< Август 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Подписка rss
Поиск Поиск
Российский ТЭК: Энергетический альянс с Китаем

28 октября 2013 года
Закладки

Представляем качественный еженедельный анализ текущей ситуации в российском топливно-энергетическом комплексе от информационного агентства Арктика-Инфо.

***

НОВЫЙ НЕФТЯНОЙ КОНТРАКТ "РОСНЕФТИ" И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТАВОК ТРУБОПРОВОДНОГО ГАЗА (СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТЭК:18-25 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА)

"Азиатский поворот" российского ТЭК ознаменовался очередным долгосрочным контрактом "Роснефти" на поставку нефти в Китай, который был подкреплен соглашением о создании СП с CNPC по разработке крупного месторождения в Якутии. Масштабный поворот "Роснефти" на Восток может привести к дефициту ресурсов и/или транспортных мощностей, но госкомпания считает данные опасения необоснованными. "Газпрому" в свою очередь удалось согласовать формулу ценообразования контракта на поставку трубопроводного газа в Китай, однако, по мнению аналитиков, противоречия по вопросам стоимости сырья сохраняются, поэтому подписание окончательного соглашения до конца года может не состояться.

Главное событие недели — это визит правительственной делегации во главе с премьер-министром Д.Медведевым в Китай, который укрепил энергетическое сотрудничество между двумя странами. По уже сложившейся традиции главным действующим лицом в рамках российско-китайских отношений в энергетической сфере стала "Роснефть". Кроме утверждения плана по строительству совместно с CNPC НПЗ в Тяньцзине, "Роснефть" согласовала условия поставок нефти с другой китайской госкомпанией Sinopec: контракт предусматривает экспорт 10 млн тонн нефти ежегодно в течение 10 лет как по нефтепроводной системе, так и морским путем (через Новороссийский порт).

Общая стоимость контракта составит примерно 85 млрд долларов, из них 20 млрд долларов "Роснефть" получит в качестве предоплаты, однако на каких условиях она будет предоставлена (размеры скидки или кредитных ставок) не сообщается.

Кроме того, накануне визита правительственной делегации в Китай "Роснефть" подписала с CNPC меморандум, предусматривающий создание СП на базе ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча", 100% акций которого госкомпания недавно консолидировала. В совместном предприятии "Роснефть" получит 51%, и партнеры будут разрабатывать Среднеботуобинское месторождение в Якутии, нефть которого предназначена для экспорта в Китай. Причем в официальном сообщении CNPC, посвященном подписанию меморандума, указывается, что сотрудничество российской и китайской госкомпаний будет носить более широкий характер, и, в частности, предусматривает покупку и приобретение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. "Роснефть" столь широкие перспективы сотрудничества не комментирует, а здесь можно вспомнить, что чуть более месяца назад Petrochina ("дочка" CNPC) предлагала "Газпрому" и "Роснефти" инвестировать 10 млрд долларов в месторождения Восточной Сибири в обмен на право стать партнером госкомпаний в соответствующих проектах.

Ориентация "Роснефти" на китайский рынок представляется аналитикам вполне логичной. Во-первых, Китай в ближайшей перспективе станет крупнейшим импортером нефти, поэтому для "Роснефти" важно занять весомую долю на этом рынке. Во-вторых, наиболее крупные месторождения нефти "Роснефти" находятся в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, откуда удобно транспортировать сырье в страны АТР. Но у китайской ориентации "Роснефти" есть и оборотная сторона, которая связана со стремительно увеличивающимся объемом контрактных обязательств, не подкрепленных реальной добычей нефти. А здесь можно еще вспомнить о проекте Восточной нефтехимической компании (ВНХК), которая после запуска предприятия на полную мощность будет требовать 30 млн.тонн нефти ежегодно, а также о планах "Роснефти" стать эксклюзивным поставщиком нефти для Белоруссии (около 21 млн.тонн ежегодно).

Кроме того,

на встрече президента РФ В.Путина с премьером Индии на предметном уровне обсуждались вопросы энергетического сотрудничества с Индией, а поставки нефти в эту страну оптимально организовать по азиатскому морскому маршруту через порт Козьмино в Приморском крае.

Однако наблюдатели отмечают, что в случае реализации всех проектов "Роснефти" на Дальнем Востоке (в том числе экспортных) для поставок в Индию может элементарно не хватить нефти, что затруднит выход на этот перспективный рынок.

Пресса обратила внимание на информацию о том, что уровень добычи на Ванкорском месторождении в 2013 году может оказаться ниже прогнозных показателей (21 млн.тонн нефти против предполагаемых 25 млн.тонн) У аналитиков есть опасения, что в результате "азиатского поворота" будут сокращены объемы экспорта на европейский рынок. В "Роснефти" уверены в том, что ресурсной базы достаточно для выполнения всех обязательств и сокращения поставок нефти в Европу не произойдет — кроме Среднеботуобинского месторождения в ближайшие 5-6 лет госкомпания планирует ввести в эксплуатацию несколько групп месторождений на Ямале, в Восточной Сибири и Томской области.

Но глава "Транснефти" Н.Токарев разделяет опасения экспертов, считая, что на восточном направлении уже образовался дефицит транспортных мощностей, поэтому встает вопрос о строительстве нового нефтепровода. По мнению экспертов, таким образом трубопроводная монополия дает понять, что "замораживание" тарифов на прокачку нефти может негативно сказаться на состоянии отрасли и создать сложности с "поворотом на Восток" отечественного ТЭК.

Показательно, что на минувшей неделе глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) С.Новиков сообщил, что правительство может отказаться от "замораживания" тарифов "Транснефти", сославшись на то, что их рост не оказывает существенного влияния на инфляцию.

Достижения других российских игроков нефтегазового рынка по итогам визита правительственной делегации в Китай оказались более скромными. "Новатэк" подписал соглашение с CNPC о поставках сжиженного природного газа (СПГ) в Китай на 15 лет с ежегодным объемом не менее 3 млн.тонн. Вопрос о предоставлении "Новатэку" разрешения на экспорт СПГ уже де-факто решен, осталось только дождаться законодательного оформления этого решения. Одновременно "Новатэк" получил новые льготы для своего проекта "Ямал СПГ" — на добытый в рамках проекта газ теперь не нужно платить НДПИ и экспортную пошлину.

Что касается "Газпрома", то серьезных подвижек с подписанием контракта о поставках трубопроводного газа в Китай на минувшей неделе не произошло. Министр энергетики А.Новак сообщил, что стороны смогли согласовать формулу цены на газ, которая будет определяться через привязку контракта к корзине энергопродуктов в Сингапуре, тем самым приблизив ее к европейскому ценообразованию. Однако аналитики указывают, что Россия и Китай лишь вернулись к состоянию переговорного процесса, который был в начале года, когда стороны сначала договорились о привязке к японскому нефтяному индексу, но через несколько месяцев Китай дезавуировал свое согласие по этому вопросу. Источники газеты "Коммерсант" сообщают, что стороны весьма далеки от финальной договоренности — Китай рассчитывает, что итоговая цена должна быть примерно равна стоимости газа, получаемого из Туркмении, а "Газпром" рассчитывает получать на 100 долларов за тысячу кубометров больше, ровно об этом же Россия и Китай спорили полгода назад. Затянувшиеся переговоры уже начинают беспокоить руководство России, и премьер Д.Медведев потребовал ускорения процесса, но нет никаких гарантий того, что контракт будет подписан до конца текущего года.

В правительстве обсуждается вопрос о предоставлении "Газпрому" возможности вести более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке, а именно, продавать крупным промышленным потребителям (свыше 100 млн. куб. м газа) газ со скидкой. Полемика ведется вокруг верхнего диапазона скидки — Минэкономразвтия первоначально говорило о 30%, а сейчас согласно на 20%, тогда как руководитель ФСТ С.Новиков считает, что размер скидки не должен превышать 10% уровня. Против позиции Минэкономразвития, которое руководствуется интересами промышленных потребителей, возражают независимые производители, прежде всего "Роснефть". По их мнению, предоставление "Газпрому" широкого коридора скидки обрушит внутренний газовый рынок и поставит независимых производителей, зависимых от тарифов на транспортировку газа и не имеющих возможность компенсировать потери за счет экспорта, в невыгодные условия. Сам "Газпром" прямого участия в полемике не принимает, а его представители дают понять, что газовая монополия готова удовлетвориться возможностью использования 5-10% скидки, рассчитывая за счет этого укрепить позиции на внутреннем рынке и частично компенсировать "замораживание" тарифов.

Уровень взаимопонимания между правительством и "Роснефтью" значительно вырос, что, в частности, показал визит премьер-министра Д.Медведева в Китай, во время которого глава кабинета министров ставил госкомпанию в пример того, как нужно завоевывать новые рынки сбыта.

Но в ближайшее время вновь может возникнуть полемика между правительством и И.Сечиным — по данным "Коммерсанта", "Роснефтегаз" планируют обязать перечислить в бюджет 4,9 млрд.долларов, полученных от продажи 5,66% акций "Роснефти" при консолидации ТНК-ВР. Сообщается, что "Роснефтегаз" планировал потратить эти средства на приватизацию "Русгидро", тогда как правительству нужно ликвидировать дефицит бюджета и одним из инструментов решения этой задачи являются промежуточные дивиденды госкомпании. Однако пока признаков конфронтации между правительством и руководством "Роснефтегаза" не наблюдается. Перечисление промежуточных дивидендов требует длительных согласований, при это не исключено, что И.Сечин, рассчитывая на понимание в других вопросах, пойдет навстречу правительству, тем более, что интерес главы "Роснефти" к электроэнергетическим активам в последнее время снизился.

С необходимостью повышения дополнительных платежей в бюджет может столкнуться не только "Роснефть", но и "Газпром": по информации газеты "Коммерсант", в правительстве обсуждаются изменения в недавно принятую формулу расчета газового НДПИ, которые, в случае их одобрения, приведут к повышению налоговой нагрузки для "Газпрома" на 126 млрд.рублей в год. Причем, по информации, полученной из источника в правительстве, инициатива в данном вопросе принадлежит не Минфину, а главе "Роснефти" И.Сечину, который якобы рассчитывает за счет дополнительных бюджетных доходов получить льготы для проектов "Роснефти" на Дальнем Востоке.

***

СОГЛАШЕНИЕ О РАСШИРЕНИИ МОЩНОСТИ ВСТО И ПЕРЕРАБОТКА ПНГ (СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТЭК: 11-18 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА)

 

Конфликт вокруг расширения мощности нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" ("Транснефть") урегулирован в интересах "Роснефти", которая за счет спецтарифа оплатит только затраты на отвод нефтепровода. Однако возможно продолжение спора между двумя госкомпаниями как по вопросу размера спецтарифа, так и по источникам финансирования подключения нефтехимического комплекса в Находке к нефтепроводу. Глава "Роснефти" Игорь Сечин предложил изменить правила доступа к трубопроводам, по которым транспортируется попутный нефтяной газ (ПНГ), сделав их менее "дискриминационными" для нефтяников. Против изменения правил возражает "Сибур", а президент России Владимир Путин предложил найти взаимовыгодное решение, которое может заключаться в том, что "Роснефть" будет самостоятельно перерабатывать ПНГ.

На минувшей неделе был урегулирован конфликт между "Роснефтью" и "Транснефтью" по поводу расширения нефтепровода для увеличения экспорта в Китай. Компании подписали соглашение, согласно которому "Роснефть" за счет долгосрочного увеличенного тарифа оплатит расширение отвода в Китай от ВСТО, а "Транснефть" возьмет на себя затраты по увеличению мощности нефтепровода в целом. Инвестиции на расширение отвода от ВСТО составят примерно 10 млрд рублей. По мнению аналитиков, спор между двумя госкомпаниями закончился в пользу "Роснефти", чей вклад в увеличение мощности трубы будет значительно меньше дополнительного дохода от экспорта в Китай (только предоплата в счет будущих поставок составила 65-67 млрд долларов). Есть мнение, что урегулирование конфликта произошло после вмешательства руководства страны, обязавшего госкомпании найти компромиссное решение по этому вопросу. Однако нет никакой гарантии, что в ближайшее время спор не возобновится снова, теперь по поводу размера спецтарифа, который вполне может не устроить Игоря Сечина.

Под впечатлением от аппаратного успеха "Роснефти" в вопросе финансирования расширения мощности ВСТО наблюдатели прогнозируют, что в ближайшее время госкомпания получит разрешение на строительство Восточной нефтехимической компании (ВНХК).

При этом данный проект является еще одним предметом спора между "Роснефтью" и "Транснефтью". Затраты на создание инфраструктуры ВНХК, по расчетам "Роснефти", составят почти 109 млрд рублей, из них три четверти на себя готово взять государство, а остальные расходы понесут "Газпром", РЖД и Федеральная сетевая компания. Однако в эти расчеты не входит подключение нефтехимического комплекса к нефтепроводу ВСТО. Первоначально "Транснефть" заявила, что расходы составят 43 млрд рублей, но после отозвала свои расчеты, объяснив это намерением правительства "заморозить" тариф на прокачку нефти, то есть дав понять, что средств на подключение ВНХК к нефтепроводу у нее может не оказаться. По понятным причинам без подключения к нефтяной трубе нефтехимический комплекс функционировать не сможет, а это, возможно, означает новый виток спора между "Роснефтью" и "Транснефтью" по вопросу о том, кто и из каких средств должен оплачивать инфраструктурный проект.

В свою очередь, глава "Роснефти" Игорь Сечин нашел новое направление приложения своих аппаратных возможностей. На совещании в Тобольске, посвященном развитию нефтехимии, в котором принял участие президент РФ, Игорь Сечин пожаловался на несправедливые условия сдачи попутного нефтяного газа (ПНГ) на переработку. По его мнению, цена за ПНГ, которую компания получает от "Сибура", слишком низкая (1 рубль за кубометр), поэтому необходимо изменить правила доступа к трубопроводам, по которым транспортируется попутный нефтяной газ и продукты его переработки, чтобы нефтяники (точнее, "Роснефть") могли сами его перерабатывать. Суть изменения правил в том, чтобы признать "Сибур", владеющий соответствующими трубопроводами, монополистом, который должен обеспечить "не дискриминационный" доступ к своей транспортной системе, или же ввести механизм регулирования цен на приобретаемое сырье.

Естественно, "Сибур" не согласен с позицией главы "Роснефти", а присутствующий на совещании акционер нефтехимической компании и глава "Новатэка" Леонид Михельсон отметил, что "Сибур" на свои средства построил транспортную инфраструктуру и должен получать отдачу от своих вложений. Президент РФ предложил обоим сторонам привести противоречия к "взаимной выгоде", но контуры такого рода решения не обсуждались. Возможно, ситуация разрешится разрывом контракта "Роснефти" и "Сибура" в рамках СП "Юграгазпереработка", который был продлен менеджерами ТНК-ВР за две недели до того, как собственником компании стала "Роснефть".

Как можно понять, "Роснефть" считает, что она может самостоятельно перерабатывать ПНГ и при необходимости готова построить собственную транспортную инфраструктуру.

В ситуации полемики вокруг стоимости выкупа "Роснефтью" у миноритариев акций ТНК-ВР президент России в конце концов встал на сторону госкомпании. На церемонии пуска установки первичной переработки нефти на Туапсинском НПЗ Владимир Путин заявил, что "Роснефть" должна выкупить акции по текущим рыночным котировкам, а не по пиковым ценам, на которых настаивают представители миноритариев. В свою очередь,

Игорь Сечин на Всемирном энергетическом конгрессе в Южной Корее предложил изменить правила игры на глобальном газовом рынке и, кроме обеспечения гарантии неприкосновенности контрактов, заявил о целесообразности расширения спотовых контрактов, создании международной газовой биржи, что должно сгладить существующие ценовые диспропорции на мировом рынке. Данные заявления от руководителя компании, которая заинтересована в поставках в страны АТР сжиженного природного газа на условиях долгосрочного контракта по максимально высокой цене, выглядит несколько странно.

Есть основания полагать, что Игорь Сечин выступал не столько как руководитель нефтегазовой компании, сколько как представитель государства, стремясь выразить идеи, в которых заинтересована страна, в которой проходил конгресс — именно Сеул выступает за создание биржи газа и стабилизацию цен на СПГ в странах АТР. Тем более, что

через месяц планируется официальный визит Владимира Путина в Южную Корею, на котором будут обсуждаться и газовые вопросы. В частности, предполагается, что речь пойдет о строительстве трубопровода из России в Южную Корею, по которому есть много спорных вопросов.

Российская сторона считает целесообразным использование сухопутного маршрута через КНДР, против чего, в свою очередь, возражает Южная Корея, опасаясь за его безопасность. На последнем саммите АТЭС президент РФ предложил подумать о морском маршруте, а министерство энергетики обещало в течение месяца-полутора просчитать экономическую целесообразность такого варианта. С точки зрения экспертов, проект прокладки газовой трубы в Южную Корею выглядит утопичным, а его предполагаемая стоимость составит не менее 10 млрд евро, причем Сеул отказывается от участия в строительстве газопровода. Поэтому "Газпром" весьма прохладно относится как к морскому, так и к сухопутному маршруту трубопровода и ориентирован на поставки в Южную Корею сжиженного природного газа.

Впрочем, дипломатические заявления Игоря Сечина, возможно, подвигнут Сеул на заключение контракта о поставках СПГ с "Роснефтью". Тем более, что согласно последним заявлением правительственных чиновников, законопроект о либерализации экспорта СПГ поступит в Госдуму в ноябре и, возможно, будет принят до завершения осенней сессии. Причем по поступившей в СМИ информацию, после "большой тройки" — "Газпрома", "Роснефти" и "Новатэка" право экспорта СПГ получит "Зарубежнефть", хотя о проектах сжижения газа этой госкомпании ранее ничего не сообщалось.

"Газпром" продолжает увеличивать объемы экспорта газа в Европу — по словам главы компании Алексея Миллера, в первой половине октября в европейские страны было поставлено на 30% больше газа, чем за аналогичный период прошлого года. При этом на официальном уровне Еврокомиссия весьма холодно относится к перспективе увеличения экспорта трубопроводного газа из России. В списке проектов в сфере энергетической инфраструктуры, которые получат субсидии из общеевропейского фонда, отсутствуют российские газотранспортные проекты. В свою очередь, три проекта, которые получили поддержку ЕС (трубопроводы из Азербайджана, Кипра и Алжира), по мнению аналитиков, или по техническим характеристикам не могут удовлетворить спрос на европейском рынке, или существуют сложности в их реализации. Наблюдатели обращают внимание на то, что жесткая позиция ЕС в отношении "Газпрома" имеет место на фоне падения добычи газа в Европе (по прогнозам — к 2020 году на 40 млрд кубометров). Расчеты ЕС строятся на стагнации спроса газа в европейских странах из-за сохраняющихся экономических проблем, а также на восполнении дефицита за счет импорта СПГ, для чего планируется построить 20 терминалов, в основном, в Прибалтике. Возможно, в неявной форме влияние оказывает рост значения угольной генерации — по мнению президента отдела изучения мировых рынков Wood Mackenzie Уилльяма Дурбина, к 2020 году уголь станет самым потребляемым топливом в мире, оттеснив на вторую позицию нефть. Произойдет это за счет увеличения потребления угля в Китае, а также европейских странах, в которых небольшие энергокомпании переходят на более дешевое топливо.

***

Источник: 1, 2

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...