< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Этическая парадигма экономической науки

12 ноября 2013 года
Закладки

От редакции "РН": Предлагаем главу 1.2 монографии: Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин C.C.
Идеология экономической политики: проблема российского выбора. — М.: Научный эксперт, 2008.

***

Понятие "нравственная экономика" звучит как вызов по отношению к доминирующей неолиберальной линии экономической теории. Вопросы нравственности выведены за скобки предмета ее изучения. Указания на аморализм политики "шоковой терапии" сталкиваются с отповедью нелиберальных реформаторов о ненаучности экстраполяции моральных категорий на сферу экономики.

Но тут возникает вопрос определения предмета экономической науки. Исключение морали из числа факторов экономики существенно деформирует результаты возможного исследования. Речь не идет о призыве к перевороту в определении предметного содержания экономической науки, а, напротив, о возвращении на новом этапе к утраченным и затемненным позициям.

Экономика первоначально, на стадии своего научного формирования, позиционировалась как этическая дисциплина. Адам Смит, работая в университете в Глазго, занимал должность заведующего кафедрой нравственной философии.

Считается, что весьма большое влияние на формирование его экономических воззрений оказала этическая теория Фрэнсиса Хатчесона о врожденных человеческих качествах (моральном, религиозном и эстетическом). Смитовский саморегулирующийся рынок был возможен только при условии допущения о внутренних моральных самоограничителях человека. Характерно, что основным трудом своей жизни А.Смит считал отнюдь не знаменитое "Исследование о природе и причинах богатства народов", а книгу по нравственной философии "Теория моральных чувств". Еще в большой степени связь этики и экономики прослеживалась в трудах основоположника английского утилитаризма Дж.Бентама. "Эвдемоника", как наука или искусство достижения благосостояния, рассматривалась им в качестве единственно возможной платформы экономического анализа.

За восстановление связи этики и экономики выступают ныне не только иерархи Русской православной церкви (РПЦ) (имеется в виду прежде всего выступление митрополита Кирилла на десятом Всемирном русском народном соборе). В свое время один из лидеров исторической школы Г. фон Шмоллер характеризовал национальную экономику в качестве "великой морально-этической" науки. Среди сторонников синтеза этики и экономики имеется ряд известных западных экономистов ХХ столетия. Примеры данного подхода представляют аналитическая этика Р.Хэара, этика малых групп М.Фуко, критико-рационалистическая этика Французской школы в изложении К.-О.Апеля и Ю.Хабермаса. "Опираясь на современные знания и исследования, — заявляет Г.Коррационари, — можно утверждать, что теория обратной связи между этическими ценностями и экономическим развитием наиболее соответствует истине".

Для русской философии хозяйствования идеал этической, духовно-ориентированной экономики имел нормативный характер. Неприятие системы западного капитализма связывалось в России главным образом с его нравственной порочностью.

"Православие, — пояснял С.Н.Булгаков, — не может защищать капиталистической системы хозяйства как таковой, ибо она основана на эксплуатации наемного труда, хотя может до времени мириться с ним, ввиду его заслуг в поднятии производительности труда и его общей производительной энергии. Но здесь есть бесспорные пределы, перехождение которых не имеет оправдания".

Русские мыслители, определяя нравственность основным критерием экономики, задолго до западных вплотную подошли к осознанию значения ценностей в экономическом дискурсе. Выстраивая экономическую стратегию развития России можно солидаризироваться с булгаковским императивом построения жизнеспособной экономики — "народное хозяйство требует духовного здоровья народа".

Идея одухотворения экономических отношений столь же стара, как и сами экономические отношения. Каждая из традиционных религий имела свою модель организации идеальной экономики. Феномен "исламского банка", основанного на представлении о недопустимости ростовщического, по оценке мусульман, ссудного процента, являет собой яркую иллюстрацию современных возможностей адаптирования экономики к высшим моральным заповедям. Процентная ссуда, утверждают мусульманские богословы, есть прямая эксплуатация единоверцев. Кредитор в традиционном банкинге получает доход без божественно заповеданных трудовых усилий. В исламской же банковской системе полученная прибыль, как и понесенные убытки, распределяются между тремя товарищескими, по отношению друг к другу (принцип "мушарака"), сторонами — банком, вкладчиком и предпринимателем. Доходы первых двух субъектов возникающих отношений изначально не гарантированы. Они являются результатом их последующих совместных усилий с бизнесом. Кредитование, таким образом, превращается в инвестирование, а банки и вкладчики берут на себя нехарактерную для традиционной западной системы миссию организационного и морального содействия представляющим их интересы бизнес-структурам.

В настоящее время система исламского банкинга охватывает более 40 государств. Эксперты говорят о "триумфальном шествии" исламских банков на кредитно-финансовых рынках мира. По оценке "Ситибэнк", темпы роста аккумулированного ими капитала составляют от 10 до 15% в год. Исламские подразделения открывают в своем составе ведущие западные банковские структуры, такие, как упомянутый "Ситибэнк", "Чейз Манхэттен", "Голдэн Сакс", "Ай-Эн-Джи", "Номура Секьюритиз", "Джей Пи Морган", "Дойче бэнк", HSBC и др. Получателями беспроцентных кредитов Исламского банка являются такие гиганты, как "Дженерал моторс", "Ай-Би-Эм", "Алкатель", "Дэу", финансовые холдинги Societe и др. Такое сотрудничество крупнейших мировых корпораций, вероятно, не случайно.

Применительно к российскому экономическому контексту вывод из данного опыта заключается, естественно, не в призыве исламизировать банковскую систему России, а в доказательстве принципиальной возможности выстраивания экономической системы в соответствии с традиционными нравственными императивами.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...