< Март 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подписка rss
Поиск Поиск
Нельзя трогать чистоту души!

10 января 2014 года
Закладки

От редакции "РН": Альбир Рифкатович Крганов — муфтий Москвы и Центрального региона, председатель Духовного управления мусульман Чувашской Республики, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести.

Интервью общественно-политическому журналу "Национальный контроль". Беседовал Андрей Кретов.

Фото: Древний город Булгар город Волжско-Камской Булгарии, позднее — один из крупнейших городов Булгарского улуса Золотой Орды. Городище расположено около современного города Болгар в Спасском районе Татарстана.

***

— Альбир хазрат, в последние годы мы все чаще становимся свидетелями провокаций, цель которых поссорить народы и стравить православных и мусульман. Возможно, эти попытки рассчитаны на забытье нашего прошлого?

— Вопросы исторического сосуществования мусульман и православных на территории России сегодня как никогда актуальны. Не секрет, что в последнее время разного толка группы пытаются переписать всю нашу историю, переписать даже до такой степени, что это якобы не российский солдат победил фашизм в Великой Отечественной войне, что мы, народы России, якобы все время жили во вражде. Это, конечно, не так!

Добрососедские взаимоотношения между нашими народами и конфессиями складывались не за один день, а тысячелетиями. Всевышнему так было угодно, чтобы мы, верующие Аврамических Божественных книг, знали о том, что не мы выбирали себе родину, родителей — все это дается нам по промыслу Всевышнего Творца.

Так было угодно Богу, чтобы на этой территории, которая называется Россией, жили многие народы. И Россия изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство.

Уважаемый шейх Талгат Таджуддин говорил, что именно сплав Волжской Булгарии и Киевской Руси оказал решающее влияние на становление будущей России. Россия действительно евразийская страна, которая объединяет многие народы, многие культуры, и не зря, наверное, Россию называют "святой".

Когда рушатся стены и границы между народами, люди начинают осознавать, что все человечество едино. Мы — дети одного праотца и праматери. В России сложилась уникальная история взаимососедства разных народов и конфессий, которая должна быть для нас примером. На протяжении тысячи лет у нас бок о бок жили и православные, и мусульмане, жили в согласии и понимании.

Муфтий Москвы Альбир Рифкатович Крганов и председатель ЦДУМ, Верховный муфтий России Талгат Таджуддин на торжественном приеме по случаю третьей годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 февраля 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя

— Говорят, раньше мусульмане и православные даже поздравляли друг друга с религиозными праздниками, и это не считалось грехом?

— Конечно. Сегодня есть и богословское заключение о том, что можно поздравлять другие конфессии с праздниками. Но даже на уровне простых людей была дружба и уважение. Я вспоминаю, как священник Александр Мень описал случай в одном городе в Поволжье: во время атеистического лихолетья там разрушали храм, и мужики вынесли из алтаря престол и начали что-то праздновать. Так вот проходящие мимо татары, к удивлению разрушителей, взяли этот престол и занесли обратно в церковь.

— То есть в годы атеизма люди другой веры заступились за святость храма?

— Да, и я помню еще такие рассказы старцев: когда в 30-е годы разрушали храмы, многие русские мужики отказывались лезть на купола, не решались ломать купола и кресты. И тогда большевики попытались привлечь к разрушению татар из соседних деревень. Но татары, вообще мусульмане тоже наотрез отказывались, потому что боялись Божьей кары…

Потому что для традиционно верующего, к примеру того, кто читает Коран, там ясно сказано, что нужно с уважением относиться к мечетям, и к христианским храмам, и к синагогам. Мусульманин с почтением относится к Иисусу Христу, в мусульманском понимании Он Божий Посланник, мусульмане веруют во второе пришествие Христа.

— Раз Вы об этом заговорили, кажется, современное поколение не всегда задумывается о параллелях с такими мусульманскими именами как "Иса", "Муса"? Как они звучали бы по-русски?

— Вы совершенно правы. Сегодня мусульмане часто называют своих детей именем Иса — это библейское имя Иисус, Мусса — библейский Моисей, Ибрахим — библейский Авраам. Посланники Божии, чьи имена есть и в Библии, и в Коране — эти имена почитаемы мусульманами, они с уважением к ним относятся.

— Интересно, а как в дореволюционной царской России правительство, православные императоры относились к мусульманам?

— Знаете, если мы скажем, что все было прекрасно, мы будем лукавить — в истории бывало всякое.

Но, например, известно, что при Екатерине II "высочайшим указом" было создано Оренбургское Магометанское Собрание, где муфтии и кадии работали во славу Бога и Отечества. В том же Санкт-Петербурге, в сердце России была построена мечеть, и именно царь тогда поддержал строительство этой мечети. Мне рассказывали об очень добрых отношениях царской семьи с ханскими династиями Средней Азии.

К примеру, хивинский хан строил корабли для русского флота, один корабль так и назывался — "Хан Хивинский".

— Известно, кстати, что сам император Николай II лично выделял средства на строительство мечети в Твери…

— Было такое. Можно также вспомнить о том, что в царское время по пятницам мусульман отпускали на молитву. В царской армии был решен вопрос по свинине в рационе мусульман, были наши полковые имамы. Поэтому крайне ошибочно полагать, что в царские времена в России мусульмане были гонимы. Были мечети, были учебные заведения. Выстраивались взаимоотношения с Русской Православной Церковью.

Знаю такой пример: на моей родине в Чувашии в двух деревнях по обоим берегам реки был храм, и была мечеть — так вот наш имам и батюшка православного храма в те времена очень дружили, кстати, тогда наши имамы даже ходили в русскую школу, чтобы изучать русский язык. То есть выстраивались очень правильные, добрососедские отношения.

И вычеркнуть их из нашей истории нельзя!

Что мы видим сегодня? У нас общие нравственные ориентиры — будь то в жизни, в экономике, в бытовых делах. Мы должны отказываться от исключительно потребительской жизни, во всем должна быть мораль. Но не секрет, что в последнее время на традиционные конфессии все чаще происходят нападки — и на церковь, и на мусульман.

Дагестан. Похороны убитого ректора Института теологии и международных отношений Махачкалы Максуда Садикова

Видимо, кто-то желает ослабить стабильность государства в части опоры на своих верующих граждан. Но это, конечно, не пройдет: у нас люди все это понимают. Даже взять последние кощунственные события, которые были в Храме Христа Спасителя — их осудили все мусульманские организации. Даже для верующих мусульман это оскорбительно, потому что нельзя устраивать пляски в храме.

— Серия кощунственных акций в основном была направлена против Русской Православной Церкви. И, казалось бы, кто-то из мусульман мог бы сказать: ну, нас это не касается…

— Нет, как раз такого отношения у нас не было! Наоборот, все мусульманские деятели — и муфтии, и имамы, и простые мусульмане — восприняли это оскорблением чувств не просто христиан, а вообще любого верующего человека.

Оскорбить Бога никто не может — Он свят, Он превыше всего, Всемогущий Всесильный Творец. Но эти люди, по правде сказать, они оскорбили самих себя, даже если они этого не понимают. Нельзя было этого делать в церкви, нельзя! Это получается — как плевок родной матери в лицо…

У людей должны быть моральные тормоза. Человек должен думать, что он делает. И здесь однозначно все мусульмане осудили эти действия.

— Интересно получается: сами верующие — будь то православные или мусульмане, что бы там ни говорили о межнациональных конфликтах, — легче могут понять друг друга и сопереживать.

— Абсолютно понимают друг друга и уважают — и не только на уровне Межрелигиозного совета. У нас есть такие площадки и советы при Президенте, при Государственной Думе, Общественной Палате, Совете Федерации, в регионах. Но не только на таком официальном уровне, а просто на бытовом и житейском уровне села, городов — у нас выстраиваются нормальные отношения.

Соборная мечеть села Шыгырдан имени "Трех сподвижников" в Чувашии

Хотя в последнее время мы видим, что некоторые радикалы пытаются обострить ситуацию, есть и настоящие провокаторы. Но, слава Богу, наши верующие не покупаются на все эти игры! Помните, на западе историю с карикатурами на пророка Мухаммеда? Кстати, вот здесь нас поддержали православные христиане — хотя могли, казалось бы, и отмолчаться.

— Наверное, независимо от религиозной принадлежности, у каждого человека должно быть понятие святости.

— Конечно.

Нельзя трогать чистоту души! Нельзя посягать на общение человека с Богом, это великий грех. Это великая ошибка, если кто встанет на этот путь, этот человек будет поражен Богом. Раньше в России не было никаких "уроков толерантности" — люди были по-другому воспитаны. Если хотите, в самом народе был культурный код взаимоуважения.

— Альбир хазрат, Вы упомянули "толерантность"… Признаться честно, мне это слово не нравится.

— Мне оно тоже не нравится. Это пусть для Европы толерантность, а у нас — дружба и уважение народов.

Булгар. Древняя столица Волжской Булгарии

— В переводе на русский язык "толерантность" — это "терпимость". То есть, предположим, меня раздражает мой сосед, возможно, я бы его даже прибил, но вынужден терпеть — быть "толерантным"…

— Мы тоже об этом говорим: "толерантность" — это не наше слово, у нас есть "взаимоуважение". Уважая друг друга, понимать нашу общность. Но сегодня наши российские идеалы пытаются сломать. Это очень печально, и мы говорим: есть традиции народов нашей страны, их надо беречь — это как корни дерева. Если сегодня наша молодежь забудет свою историю, свои корни, свою религию — наши дети окажутся в пустоте. Вы знаете, у Чингиза Айтматова есть рассказ про манкуртов: чтобы управлять рабами, накрывали их голову кожей животного. Когда она высыхала и очень сильно сжимала голову, человек забывал, кто он такой, забывал свою историю. И вот в рассказе описано, как мать пришла за сыном, а сын ее не узнал… Мы должны стараться, чтобы наши дети не забыли, кто они такие, чтобы они не забыли свою культуру. Свою веру, свою родину!

— В прошлом номере нашего журнала у нас как раз Аркадий Мамонтов тоже напомнил эту историю о манкуртах. Как Вы считаете, современное молодое поколение — как мусульман, так и православных — насколько дорожит культурными ценностями и духовной историей?

— Несмотря на то что наши традиции ни в коей мере не противоречат исламским принципам, кто-то хочет, чтобы мы стали словно инкубаторскими — без родства, как социальные сироты… Историю важно знать и помнить! Мы благодарны Президенту страны Владимиру Путину, что он высказался о необходимости единой книги по истории России. Потому что сегодня все, кому не лень пишут — что греха таить — за хорошие гранты, приезжают в Россию аспиранты из-за рубежа — нашу же историю за нас они нам пишут! У нас же, у татар — тысячелетняя история еще со времен булгар. У башкир есть история, на Кавказе история, у каждого народа и у каждой нации есть своя история — и мы не должны от нее отказываться, наоборот, она нас укрепляет.

Но сегодня к нам лезут некие радикальные, чуждые для России и наших территорий, искусственные формы религии и ислама, которые пытаются полностью вычеркнуть наши национальные традиции.

— Как я понимаю, Вы затронули больную для всего современного общества проблему экспансии ваххабизма?

— На наш взгляд,

идет не просто некая экспансия — идет идеологическая интервенция против нашей государственности и против нашей культуры. Противостоять здесь мы только можем широким просвещением нашего общества. Если поддаваться на разного рода провокации, фактически мы сами будем лить воду на мельницу наших врагов.

А они только и ждут, чтобы нас противопоставить друг другу.

Убитый муфтий Анавс Пшихачев в Кабардино-Балкарии

— Известный исламовед Роман Силантьев в интервью нашему журналу как-то признался, что традиционным мусульманам жить становится все труднее: их и уничтожают, и нападают на них. И, наверное, государству стоило бы их как-то сильнее оберегать. Поскольку на смену традиционным мусульманам могут легко прийти экстремисты.

— Мы тоже об этом говорим и, слава Богу, находим понимание у главы государства и на разных уровнях власти. Нужно поддерживать наши традиционные духовные центры и систему региональных духовных управлений. Вы знаете, что не только в России, сегодня ситуация вообще очень нелегкая во всем исламском мире. В исламе идет некая подмена идеологических понятий: когда пытаются белое показать черным и увести молодежь. Особенно радикально работают интернет-ресурсы: сегодня они стараются очернить наше традиционное духовенство. Но все-таки еще есть опора, есть еще те люди, которым небезразлична наша страна, наше будущее, небезразличен ислам. Сегодня, конечно, пытаются испугать исламских деятелей. А Вы знаете, что за последние годы убито почти 60 имамов и муфтиев, которые придерживались традиционного ислама?

— Убито 60 мусульманских деятелей?

— 60 человек! Это очень много, против верующих традиционного толка идет почти война. Конечно, проводится и серьезная работа в противодействие экстремизму и терроризму. В Татарстане, на том же Кавказе. Несмотря на все угрозы и проблемы, все-таки есть и лучинка надежды.

— Альбир хазрат, как Вы оцениваете ситуацию на Ближнем Востоке? Там усиленно раздувается огонь мировой войны между исламом  и, как бы "христианским" Западом?

— Мы видели, как пытались противопоставить суннитов и шиитов. Сегодня мы наблюдаем, как очень стараются столкнуть ислам и христианство. Как это было в Египте, как сейчас это пытаются сделать в Сирии — там даже недавно украли христианских иерархов. Но всем же понятно: это специальные действия, чтобы вызвать гнев людей.

Это идет большая игра, большая политика. Мусульман это очень беспокоит еще и потому, что в книгах есть информация о некоторых знамениях перед концом света. И одно из знамений, что будет война одновременно в трех государствах — Ирак, Сирия, Йемен. Поэтому мусульмане с тревогой относятся к этим событиям,

и мы молим Всевышнего, чтобы Господь ниспослал стабильность и спокойствие.

Нельзя играть верой, нельзя играть религией! Не дай Бог, чтобы мы стали свидетелями этих страшных времен. Дай Бог, чтобы мир воцарился и на Ближнем Востоке, и в арабских странах! И то что сегодня Россия пытается дипломатическими ресурсами сохранить стабильность, думаю, исламский мир должен это услышать.

Альбир Крганов

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...