< Ноябрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Подписка rss
Поиск Поиск
Покров Пресвятой Богородицы: исключительный русский праздник

14 октября 2013 года
Закладки

От редакции "РН": 14 октября — Покрова Богородицы — один из самых почитаемых и необычных праздников, многое объясняющий в нашем национальном характере и исключительном культе Богородицы на Руси. Во-первых, праздник Покровы сугубо русский, шире Русского мира — даже на Балканы он пришел от нас. Удивительно и то, что в его основу легло событие не из евангельской истории, и даже не из русской, а из внутренней византийской — чудесного избавления Константинополя от сарацин.

Свидетелем этого чуда Защиты города Божией Матерью, кстати был славянин, проданный в рабство в Константинополь — юродивый Андрей. Как пишет А.Десницкий: "На Руси почитание этого праздника началось в середине XII века, когда св. князь Андрей Боголюбский вдохновился рассказом из жития другого славянина, своего тезки, и воздвиг на реке Нерли великолепный храм в честь праздника Покрова.

Характерно, что наши предки не пожелали отмечать какой-нибудь "день воинской славы" — день победы своих дедов над византийцами, ведь такие победы им удавалось одержать. Напротив, они праздновали день избавления Константинополя от врагов, потому что важнее национальной гордости было для них 

заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. В том числе, разумеется, и за наш народ". Вообще, чудесными заступничествами Богоматери, защищающей русскую землю от вражеских нашествий, просто пестрят наши летописи.

Характерно, например чудесное избавление Пскова в 1581 году. Тогда во время осады города войсками польского короля Стефана Батория "за несколько дней до решительного штурма старец Дорофей увидел, как Богородица в сопровождении святых спускается с небес в Покровскую церковь, а затем обходит городские стены. Она сурово упрекнула жителей города за их грехи, но обещала Свое заступничество. Когда через несколько дней начался штурм, основной удар был нанесен по Покровской башне возле Покровского монастыря. Полякам удалось пробить брешь в стене, но войти в город они не смогли и сняли осаду.

Это явление Богородицы было изображено на специально написанной Псково-Покровской иконе. Она почиталась как чудотворная, и с 1601 года в память об избавлении города стали совершаться ежегодные крестные ходы с выносом этой иконы. После революции она была передана в местный музей. В 1944 году при отступлении немцев икона исчезла и обнаружилась только в 1970-м на выставке икон в Германии — как экспонат из частной коллекции. Псково-Покровская икона вернулась в Россию только в 2000 году после долгих дипломатических переговоров".

Псково-Покровская (Явление Богородицы старцу Дорофею) икона Божией Матери (1, 2)

Также  "самый известный посвященный этому празднику храм в Москве стоит на Красной Площади, и все обычно называют его именем Василия Блаженного. На самом деле это Покровский собор, построенный по приказу Ивана Грозного после победы русских войск над казанскими татарами в день Покрова 1552 года".

Ниже представляем подробный рассказ об этом Празднике Покрова, как он стал русским, как обогатил культуру нашего народа — рассказ признанного специалиста, крупного искусствоведа, исследователя феномена иконописиИрины Языковой.

***

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Среди церковных праздников Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место. Он приходится на 14 октября (1 октября старого стиля) — самое красивое время осени, когда в природе все окрашено в золото и багрянец — цвета Царства Небесного. И в то же время, по народным приметам, на Покров ложиться первый снег, убеляя багряное, очищая землю, покрывая ее "светом, яко ризою".

В основу праздника легло событие не из евангельской истории (как у большинства богородичных праздников), и даже не из русской, а из византийской.

Событие это отражено в греческих агиографических источниках, в частности, в житии константинопольского юродивого Андрея, но в византийском богослужении оно следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала.

Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси, в середине XII в., при благоверном князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя — св. Андрея юродивого. Запись об этом содержится в Прологе XII века.

Князь Андрей Боголюбский

Житие Андрея было хорошо известно на Руси, его перевод на славянский был сделан уже в XI в. В житии рассказывается, как однажды Андрей пришел во Влахернский храм и там во время молитвы увидел Божью Матерь, Которая стояла на воздухе, держа свой мафорий (покрывало, покров) над всеми молящимися в храме.

Влахерны — северо-западный район Константинополя, неподалеку от императорского дворца, здесь была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 г., в этой церкви хранилась риза (мафорий) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земле.

Император Лев VI пред Христом. Фрагмент мозаики из храма св. Софии в Константинополе. Императора называли не только Мудрым, или Философом, но и Миротворцем

Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (VII в.), который, отправляясь на войну, поручил охрану столицы чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов в город. В честь этого события был составлен гимн Пресвятой Богородице — Акафист, где Она величается "Взбранной воеводой".

И таких случаев в истории византийской столицы было множество. Кстати, один из них связан с поражением русских. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен.

Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло в 910 г. В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: "Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы". Это происходило с регулярностью и потому получило название "обычного чуда".

Но блаженный Андрей стал свидетелем чуда вовсе необычного. В это время Царьград переживал очередную осаду: город был в кольце сарацын (по другой версии — его осаждали войска русского князя Олега). Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом IV Мудрым собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве.

В житии Андрея читаем: "Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей... Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными.

И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: "Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?" Он же ответил: "Да, отец мой духовный". И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей.

И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию".

Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли. Введением праздника Покрова, Андрея, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе.

Византийских икон, изображающих чудо явления Богородицы Андрею юродивому, не известно. Только в иконах, иллюстрирующих Акафист, встречаются клейма с изображением явления во Влахернском храме. На Руси же Влахернское чудо получило и литургическое, и иконографическое оформление. Начиная с XII в. на русской земле стали освящать храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первый из них — знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. при Андрее Боголюбском.

Самое древнее из сохранившихся изображений Покрова мы находим на золотых (западных) вратах Суздальского Богородицерождественского собора (1220-1233 гг.). Богоматерь здесь изображена по типу, близкому к образу Боголюбской: в молитве, в полуоборота, повернувшись ко Христу, изображенному в сегменте неба, а над ней в виде паруса — покров.

Следующие по времени изображения Покрова относятся к XIV в., например, икона из Музея украинского искусства в Киеве и фреска Псковского Снетогорского монастыря (1313 г.).

В русской иконографии сформировалось несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы, среди них выделяют среднерусский (суздальский) и северный (новгородский). Среднерусский извод — мы встречаем его на иконе 1360-х гг. из Покровского монастыря в Суздале

(ныне в ГТГ) — отличается тем, что Богоматерь Сама держит покров. Событие происходит на фоне храма, данного как бы в разрезе, и этот храм наполнен народом — священники, император, патриарх, монахи, миряне, что вполне соответствует описанию видения блаженного Андрея. Сам он всегда изобажается в нижней правой части иконы вместе с юношей Епифанием.

Покров Богоматери, конец XV века. Происходит из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале. Владимирско-Суздальский музей-заповедник

В новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена в виде Оранты (молящейся), а покров простирают над Нею ангелы. Композиция соответствует не рассказу из жития блаженного Андрея, но скорее напоминает о чуде, происходившем за еженедельным богослужением во Влахернском храме, когда завеса поднималась над образом Богоматери. Одно из самых ранних новгородских изображений находится на стенах церкви Феодора Стратилата (ок. 1380 г.).

Подобное изображение мы находим и в "софийских таблетках" (аналойные иконы из св. Софии Новгородской). Такая же композиция описана в новгородском иконописном подлиннике: "Покров Святыя Богородици. Об одной церкви маковици; по сторонам две полаты; Пречистая на облачку; Петр с инеми апостолы на облачку ж, с правую руку Пречистыя, а Предтеча с Павлом и с святители на левой руке; а под ними облачек; а Роман по обычаю; а около его народ...".

Но есть и другая разновидность новгородского типа Покрова: ангелы простирают покров над Богоматерью Орантой, а выше изображен благословляющий Спаситель. По сторонам от Богоматери — лик святителей и лик ангелов, внизу также святые

— Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и другие апостолы, а справа — блаженный Андрей, Епифаний и мученики. Этот извод встречается в иконах не только новгородского, но и псковского происхождения. Наиболее древнее из новгородских изображений Покрова — икона из Покровской церкви Зверина монастыря (ок. 1399 г.).

Покров Богоматери. Около 1399 г. Храмовая икона церкви Покрова в Зверине монастыре в Новгороде

В XVII веке нередко объединяли в одной иконе несколько иконографических изводов, желая как можно подробней рассказать о Влахернском чуде. Напротив,

в ХIХ веке иконография как бы минимизируется, и на иконах мы видим изображение одной только Богородицы, держащей в руках покров. И если в ранних иконах этот покров красного цвета, то в поздних он превратился в белую ленту.

Покров. 1751 г. Белоруссия 

 

На многих иконах Покрова на амвоне изображается Роман Сладкопевец. Казалось бы: какое отношение к влахернскому чуду, произошедшему в Х веке, имеет Роман, живший в V в.? Но включение известного гимнографа, автора кондаков в честь Богородицы, в сонм молящихся имеется глубокий символический смысл — это усиливает тему общецерковного прославления Богородицы.

К тому же изначально Роман служил диаконом именно во Влахернской церкви. Житие его повествует, что поначалу он не имел ни слуха, ни голоса, но от всего сердца любил Богородицу и желал прославлять Ее в гимнах. Клир храма потешался над ним, но Роман не переставал молиться Пречистой Деве. Как-то, под Рождество Христово, он молился у иконы Богоматери и заснул, во сне ему явилась Матерь Божия и протянула хартию, сказав: "возьми, выпей (!) ее". Роман так и сделал, и почувствовал великое вдохновение и желание прославить Богородицу. Он взошел на амвон и воспел: "Дева днесь Пресущественного рождает…" Все дивились красоте его голоса и тем прекрасным словам, которые изливались из его сердца.

После этого Роман сочинил еще множество гимнов в честь Богородицы, за что его и прозвали Сладкопевцем. Вскоре Романа пригласили быть диаконом в Св. Софии — главном храме Константинополя. Память Романа Сладкопевца Церковь отмечает в тот же день, что и праздник Покрова — 1 (14) октября.

Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество Церкви, радость всего рода христианского, имеющего Заступницу-Богородицу, покрывающую его и сберегающую от всякого зла честным Своим омофором.

Храм, который обычно изображается на иконах Покрова новгородского извода как бы в разрезе, символизирует всю вселенную, которая становится храмом славы Божьей. На суздальском изводе мы видим храмы Константинополя, которые впрочем, на Руси воспринимались как образ Святой Земли.

Покров. М.В.Нестеров, апсида Покровского храма Марфо-Мариинской обители 

Исследователь иконы князь Евгений Трубецкой так пишет об образе Покрова:

"мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери.

Именно в таких Богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии... Это — симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной; словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений..."

***

ИКОНОГРАФИЯ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ: ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ОБРАЗА РУССКОЙ ИКОНЫ 

Покров Богоматери. XII-XIII в. Эта пластинка т.н. Златых врат собора Рождества Богородицы в Суздале – древнейшее из точно датированных изображений Покрова

*

 

Покров Богоматери. Икона 1360-х гг. из Покровского монастыря в Суздале. В собрании Гос. Третьяковской галереи. Изображение плата в руках Богоматери, а также фигура св. Романа Сладкопевца традиционно считаются признаком "среднерусского" варианта иконографии Покрова

*

Покров Богоматери с Деисусом и избранными святыми. Конец XIV века. Шитая пелена из собрания Гос. Исторического музея. Возможно, происходит из Покровского монастыря в Суздале

*

Покров Богоматери. Около 1399 г. Храмовая икона церкви Покрова в Зверине монастыре в Новгороде. Собрание Новгородского музея-заповедника. Изображение плата, несомого ангелами, над Богородицей, считается признаком "новгородского" варианта иконографии праздника. Также для ранних образцов этого извода свойственны изображения службы святителей в средней части композиции и изображение Христа над платом Богородицы

*

Покров Богоматери. Новгородская икона рубежа XIV-XV вв. из собрания Гос. Третьяковской галереи

*

 

Покров Богоматери. Псковская икона XV века из собрания Гос. Эрмитажа

Покров Богоматери, конец XV века. Происходит из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале. Владимирско-Суздальский музей-заповедник

*

 

Покров Богоматери. Икона-"таблетка" из серии святцев Софии Новгородской. Рубеж XV-XVI вв. Собрание Новгородского музея-заповедника. Здесь "новгородский" и "среднерусский" изводы композиции до некоторой степени соединяются: от первого остается Покров над Богородицей, но утрачивается подчеркнутая ярусность композиции, от второго появляется изображение св. Романа Сладкопевца

*

Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.

*

Покров Богоматери. Первая половина XVI века. Происходит из церкви Рождества Иоанна Предтечи Глушицкого Сосновецкого монастыря. Собрание Вологодского музея-заповедника. Иконография этого памятника в точности повроряет икону из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале

*

Покров Богоматери. Новгородская икона середины – второй половины XVI века из собрания Гос. Русского музея

*

Покров Богоматери со сценами Ее земной жизни. Икона середины XVI века из собора Рождества Богородицы в Устюжне. Устюженский краеведческий музей

*

Покров Богоматери. Фрагмент плохо сохранившейся композиции – фреска притвора собора монастыря Грачаница (Сербия, Косово). 1570-е годы. В XVI веке древнерусские по своему происхождению иконографии Покрова и "О Тебе радуется" переносится на Балканы

*

Покров Богоматери. Третья четверть XVI века. Происходит из Воскресенского Горицкого монастыря. Собрание Череповецкого музея. Эта икона уникальна изображением Явления Богоматери св. Роману Сладкопевцу в центре композиции. Редкой особенностью также является двойное изображение плата Богоматери – и в Ее руках (причем белого (!) цвета), и над Ней. Святые распределены по чинам святости: пророки, апостолы, святители, преподобные, праведные мужи и преподобные жены собраны в отдельные группы, почти так же, как в иконах "О Тебе радуется"

*

Покров Богоматери. Конец XVI века. Собрание музея-заповедника "Коломенское". Здесь Явление Богоматери Роману сладкопевцу изображено слева, а справа, видимо для симметрии, повторен его образ уже в дьяконском облачении

*

Покров Богоматери. Конец XVII – начало XVIII века. Из Покровской церкви села Анхимово Вологодской области. Собрание Гос. Русского музея. Здесь иконография Покрова претерпевает изменения, видимо, подвергшись влиянию иконографии "Богоматери Боголюбской"

*

Покров Богоматери. Последняя четверть XVII века. Мастера Оружейной палаты

*

В XVIII – XIX веках в целом, скорее, наличествуют повторения и лишь незначительные вариации сложившихся ранее иконографических схем

*

Покров Богоматери. Середина XIX века. Частное собрание, Германия

* 

 

*

*

*

Покров Богоматери. М.В.Нестеров. Для Марфо-Мариинской обители в Москве

*

 

Покров Пресвятой Богородицы над Русскою землей. Современная икона. Хр. св. Николая в Клениках  

***

Источник: 1, 2, 3 

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...