< Август 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Подписка rss
Поиск Поиск
"Четыре И" евразийской стратегии модернизации

12 декабря 2013 года
Закладки

От редакции "РН": Опубликовано Центром Льва Гумилева 10 декабря 2013 г.

***

Речь в данном случае не об экономических мантрах Дмитрия Медведева, так и оставшихся не более чем заклинаниями ("институты, инфраструктура, инвестиции, инновации"). Развитие России, по мнению современных евразийцев-народников, также должно базироваться на четырех базовых принципах, начинающихся с буквы И. Итак…

*

ИНФРАСТРУКТУРА

Нет инфраструктуры — не будет нормального развития.

Нужно в короткий исторический срок покончить с вековым бедствием России — бездорожьем, которое вовсе не средство против завоевателей, а, наоборот, стратегическая ахиллесова пята страны, тормоз развития экономического, демографического, культурного… Почитая память великого объединителя евразийского пространства, создателя ямской службы Чингисхана, современные евразийцы предлагают развернуть масштабную программу строительства железных и шоссейных дорог, прежде всего — на Севере и в Сибири. Это будет возвращением к политике Александра II, в короткий срок покрывшего империю сетью стальных магистралей, и его преемников, продолживших это великое дело, в частности — сооружение величайшей в мире Транссибирской железной дороги. Вожди СССР с их Турксибом и БАМом стали продолжателями великого евразийского дела.

Одним из элементов новой дорожной стратегии должен стать, в частности, новый великий евразийский путь — "Белкомур" (Белое море — Коми — Урал), связующий Север России с Уралом, а через него — Казахстаном и Центральной Азией.

"Белкомур" (можно предложить более яркое и звучное название — БУМ (Беломорье — Урал), по аналогии с БАМом) даст толчок новому буму дорожного строительства в России.

Масштабное дорожное строительство станет и решением проблемы безработицы, как это происходило в США в президентство Франклина Делано Рузвельта.

Необходимо новое освоение Северного морского пути, программа возрождения отечественного авиапрома, в том числе малой авиации, развитие морских портов. Все это позволит спасти побережья российских морей от окончательного запустения и обезлюдения и привлечь сюда новых переселенцев,

что предлагает министр регионального развития Игорь Слюняев. Без развитой транспортной инфраструктуры эту задачу не решить.

*

ИНДУСТРИЯ

Грядущий экономический прорыв России связан, в первую очередь, с отечественным ВПК, сосредоточившим в себе современные технологии и высококвалифицированные кадры. Именно оборонка и связанные с ней отрасли промышленности, а не сырьевой сектор станет тем локомотивом, который способен вывести Россию на путь стремительного развития и совершенствования. Да, сырьевые отрасли пополняют бюджет нефтедолларами, но только наивный человек может счесть их авангардом российской экономики. Только военно-промышленный комплекс способен сегодня сделать возможным русское экономическое чудо. ВПК в наименьшей степени был затронут хищнической приватизацией; даже в самые провальные постперестроечные годы государство, пусть худо-бедно, помогало его сохранению. Нас могут упрекнуть в стремлении к милитаризации экономики. Что ж, оружие лучше производить самим, чем закупать его у геополитических конкурентов. К тому же российский ВПК способен успешно производить продукцию мирного назначения (например, те же буровые платформы для газовиков). Разумеется, речь не должна идти о возврате к "конверсии" ельцинской эпохи, в стиле "кастрюли вместо пушек".

Нефтегазовые и прочие магнаты, озабоченные только собственными прибылями, не заинтересованы в общенациональной модернизации. Только оборонная индустрия избавит экономику от сырьевого проклятия.

В шуме цехов " Уралвагонзавода" или "Севмашпредприятия" нам слышится грохот молота Сварога, кующего русский меч-кладенец для Ильи Муромца и плуг для Микулы Селяниновича.

Н.К.Рерих. Микула Селянинович. 1910 г.

Наш древний архетип — евразийский бог-кузнец.

*

ИНТЕЛЛЕКТ

В стране должна быть создана сеть наукоградов. Не подмосковное Сколково, превращающееся в Распилково с нанорезультатами и мегазатратами, а созвездие интеллектуальных центров по всей России — от Дальнего Востока до берегов Балтики. В каждом федеральном округе должно быть свое "Сколково" (а в Сибирском, например, несколько). Крупные научно-производственные центры, федеральные университеты, закрытые города, передовые агломерации на месте разрозненных и выживающих в одиночку городов (например, Архангельск + Северодвинск; привожу те примеры, которые мне ближе географически) — весь этот умственный потенциал необходимо объединить во имя развития и процветания страны.

Россия будущего, как СССР в былые времена, должна быть "страной не дураков, а гениев", магнитом, притягивающим интеллектуальные силы, а не источником постоянной утечки мозгов.

*

ИНТЕГРАЦИЯ

Нынешняя административно-территориальная разрозненность становится тормозом развития страны не меньшим, чем бездорожье и деградация промышленности. Жизнь властно диктует необходимость объединения регионов.

Современные федеральные округа, созданные для удобства централизованного управления, не приспособлены для целей региональной интеграции, ибо не соответствуют естественному экономическому районированию России. Задачи, стоящие перед страной, требуют иных форм объединения, создания новых макрорегионов.

Возможно, следует вести речь о возврате на новом витке исторической спирали к советской идее совнархозов или ассоциациям экономического взаимодействия девяностых. В конце концов, конкретные формы региональной интеграции, соответствующие духу времени, будут найдены.

Но это — лишь часть глобальной евразийской стратегии. Россия – ядро, вокруг которого должны консолидироваться страны и народы Евразии.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...