< Март 2021 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Духовный смысл войны в святоотеческом наследии

24 сентября 2013 года
Закладки

От редакции "РН": Автор Александр Сергеевич Легостаев — преподаватель кафедры отечественной истории Оренбургского государственного университета (г.Оренбург). 

Статья опубликована в материалах межрегиональной научно-практической конференции "Идет война народная, священная война" , посвященной 70-летию начала Великой Отечественной войны, которая состоялась в г. Оренбурге 27 мая
2011 г.

***

В первой половине XIX века авторитетный военный теоретик Карл фон Клаузевиц утверждал, что "война есть продолжение политики, только другими, насильственными средствами". Это определение, ставшее классическим, как нельзя лучше характеризует западноевропейское понимание войны, главной целью которой является достижение политико-экономического господства, а средством выступает физическое насилие. Именно Клаузевиц, владевший умами западноевропейских военных, выдвинул теорию "интегральной войны" — на уничтожение. На практике такое варварское понимание войны сводится к истреблению противника, к полному порабощению и уничтожению побежденной нации.

Наиболее полное воплощение этой "людоедской" теории осуществили наследники Клаузевица в годы Великой Отечественной войны (зверства фашистов на оккупированных территориях: массовые изуверские убийства мирного населения, медицинские эксперименты над людьми, использование пятой колонны для морального разложения страны противника; экономическое разорение территорий, уничтожение культурных ценностей и т.д.).

Несмотря на то, что фашистская Германия была разгромлена СССР, а ее человеконенавистническая идеология осуждена мировым сообществом,

на современном этапе мы видим, что основные системообразующие принципы понимания и ведения войны, данные Клаузевицом, а именно обретение политического господства и экономическое ограбление побежденных стран, продолжают активно использовать государства Запада,

прикрывающие свою агрессию лицемерными заявлениями о борьбе за попранные демократические ценности.

Суть этой разбойничьей идеологии довольно точно определил Джек Лондон устами своего персонажа Волка Ларсена: "Сила всегда права. И к этому все сводится. А слабость всегда виновата. Или лучше сказать так: быть сильным — это добро, а быть слабым — зло. И еще лучше даже так: сильным быть приятно потому, что это выгодно, а слабым быть неприятно, так как это не выгодно". И действительно, в размышлениях о войне западноевропейских мыслителей в качестве основных категорий фигурируют политика и экономика, которые соответственно рассматриваются сквозь призму слова "выгода".

Секулярное, рационалистическое сознание сосредоточено на достижении материальных благ, но при этом совершенно игнорируется духовная составляющая войны, без которой любая война превращается в агрессивную и несправедливую, и как следствие порождает новые кровопролитные войны и конфликты.

В связи с этим представляется необходимым обращение к святоотеческому учению, в котором дано универсальное осмысление духовно-нравственного аспекта войны.

Война рассматривается Святыми Отцами как великое бедствие, являющееся следствием человеческого грехопадения, в результате которого в мир вошло зло. Святой Иоанн Златоуст считал что "войны произрастают от корня грехов". Сам Господь Иисус Христос утверждал, что войны будут сопровождать человечество на протяжении всей земной истории: "Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец" (Мф. 24: 6)". Война, таким образом, предстает неизбежной в условиях падшего мира.

Помимо общих определений Святые Отцы также довольно подробно рассматривали иные аспекты войны. Так, преподобный Исидор Пелусиот классифицировал войны на справедливые и несправедливые. В творениях святого мы читаем: "Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное". По мнению Пелусиота оправданной и законной является только оборонительная война, понимаемая как вынужденная необходимость силой оружия противостоять злу.

То есть святой признавал возможным и необходимым для христианина брать в руки оружие для борьбы с вражеской агрессией.

В связи с этим, немаловажной являлась проблема интерпретации шестой заповеди "Не убий", которую ловко используют пацифисты для доказательства того, что христианство негативно относится к воинской службе и якобы запрещает христианам воевать.

Святые Отцы Православной Церкви еще в древности осознавали опасность подобных интерпретаций и дали соответствующее толкование шестой заповеди, которым и должны руководствоваться православные. Прежде всего, было осуществлено соотнесение шестой заповеди с реальными событиями, изложенными в Ветхом Завете, где Бог дает не только заповедь "Не убий", но и призывает израильтян к войне против других народов. Выдающийся русский военный мыслитель А.А.Керсновский, следуя в русле святоотеческого учения, считал десять заповедей дисциплинарным уставом, который дал Господь только своему избранному народу, а не всему человечеству. В книге А.А.Керсновского "Философия войны" читаем: "Сильные этими заповедями, сыны Израиля завоевали Обетованную Землю и утвердились в ней, беспощадно истребив иноплеменников, на которых действие шестой заповеди не распространялось".

Такого же мнения придерживается и А.Байдуков: "Считать войну недопустимой никогда и ни в каком случае, ссылаясь на заповедь "Не убий", нельзя, поскольку такое отрицание будет противоречить Священному Писанию. Бог дал Моисею не только заповедь "Не убий". Он дал ему также и наставление о том, как вести войну, чтобы победить врагов (См.: Исх. 21, 22)"[*].

  • [*] Байдуков А. Христианское вероучение о войне и воинской службе // Журнал Московской Патриархии. 1999. No 8.

Господь Иисус Христос уча о любви к ближнему предупреждал о том, что много крови человеческой будет пролито, прежде чем осуществится Царствие Божие: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю — не мир пришел Я принести, но меч..." (Мф 10,34).

Поэтому убиение врага, покусившегося на вечные ценности, на поле брани Святые Отцы не считают недопустимым. В подтверждение данной мысли уместно привести слова выдающегося богослова святого Афанасия Великого: "Не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно".

Церковная история знает множество примеров, когда смиренные иноки брали в руки оружие дабы постоять за Веру и Отечество. Преподобный Сергий Радонежский благословил накануне Куликовской битвы князя Дмитрия Донского и отправил с ним двух Святовоинов Пересвета и Ослябю, а годы Смутного времени, когда решалась судьба Русского государства, монахи Троице-Сергиева монастыря вынуждены были взять в руки оружие и бороться за спасение страны.

Православные подвижники указывали на то, что

браться за оружие имеет смысл только во имя того, за что человеку действительно стоит умереть, то есть за высшие идеалы. Борьбу с врагами Веры и Отечества великие святые считали священным долгом христианина, от которого он не имеет права уклоняться.

"Печальник земли Русской" Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: "Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить".

Читая жития святых, мы видим, что ведущие справедливую войну получают чудесную помощь от Бога во время битвы. В житии Святого Александра Невского говорится о помощи Божественных сил в битве со шведами на р.Нева: "Около полудни сразились с обеих сторон полки ратных, и страшная закипела сеча; до вечера как бы из тучи текла на поле кровь; воины, ухватив друг друга за руки, секлись мечами насмерть, но молитва веры одолевала вражью силу. Призрел Господь милостивым оком святого князя: полк Божий явился свыше, стоящий над полком православных и бежали нечестивые...

Дивная была поистине сия победа, не в силе человеческой, но в силе Божией, ибо как могла слабая дружина противостоять несметным тысячам?".

Таким образом, в святоотеческом наследии дано двойственное понимание войны: с одной стороны это великое бедствие, являющиеся следствием греховной природы человечества, а с другой война является необходимым средством к обузданию еще большего зла. Война агрессивная, развязанная во имя приобретения политико-экономических выгод, признавалась греховной и подвергалась осуждению. По мысли Святых Отцов, оправданной является только война оборонительная, ведущаяся за высшие ценности и идеалы.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...