< Сентябрь 2016 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Подписка rss
Поиск Поиск
Россия готовится применить "мягкую силу"

10 января 2014 года
Закладки

От редакции "РН": Опубликовано в аналитическом еженедельнике "Эксперт" 9 января 2014 г.

***

Информационная политика страны должна подвергнуться тотальному пересмотру.

Несмотря на недавние назначения, призванные улучшить информационную политику России за рубежом, в ближайшее время на этом направлении ожидается, судя по всему, еще ряд серьезных перемен. Дмитрий Медведев дал поручение МИДу, Минкультуры и Минкомсвязи оценить ситуацию на информационном поле России в части освещения за рубежом политики и общественной жизни страны.

В этой связи в указанных ведомствах до 17 марта "из необходимости защиты традиционных ценностей и гуманистических взглядов России" должны разработать комплексы мер по усилению координации деятельности информационной политики на международном направлении.

Свежее назначение известного журналиста Михаила Леонтьева на должность вице-президента "Роснефти" по PR, очевидно, находится в той же логической цепочке. Впрочем, свое новое назначение Леонтьев не комментирует, но при этом отмечает, что улучшение имиджа России — одна из вечных тем. И что интересно, наилучший имидж нашей страны за рубежом, по мнению Леонтьева, был при Горбачеве, а сегодня у нас нет развития, а без этого создавать положительный имидж очень сложно.

— Сначала давайте развиваться, создавать могущество экономическое, военное, профессиональное, — призывает Михаил Леонтьев, — а потом создавать инструменты, чтобы это могущество транслировать и создавать имидж, связанный с этим могуществом. Но если его нет, что транслировать?

Впрочем, Леонтьев отмечает, что в 2013 году Россия достигла колоссальных внешнеполитических успехов:

— Но я не знаю, насколько велика роль информационных служб в диком росте авторитета и позиции России по сирийскому вопросу, а затем и иранскому. Но это результат очень долгосрочной последовательной политики, а не сиюминутного момента, — отмечает Михаил Леонтьев и обращает внимание на успехи России в силовом блоке, в реанимации вооруженных сил и материализации государственной программы вооружений. — Это тоже имеет отношение к успеху гораздо больше, чем возможности каких-то информационных систем. Страны, у которых нет оборонной мощи, никогда не одерживают внешнеполитических триумфов. У нас внешнюю политику определяет президент. А МИД ее технически реализует и делает это очень качественно. Одна из профессиональных структур у нас МИД.

Мы все время очень стремимся (особенно был к этому склонен Медведев, будучи президентом) нравиться потенциальному противнику. Это противоположно тем задачам, которые должна исполнять вся информационная структура, обеспечивающая позиции и имидж российских дел.

Директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что внимание к теме восприятия и России в целом и российских властей в западном общественном сознании абсолютно оправданно. Так как это одно из слабых звеньев в российской политике.

— России остро недостает того, что сейчас принято называть мягкой силой. Это происходит в разных регионах. По-своему это проявляется на Украине, где, несмотря на огромный объем экономических, культурных и бытовых связей, есть отторжение России. Даже фобия вокруг темы нашего влияния. Хотя это влияние не осуществляется, — подчеркивает Михаил Ремизов. — Картина на Западе тоже не обнадеживающая.

Даже в интеллектуальных элитах преобладают грубые поверхностные клише восприятия нашей геополитики. Во многом это ответственность самой Москвы, которая подходила к вопросам своего имиджа поверхностно. Нанимались какие-то агентства, которые пытались рекламировать страну как маркетинговый товар безотносительно к ее содержанию. Это не позволяет корректировать образ страны. Чтобы усилиться вовне, необходимо подумать о том, а за что любят Россию за рубежом те, кто ее любит. Есть симпатизанты России в разных общественных интеллектуальных средах. Подумать, где мы их цепляем за живое, чем интересуем людей.

Сегодня такими факторами является традиционная русская культура. Необходимы современные формы подачи, презентации и актуализации прежде всего классической русской культуры.

Следующий момент — европейский консерватизм. Россия традиционно выступала как полюс притяжения консервативных сил (с перерывом, когда она увлеклась задачей мировой революции), но уже в последние десятилетия существования Советов вернулась к этой роли. Сегодня потенциал симпатий к России связан с консервативными настроениями среди морального большинства. Но для этого необходимы адекватные сигналы от России.

Третий момент связан с большим стилем в научно-техническом прогрессе.

Сегодня в мире преобладает маркетинговый подход к инновациям. А полномасштабные проекты отходят на второй план. В России же такие проекты продолжаются. Как освоение Севера, например. Проекты, которые объединяют экономику, общество, научный прогресс могли бы быть ядром русской мягкой силы за рубежом.

Можно продумать набор и других позиций. Главное — отвергнуть подход рекламирования страны как товара без ее содержания.

— Поручение Дмитрия Медведева — в рамках общей тенденции руководства страны, так же как и назначение Дмитрия Киселева во главе крупного холдинга "Россия сегодня". К сожалению, наша страна в зеркале многих западных СМИ выглядит не лучшим образом, и эту ситуацию надо менять, — говорит проректор РЭУ им. Плеханова, директор Института политических исследований Сергей Марков.

— Эти проблемы связаны с тем, что против России работают мощные проекты, которые приводят к ее демонизации. Мы же работаем по принципу, что правда пробьет себе дорогу сама. Но это не так. В современном информационном обществе правда должна быть организована как хорошая легенда у разведчика.

Да, у нас немало позитивных проектов. Телеканал Russia Today, Валдайский клуб, Ярославский форум.

Но этого мало. Очевидно, что кроме Мoscow Times, которая придерживается либерального подхода к политическому руководству нашей страны, необходимы еще минимум три ежедневные англоязычные газеты. Одна проправительственная, другая консервативная, условно близкая к РПЦ, и третья — популярная, которая писала бы про спорт, звезд и так далее. Эти газеты должны выходить не только на английском языке, но и переводиться на ключевые интересные нам языки: арабский, китайский, испанский, немецкий, французский, итальянский, польский.

Кроме того, необходимо несколько аналитических журналов на английском языке с переводом на основные языки. Один должен быть политический, другой — экономический, третий — культурный. Чтобы в мире общественность могла получать информацию о России не только критическую. И необходим тщательный контроль. Чтобы не получилось как с РИА "Новости", когда в условиях "болотного" политического кризиса государственное информационное агентство на государственные деньги давало приоритет критических по отношению к власти оценок.

Нужна также коррекция работы наших послов за рубежом. Они должны быть очень активны в стране пребывания. В этой связи хороший пример — американец Макфол.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...