< Октябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Подписка rss
Поиск Поиск
Законопроект об упрощенном порядке получения гражданства РФ

03 апреля 2014 года
Закладки

Приводим текст поданного Правительством РФ и рассмотренного 1 апреля Государственной Думой в первом чтении законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".

В связи с украинским кризисом и интеграционными процессами на постсоветском пространстве данный закон приобретает особую значимость. Планируется, что во втором, а возможно, и в третьем чтении законопроект об упрощённом гражданстве депутаты Госдумы рассмотрят уже 4 апреля 2014 года.

***

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Проект федерального закона подготовлен в целях реализации Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. (No Пр-3410 от 22 декабря 2012 г.), а также во исполнение Перечня поручений по итогам прямой линии с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 25 апреля 2013 г. (No Пр-967 от 29 апреля 2013 г.), в части упрощения процедур и сокращения сроков рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации от соотечественников — носителей русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации и СССР, при условии их переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и отказа от гражданства иностранного государства.

В настоящее время соотечественники могут приобретать гражданство Российской Федерации, только если они являются лицами без гражданства, родились в РСФСР, являются нетрудоспособными или выпускниками российских учебных учреждений из числа граждан государств, входивших в состав СССР. Если такие условия отсутствуют, то для приобретения российского гражданства соотечественникам, также как и иным иностранным гражданам и лицам без гражданства, необходимо соблюсти требование пятилетнего срока проживания в Российской Федерации на основании вида на жительство.

Законопроектом статья 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее — Федеральный закон) дополняется частью второй,

предусматривающей упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных носителями русского языка, то есть владеющими русским языком и регулярно использующими его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах, чьи родственники по прямой восходящей линии либо они сами ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации, в том числе на территории, относившейся к Российской империи и СССР,

при условии отказа от имеющегося гражданства иностранного государства либо отсутствия гражданства иностранного государства.

Используемый термин "родственник по прямой восходящей линии" применяется в статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации и согласуется с понятием "потомка по прямой восходящей линии", указанным в статье 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

Кроме того, Федеральный закон дополняется статьей 33, устанавливающей порядок признания лиц носителями русского языка. Планируется, что признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка будет осуществляться по результатам собеседования, проводимого комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

В целях реализации условия об отказе от имеющегося иного гражданства иностранному гражданину, признанному носителем русского языка, будет выдаваться уведомление о возможности приема в гражданство Российской Федерации, необходимое для обращения в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства.

Для сокращения сроков приема в гражданство Российской Федерации указанной категории иностранных граждан и лиц без гражданства законопроектом вносятся в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменения, упрощающие порядок въезда таких лиц в Российскую Федерацию и получения вида на жительство.

Так, предусматривается выдача обыкновенной визы в целях приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона, а также возможность оформления вида на жительство, минуя существующую предварительную стадию получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации и проживание по нему не менее одного года до получения вида на жительство.

В целях исключения случаев злоупотребления правом вид на жительство будет аннулироваться в случае, если получившие их иностранные граждане или лица без гражданства по истечении двух лет после его получения не подадут заявление о приеме в гражданство Российской Федерации.

Установление законопроектом сроков, до истечения которых соискатель российского гражданства должен подать заявления о признании его носителем русского языка, выдаче уведомления о возможности приема в российское гражданство и выдаче вида на жительство, будет способствовать предотвращению возникновения случаев использования предлагаемых преференций для нахождения на территории Российской Федерации в иных целях.

Кроме этого, законопроектом для данной категории лиц предусмотрено сокращение срока рассмотрения заявлений и принятия решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке до трех месяцев. Законопроектом также предлагается сократить с шести до трех месяцев срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

***

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект №469727-6

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

*

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года No 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, No22, ст. 2031; 2003, No46, ст. 4447; 2004, No45, ст. 4377; 2006, No2, ст. 170; No31, ст. 3420; 2007, No49, ст. 6057; 2008, No 40, ст. 4498; 2009, No 1, ст. 9; No 26, ст. 3125; 2012, No 47, ст. 6393; 2013, No 27, ст. 3461, 3477; No 44, ст. 5638) следующие изменения:

1) статью 14 дополнить частью второй следующего содержания:

  • "2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в порядке, предусмотренном статьей 33 настоящего Федерального закона, при условии отказа от имеющегося гражданства иностранного государства либо отсутствия гражданства иностранного государства вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.";

2) в статье 16:

  • а) наименование изложить в следующей редакции:
  • "Статья 16. Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации";
  • б) абзац первый части первой после слов "Отклоняются заявления" дополнить словами "о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации,";

3) статью 30 дополнить пунктом "к" следующего содержания:

  • "к) рассматривают заявления, поданные иностранными гражданами, признанными носителями русского языка в порядке, установленном статьей 33 настоящего Федерального закона, о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации.";

4) статью 32 дополнить частью пятой следующего содержания:

  • "5. Заявление иностранного гражданина о выдаче ему уведомления о возможности приема его в гражданство Российской Федерации подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по решению комиссии которого этот иностранный гражданин признан носителем русского языка в порядке, установленном статьей 33 настоящего Федерального закона.";

5) часть четвертую статьи 33 после слова "применительно" дополнить словами "к выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации,";

6) дополнить статьей 33 следующего содержания:

  • "Статья 33. Порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка
  • 1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть признан носителем русского языка, то есть лицом, владеющим русским языком и регулярно использующим его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах, чьи родственники по прямой восходящей линии либо оно само ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации, в том числе на территории, относившейся к Российской империи и СССР, по результатам собеседования с этим иностранным гражданином или лицом без гражданства, проводимого комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия).
  • 2. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к составу специалистов, проведению собеседований, форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
  • 3. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до окончания срока временного пребывания на территории Российской Федерации.
  • Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания на территории Российской Федерации.
  • 4. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
  • Решение о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается заявителю для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда из Российской Федерации — для решения вопроса последующего въезда в Российскую Федерацию.
  • Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.
  • В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение с ним повторного собеседования не допускается.
  • Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании их носителями русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.";

7) в статье 35:

  • а) часть четвертую дополнить абзацем вторым следующего содержания:
  • "Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью второй и частью седьмой статьи 14 настоящего Федерального закона осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.";
  • б) дополнить частью четвертой следующего содержания:
  • "4 Рассмотрение заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации и принятие решения по нему осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами в срок до трех месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.".

*

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 15 августа 1996 года No114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, No34, ст. 4092; 2003, No2, ст. 159; 2006, No31, ст. 3420; 2008, No30, ст. 3616; 2009, No 52, ст. 6450; 2010, No 11, ст. 1173; No 21, ст. 2524; No 31, ст. 4196; No 52, ст. 7000; 2011, No 13, ст. 1689; No 17, ст. 2321; 2012, No47, ст. 6398; No53, ст. 7628; 2013, No27, ст. 3477; No30, ст. 4036; No52, ст. 6955) следующие изменения:

1) часть первую статьи 25 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

  • "4) решение о признании иностранного гражданина носителем русского языка в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации";

2) в статье 25:

  • а) часть первую дополнить словами "либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации";
  • б) дополнить частью следующего содержания:
  • "Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" выдается иностранному гражданину на срок до одного года при наличии решения о признании этого иностранного гражданина носителем русского языка в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".".

*

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года No115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, No 30, ст. 3032; 2003, No46, ст. 4437; 2006, No30, ст. 3286; 2008, No30, ст. 3616; 2010, No 21, ст. 2524; No 31, ст. 4196; No 52, ст. 7000; 2011, No 13, ст. 1689; 2012, No 47, ст. 6397; No 53, ст. 7645; 2013, No 27, ст. 3461; No 30, ст. 4036, 4057; No 52, ст. 6951, 6954, 6955) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 5 после слов "предусмотренном статьей б настоящего Федерального закона," дополнить словами "либо принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема его в гражданство Российской Федерации или о выдаче вида на жительство иностранному гражданину, признанному носителем русского языка в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации",";

2) в статье 8:

  • а) пункт З изложить в следующей редакции:
  • "З. Положения пунктов 1-3 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство:
  • 1) высококвалифицированным специалистам и членам их семей в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
  • 2) иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".";
  • б) дополнить пунктами 3 и 3 следующего содержания:
  • "З. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином, указанным в подпункте 2 пункта З статьи 8 настоящего Федерального закона, с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение заявителя об отказе от имеющегося гражданства, или документа о невозможности отказа от иного гражданства. Указанный документ не представляется, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
  • З. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 2 пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, выдается на три года.";

3) статью 9 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

  • "6. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 2 пункта З статьи 8 настоящего Федерального закона, не выдается в случаях, предусмотренных подпунктами 1-7, 10, 11, 13 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, в случае непредставления документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение заявителя об отказе от имеющегося гражданства, или документа о невозможности отказа от иного гражданства, а также в случае повторного обращения с заявлением о выдаче вида на жительство.
  • 7. Вид на жительство иностранного гражданина, указанного в подпункте 2 пункта З статьи 8 настоящего Федерального закона, аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1-7, 10, 11, 13 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, а также в случае, если по истечении двух лет после получения вида на жительство иностранный гражданин не подал заявление о приеме в гражданство Российской Федерации.".

Президент Российской Федерации

***

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется:

*

1. Внесение изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. No 1325, в части установления перечня документов, подтверждающих отнесение лица к носителю русского языка, формы уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации.

Срок подготовки — три месяца со дня официального опубликования Федерального закона.

Головной исполнитель — ФМС России.

Соисполнители — МИД России, ФСБ России, МВД России, Минобрнауки России.

2. Внесение изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. No 335, в части определения порядка и условий оформления и выдачи визы иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию для приобретения гражданства Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".

Срок подготовки — три месяца со дня официального опубликования Федерального закона.

Головной исполнитель — ФМС России.

Соисполнители — МИД России, ФСБ России.

3. Внесение изменений в Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. No 41, в части дополнения категории лиц, имеющих право оформить вид на жительство без получения разрешения на временное проживание, а также новым основанием аннулирования вида на жительство.

Срок подготовки — три месяца со дня официального опубликования Федерального закона.

Головной исполнитель — ФМС России.

Соисполнители — МИД России, ФСБ России, МВД России.

4. Внесение изменений в приказ ФМС России No 328, ФСБ России No 520, МИДа России No 18572 от 17 октября 2012 г. "Об утверждении формы визовой анкеты, представляемой иностранным гражданином или лицом без гражданства в Федеральную миграционную службу для получения государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия либо восстановлению визы", в части дополнения новой категорией визы — обыкновенной визы в целях приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".

Срок подготовки — три месяца со дня официального опубликования Федерального закона.

Головной исполнитель — ФМС России.

Соисполнители — МИД России, ФСБ России.

5. Издание приказа ФМС России "О создании комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка" в целях определения порядка формирования и работы комиссий, в том числе требования к составу специалистов, проведению собеседований, форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Срок подготовки — три месяца со дня официального опубликования Федерального закона.

Головной исполнитель — ФМС России.

Соисполнитель — Минобрнауки России.

***

***

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...