< Декабрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подписка rss
Поиск Поиск
Менделеев: заветы русского гения о благе и безопасности Отечества

09 февраля 2014 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Игнат Семенович Даниленко — главный научный сотрудник Научного центра по проблемам информационной безопасности Военной академии Генерального штаба ВС РФ, генерал-майор в отставке, доктор философских наук, профессор (Москва).

Статья "Заветы русского гения о благе и безопасности Отечества" опубликована в журнале Военно-философского общества Национальной ассоциации объединений офицеров запаса ВС (МЕГАПИР) Военно-Философский вестник  №2 2008 г. Ниже приводится с незначительными сокращениями (ссылочного аппарата).

***

До Дмитрия Ивановича Менделеева никто так глубоко, масштабно, системно и конкретно не размышлял о благе и безопасности России. Опираясь на материалы первой всероссийской переписи населения 1897 года, знание истории и географии страны, ее народа и природы, промышленности и сельского хозяйства, науки и образования, общественно-политического устройства, достижений и устремлений всех больших государств, он раскрыл возможности и надежные пути роста благосостояния и обеспечения безопасности своего Отечества. Решению этих задач на закате жизни он отдал все свои силы. Ему были присущи стремительный полет мысли и неотрывность от реализма, глубокое понимание взаимосвязи геополитического положения России, ее истории и проблем социально-экономического и духовного развития. Он одобрял ее миротворческий курс и необходимость его сочетания с готовностью к новым военным испытаниям. Менделееву как естествоиспытателю было чуждо общественно-политическое прожектерство, чем нередко грешили политики, идеологи и ученые по ведомству общественных наук.

К сожалению, его мысли в силу многих обстоятельств не были востребованы, а жаль. Ведь они предсказывали другую, более завидную историческую судьбу нашему Отечеству в XX веке. Этот мятежный и кровавый, трагический и героический век уже вошел в летопись таким, каким он был. Его нельзя переделать.

Однако и сегодня всем, кто всматривается в перспективы XXI века, кто размышляет и активно творит судьбу России, стоит вникнуть в мысли и выводы великого русского гения, взять их на свое вооружение. Менделеев — учитель на все времена. И не только для химиков. Он учитель для всех, кто думает и действует в интересах блага и безопасности современной России...

Мудрость и доступность мыслей Менделеева на эту тему представляют пример для всех, кто хочет сказать свое слово на эту тему.

***

В истории нашего государства много выдающихся личностей, внесших неоценимый вклад в его материальное и духовное достояние и укрепление безопасности. В этой большой и славной когорте дочерей и сыновей Отечества заметно выделяется фигура Дмитрия Ивановича Менделеева. Со школьных лет все знают его как великого ученого-химика — создателя Периодической таблицы химических элементов. Действительно, открытие периодического закона химических элементов обессмертило его имя, принесло еще при жизни мировую славу, стало предметом гордости русской науки.

"Естественная система элементовъ Д.Менделъева

В то же время слава великого химика затенила многие другие его выдающиеся дела и научные идеи. По отношению к Менделееву-химику они как бы "непрофильные", относящиеся к другим областям деятельности и научного знания.

К ним не было проявлено должного интереса и внимания. Прежде всего, по достоинству не был оценен его уникальный вклад в обществоведение, раскрытие путей познания России, возрастания ее общего блага и способности обеспечить свою безопасность. В результате сложилось явно зауженное представление о Менделееве как общественном деятеле и гениальном мыслителе. Это не только неверно и несправедливо, но и ущербно для российского общества, поскольку лишает его важного средства самопознания и определения стратегии исторического выживания и развития.

Неполная, тем более — неверная оценка любым социумом своих выдающихся деятелей и мыслителей обедняет его историю и арсенал практического опыта и теоретических знаний, необходимых для решения проблем настоящего и будущего.

Если народ, его общественно активная часть оказывается неспособной слушать и учитывать советы и предупреждения своих подлинных мудрецов, то есть глубоких, ответственных и преданных истине и справедливости мыслителей, то такой народ рано или поздно будет обольщен посулами жаждущих славы и власти авантюристов, последует за ними и станет их жертвой.

Опасение, что подобный сценарий может случиться в России, и подвигло Менделеева на завершающем этапе жизни (1900–1907 годы) взяться за изложение своих заветных мыслей, сложившихся у него за многие годы изучения своего Отечества и служения ему.

***

Родился Д.И.Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 года в сибирском городе Тобольске в семье директора гимназии. Он был в семье 17-м ребенком, но 9 детей умерли до его рождения. В годы учебы Дмитрия в гимназии умер отец.

 

Гимназист Дмитрий Менделеев. Тобольская гимназия, где он учился

Мать, Мария Дмитриевна, была энергичной женщиной. Она сделала все возможное, чтобы Дима не только окончил гимназию, но и поступил в 1850 году в Санкт-Петербургский Главный педагогический институт. В этом учебном заведении в 1850–1855 годы у студента-сироты (мать умерла в том же 1850 году) Дмитрия Менделеева сформировались задатки будущего великого ученого-химика с серьезными знаниями и интересами к широкому кругу наук. Это было замечено профессурой. Конференция института рекомендовала оставить талантливого студента еще на один год для совершенствования по избранным наукам и сдачи экзамена на степень магистра. Хотя эта конкретная рекомендация по причине нездоровья Д.И.Менделеева не была реализована, но, поправившись, он пошел именно по пути освоения имевшихся и выработки новых научных знаний по любому вопросу, ответ на который стал предметом его интереса. При этом ученый всегда стремился довести найденный ответ до практического приложения в интересах всеобщего блага и безопасности своей великой Родины — России. С этих позиций ученый занимался не только фундаментальными вопросами химии, но и практическими проблемами добычи и переработки нефти, металлов, созданием бездымного пороха, совершенствованием системы мер и весов, в чем крайне нуждались экспериментальная наука и отечественна я промышленность. В один из периодов своей жизни Менделеев в Подмосковье наладил образцовое сельскохозяйственное производство. И этот его опыт не утратил ценности для современности.

С годам научные и практические интересы Д.И.Менделеева все больше смещаются в сторону системного постижения социума, причин и условий его развития и процветания, а также деградации и исторической гибели. Все это он проецирует на историческую судьбу России в ХХ веке, анализирует, отчего она может быть славной или, наоборот, печальной и трагической.

Для него ясно, что это будет зависеть от того, как государство распорядится своими потенциальными возможностями: в интересах собственного блага и безопасности или вопреки им. Для него ясно, что историческая судьба любого социума, создавшего его народа альтернативна и в решающей мере зависит от выбора исторического поведения. Он стремится помочь России сделать верный вывод с позиции ее блага и безопасности. Это и побудило великого естествоиспытателя к изложению и публикации своих заветных мыслей, призывающих соотечественников к повышению ответственности за историческую судьбу своей страны.

Русский гений

В "Заветных мыслях" и "Познание России" Дмитрий Иванович Менделеев предстает мыслителем-энциклопедистом: философом и экономистом, историком и социологом, политологом и педагогом, демографом и статистиком, правоведом и управленцем, геополитиком и футурологом.

Эти его труды представляют глубоко аргументированное изложение взглядов одного из универсальных гениальных русских умов на развитие России в условиях обозначившихся тенденций мирового и национального общественного прогресса в начале ХХ века. Они достойны изучения всеми и каждым, кто сопрягает свою жизнь с интересами укрепления безопасности и благополучия своего Отечества.

Однако могучему философско-социологическому наследию Д.И.Менделееву было отведено пусть и почетное, но выборочное место. Труды его не изучались и не пропагандировались. Только в 2008 году они были совместно изданы отдельной книгой.

Эта энциклопедия впервые издана только в 2008 году

Хотя возраст менделеевского наследия с анализом положения России и обоснованием ориентиров для ее дальнейшего развития перешагнул столетие, в нем по-прежнему много нетленных мыслей, важных для России современной. Учиться ее познанию и служению ей можно и должно у многих известных отечественных деятелей и мыслителей, но начинать следует с обращения к менделеевскому арсеналу заветных мыслей. В краткой статье невозможно раскрыть состав и интеллектуальную мощь этого арсенала, поэтому ограничусь рассмотрением только некоторых идей и подходов Д.И.Менделеева, относящихся к благу и безопасности России в начале ХХ века, но не потерявших, по моему мнению, актуальности для современной России в начале ХХI века.

*

1. БЛАГО И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ КАК ДВЕ СТОРОНЫ ЕДИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Во-первых, Д.И.Менделеев рассматривал благо и безопасность России как две стороны одной медали: без материального и духовного благополучия народа не может быть надежной внутренней и внешней безопасности России как социума. И, наоборот, без надежного обеспечения его безопасности ненадежным, временным оказывается достигнутое общественное благополучие. Этот вывод он делал из глубокого знания опыта всей мировой социальной истории.

Верность данного вывода подтверждается и опытом истории конца ХХ и начала ХХI века. В это время в межгосударственном противоборстве широко применялись и применяются изощренные методы подрыва материального и духовного благополучия социума противника в целях разрушения или ослабления его системы безопасности, а в конечном итоге — для его уничтожения

или существенного ограничения как субъекта мировой истории. Так действовали исторические партнеры-противники Российской империи и Советского Союза, так действуют и партнеры-противники Российской Федерации.

Рассматривая благо и безопасность России как две стороны единой социальной системы, Менделеев на первое место ставил народное благо: "...у нас вопросы народного прироста, переселения, соседской жизни разных рас, развития промышленности и наук, отсутствия утопических увлечений, мирного ула живания международных недоразумений и т.п. должны занимать первое место — вслед за вопросом о способах прекращения общей средней народной бедноты, составляющей основную причину всех наших бед". "Средняя народная беднота" является проблемой №1 и для современной России: отодвигание ее с первого плана, как показала наша недавняя история, "чревато чреватостями".

*

2. О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ

Во-вторых, Менделеев во взаимосвязанной системе роста блага и укрепления безопасности российского социума отводит особую роль его народонаселению. Прошлое и будущее всех социумов он связывает с ростом численности народонаселения и развитием его созидательно-творческих качеств. Роль народонаселения в системе исторического бытия и развития социума он понял глубже многих признанных обществоведов не только своего, но и нашего времени. Он писал: "Немало есть отдельных людей и даже на вид очень стройных социальных учений, упускающих из виду, что человеку, как организму, свойственно размножаться и что помимо иных целей у отдельных особей и всяких их совокупностей есть, несомненно, прирожденная цель продолжаться в умножающемся потомстве. Без этой цели ни к чему бы не служили не только государства, но и самые науки и религии, "богатство и порядок".

Его анализ первой всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 году, раскрыл реальные потенциальные возможности и слабости Российской империи. Он сделал прогнозный расчет народонаселения России на ХХ век, определив его численность в начале нового, ХХI века в 600 миллионов человек. Это был реалистичный прогноз, даже несколько заниженный. В том, что он оказался далеким от реальной цифры в 2000 году, сказалась неспособность российского социума, его общественно-политических субъектов создать систему поступательного роста всеобщего блага и надежно обеспечить безопасность от растущего числа известных и новых видов опасностей.

В начале ХХ века явно обозначилась тенденция серьезного ускорения роста народонаселения планеты. Его численность впервые достигла одного миллиарда человек в 1825–1830 годы, двух миллиардов — в 1930 году. В 1960 году был пройден трех-, а в 2000 году шестимиллиардный рубеж. Такой бурный рост был назван мировым "демографическим взрывом". В конце ХIХ — начале ХХ века по темпам роста народонаселения Россия опережала другие страны. Но эти темпы были "срезаны" войнами, революциями и последующими радикальными общественными реформами. В итоге Российская Федерация, образованная после разрушения Советского Союза, оказалась в режиме депопуляции большинства своих коренных этносов, в том числе самого многочисленного из них — русского народа, на растущей базе которого формировалась и отстраивалась государственная система на обширных пространствах Европы и Азии, объединившая множество больших и малых народов. Теперь возникла реальная угроза невиданно быстрого сокращения большого по численности и великого по историческим свершениям народа в результате низкой рождаемости и высокой смертности в Российской Федерации и вынужденной ассимиляции в новых независимых государствах. Если сложившаяся устойчивая система сокращения русского этноса сохранится длительное время, то к концу текущего века он сократится до нескольких десятков миллионов человек. Проблема сохранения и исторического развития коренных этносов ста ла основной проблемой всеобщего блага и безопасности современной России. И менделеевский подход к сохранению и умножению ее народонаселения представляет верный ориентир в поисках средств и методов решения этой актуальнейшей проблемы.

*

3. О СООТНОШЕНИИ В НАРОДНОМ БЛАГЕ РАБОТЫ И ТРУДА

В-третьих, Менделеев подходит к познанию российского социума как к целостной сложной системе, состоящей из двух частей: субъектной — народонаселения и объективированной части — всего созданного, взятого людьми у природы и присвоенного ими в интересах своего существования, развития и безопасности. Он проводит принципиальное различие между работой и трудом. К первой он относит механическую деятельность, которую люди могут перекладывать на животных и машины, второй присущ только человеку, обладает социальными смыслом и целью.

Именно труд является поприщем формирования, развития и реализации гуманистической, творческой человеческой субъектности. Соотношение труда и работы в жизнедеятельности народонаселения — залог его исторического развития, уровня общественного блага и надежности безопасности социума. Эту тему Менделеев рассматривает с разных позиций:

"А все-то "благо народное", как и все достатки современности, определяются только суммой трудов... Скажу для ясности, что, по мне, не только нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев, но без него никакие улучшения правительственного строя и никакие права и обязанности, законом закрепленные, ничего сделать для приведения России к уровню Запада не в силах.

...К трудолюбию привести может только школа, в которой наука (а отнюдь не что-либо подобное простому "развитию", а тем паче политиканству) стоит на должной высоте, и учащиеся трудолюбием действительно и явно для учащихся проникнуты, а в высших школах прилагают это трудолюбие ни к чему иному, как к науке. Не трудящиеся ученики — сущая бессмыслица, а не привыкшие к постоянному труду учителя не могут быть подходящими".

Российские ученые и публицисты все чаще обращаются к трудам Д.И.Менделеева и его актуальным идеям. На снимке: одна из книг, популяризирующих творчество русского гения

*

4. СИСТЕМА ИСТИННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ

В-четвертых, основным средством развития субъектности народонаселения Менделеев считал создание системы истинного просвещения, образования и науки. Но он подходил к ней иначе, чем принято.

На первое место Дмитрий Иванович Менделеев ставил подготовку учителей и высшее образование. По его мнению, особой исторической жизнестойкостью отличаются те этносы, у которых прочно вошел в быт культ учителя, например, у китайцев. Подготовка учителей — отправная точка и гарантия высокого качества всей системы просвещения.

В настоящее время для России совершенствование системы образования входит в число ключевых задач, от которых зависят и рост всеобщего блага, и укрепление безопасности. Прежде всего, предстоит ликвидировать ущерб, нанесенный социуму государственной политикой в 90 -е годы прошлого века, опустившей общественный статус учителя, качество его подготовки до преступно низкого уровня.

*

5. О ГАРМОНИИИ МЕЖДУ СЫРЬЕВОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ

В-пятых, Менделеев настойчиво и аргументированнно доказывал, что интересы общественного блага и безопасности России требуют гармоничного соотношения между сельским хозяйством и промышленностью, между добывающей, сырьевой и обрабатывающей промышленностью. Эти рекомендации не были реализованы в течение ХХ века, акценты неоправданно смещались, не хватало того "постепенства", за которое настойчиво выступал Дмитрий Иванович. Он считал, что "время пользы от революционных передряг" было до тех пор, "пока греко-латинщина (т.е. Запад — И.Д.) служила знаменем "возрождения", пока судом да войнами ограничивались высшие задачи правительств", но оно прошло, "когда просвещение и промышленность стали во главу правительственных функций".

От внимания Менделеева не ускользнули факты подрывных действий противников России методом создания своей агентуры для организации внутренних беспорядков под лозунгами немедленного повышения народного благосостояния, что обходилось им значительно дешевле, чем открытая война, "да еще под знаменем либерализма, который сам проявлен Россией".

К сожалению, его мудрый голос и предупреждение не были услышаны и приняты во внимание теми, кому они были адресованы — прежде всего русской интеллигенции. В результате ХХ век для России стал веком "революционных передряг", больших социально-экономических и научно-просветительских исторических откатов и истеричных усилий наверстать упущенное, ликвидировать отставание под лозунгами "возрождения" по заимствованным рецептам.

*

6. О РОССИИ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

В-шестых, надо постоянно сравнивать состояние и перспективы развития российского социума с состоянием и тенденциями развития других стран, поддерживать неконфронтационные отношения с Западом и Востоком, учитывая положение России "между молотом и наковальней". Но он не считал Запад и Восток чуждыми России мирами, и если она будет благополучной и достаточно сильной и авторитетной, то может даже их примирить — русские к этому предрасположены: "Мы, русские, взятые в целом, кичливости чужды и, поставленные на грани двух не чуждых миров, должны ясно понимать соприкасающиеся сюда предстоящие вопросы". В другом месте Д.И.Менделеев замечает: "Россия, содержа войско и не поддаваясь утопическим соблазнам "разоружения", может, благодаря своему положению, играть важную роль в общем концерте мирного соглашения всех стран...". Констатируя, что Запад нам ближе, он неоднократно подчеркивает важность дружественного сближения России с Китаем как соседней страной с большим и миролюбивым, семейственным народонаселением, выдержавшим все испытания многовековой историей, от которого "должно ждать быстрых успехов".

Отмеча я семейственные качества китайцев как их важное достоинство, которое в то время еще сохранялось и у большинства русских, Менделеев указал на любопытную настораживающую тенденцию, которая, к сожалению, в
ХХ веке получила развитие: "У многих современных русских общественных деятелей семейственность мало развита, чему причиною едва ли не служит (хотя отчасти) скудность наших общественных деятелей".

*

7. О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В-седьмых, особо заботило Менделеева "желательное для блага России устройство правительства". Он рассматривает все аспекты государственного устройства и деятельности его структурных элементов на широком историческом фоне, убеждая: "Все виды и формы прогресса и всяких государственных улучшений (равно как и ухудшений) не только мыслимы, но и осуществлялись как при монархическом, так и при республиканских складах". Для Дмитрия Ивановича важны реальные государственные улучшения в интересах общего блага и безопасности России, а не формальная декларация принципов демократии, прав и свобод без определения обязанностей: "Развитие "блага народного", определяясь мерой роста и общностью распространения нравственных начал и внешнего благосостояния, зависит очень сильно не только от права граждан, но и от обязанностей, определяемых убеждениями, обычаями и законами". Законы и законотворчество рассматриваются как важное средство повышения блага и безопасности страны: "Законы, по существу, должны охватывать весь смысл прошлого, всю современность и, что всего настоятельнее, должны предвидеть вероятное будущее страны, насколько оно от законов зависеть может". Но "законы — дело рук человеческих", поэтому "надо иметь и всеми способами открывать возможность изменять и поправлять такие законы, которые из-за преследования ложных мыслей и начал при всем желании законодателей приводят не к добру, а к худу".

В своих "Заветных мыслях"

Менделеев предстает принципиальным государственником, исходящим из того факта, что социум в ХХ веке может быть самостоятельным и успешным только при хорошо организованной и четко выполняющей свои функции государственной системе, он не противопоставляет государство обществу, семье и личности, а предлагает то, что, на его взгляд, гармонизирует отношения между ними.

В этом сложном деле он выступает за "постепенство" и отвергает "политиканство, завещанное латинством, его, как и евреев сгубившее и в настоящее время подходящее лишь для народов, уже успевших скопить достатки, во много раз превышающие средние скудные средства, скопленные русскими".

В числе неотложных для России мер, предлагавшихся Менделеевым, достижение "возможной самостоятельности местного самоуправления и меры участия в этом земств, чтобы согласить особенности отдельных частей империи с ее общей целостностью и единством", четкое разделение функций различных ветвей власти, повышение ответственности всех уровней администрации и администраторов за соблюдение законности, многие другие проблемы, которые остаются актуальными и для современной России.

Д.И.Менделеев не устарел, и обращаться к нему полезно всем, кто думает и действует в интересах блага и безопасности России в ХХI веке.

Игнат Семенович Даниленко

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...