< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Гайдаровский форум: векторы социально-экономического развития

21 января 2014 года
Закладки

С 15 по 18 января в Москве, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ состоялся очередной Гайдаровский форум, ежегодная международная научно-практическая конференция в области экономики.

Комментирует: эксперт Центра научно-политической мысли и идеологии Людмила Игоревна Кравченко.

***

Закончил работу Гайдаровский форум — одна из важнейших площадок обсуждения экономического развития России неолибералами. Что происходит в стране, куда двигаться и какие механизмы задействовать стали главными вопросами дискуссии. Примечательно, что форум начался с обсуждения экономического доклада Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), предложившей свои рецепты "оздоровления" российской экономики. Напомню, что активная стадия переговоров о присоединении России к ОЭСР началась после вступления в ВТО и планируется завершиться в 2014 году.

Итак, какие же существенные выводы можно извлечь из итогов форума?

Во-первых, курс на сокращение участия государства в экономике продолжится. Так, Игорь Шувалов заявил, что влияние государства на экономику сократится с нынешних 50% до 25%. Это полностью соответствует рекомендациям ОЭСР. Медведев вновь подчеркнул, что частный собственник по определению более эффективен, а присутствие государства в экономике избыточно, его нужно сокращать.

Во-вторых, сокращение государственных расходов продолжится. В период кризиса все развитые экономики значительно увеличили долю госрасходов и продолжают сохранять ее на высоком уровне. В России же, несмотря на стагнацию, граничащую с кризисом, отказываются от важнейшего средства оздоровления экономики.

Рис.1. Доля государственных расходов в ВВП, страны G-8, в % ( по данным МВФ)

В-третьих, санация в банковской сфере и в 2014 году не минует российский рынок, при этом изменения ставки рефинансирования ожидать не стоит. По мнению премьера условия кредитования можно будет улучшить за счет чистки а банковском секторе.

В-четвертых, проблемы госбюджета в ближайшей перспективе решать будут за счет населения, а именно пенсионеров. В докладе ОЭСР озвучено, что в России необходимо повышать пенсионный возраст. Об этом говорил и министр финансов А.Силуанов, подтвердил его слова А.Улюкаев, и наконец, косвенно на это указывал и Медведев, говоря о снижении доли трудового активного населения вследствие вступления в эту фазу поколения 90-ых, когда в стране начался демографический кризис.

Рис.2. Возрастная структура населения России, в % (по данным Росстата)

Пока официально власти это не поддержали, О.Голодец заявила, что это не вопрос ближайшего десятилетия, но напомню, что, к примеру, в соседнем Казахстане ситуация развивалась схожим образом: при вступлении в должность новый министр труда Серик Абденов клятвенно обещал не увеличивать пенсионный возраст, так как в этом нет необходимости, еще через полгода это стали обсуждать открыто и вскоре увеличили пенсионный возраст женщин до возраста мужчин. По ближнему периметру Россию окружают страны, поднявшие пенсионный возраст: Украина до 60 лет для женщин к 2021 году, Казахстан с 58 до 63 для женщин. Не так далек для России тот день, когда единственным спасением бюджета станет население. Вероятность этого повышается в случае нерационального использования Фонда Национального Благосостояния, предназначенного обеспечивать устойчивость пенсионной системы. Именно из него 10% денежных средств уже передано или обещано Украине в виде займа, еще 40% планируется инвестировать в инфраструктурные проекты. В случае явно "непредвиденного" невозврата долга Украиной отвечать за это придется российским гражданам.

В-пятых, причина стагнации была найдена не в ошибках Правительства, а в так называемой ловушке средних доходов, идеально оправдывающей современные проблемы.

Абстрактно говорилось на форуме и об улучшении инвестиционного климата, необходимости поддержки среднего и малого бизнеса.

Обсуждали на форуме и рейтинг ведения бизнеса, который за минувший год улучшился на 19 пунктов. Повышение рейтинга, обозначенное в майских указах Путина, вовсе не привело к улучшению инвестиционного климата. Слабость рейтинга состоит в том, что он охватывает в своем исследовании только один город-Москву, то есть абсолютно нерепрезентативен в отношении всего государства.

Основной итог дискуссии на Гайдаровском форуме можно свести к следующему: конкретных предложений у Правительства нет, цепляясь за любые предложенные извне рекомендации, Россия вновь может попасть в ловушку, но не в ловушку средних доходов, о чем говорил Медведев, а в ловушку непродуманной уступчивости Западу и ошибочной чрезмерной либерализации.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...