< Декабрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подписка rss
Поиск Поиск
Российско–индийские отношения: проблемы и перспективы

22 октября 2013 года
Закладки

От редакции "РН": Мы на страницах РН уже писали о резкой активизации российско-индийского диалога и даже стремления Индии в ТС, близости наших стран и перспективах сотрудничества (1, 2, 3).

Россия и Индия действительно становятся ближе. Вчера Москву посетил с официальным визитом премьер-министр Индии Манмохан Сингх, принявший участие в ежегодном российско-индийском саммите, во время которого встретился с президентом России. Саммит проводится уже в 14 раз. В повестку переговоров, помимо вопросов двусторонних отношений и беспрецедентно-доверительного военно-технического сотрудничества  включили обсуждение региональных и мировых проблем. Кроме того, Манмохан Сингх прочитал лекцию в МГИМО.

Представляемый ниже качественный анализ 2010 года сохраняет свою актуальность и показывает подробную панораму российско-индийского сотрудничества — ведь многие проекты, как сотрудничество с Индией в области сжиженного газа, проектах на Сахалине, атомной энергетике — многолетние. Весьма показательны и описанные препятствия от мирового гегемона, и провалы от смуты 90-х.

Автор Лунев Сергей Иванович — доктор исторических наук, профессор Кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД России, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Статья опубликована в научном сборнике  "Внешние связи стран Прикаспия в условиях глобального кризиса и интересы
России" / Отв. ред. — Г.И.Чуфрин. — М.: ИМЭМО РАН, 2010. 

Ниже приводится с незначительными сокращениями ссылочного аппарата. 

***

Советско-индийские связи получили существенное развитие с середины 1950-х годов, хотя дипломатические отношения между СССР и Индией были установлены в апреле 1947 г., до официального провозглашения независимости Индии. К концу 1980-х годов Индия превратилась в стратегического союзника Советского Союза.

Индия была, пожалуй, самым позитивным примером взаимосвязей СССР с несоциалистическими государствами. Еще в 1971 г. две страны подписали Договор о мире, дружбе и сотрудничестве, в котором было зафиксировано, что партнеры не будут участвовать в каких-либо военных союзах, направленных против другой стороны. В случае если одна из стран станет объектом нападения или угрозы, Советский Союз и Индия должны были приступить к взаимным консультациям для устранения таковой. Для СССР это был первый подобный договор, заключенный с несоциалистической страной и с государством, не отнесенным к категории так называемых "стран социалистической ориентации". Проверку Договор прошел уже через несколько месяцев в ходе индийско-пакистанской войны. Советская эскадра была послана в Бенгальский залив в ответ на отправку туда эскадры США, военно-политического союзника Пакистана (естественно, что ни Соединенные Штаты, ни СССР — тем более в условиях разрядки международной напряженности — не собирались идти на военное столкновение: это была всего лишь демонстрация своей политической позиции). Что касается предполагаемого вмешательства КНР, то Индия была твердо убеждена, что Пекин не предпринял активных действий из опасений перед возможными ответными шагами СССР. Война 1971 г. окончательно закрепила партнерские отношения СССР и Индии.

Самым активным образом развивалось военно-техническое сотрудничество СССР и Индии: с конца 1970-х годов Советский Союз удовлетворял около 75% потребностей Индии в закупках вооружения. При этом поставки осуществлялись на индийских условиях: СССР предоставлял весьма льготные долгосрочные кредиты и соглашался на предоставление технологии, а не только вооружений (это обычное требование индийской стороны при импорте военных материалов). Советский Союз являлся, наряду с США, крупнейшим экономическим партнером Индии. Весьма плодотворными были советско-индийские связи в культурной сфере.

***

Вместе с тем в двусторонних отношениях всегда существовали определенные проблемы, которые обострились после краха биполярного мира. После распада СССР произошло существенное охлаждение российско-индийских отношений. Период 1991-1993 гг. отличался бездействием

старых механизмов политических отношений и практическим отсутствием постоянных взаимных дипломатических консультаций, которые были характерны для предшествующих периодов.

В 1993 г. состоялся неоднократно переносившейся визит президента России Б.Н.Ельцина, в ходе которого был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, заменивший Договор 1971 г. В новом документе не было каких-либо конкретных положений, выходящих за рамки заверений во взаимных дружеских отношениях. Резко сократилось экономическое и военно-политическое сотрудничество. В ходе визита Б.Н.Ельцина было достигнуто компромиссное решение по долгу Индии Советскому Союзу. В соответствии с ним индийский долг был разделен на две части: 7,5 млрд. долларов Индия обязалась выплатить в течение 12 лет, а 4,5 млрд. долларов — в течение 45 лет. На сумму долга Россия получила право ежегодно покупать товары в Индии. К сожалению, соглашение не оказало заметного позитивного влияния на российско-индийский товарооборот, который резко (почти в 5 раз) сократился.

Нарастали сложности в российско-индийском военном сотрудничестве. В начале 1990-х гг. 3/4 боевых самолетов, 1/2 танков, 2/3 артиллерийских орудий, 90% подводных лодок и все ракеты “земля-воздух”, находившихся на вооружении Индии, были советского производства. Тем большее значение имело то обстоятельство, что с 1991 г. Индия стала испытывать трудности в получении запасных частей к боевой технике, закупленной в СССР. Многие российские производители вооружения начали требовать оплаты в твердой валюте.

Москва отошла от традиционной поддержки Индии по спорным вопросам международной жизни. Так, в коммюнике, подписанном по итогам визита вице-президента России А.В.Руцкого в Пакистан в декабре 1991 г., отсутствовала обычная формулировка о том, что Кашмир является неотъемлемой частью Индии. Зимой 1992 г. правительство России дезавуировало высказывания А.В.Руцкого, но в позиции Москвы произошли существенные изменения (например, в ходе своего визита в Пакистан в апреле 1993 г. министр иностранных дел А.В.Козырев возложил вину за резкое обострение ситуации в Кашмире и на Индию). В ноябре 1991 г. впервые Россия поддержала в ООН предложение Пакистана об объявлении Южной Азии безъядерной зоной (интересно отметить, что Франция и Япония, например, при голосовании воздержались). Москва также согласилась с пакистанским предложением о проведении международной конференции в составе США, России, Китая, Индии и Пакистана по вопросам, связанным с ядерными программами в Южной Азии.

Распад СССР обострил для Индии геополитическую ситуацию: в последней с огромным беспокойством следили за расширением сотрудничества Пакистана и других исламских государств с бывшими советскими среднеазиатскими республиками. Пакистан не скрывал своих целей: в апреле 1992 г. премьер-министр М.М. Наваз Шариф заявил, что победа моджахедов в Афганистане создала благоприятные условия для образования нового регионального блока, состоящего из Пакистана, Ирана, Турции, Афганистана, среднеазиатских республик.

Наконец, почти прервались культурные связи между двумя странами.

С 1994 г. в связи с изменением внешнеполитической стратегии России и резким ослаблением позиций “атлантистов” в ее руководящих кругах. Были восстановлены двусторонние политические консультации, возобновилось систематическое взаимодействие в международных делах.

Возобновились и заседания совместных советов и рабочих групп (уже в 1994 г. были проведены подобные встречи по цветной металлургии, энергетике, культуре и т.д.). В сентябре 1994 г. состоялось первое заседание межправительственной комиссии по торговле, экономическому, научному, технологическому и культурному сотрудничеству.

В ходе визитов премьер-министров Индии П.В.Нарамсимха Рао (июнь-июль 1994 г.) и России В.С.Черномырдина (декабрь 1994 г.) было подписано около 20 соглашений — по поощрению и защите капиталовложений, по долгосрочным закупкам индийских товаров в счет погашения долга, по исследованию и использованию космического пространства, об установлении “горячей линии” между Москвой и Дели (создана в 1998 г.) и т.д., а отношения двух стран были названы “дружественными”. Летом 1994 г. были подписаны Декларации о защите интересов плюралистических государств и о дальнейшем развитии и интенсификации сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индии, а в декабре — Долгосрочная программа по военному и техническому сотрудничеству на период до 2000 г. Очень позитивно в Индии, которая десятилетиями пыталась добиться места постоянного члена Совета Безопасности ООН, расценили поддержку Россией ее усилий в этом направлении. В 1994 г. Россия одной из первых заявила, что если Пакистан внесет на конференции по правам человека в Женеве проект резолюции по Кашмиру, она решительно выступит против. Сходной была и реакция России на попытку обсуждения кашмирского вопроса в Совете Безопасности ООН. Москва отказалась и от планов поставки вооружения в Пакистан. Была создана российско-индийская совместная рабочая группа по Афганистану, и стороны начали активный обмен информацией по деятельности исламистских радикальных организаций.

Постепенно начали восстанавливаться российско-индийские культурные связи. В 1995 г. прошли "Дни российской культуры" в Индии, а в 1996 г. — "Дни Индии" в России.

Важной вехой в двусторонних отношениях стали переговоры премьер-министра Индии Деве Гоуда в марте 1997 г. В ходе визита премьер-министра РФ Е.М.Примакова в Индию в декабре 1998 г. была подписана Долгосрочная программа по военному и техническому сотрудничеству вплоть до 2010 г.

***

В наступившем ХХI веке развитию двусторонних отношений в рамках резкого возрастания роли Азии в системе приоритетов внешней политики России был придан дополнительный импульс. В ходе визита президента России В.В.Путина в Дели

в октябре 2000 г. было подписано соглашение о "стратегическом партнерстве" двух стран и 17 совместных соглашений. Была достигнута договоренность о создании совместной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Было принято решение о проведении ежегодных саммитов.

В ходе ответного визита А.Б.Ваджпаи (премьер-министр Индии в 1998-2004 гг.) в РФ в ноябре 2001 г. были подписаны, в числе прочих соглашений, Московская декларация Российской Федерации и Республики Индии о международном терроризме, в которой, в частности, отмечалось неприятие двумя странами каких-либо силовых действий без санкции Совета Безопасности ООН, и совместное заявление по стратегическим вопросам.

Во время очередного визита В.В.Путина в Индию в декабре 2002 г. были подписаны Делийская декларация о дальнейшем упрочении стратегического партнерства между Российской Федерацией и Республикой Индией и Совместная декларация об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества. Последний документ был посвящен проблемам всемерного расширения торговли, экономических связей и взаимных инвестиций. Оба правительства взяли на себя обязательство всецело содействовать подобному развитию.

Были определены 146 совместных научно-исследовательских проектов в таких областях, как компьютеризация, роботизация, информационные технологии, биотехнология и иммунология, лазерные и космические технологии, гидрология и океанология, электроника, биомедицина, машиностроение, астрофизика и химические науки.

В ходе визита президента РФ была создана российско-индийская совместная рабочая группа по борьбе с международным терроризмом в качестве важной составляющей стратегического партнерства двух стран. В сентябре 2003 г. и апреле 2004 г. были проведены первые встречи группы.

Во время ответного визита А.Б.Ваджпаи в Россию в ноябре 2003 г. были подписаны Декларация Российской Федерации и Республики Индии о глобальных вызовах и угрозах международной безопасности и стабильности и Меморандум о взаимопонимании между компанией "Росавиакосмос" и Индийской организацией космических исследований о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. 
Во время визита В.В.Путина в Индию в декабре 2004 г. было подписано 14 соглашений. При этом лидеры двух стран обратили основное внимание на экономическое и научно-техническое сотрудничество.

Во время очередной встречи в верхах в декабре 2005 г. в Москве, помимо совместного заявления, были подписаны соглашения о соблюдении прав интеллектуальной собственности в военно-политической сфере, о сотрудничестве в области физики Солнца и солнечно-земной связи по проекту "Коронас-Фотон" и о мерах по охране технологии в рамках глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС.

В январе 2007 г, во время визита президента России в Индию, было подписано десять документов, включая Совместное заявление о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии; Протокол по проведению Года России в Индии в 2008 году и Года Индии в России в 2009 и программа культурных обменов между правительствами двух стран на 2007-2009 годы; меморандум о строительстве новых энергоблоков для атомных станций в Индии.

Вместе с тем следует отметить, что в 2007 г. произошло определенное охлаждение в российско-индийских отношениях, что было вызвано, по всей видимости, сближением Индии с США. В октябре министр иностранных дел Сергей Лавров не стал встречаться с Пранабом Мукерджи, своим индийским коллегой, во время приезда того в Москву для участия в заседании российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. В ходе визита Манмохана Сингха в Москву в ноябре 2007 г. впервые за 8 лет не была подписана совместная политическая декларация. Правда, стороны подписали несколько соглашений, среди которых два касались военно-технического сотрудничества — о совместной работе по созданию многоцелевого среднего транспортного самолета (Ил-214) и многофункционального истребителя пятого поколения. Была достигнута договоренность о совместном исследовании Луны и борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Был также произведен обмен письмами об использовании оставшегося индийского долга СССР в качестве российских инвестиций в Индию. Стороны договорились, что Россия построит дополнительно еще четыре энергоблока АЭС в Индии (хотя индийская сторона отказалась подписать официальное соглашение).

Данное соглашение было подписано уже во время визита президента РФ Д.А.Медведева в Индию в декабре 2008 г. Помимо этого, были приняты Совместная политическая декларация и Контрольный список приоритетных задач по дальнейшему продвижению стратегического партнерства в 2009 году. Стороны также договорились продлить на 10 лет долгосрочную программу военно-технического сотрудничества между РФ и Индией, срок действия которой истекал в 2010 году.

В ходе визита Манмохана Сингха в декабре 2009 г. данная программа была действительно подписана, как и соглашение о послепродажном обслуживании поставленных в Индию российских вооружений и военной техники и протокол к соглашению между правительствами двух стран о сотрудничестве в области разработки и производства многоцелевого транспортного самолета от 12 ноября 2007 года. Было также парафировано соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, которое может вывести двустороннюю кооперацию в этой сфере на совершенно иной уровень, заключены программы культурных обменов на 2010-2012 годы и кредитное банковское соглашение, подписана совместная декларация. Аналитики признали переговоры весьма успешными, что было особенно важно в условиях нараставших проблем в двусторонних отношениях.

Весьма плодотворным следует признать и визит В.В.Путина в качестве премьер-министра в Индию в марте 2010 г. (некоторые эксперты даже предложили считать его новой вехой в двусторонних отношениях). Особо следует выделить подписание соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии

в мирных целях и специальной "дорожной карты", согласно которой России предложили возвести четыре энергоблока АЭС в Куданкуламе и шесть энергоблоков в Харипуре (штат Западная Бенгалия). Всего, по словам главы "Росатома" С.В.Кириенко, Россия рассчитывает построить для индийской стороны до 16 ядерных энергоблоков на трех площадках (к 2017 г. планируется возвести 6 блоков) и создать топливный завод на территории Индии. Уже существует контракт о поставке Индии 2 тыс. тонн урана в топливных таблетках, но эти объемы не полностью соответствуют программе развития ядерной энергетики в Индии. Здесь планируют, что в 2020 г. мощность атомных электростанций составит 20 гигаватт, а в 2030 г. — 40 (по сравнению с нынешними 4 гигаваттами). "Дорожная карта" предусматривает также, что обе стороны будут создавать совместные предприятия по геологоразведке и добыче урана, как на территории двух государств [*], так и в третьих странах. Начинается обсуждение возможности сотрудничества двух стран по созданию реакторов на быстрых нейтронах (Россия имеет опыт по данному направлению, а Индия начала сооружать первый реактор).

  • [*] Речь идет, прежде всего, о территории России, поскольку в Индии практически нет своих урановых месторождений (запасы урана оцениваются всего в 73 тыс. тонн). Правда, достаточно велики индийские запасы тория, и Индия является крупнейшим в мире производителем тяжелой воды.

Также были подписаны соглашение о создании совместного предприятия по производству навигационного наземного оборудования для приема сигнала с российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере минеральных удобрений и рамочное соглашение на поставку в Индию минеральных удобрений (к марту 2011 г. Россия обязалась поставить 900 тыс. тонн хлористого калия). Российская компания "Алроса" подписала с индийскими фирмами соглашение о поставке алмазов на сумму около полумиллиарда долларов в течение 3 лет. В.В.Путин договорился и о продолжении сотрудничества в области освоения космического пространства: и по лунной тематике, и по подготовке двух индийских космонавтов, которые должны совершить полеты в космос в 2013 году [источник].

В ходе своего визита он заявил, что уверен в положительном результате совместной работы России и Индии по созданию самолета пятого поколения. Правда, сам контракт не был подписан, но глава корпорации "Сухой" М.А.Погосян уверен, что это произойдет в ближайшее время, как и заключение соглашения на поставку 40 новейших многоцелевых истребителей Су-30МКИ для индийских ВВС на сумму не менее 3,5 млрд. долларов. Зато был подписан контракт на поставку Индии 29 палубных истребителей МиГ-29К стоимостью в 1,5 млрд. долларов (поставки начнутся в 2012 г.)[Источник]. М.А.Погосян также заявил, что из более тысячи истребителей с применением технологии "стелс", которые появятся в России за период до 2050 г., около 200 закупит Индия [Источник].

В результате подписания этих соглашений были закреплены существенные сдвиги позитивные в двустороннем военно-техническом сотрудничестве. Как известно, еще в ходе визита министра иностранных дел и обороны Индии Джасванта Сингха в РФ в июне 2001 г. было решено выйти на качественно новый уровень такого сотрудничества за счет совместного проектирования новой военной техники, в том числе авиации, систем ПВО, боевых надводных кораблей и подводных лодок. Уже в ходе второго заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (февраль 2002 года) было принято решение о совместной разработке многоцелевого истребителя пятого поколения. Значительно активизировался обмен визитами высших военных должностных лиц.

За десятилетие была подписана серия контрактов (на миллиарды долларов) о закупке российской военной техники или о строительстве в Индии по российским лицензиям заводов по ее производству (речь шла о новейших боевых кораблях, подводных лодках, самолетах, танках, комплексах ПВО, артиллерийских установках и т.д.).

Наиболее крупными соглашениями стали продажа тремя партиями 230 многофункциональных истребителей Су-30МКИ на общую сумму в 8,5 млрд. долларов (самолет был специально доработан под индийские требования) и продажа танков Т-90С (первый контракт на 310 танков был подписан в 2001 г.; в 2006 г. Индия докупила в России еще 330 танков, а в 2007-м дополнила контракт еще тысячью машин).

Важным направлением военно-технического сотрудничества стало строительство кораблей для военно-морского флота Индии на верфях Санкт-Петербурга. Первые два фрегата типа 1135.6 были построены в 2000 г., в 2001 г. был спущен на воду третий фрегат, введение его окончательно в строй произошло в 2004 г. [Источник]. В 2006 г. был заключен новый аналогичный контракт. Его выполнение, которое планируется завершить в 2012 г., началось уже на верфях Калининграда (стоимость контракта — 1,6 млрд. долларов [Источник]). В январе 2004 г. было подписано соглашение о передаче Индии авианосца "Адмирал Горшков" (сумма сделки составила 1,5 млрд. долл.), а в марте состоялась передача корабля ВМФ Индии. Вскоре авианосец вернулся в Россию, которая согласилась на проведение комплексной модернизации корабля. К сожалению, Россия затянула сроки выполнения работ и запросила дополнительной оплаты, при составлении контрактов она не приняла в расчет инфляцию и не правильно оценила стоимость требовавшейся модернизации. Только во время визита Манмохана Сингха в декабре 2009 г. было найдено компромиссное решение по этому вопросу. В ходе переговоров В.В.Путина в марте 2010 г. было заключено дополнительное соглашение по продаже авианосца, согласно которому цена корабля составит 2,35 млрд. долларов и он будет поставлен Индии до конца 2012 г.

В конце 2008 г. был подписан контракт о поставках 80 вертолетов Ми-171 [Источник]. Начался выпуск совместной многофункциональной сверхзвуковой крылатой ракеты "БраМос" (в 2006 г. корабельная версия была принята на вооружение ВМС Индии, с 2007 г. ею стали оснащать сухопутные силы страны, а в 2012 г. ракета должна быть принята на вооружение ВВС Индии).

Россия рассчитывает выиграть контракт в 10 млрд. долларов на поставки 126 многофункциональных истребителей. При этом, однако, наша страна наверняка столкнется с жесткой конкуренцией со стороны авиационных компаний из США и Европы.

Дели, учитывая зависимость от поставок российского вооружения, стремится к диверсификации импорта. К тому же, в Индии все чаще критикуют Россию за поставку старых боеприпасов, несвоевременную доставку вооружения, затягивание выполнения контрактов. В свою очередь российские фирмы не всегда удовлетворены исключительно жесткими требованиями Дели к модернизации вооружения и стремлением получать его по максимально низким ценам. Однако в целом двустороннее военно-техническое сотрудничество развивается достаточно успешно.

***

В двусторонних отношениях между нашими странами существуют и проблемные подсистемы. Самой слабой является экономическая сфера. Восстановление прежнего уровня доверия между Москвой и Дели сталкивается с изменившейся политической и экономической обстановкой в обеих странах и значительным сужением возможностей обоих правительств влиять на динамику внешнеэкономических связей. В этих условиях трудно ожидать существенных изменений в двусторонней торговле. Эти связи у двух стран продолжают переориентироваться на Север. Изменения здесь могут быть связаны лишь с долгосрочным экономическим кризисом в США и Западной Европе.

В 1990-е годы российско-индийский торговый оборот по сравнению с предыдущим десятилетием упал в несколько раз и находился в пределах 1,2-1,8 млрд. долларов (без военно-технического сотрудничества). Положение начало слегка улучшаться лишь в последнее время. По данным Генеральной дирекции внешней торговли Министерства торговли и промышленности Индии, торговый оборот (без учета военных поставок) составил в 2002/2003 фин.г. (апрель-март) — 1,3 млрд. долларов, в 2003/2004 фин.г. — 1,67 млрд., в 2004/2005 фин.г. — 1,95 млрд., а в 2005/2006 фин.г. — 2,76 млрд. долларов, в 2006/2007 фин.г. — 3,51 млрд. долларов. По данным МИД РФ, в 2008 г. оборот взаимной торговли составил 7 млрд. долларов, но, по-видимому, в эту цифру были включены военные поставки. В 2005/2006 фин.г. доля российско-индийской торговли во всей внешней торговле Индии составила 1,09% (в 2002/2003 фин.г. — 1,14%). Будет очень сложно реализовать поставленную в ходе саммитов цель — достичь 10-миллиардного оборота в 2010 г. и 20 млрд. долларов к 2015 году (последнее предложение выдвинул премьер-министр Индии в декабре 2009 г.).

Структура торговли не является оптимальной. Более 70% российского экспорта в Индию приходится на черные и цветные металлы, удобрения и серебро. В целом резко сократились поставки российских машин, оборудования и транспортных средств (авиатехника, металлообрабатывающие станки, электротехника). В отдельные годы происходит повышение их доли в российском экспорте (в 2000 г. они составили 13% всего экспорта), которая затем вновь уменьшается.

В свою очередь Индия увеличила экспорт высокотехнологического оборудования, электроники, компьютеров. Однако их поставки по объему тоже не сопоставимы с сельскохозяйственными и продовольственными товарами, медикаментами и текстильными изделиями, на которые приходится почти три четверти индийского экспорта.

Вместе с тем многие эксперты полагают, что существуют области, в которых можно существенно нарастить взаимный товарооборот. Особо часто выделяют поставки российских углеводородов.

По прогнозу Международного Энергетического Агентства, потребление нефти в Индии будет возрастать в среднем на 4% в год до 2025 г., а газа — на 6,1%. Уже сейчас собственная добыча покрывает не более трети потребления нефти в стране.

К 2025 г. Индия станет третьим импортером нефти в мире. При этом, существует зависимость страны от одного региона мира — Ближнего Востока. Подобная ситуация требует диверсификации ввоза углеводородов, поскольку азиатский гигант становится чрезвычайно уязвимым,

особенно из-за роста нестабильности на Ближнем Востоке. Поэтому Индия заинтересована в поставках российских углеводородов. В начале декабря 2006 г. первый российский танкер привез в Индию 90 тыс. тонн нефти из Сахалина. За год 20 танкеров доставили нефть в Индию, что привело к росту товарооборота уже в 2007 г. Некоторые индийские эксперты полагают, что из России Индия может получать по 50 млн. тонн нефти ежегодно.

***

Индия, которая является мировым лидером по обработке алмазов, крайне заинтересована в получении напрямую российских алмазов. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх заявил, что индийская сторона согласна и на создание совместных компаний по экспорту ювелирных изделий. Большие возможности лежат и в сфере фармацевтики (высококачественные индийские лекарства существенно дешевле других импортных аналогов). Кроме того Дели стремится увеличить экспорт чая и табака в Россию, тем более, что за последнее время Индия, бывшая по существу монополистом на советском чайном рынке, уступила свои позиции целому ряду стран. Российская же сторона рассчитывает на увеличение поставок машин и оборудования в Индию.

Таким образом, возможно, обе страны добьются поставленных целей увеличения взаимного торгового оборота, хотя это и будет крайне сложно осуществить. К числу препятствий на этом пути следует отнести то, что российские предприниматели плохо знают индийские реалии. Индийские промышленники постоянно высказывают жалобы в отношении коррупции и организованной преступности в России, и обе стороны отмечают, что бюрократизм в обеих странах крайне осложняет работу. Часто происходят задержки платежей за товары (особенно это касается российских компаний). Российская сторона отмечает, что на российский экспорт накладываются существенные ограничения в Индии (в отдельные годы Индия входила в тройку стран, проводивших наибольшее количество антидемпинговых расследований в отношении российской металлургии).

***

Наконец, Индия и Россия расположены относительно близко друг от друга только на политической карте мира. В действительности же основные товары доставляются по морю, и маршрут оказывается очень длинным, что резко удорожает стоимость транспортировки.

***

Вместе с тем существуют другие сферы двусторонних экономических связей, где есть огромный потенциал для развития.

Россия и Индия, с точки зрения качественных параметров, принадлежат к разным группам стран. В принципе Россия может совершить прорыв в постиндустриальную фазу развития, придерживаясь стратегии развития человеческого потенциала, технологически сложных и наукоемких отраслей, а также повышения роли науки в производстве. Что касается Индии, то она вряд ли в обозримом будущем сможет перейти в постиндустриальную фазу развития. Однако у Индии есть прекрасные возможности для развития по индустриальному пути. Именно различие ситуации в двух странах может привести к позитивному, многообещающему результату — соединению потенций России в сфере высоких технологий и добыче сырья (около 30% мировых запасов) и возможностей Индии в сфере промышленности и инженерной деятельности. В этом направлении сейчас уже началось создание СП (со значительным государственным участием). Не случайно, в ходе ежегодных встреч на высшем уровне обязательно подписываются соглашения о дальнейшем укреплении экономического и научно-технического сотрудничества.

В рамках двусторонней Комплексной долгосрочной программы научно-технического сотрудничества уже осуществлено более 300 проектов в таких областях, как математика, механика, химия, физика, материаловедение, электроника, океанология и сейсмология. Россия придает приоритетное значение развитию сотрудничества с Индией в таких областях, как информационные технологии (в Москве создан Центр перспективных компьютерных технологий), космос, энергетика и фармацевтика.

В столице России создается двусторонний Центр по передаче технологий. При этом очевидно, однако, что обе стороны не прилагают достаточных усилий для развития научно-технического сотрудничества. Так, в сфере биотехнологий, приоритетной для обеих стран, связи практически отсутствуют.

В ежегодных докладах Департамента биотехнологии Министерства науки и технологий Индии перечисляются десятки стран, отнесенных к категории "стратегических партнеров" (включая Кубу и Финляндию), но России в этом списке нет. В докладах за 2006-2007 фин. г. и 2007-2008 фин. г. Россия вообще не упоминается, а в Докладе за 2008-2009 фин. г. отмечается лишь то, что на пятнадцатой сессии индийско-российского Совета Комплексной долгосрочной программы научно-технического сотрудничества (Нью-Дели, октябрь 2008 г.) стороны выразили желание осуществлять двустороннее сотрудничество в биотехнологии.

***

Перспективным направлением сотрудничества могут стать взаимные инвестиции. Так, Индия участвовала в реконструкции порта в Новороссийске, индийская фирма "Sun Group" вложила более 200 млн. долларов в пивоваренную промышленность России, значительные капиталовложения в российскую фармацевтику осуществили компании Dr. Reddy’s Laboratories Ltd. и Lupin Ltd. В 2001 г. индийская государственная нефтегазовая компания ONGC Videsh Limited заключила соглашение с "Роснефтью" об инвестировании 1,7 млрд. долларов в разработку проекта "Сахалин-1" (ONGC принадлежит 20%, что дает 2,4 млн. тонн нефти в год).

В счет погашения государственного долга Россия в середине 1990-х годов стала инвестировать часть средств в конкретные проекты в Индии (например, в сфере энергетики, нефте- и угледобычи, металлургии). В 2006 г. было принято решение, что в течение пяти лет государственные и частные российские компании получат 1 млрд. долларов (за счет выплат Индией России долга СССР) для инвестиций в Индию. Российские компании проявляют все больший интерес к телекоммуникационному, информационному и алюминиевому сектору индийской экономики. Здесь, бесспорно, не все планы удается успешно реализовать. Так, интерес компании "Русский алюминий" к покупке акций "НАЛКО", крупнейшей индийской фирмы в алюминиевой сфере, пока не материализовался, в том числе и из-за отказа индийского правительства содействовать выполнению этих планов. Зато российская компания "Система" реализовала свой давний проект, и в 2007 г. приобрела часть телекоммуникационной фирмы Shyam Telecom. В 2008 г. россияне объявили о готовности вложить в течение двух лет 7 миллиардов долларов в модернизацию индийской системы мобильной связи.

Российские организации участвуют в создании и расширении индийской инфраструктуры, включая строительство автомагистралей, модернизацию и реконструкцию металлургических объектов. Россия рассчитывает на получение крупных контрактов на строительство общенациональных автомагистралей "Золотой четырехугольник", "Север-Юг" и "Запад-Восток" (стоимость всей программы оценивается в 13 млрд. долларов) и строительстве метрополитенов. Относительно успешно развивается сотрудничество в области модернизации индийских металлургических и гражданских авиационных предприятий. Есть большой потенциал в российско-индийском сотрудничестве в деле развития индийской угледобывающей отрасли и в сфере машиностроения. Россия вложила 250 млн. долларов в титановый проект в Ориссе.

Вместе с тем часто Россия уступает в Индии компаниям высокоразвитых стран крупные контракты на строительство новых и реконструкцию старых промышленных объектов, построенных еще с советской помощью. Во многом это связано с тем, что

РФ практически полностью свернула в Индии свою пропагандистскую деятельность. В результате многие индийские СМИ ориентируются на негативную информацию о нашей стране, которую получают из западных источников, и искажают имидж России. Дискредитация РФ не только опасна в политическом плане,

но и является одним из факторов, ослабляющих нас как экономического конкурента.

Важным направлением представляется сотрудничество по созданию международного транспортного коридора "Север-Юг". Межправительственное соглашение по этому вопросу, подписанное министрами транспорта России, Индии и Ирана в сентябре 2000 г., вступило в силу в мае 2002 г. Предварительные оценки в отношении индийского экспорта в Россию показали, что данный транспортный путь уменьшит на 20% время и расходы на транспортировку. В дальнейшем можно было бы довести транспортный коридор до Юго-Восточной Азии — на восток и до Западной Европы — на запад.

Все больше внимания индийцы стали обращать на регионы (на что их ориентирует и российская сторона). Посольство Индии в РФ осуществляет специальную программу по данному направлению. Подписаны специальные Протоколы о сотрудничестве между рядом российских и индийских регионов (например, между штатом Гуджарат и Астраханской областью, между Хайдарабадом и Казанью).

***

По-видимому, самым главным в экономическом сотрудничестве наших стран должна стать энергетика. Индия разработала амбициозную программу по строительству АЭС, на которую она собирается потратить около 100 млрд. долларов. По планам страны, суммарная мощность станций должна достичь к 2020 г. цифры в 20 тысяч МВт (на начало 2010 г. — около 4 тысяч) и 63 тысяч к 2032 г. (а к 2050 г. на долю атомной энергетики должно придтись 25% от всей производимой в стране энергии). С 2002 г. более 100 российских предприятий начали создание АЭС "Куданкулам" (штат Тамилнад) с двумя РУ ВВЭР-1000 общей мощностью 2000 МВт. Как отмечалось, по соглашению 2008 г., подписанному в ходе визита Д.А.Медведева в Индию, Россия построит дополнительно еще четыре РУ ВВЭР-1200 мощностью по 1170 МВт в Куданкуламе. Новые договоренности в конце 2009 г. позволили генеральному директору "Росатома" С.Кириенко заявить, что Россия может построить в Индии дополнительно от 12 до 20 блоков АЭС (стоимость контрактов — десятки миллиардов долларов)[источник] — в Куданкуламе, в Западной Бенгалии и возможно на третьей площадке [источник].

***

После распада СССР Соединенные Штаты постоянно оказывали серьезное давление на Россию по вопросу ограничения поставок в Индию ракетных технологий. Наиболее скандальной стала история с соглашением 1992 г. между Главкосмосом и Индийской организацией космических исследований о поставках в Индию российской космической техники, в том числе двигателей последних ступеней ракеты для вывода спутников на околоземную орбиту. США предприняли попытки воспрепятствовать реализации этого контракта, утверждая, что поставляемое оборудование может быть использовано в военных целях. По мнению российских экспертов, однако, российско-индийские договоренности не подпадали под соглашение о контроле над ракетной технологией, так как криогенные двигатели не имеют применения в военных целях, потому что используемое в них топливо требует соблюдения сложнейших мер безопасности и не подлежит длительному хранению (все это свидетельствует о сотрудничестве в области мирной программы).

Большинство российских и индийских специалистов склонялось к мнению, что резкая реакция США на планируемую сделку на самом деле объяснялась стремлением вытеснить Россию с обширнейшего индийского рынка военной техники и космических технологий. Президент РФ Б.Н.Ельцин в мае дал обещание Б.Клинтону пересмотреть контракт с Индией. В июле 1993 г. в Вашингтоне было объявлено, что США и Россия договорились строго следовать условиям режима контроля над ракетной технологией, и Индия была уведомлена о невозможности дальнейшего выполнения Россией обязательств по контракту. А в конце августа 1993 г. США предложили Индии свои криогенные двигатели.

Именно позиция США и действовавшие международные договоренности постоянно препятствовали налаживанию российско-индийского ядерного сотрудничества (так, соглашение о строительстве АЭС в Куданкуламе должно было быть подписано еще в 1994 г., а заключено оно было лишь в конце 2001 г.).

При этом в марте 2006 г. во время визита Дж.Буша в Индию было подписано соглашение о мирном сотрудничестве в области атомной энергии, которое было одобрено Конгрессом США в декабре 2006 г. Согласно нему Индия будет получать ядерные технологии и топливо из США без подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В 2008 г. Группа ядерных поставщиков и МАГАТЭ сняли ограничения на сделки с Индией по данному направлению.

Однако США в 2009 г., руководствуясь желанием устранить конкурентов, стали стремиться помешать другим странам продавать Индии оборудование по обогащению и переработке урана. Еще в ходе визита президента Индии П.Патил в Москву в сентябре 2009 высокопоставленные российские деятели заявляли, что Россия будет строго соблюдать соглашение 2008 г. о передаче технологий Индии и не согласится с какими-либо ограничениями. Во время переговоров премьер-министра Индии в РФ в декабре 2009 г. Индия получила гарантии российского руководства о том, что Россия не поддастся давлению со стороны США и выполнит все достигнутые договоренности.

***

В сфере тепло- и гидроэнергетики российские компании — ОАО "Силовые машины" и ФГУП "Технопромэкспорт" — участвуют в проектах по ТЭС "Бар", "Корба", "Обра" и "Сипат", ГЭС "Нижняя Субаншири" и ряду других объектов.

***

В декабре 2004 г. было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО "Газпром" и Газовым управлением Индии. Основными направлениями стали проекты поставок углеводородов в Индию, совместные работы по разведке и обустройству нефтегазовых месторождений как на территории Индии и России, так и в третьих странах.

С 2000 г. ОАО "Газпром" проводит разведку и разработку газовых месторождений на шельфе в Бенгальском заливе. Компания "Зарубежнефть" занимается реабилитацией простаивающих нефтяных скважин в штате Ассам.

Активно осуществляются проекты по строительству сети нефте- и газопроводов на территории Индии, а также программы газификации индийских штатов, в которых принимает участие ОАО "Стройтрансгаз". Дочерняя компания "Газпрома" "Трансгаз" участвует в строительстве стратегического газопровода Виджаявада–Ахмедабад.

Россия объявила о согласии участвовать в строительстве трубопровода Иран–Пакистан–Индия (стоимость — 7 млрд. долларов). Развитие сотрудничества в сферах нефтепереработки и нефтехимии тоже может принести существенные дивиденды РФ. Осенью 2006 г. российские компании были официально приглашены принять участие в нефтеперерабатывающем проекте "Парадип" в штате Орисса (увеличение мощности на 30 млн. тонн ежегодно, стоимость — 4 млрд. долларов). "Роснефть" объявила о желании инвестировать в проект ONGC в Мангалоре (штат Карнатака).

В свою очередь, еще в 2006 г. Индия предложила создать совместное предприятие Сахалин-3 (на условиях предоставления ОАО "Газпром" доли в 51%, а ONGC Videsh Limited (OVL) — в 49%). В ноябре 2008 г. в ходе визита в Россию министра нефти и газа Индии Мурли Деоры

была достигнута принципиальная договоренность на участие ONGC совместно с "Роснефтью" и "Газпромом" в освоении газовых и нефтяных месторождений в Восточной Сибири и проектах "Сахалин-3" и "Сахалин-4". Индия также выразила желание в покупке сжиженного газа.

В целом можно констатировать, что существуют все предпосылки для дальнейшего повышения уровня российско-индийских отношений в XXI веке. Однако без реальной повседневной работы "стратегическое партнерство" России и Индии, провозглашенное еще в октябре 2000 г., может остаться просто декларацией.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...