< Ноябрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Подписка rss
Поиск Поиск
Сарматы мы, да, россияне мы…

24 октября 2013 года
Закладки

От редакции "РН": Госсовет по  межнациональным вопросам под председательством В.В.Путина не случайно состоялся днями в Башкирии. В городе-миллионнике Уфе, столице Башкортостана  51% русских, 28% татар, 15% башкир, а также проживают украинцы, чуваши, марийцы, белорусы, мордва, армяне, немцы, евреи, азербайджанцы — более 100 национальностей. И это регион мира, устойчивого развития, крупный культурный центр.

Башкирия, кстати, является одним лидеров статистики смешанных браков в Российской Федерации, и наверняка и это обстоятельство вносит свою лепту в национальное согласие в республике. О значимости этого фактора в нацполитике и предлагаемая статья башкирских ученых, профессионально исследующих социологию семьи. Их исследование о Башкирии, тем не менее, в своих выводах имеет общероссийское значение.

Авторы Зарина Лероновна Сизоненко — к.соц.н., доцент кафедры социологии и социальных технологий Уфимского Государственного авиционного технического университета (УГАТУ), Михайличенко Дмитрий Георгиевич — к. филос. наук, доцент кафедры экономики и управления филиала РГСУ в г. Уфе (Российский государственный социальный университет), Нуриджанов Арсен Эдвинович — к.соц.н., главный редактор уфимского выпуска газеты "Работа для Вас".

Статья "Сарматы мы, да, россияне мы…" из "Независимой Уральской газеты" — это расширенная версия выступления "Межнациональная семья в системе стратегических ориентиров национальной политики Республики Башкортостан" опубликованного в материалах Республиканской научно-практической конференции "Культура мира на современном этапе" (Уфа, 28 апреля 2011 г.). 

Фото: "Любовь национальности не спрашивает" — замечательная история семьи Сергея и Эльвиры Симоновых из Уфы.

***

Трудно сказать, когда именно появилась первая межнациональная семья. Принято считать, что на заре зарождения российского суперэтноса, то есть при первобытнообщинном строе, сами условия жизни принуждали людей к экзогамии, иначе говоря, к смешанным бракам. Смешанные семьи на Руси складывались по мере освоения славянами территорий за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Закавказье, Прибалтике. Позже, в 1593 году казанский митрополит Гермоген писал, что "многие-де русские полоняники и неполоняники живут у татар и у черемисов, и у чувашей, и пьют с ними и едят с одного и женятся у них".

Но времена изменились. В XVII веке было принято несколько постановлений о церковных браках между русскими служивыми людьми и "крещенными инородческими женщинами", тем не менее, браки между представителями разных рас и наций в царской России были допустимы лишь в пределах одного социального круга или одной религии и представляли собой исключительное явление. Например, в Своде законов российской империи прямо указывалось на то, что лицам православного и римско-католического исповеданий запрещается вступать в брак с нехристианами. Особенно сильному стеснению подвергались браки башкир с казанскими татарами-переселенцами, когда указом от 11 февраля 1736 года брак разрешался лишь с позволения казанского губернатора. Сколько личных трагедий любящих друг друга юношей и девушек стоит за этим уложением, даже трудно себе представить. Почитайте Мажита Гафури и Габдуллу Тукая и поймете. Ислам, бывший до революции основным источником брачно-семейных традиций у восточных народов России, также резко отрицательно относился к бракам мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям.

Точных данных о количестве таких браков нет, однако статистика подтверждает, что в России число межнациональных браков стало расти уже после 1917 года, превратившись к настоящему времени в широко распространенное социальное явление.

В 50-е г. г. в бывшем СССР межнациональным был каждый десятый брак, в 80-е уже каждый седьмой, а в некоторых регионах каждый пятый. По сути дела институциональный в прежнем понимании брак перестал существовать. И то, что русские девчонки совершенно свободно выходили замуж за красавцев-грузин, а флегматичные белорусы увозили к себе очаровательных татарочек, стало, как тогда было принято говорить, символом дружбы народов многонационального Союза Советских Социалистических Республик.

Советская власть упразднила самое действенное наказание за нарушение семейного кодекса, и результат не замедлил сказаться: молодые семьи, скрепленные одобряемым (а иной раз и не одобряемым) родителями браком, оказались в равном экономическом, политическом и социальном положении, что в свою очередь спровоцировало формальную свободу самостоятельного выбора брачного партнера. Так были фактически ликвидированы нормы традиционной семьи, структуру и тип отношений в которой определяли национальные традиции и религиозные заповеди, такие, как многодетность, патриархальность, социальная и национальная однородность. Для современной семьи многие из них либо утрачены, либо не имеют прежнего значения. Например, сватовство в наше время превратилось не более чем в красивый ритуал, венчание или мусульманский свадебный обряд никах чаще не свидетельство религиозности будущих супругов, а дань моде. Традиционное распределение власти в семье, когда главой считался мужчина, сменилось принципами эгалитаризма.

Но тут грянули 90-ые, и границы расползлись не столько по картам, сколько по судьбам. Традиционно считать, что это связано с процессами пробуждения национального и религиозного самосознания. Возможно, во многом так оно и есть, но это не изменило отношения к межнациональной семье. Более того, число таких семей неуклонно увеличивается.

Башкирия является многонациональным краем уже более 450 лет. За эти годы сложились устойчивые традиции добрососедства и взаимоуважения культур совместно проживающих этносов. "Спасибо тебе, кодам, говорит водитель-дальнобойщик сват Василий своему свату инженеру Ринату. За дочку?  спрашивает тот. За дочку само собой. Невестка просто чудо! Я про лишний выходной. Недавно на Пасху мы с тобой сидели, а теперь вот Уразу отмечаем". Анекдот вроде, но речь здесь не только о смешение культур, но и этносов.

Современная башкирская или русская семья в условиях крупного города практически не различаются, если сравнивать образ жизни, принципы распределения власти, воспитания детей, отношений между супругами. Да только ли в Башкирии. Современные реалии таковы, что межнациональная семья и в мировом сообществе весьма распространенное явление. Республика Башкортостан географически расположена в самом центре России, ее пересекают активные миграционные потоки, что отражается на национальном составе населения: он пестрый, полиэтничный. Это одна из наиболее значимых причин распространенности межнациональных браков в Башкортостане. В бывшем СССР республика занимала четвертое место по количеству межнациональных браков, в Волго-Уральском регионе второе.

Поэтому выводы некоторых социологов, характеризующих состояние современной семьи как кризисное, а межнациональных отношений как напряженное, стоит подвергнуть серьезному сомнению.

Вопрос, почему возникли столь "упаднические" мнения о семье и отношениях людей разных национальностей, должен быть не просто оспорен, а подвергнут серьезному научному изучению. Заодно не мешало бы проанализировать образ жизни таких семей,

процесс их формирования и развития на протяжении нескольких поколений.

Между тем теперь уже преобразованному "Министерству культуры и национальной политики Республики Башкортостан" недосуг было заниматься столь серьезными проблемами. Основная цель этого учреждения заключалась в развитии традиционных национальных культур, сохранении традиций, прежде всего, башкирского этноса. Безусловно, такая деятельность необходима: вихрь глобализации способен стереть национальную традиционную культуру, язык. Однако не следует забывать, что для многих жителей республики национальный фактор не является важнейшим критерием идентификации. Кроме национальной принадлежности существуют еще профессиональная, возрастная, половая и пр. идентичности, важность которых для определения себя в рамках социального пространства несомненна, а иногда и превалирует над национальной. Сам факт существования множества межнациональных семей тому подтверждение.

Для многих жителей Башкирии этнические факторы идентификации не играют доминирующей роли: люди склонны соотносить себя с Южным Уралом, всей Российской Федерацией или же, например, с собственной профессией. Так, в рамках проведенного в 2010 г. первым республиканским тренинговым центром опроса руководителей бизнес-организаций никто (!) из опрошенных не назвал в качестве определяющего фактора идентификации этническое происхождение. А в ходе последней переписи некоторые из опрошенных в графе национальность просили написать "сармат". Опять анекдот? Отнюдь. Племя, жившее на территории современного Башкортостана около двух тысяч лет назад, являет собой символ принадлежности не к какому-то отдельному народу, а к индоевропейской расе, к которой оно, кстати, и принадлежало.

К сожалению, на рубеже нового тысячелетия российская национальная политика строилась без учета необходимости выработки общих для всех россиян надэтнических принципов. Акцент делался на поддержание различных этнических групп, поэтому вместо формирования институтов гражданского общества произошло укоренение "принципа крови" в общественно-политической практике и кадровой политике российских субъектов, иначе говоря, клановых элит. Результат этой клановости красноречиво демонстрирует сегодня пылающий Северный Кавказ.

Поэтому мы считаем, что мультиэтничной Российской Федерации необходимы надэтнические объединяющие ценности, на основе которых возможна прочная, гражданская форма коллективной идентификации. В том числе и такая, как межнациональная семья.

Пожалуй, сегодня это одна из немногих точек в построении межнациональной внутрироссийской политики, на которую можно опереться, чтобы избавиться от накопившихся мифов и идиологем, направленных на разжигание межнациональной розни.

Увы, умелые манипуляторы хорошо научились превращать столкновение преступных клик в этнические конфликты. И это не просто зарифмованные лозунги типа "Русские в Рязань, татары в Казань!". Эти апелляции, способные разжечь чувства этнической ненависти, адресованы к потаенным глубинам психики, ментальности представителей той или иной этнической группы. Мы уж не говорим о том, что пребывание в такой социльно-психологической обстановке приводит к тому, что люди, рожденные от межнациональных браков, начинают испытывать чувство собственной неполноценности, отчуждаются от общества, перестают ощущать патриотизм по отношению к республике.

Сегодня специалисты, стоящие во главе республики, должны обладать федеральным мышлением. Как говорили древние, concordia parvae rescrescunt, discordia maximae dilabuntur При согласии малые дела растут, при несогласии великие дела разрушаются. Для небольшой многонациональной Башкирии важно сохранить традиции добрососедства, взаимоуважения культур и это сохранит большую Россию. Важнейшим институтом, способствующим такому взаимоуважению, является межнациональная семья. Именно в рамках такой семьи происходит формирование традиций схождения и самосохранения этносов. Поэтому мы считаем, что именно многонациональная семья должна занять приоритетное значение в системе стратегических ориентиров национальной политики Республики Башкортостан.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...