< Ноябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Подписка rss
Поиск Поиск
Стрельба по космосу

12 апреля 2014 года
Закладки

"Мечты о космосе были важной частью советской культуры с самого её зарождения. В этом смысле ясно, что борьба со всем "космическим" весьма и весьма привлекательна для антисоветчика" — представляем замечательный текст ЖЖ-блогера agantis.

Фото: картина художника Геннадия Голобокова "Труженики Космоса".

***

Самой известной (по иронии судьбы) фразой Зиновьева оказалась: "Целились в коммунизм, а попали в Россию!". Говорят, качество стрельбы определяется не столько по попаданию "в яблочко", сколько по кучности: видя, с какой силой и жестокостью антисоветчики расправлялись со всем необходимым для жизни народа — государством, экономикой, социальной сферой, идеями, нравственностью, — начинаешь подозревать, что целились не дураки, и что попали стрелявшие точно туда, куда и хотели.

С этой точки зрения по-другому видится и вся ситуация с отечественным космосом. Понятно, что с этой темой связано много очевидных достижений СССР. Такие люди, как Юрий Гагарин и Сергей Королёв стали символами советского строя и советской же идеологии. Мечты о космосе были важной частью советской культуры с самого её зарождения. В этом смысле ясно, что борьба со всем "космическим" весьма и весьма привлекательна для антисоветчика.

Однако, то остервенение и узколобость, с какой некоторые "сограждане" ведут таковую борьбу — с одной стороны; а с другой — то, какое место тема космоса занимает во всей человеческой культуре, заставляет вновь обратиться к фразе в начале статьи. Так уж только по коммунизму и СССР бьют? Не идёт ли война с чем-то большим?
Давайте же вкратце разберём, что такое космос и с чем он исторически связан.

Ещё с ранней древнегреческой философии (начиная, например, с Фалеса) люди обращались к космосу для познания мира и самих себя. Движения небесных тел, астрономические законы трансформировались в законы всеобщие, универсальные. Собственно, сам термин "космос" в его философском смысле — как упорядоченное, гармоничное целое — в этот период и появился.

Идея о том, что гармония человеческой души и гармония вселенной в чём-то схожи (и попытки выразить это, например, через музыку) перешла из античности в средневековье, а затем и в Новое время. Вся эта линия возвеличивает человека, вписывает его в мир, определяет стремление к гармонии со вселенной. Человек не "отрывается" от космоса и не может, замкнувшись на себе в современном приземлённом (потребительском) смысле, "обмельчать".

Фалес

Эпоха Возрождения приносит идею человека как выражения макрокосма. Он, обладающий разумом и безграничной способностью творить, вообще ставится в центр Вселенной. В то же время, новые открытия в сфере космоса дали начало двум противоположным направлениям в философии и культуре.

Первое определялось т.н. принципом заурядности (принципом Коперника): Земля оказалась не центром вселенной, а одной из множества планет, вращающейся вокруг одной из множества звёзд в одной из множества вселенных. Человек стал ощущать себя маленьким и незначительным перед лицом мира.

В целом, это направление более характерно для запада, с его извечной боязнью: смерти, человека (и его "злой натуры"), Бога (сначала его осуждения, затем — в протестантизме — его отдалённости от людей); а также с тенденцией к неверию в человека: будь то убеждённость во всё той же его злой природе (на чём строился капитализм с его законами и институтами, сковывающими людей и играющими на их "борьбе" друг с другом), или же протестантское уничижение личности, или же превращение человека в винтик большой экономической машины (на что указывал Маркс своей концепцией отчуждения, и что поддерживали мыслители XX века).

Николай Коперник

Протестантский теолог и философ Пауль Тиллих, например, так описывает эту проблему: "Коперник и Галилей вытолкнули Землю из центра мира. Земля стала маленькой, и, несмотря на то, что Джордано Бруно в состоянии "героического эффекта" ринулся в бесконечность Вселенной, ощущение потерянности в океане космических тел с их незыблемыми законами движения прокралось в сердца многих людей. Мужество Нового времени было не просто оптимизмом. Оно было призвано принять в себя глубокую тревогу небытия внутри Вселенной, лишенной границ и понятного человеку смысла. Можно было мужественно принять эту тревогу, но устранить ее было невозможно; она возникала всякий раз, когда мужество ослабевало".

Альберт Лиханов. Гагарин. Душа России

Конечно, не все на западе придерживались этих взглядов.

Но всё-таки противоположное направление мысли тесно связано в первую очередь с Россией. В его рамках возникали разнообразные идеи, но их объединял взгляд на вселенную не как на довлеющую над маленьким человеком мощь, а как на "непаханое поле" для всемогущего человека. Эта идея отразилась в русском космизме. Ключевая его идея — объединение человечества, переход его на другой качественный уровень и выходом на глобальные, вселенского масштаба задачи.

Николай Фёдоров с его философией "общего дела" верил в победу объединённого человечества над смертью через "воскрешение отцов". Конечно, воскрешённым уже было мало одной Земли — они должны были расселиться по другим планетам. Существует мнение, что Константин Циолковский, знакомый с Фёдоровым лично и сам являющийся известным представителем космизма, вёл свою научную работу именно ради этой цели.

Учение о ноосфере Владимира Вернадского говорит о переходе от в большей степени хаотичного совершенствования биосферу к созданию сферы разума — посредством целенаправленного изменения человечеством всего мира под свои нужды.

Совсем рядом идут другие течения: разномастные авторы, верящие в познавательную и преобразующую силу человеческого разума, предвкушающие грядущие достижения человечества и покорение им вселенной. Характерна тут научная фантастика, рисующая конкретные планы освоения космоса: здесь и "С земли на Луну" Жюля Верна, и "Первые люди на Луне" Герберта Уэллса.

В космосе размещаются многие утопии: например, Богданов, коммунист и богостроитель (сторонник идеи развития человеческого коллектива до такого качества, когда ему откроются возможности, равные Божественным) излагает свои идеи в романе "Красная звезда", описывающем коммунизм, построенный на Марсе.

Или же идёт критика настоящего и аллюзия на будущие земные события: роман Алексея Толстого "Аэлита", где рассказывается о революции угнетённого населения на Марсе; книги Роберта Шекли и пр., и пр.

Здесь космос предстаёт как образ будущего, грядущих свершений человечества, его новых невообразимых возможностей. С этой точки зрения неудивительно, что коммунистические идеи так плотно связаны с космосом. Хотя богостроители и русские космисты так и не были включены в массовую идеологию, но образ космоса занимал важное место в культуре на всём протяжении существования СССР:

по вышеупомянутому роману "Аэлита" фильм ещё в 1924 году был снят (немой) фильм, который стал известен даже за границей (и, похоже, является первым фильмом о космическом полёте; хотя зачастую вспоминают вышедший 5 годами позже немецкий фильм "Женщина на Луне" — от которого, кстати, пошёл обратный отсчёт при запуске ракет), в 1936 году выходит фильм "Космический рейс", консультантом при создании которого выступал сам Циолковский; ещё в 1935 году начал совмещать кино с научной фантастикой Павел Клушанцев (которого Джордж Лукас называл "крёстным отцом Звёздных Войн"). Советская фантастическая литература на тему космоса — тема вообще необъятная.

Космос проник даже в художественное искусство. Это связано, в частности, с первым человеком, вышедшим в открытый космос — Алексеем Леоновым — и его другом Андреем Соколовым — их картины выражали уже не просто мечты, а реальность, открывавшуюся глазам космонавтов.

А.Соколов. "Союз-22" над территорией Германской Демократической Республики

А.Леонов. Орбитальная станция Союз-Аполлон 

Короче говоря, тема космоса совсем не сводится к "воспеванию конкретных достижений советской пропагандой" — она так или иначе сопутствовала человечеству на протяжении почти всей его истории, задавая человеку его место в мире и его (человечества в целом) глобальные перспективы, неразрывно связанная со смыслом всего существования.

Весьма характерны и нападки на космос:

это и противопоставление его комфорту (рассуждения в стиле "Зачем развивать непонятный космос, если можно на эти деньги купить каждому чистый унитаз") — что является классической формулой борьбы с идеалами (от продажи Родину за варенье и печенье и вплоть до концепции "Великого инквизитора" Достоевского [странной любовью любимого некоторыми антисоветчиками] с идеей кормления народа и разрешения ему некоторого радостного распутства в обмен на его порабощение);

и причитание про жертвы (типа "до Гагарина было 10 погибших космонавтов") — чувствуется дух высказываний в стиле "Если бы не воевали с фашистами — никто бы не погиб, а все пили бы баварское пиво"; и банальное опошление темы (рассуждения про то, что Гагарин недооблетел Землю — или гуляющее по интернету высказывание Немцова: "За триста метров до стартовой площадки автобус останавливается, и последний раз на земле космонавты хотят они этого или нет, должны сходить по нужде. С мужиками все понятно, они как-то умудряются это сделать, но даже если женщина летит в космос, она тоже должна это сделать. Если этого не происходит, ракета в космос не полетит"); и даже привязка темы к фашистам (миф про первого нацистского космонавта).

Япония переняла многое у СССР в плане мотивации. Теперь японцы (видно, не зная "очевидных истин" нашей либеральной общественности) рвутся в космос: в последние годы их агентство аэрокосмических исследований заявило и про базу на Луне, и про космический лифт, и про много чего ещё. В стране снимают (или рисуют — при тамошней популярности анимации) истории про обычного, не самого удачливого японца, расстающегося со своей обычной жизнью и идущего к своей мечте — космосу (например, идущий сейчас мультсериал Uchuu Kyoudai).

***

Человека тянут наверх только идеи и идеалы. Только они создают образ будущего. Только они придают смысл жизни даже обычного человека. Только при их наличии может быть осуществлено что-то масштабное и трудное. Только через них возможно развитие народа и страны. И потому удары по идеям и идеалам — наносят тяжёлую травму в первую очередь не власти, не властной системе, а народу и стране вообще. И космос, столь крепко связанный с идеальным — в особенности у нас в стране — это цель, атаковать которую могут только люди, метящие в Россию.

А.Соколов. Самый высокий флаг Родины

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...