромных по меркам нормального человека? Нормальный же человек чувствует глубинную радость, бескорыстно сделав добро для другого; и тайный стыд, если взял за добро деньги. Кстати, лучшие из русских купцов и предпринимателей жили не ради чистогана, а получали прибыль, чтобы принести благо своему Отечеству. И этим остались в памяти потомков как истинные патриоты. Всем известно, что Павел Третьяков помогал русским художникам и основал знаменитую картинную галерею. Но все ли знают, что Третьяков сколотил капитал, успешно продвигая продукты русского льноводства на европейский рынок? Экономика — это вообще не цель, а средство сделать свою Родину более красивой, здоровой, творческой и культурной.

В-третьих, любить свою Родину — это еще и уметь объединяться с другими людьми. В России умирают в одиночку, а вот выживают и встают на путь процветания только сообща.

Если хотим поднять сельское хозяйство — надо вспомнить, что именно многоуровневой и разнообразной кооперацией крепла Сибирь. Русские — вообще народ не конкуренции, а сотрудничества и навыков общинного бытия. Объединяться сегодня следует везде, где только можно:

вскладчину покупать трактора современных марок и строить на селе цеха по производству сыра и колбас. Объединяться по доставке продуктов в города и по открытию фирменных магазинов, вытесняя посредников-спекулянтов. Надо создавать свои народные крестьянские банки, где можно кредит отдать сельхозпродукцией, а не деньгами с сумасшедшими процентами банкам-паразитам.

Надо совместно и решительно требовать от государства, чтобы молоко и зерно были дороже солярки, но не за счет повышения цен на молоко и хлеб, а за счет снижения цен на солярку. А если этого государство обеспечить не может, то зачем оно вообще нужно, по крайней мере, министерство топлива и энергетики? Не крестьяне, учителя, врачи, ученые и работники культуры должны жить ради газовых и нефтяных магнатов, а последние — исключительно создавать оптимальные условия для развития сельского хозяйства, науки, культуры и образования. И не надо заниматься словоблудием, что эти отрасли обеспечивают основные поступления в государственный бюджет. Ущерб государству от обнищания тружеников села, образования и работников культуры многократно перевешивает доходы от нефти и газа. Мы теряем миллиардные доходы от той же смерти мужского населения в трудоспособном возрасте.

В-четвертых, любить свою Землю нельзя абстрактно. Подлинная любовь всегда деятельна. Я уже писал, что для начала надо хотя бы перестать мусорить вокруг себя и публично материться. А далее — надо думать о качестве собственного труда и качестве труда окружающих людей,

включая органы государственной власти. А если сталкиваемся с халтурой, хамством, ложью и человеческой подлостью, то с ними надо просто бороться. И бороться, желательно, не в одиночку, а объединяясь с такими же неравнодушными и любящими свою большую и малую Родину людьми. Не бывает такого, чтобы доброе дело не принесло свои плоды. Зло только кажется сильным, но всегда рано или поздно отступает перед силой человеческого единения и созидания. Не могу не процитировать в конце этого этюда слова великого русского философа В.С.Соловьева, сказанные им в память о своем старшем друге Ф.М.Достоевском: "...В том-то и все значение таких людей, как Достоевский, что они не преклоняются пред силой факта и не служат ей. Против этой грубой силы того, что существует, у них есть духовная сила веры в истину и добро — в то, что должно быть. Не искушаться видимым господством зла в мире и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нем вся сила человека"

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...