< Октябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Подписка rss
Поиск Поиск
Ислам и Православие в России: исторический опыт взаимоотношений

22 октября 2013 года
Закладки

От редакции "РН": Автор — студентка факультета политических наук Алтайского госуниверсистета.

Опубликовано в издании: Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы XXXIX научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейских классов. Вып. 9. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012.

***

История взаимоотношений православия и ислама насчитывает многие столетия, и почти всегда данные взаимоотношения носили мирный характер. Православные христиане и мусульмане дали миру пока что недооцененный, на мой взгляд, пример сотрудничества и взаимодействия, толерантности и взаимопонимания. Веками складывавшаяся традиционная лояльность мусульман и православных друг к другу вполне объяснима. Этому феномену я и попытаюсь дать логическое обоснование.

Между древнерусскими землями и мусульманским миром существовали довольно прочные контакты. Их стимулировала широкая практика налаженных торговых связей и спорадических дипломатических сношений между северными окраинами халифата и Русью.

С периода Хазарского каганата и Волжской Булгарии начинается не просто распространение ислама на территориях, находящихся в составе России, но выявление и наращивание потенциала мусульманской культуры в приложении к местной специфике.

Особого внимания заслуживает ордынский период отечественной истории, который часто интерпретируется авторами в негативном свете. Агрессия монголов, разумеется, принесла жестокие несчастья русскому народу. Однако все сводить только к "игу" было бы заблуждением.

Ведь между Северо-Восточной Русью (будущим ядром России) и Золотой Ордой не существовало особой социально-психологической отчужденности.

Характерно, что утверждение ислама в качестве господствующей религии в Золотой Орде, происшедшее в 1312 г. в правление хана Узбека, никоим образом не помешало Руси сохранить свою религиозную самостоятельность. Более того, на службу русским князьям перешло немало знатных татар.

Почти все прибывшие из Орды представители военной знати были отличными наездниками, воинами-багатурами (откуда и возникло слово "богатырь"). В результате значительное число бояр и других служилых людей московского царя составляли представители татарской знати.

Таким образом, Золотоордынский период способствовал тому, что в дальнейшем характер российской государственности определялся тесным взаимодействием ислама и православия на протяжении многих столетий.

Как показывает исторический опыт, православные, живущие под игом католически-протестантского Запада, быстро становились религиозными мутантами-униатами, или чем‐то вроде того, теряя веру, культуру и язык. Так же и мусульмане в Западной Европе быстро ассимилировались или просто уничтожались. Например, после реконкисты (отвоевывание) на Пиренейском полуострове уже в XVI в. там совсем не стало мусульман. Недаром же говорят, что если Россию называть тюрьмой народов, то Европу уж точно можно назвать кладбищем народов.

Довольно мирное сосуществование православных и мусульман наблюдалось в России. Мусульманам дали настолько большие права в исповедании своей веры, что казанские татары спустя всего полвека после присоединения их территории к владениям русских царей встали на защиту России в момент Смуты, когда казалось, что ей пришел конец. Казанские татары составили весьма значительную часть ополчения Минина и Пожарского и помогли выгнать польских интервентов из Кремля.

Исправно служили мусульмане в русской армии. Им не только не запрещали исповедовать свою веру, но и старались помогать в мелочах. Так, чтобы сражавшимся за русского царя мусульманским воинам было не обидно, что у православных есть престижный орден cв. Георгия Победоносца, а у них нет, царское правительство изобрело специальный "заменитель" этого знака великого христианского святого.

И мусульмане в целом платили России верностью. Они не только лояльно платили налоги, работали на благо страны, но и часто храбро воевали за нее. Например, во время Отечественной войны 1812 г. и Первой мировой, а также других конфликтов.

Нельзя не отметить, что прослеживается удивительная закономерность: уживаясь вместе, православие и ислам способствовали укреплению чистоты догматов друг друга. Враждуя, укрепляли внешние западные силы, которые по канонам обоих религий представляли собой враждебное воздействие.

В заключение хотелось бы отметить, что православные не разделяют догматов ислама, но зато их сотрудничество с мусульманами в общественных, политических и социально-культурных ракурсах очень перспективно. И опыт прошлого ни в коем случае не должен забываться, а наоборот, его важно активно использовать как пример гармонии и толерантности двух крупных конфессий: ислама и православия.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...