< Июль 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Кризис жанра

04 апреля 2014 года
Закладки

"В тот день, когда люди станут сами разъезжать в первом классе, а книги будут возить в товарных вагонах, наступит конец света" Г.Г. Маркес, "100 лет одиночества"

…а началось все с того, что, заварив себе утренний чай, я открыл новостную ленту. Я листал страницу за страницей, что извещали меня о событиях на Украине, о санкциях против моего великого Отечества, о чем-то там еще. Мне было по-утреннему вяло и скучно, но тут, словно гром среди ясного неба: "Мне сообщили, что Габриэль Гарсиа Маркес помещен в больницу, я желаю ему скорейшего выздоровления", - заявил в микроблоге Президент Мексики. Я стал шерстить разделы "культура" и "искусство" множества новостных порталов. Да, действительно, "последний из могикан" мировой литературы находится в тяжелом состоянии в одной из больниц одного из самых крупных городов мира. Собственно, после смерти Воннегута только и оставалось, что держать пальцы за старика Маркеса, но годы берут свое.

Теперь от лирики к сути вопроса. Я трясся в набитом вагоне метро и думал о том, почему же меня так волнует судьба великого колумбийского писателя. И поймал я себя на том, что ничего сопоставимого в нашей обычной повседневной жизни, страшно это произносить, и тем более российской действительности, не осталось. Нет ни одной, подчеркиваю, ни одной (оговорюсь, что я имею в виду исключительно литературу) мало-мальски сопоставимой фигуры. Причем речь идет о мировом масштабе. Кто-то кивнет мне на Бегбедера, кто-то, наверняка, осудит, что я не упоминаю Умберто нашего Эко… Конечно, это весьма достойные писатели, но соль заключается в том, что ни тот, ни дугой, да и никто иной из ныне здравствующих и пишущих персонажей не менял "взгляды на мир", "культурную картину мира". Сразу, как обычно, оговорюсь, что это авторская колонка и исключительно субъективное мнение.

Итак, это был первый виток моих мыслей, но за ним потянулись и следующие. Я судорожно начал перебирать в своей сонной голове, а в каких областях искусства, в каких сегментах культуры, собственно, мы — русские — на первых ролях? Ну, хорошо не на первых, а просто хотя бы самобытны, и отличаемся от всего другого мира. Кино? Нет. Причем однозначно. Последний фильм, который, по-настоящему выпадал из заданного Голливудом тренда, был "Остров" Лунгина. Где поднимались истинно русские ценности, где русская душа (та самая, что "птица-тройка") препарировалась, раскрывалась со всех сторон, выворачивалась, и снова вселялась в плоть каждого, кто смотрел этот фильм на большом экране или в Рождественскую ночь по телевизору. Ни замечательный "Поп", ни "72 метра", ни, тем более, "лучший фильм 2013-го года" "Географ глобус пропил" не отвечали запросу "высших ценностей". Да, они открывали и показывали миру (сейчас поясню, почему это важно) частички нашей души, картинки из реальной жизни, но они не привносили, а главное, не имели такой задачи, в мир крик русской души.

Почему "в мир"? Да потому, что главная цель искусства (и здесь со мной можно спорить) все-таки не воспитательная (хотя она очень важна), а самопрезентативная.

Когда на Западе времен Холодной войны говорили о СССР, то наряду с водкой, калашниковым и балалайкой, на ум приходили космос, балет и хоккей. Что приходит сегодня?

Американцы рисуют комиксы, пишут книги, снимают фильмы о "Капитане Америка", от любой возможной угрозы, будь то огромный метеорит или всемирная пандемия, мир, непременно, спасет какой-нибудь американский парнишка. На пути к подвигу он претерпит эволюцию характера именно в силу того, что он — американец, с американскими ценностями внутри, которые и помогают ему в его не легком деле. А у нас? Фильм "Сволочи" и "9 рота", "Сталинград" и "Легенда 17". Русские в них выживают (если выживают) и добиваются какого-то результата не за счет, а вопреки. Государство, его история, его ценности — это не волшебная палочка Гарри Поттера, а гнетущее препятствие, оброк, кнут погонщика (простите за патетику). Про литературу я, простите, вообще, писать не буду. После Венечки Ерофеева ничего отвечающего цивилизационному облику, культурной картине мира русского человека написано не было. Поэзия, драматургия — мрак.

Ладно, Бог с ним с искусством. Это тема максимально субъективна, я вот, например, блондинок терпеть не могу, а кто-то любит. С Достоевским и Ремарком — то же самое, с кино, театром и пр. и подавно. Но мы же взрослые серьезные люди. Давайте о политике.

Вот сегодня в Госдуме будет обсуждаться законопроект "об уголовной ответственности за публичную реабилитацию нацизма". Дело очень хорошее, нужное и правильное, а главное — актуальное. Но не копия ли это европейского закона "об отрицании Холокоста"? В США, поборниках и оплоте демократии, например, такого закона нет, ибо он противоречит первой поправке Конституции о свободном выражении своих взглядов. Замечу, что со времен Адама и Евы известно, что практически любой запрет ведет к соблазну его нарушить, к искушению, а уж искусителей в наше время — как веток в лесу.

И еще, очень много говорят о губительном экономическом курсе России, о том, что мы слишком привязаны к доллару, что у нас исключительно сырьевой тип экономики, а производство не развивается и т.д. Все это так. И даже отчасти важно. Но вот то, что русский язык умирает, что без ошибок не обходится уже ни одно (!!!) ведущее печатное издание в стране или новостной выпуск телеканалов, что часы русского языка в школах еще в 2009 г-н Медведев предложил сократить в пользу уроков физической культуры — это не обсуждают на Первом в девятичасовых новостях. И здесь, закольцовывая, я приведу всего один пример. Есть в нашей истории такой странный и загадочный эпизод — экспедиция под руководством тов. Дятлова. История настолько лакомая для любого сценариста или драматурга, писателя и просто фантазера, что на ум даже не приходит что-то сопоставимое. Но фильм по этим событиям сняли, что показательно, американцы. И там, приезжая в глухое уральское село, группа американских студентов без труда общается с барменом местного ресторана и проводником. Общается на английском языке. И это, ребята, уже симптом. Американцы таким образом не воздают должное нашей системе образования, которое даже уральского пьянчугу аглицкому наречию обучила, нет, американцы формируют представление и, в первую очередь, своего зрителя, своих граждан, что их язык (читай культура, ценности, мировоззрение) универсальны, они чуть ли не с молоком матери впитываются каждым жителем планеты Земля от Африки до России.

Поэтому мне стало очень грустно от известий о болезни Габриэля Гарсия Маркеса, ибо мы можем потерять Личность, но что важнее — мы можем потерять ориентир.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...