< Апрель 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Подписка rss
Поиск Поиск
Москва: расширение в бездну

09 ноября 2014 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": "Расширение Москвы в юго-западном направлении не решит городские проблемы, а породит множество новых, включая экологическую" — убежден известный учёный, педагог и публицист С.Х.Карпенков. 

Степан Харланович Карпенков — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.  Крупный специалист в области естественно-научного образования и высокочувствительных преобразователей информации. Автор более 40 книг, в том числе многократно переизданных учебников и учебных пособий. Имеет авторские свидетельства, патенты, более 300 научных работ и публицистические статьи, посвящённые духовно-нравственному возрождению. Научную и педагогическую деятельность начинал и продолжает в МГУ им. М.В. Ломоносова. Удостоен Государственной научной стипендии (1994–2003), присуждаемой выдающимся учёным России. Награждён медалью "Автор научного открытия".

***

В последнее время, как никогда ранее, московские проблемы не только захлестнули москвичей, задыхающихся выхлопными газами в дорожных заторах, но и выплеснулись наконец-то за высокие недоступные стены Кремля. И об этих рукотворных проблемах, порождённых (при попустительстве и, скорее, под покровительством высоких чиновников) бывшим градоначальником со своей камарильей, до сих широко вещают все доступные и недоступные средства массовой информации, включая радио, телевидение, вездесущий интернет и всевозможная мноцветная и многоликая пресса с разной ориентацией — левой, правой и просто в никуда. Московским заторам посвящена и статья автора "Стремление к небу и земные проблемы". Рукопись этой статьи была направлена в редакции газет: "Российская газета" и "Известия", — публикующих материалы по отмашке сверху, а не по критерию актуальности, полезности и разумной целесообразности. На их широких "золотых" полосах не нашлось места для публикации полезных советов и рекомендаций. Зато предлагаемая статья автора была размещена на сайте "Русская народная линия" 28.01.2011 г. В ней с позиций системного подхода в краткой форме проанализированы градостроительные ошибки с названием причин дорожных заторов и рекомендованы возможные пути решения московских дорожных проблем. Новоявленной градостроительной проблеме посвящена и другая статья автора "Против розы ветров" (Русская народная линия, 05.04.2012), расширенный и существенно дополненный вариант которой излагается ниже.

Перестроенную Москву за два прошедших десятилетия и поглощённую дорожными заторами, расширяют в юго-западном направлении в соответствии с решением принятом на самом высоком уровне. Избавит ли такое расширение город от дорожных заторов и от градостроительных ошибок, допущенных при поспешной застройке с привлечением "инвестиционных" финансовых пирамид, когда москвичи были выселены из центральной части города, которая превратилась в нежилой массив, что является одной из основных причин дорожных заторов?

Целесообразно так стремительно застраивать Москву, когда в уже построенных домах годами и даже десятилетиями пустуют квартиры, которые по астрономическим ценам не могут купить москвичи? Стоит ли расширять Москву для заезжих гостей и мигрантов? Не превратиться ли столица в мегаполис, собравшим всё население России с огромной незаселённой остальной территории? Всё ли продумано, всё ли взвешено, чтобы избежать очередной беды для России, для москвичей и чтобы предотвратить очередную рукотворную экологическую катастрофу для города при дальнейшей его застройке? На все эти жизненно важные вопросы нет разумных ответов.

Москва златоглавая продолжает стремительно застраиваться. На золотой, московской земле, как грибы после тёплых летних дождей, вырастают семнадцатиэтажные и более высокие здания, включая небоскрёбы, с помощью которых бывший градоначальник, давший отмашку на их первоочередное строительство, чудесным образом пытался вознестись на небеса. Взметнулись в облака небоскрёбы-монстры так называемого сити, названного позднее русскими словами "международный центр", в самом центре столицы, куда, разве что, на крыльях можно долететь. Возведение этих монстров признаётся многими здравомыслящими людьми градостроительной ошибкой. Их мрачный, пугающий вид вовсе не украшают облик Москвы, и в этом может убедится каждая домохозяйка, наблюдая панораму города с Воробьёвых гор. Почти мгновенно в злачных местах выросли и другие разные небоскрёбы, стеклянные, разноцветные и с причудливой формой — круглые, овальные, в виде паруса, застывшего в движении, и в фантастических формах, не доступных для понимания простому москвичу. Строились такие монстры поспешно на якобы свободных местах, а, на самом деле, где попало — прямо перед окнами давно построенных жилых домов, заслоняя им солнечный свет и вытесняя жизненное пространство. Появились они и вблизи метро и нежилых зданий, где раньше можно было поставить машину. Таких небоскрёбов-новоделов бывший столоначальник намеревался возвести не менее ста. Спрашивается — зачем, если на фасадах их и других домов, давно построенных, годами висят объявления, начертанные крупными буквами "Продаются квартиры"? А это означает, что заоблачные, астрономические цены таких "драгоценных" квартир с голыми стенами отпугивают даже тех, кто в мутной воде отечественного "бизнеса" смог выловить золотую рыбку. Конечно же, подобные чудо-квартиры не по зубам простым смертным москвичам — чтобы честным трудом заработать деньги хотя бы на однокомнатную квартиру не хватит и всей земной жизни, и такую сермяжную арифметику давно усвоила каждая кухарка, которая, по меткому выражению "вождя" мирового пролетариата, может и должна управлять государством, что не так уж далеко от сермяжной истины нашей современной, отечественной действительности, когда к высокой власти прорвались не только кухарки, но и кухаркины дети.

Получалось разрешение в установленном порядке, но за определённую баснословную мзду на строительство объектов в любом месте: хоть с видом на Кремль, хоть с видом на Москву с Воробьёвых гор, хоть в центре жилых кварталов с вырубкой деревьев. Строились в Москве не только развлекательные и торговые центры, но и обычные семнадцатиэтажные жилые дома. Казалось бы, что плохого в этом? Разве не нужно городу новое жильё? Чтобы ответить на эти вполне правомерные вопросы, в качестве примера рассмотрим, как в последние два десятилетия перестраивался жилой квартал "Новые Черёмушки". Здесь на месте снесённых хрущёвских пятиэтажек построены семнадцатиэтажные жилые дома настолько плотно друг к другу, что не осталось мест для традиционных дворов, без которых любое застроенное пространство превращается в мёртвую зону, где все проживающие вынуждены бороться за выживание. Рядом, через дорогу, в нескольких десятков метров воздвигнут небоскрёб Газпрома и продолжают строится другие высотные здания на якобы свободных местах. В результате в этом районе резко возросла плотность застройки и, следовательно, также резко возросла плотность населения, и с нахлынувшим пассажиропотоком не могут справится ни наземный перегруженный общественный транспорт, ни метро, переполненные вагоны которого пассажиры вынуждены брать штурмом. Многие уважаемые "господа" приезжают на работу в Газпром и другие фирмы на личных автомобилях, оставляя их на проезжей части дороги не в один, а в два ряда, что приводит к сужению проезжей части и, следовательно, к непрекращающимся заторам, блокирующим уличное движение; ставят они машины, по-наглому, и во дворах ближайших жилых домов. Отравленным воздухом вынуждены дышать не только водители, застрявшие в непробиваемых дорожных заторах, именуемых пробками, но и терпеливые жители всех домов, внутри которых на подоконниках вырастает толстый слой чёрный копоти от выхлопных газов. Вёрткие, "сообразительные" водители пытаются объехать злосчастные уличные пробки дворами, и все узкие дорожки между домами заполнены потоком непрерывно снующих легковых автомобилей, несмотря на то, что всё скудное внутридворовое пространство заставлено машинами — исключения не составляют ни тротуары, ни даже газоны. Поставить машину вблизи собственного подъезда, или, как сейчас говорят, припарковаться у своего дома — сплошная головная боль: освободившееся место сразу же занимают непрошеные заезжие гости Газпрома и иже с ними организаций.

Тесно прижатые друг к другу жилые дома с окнами, смотрящими друг на друга и на шумную улицу, а не во дворы с посаженными деревьями, газонами и детскими площадками, оказались в плену дорожных заторов, непрекращающегося автомобильного шума, и заполненными отравляющими выхлопными газами.

Новые Черёмушки, построенные в Москве в середине прошлого века, были образцом для строительства в других городах нашей страны. Новейшие же Черёмушки, возведённые в последние два десятилетия, наверняка, войдут в новейшую историю градостроительства как ярчайший пример того строительного и архитектурного безобразия, которое по воле городских чиновников, свободных от совести, пышным цветом расцвело на московской земле. В подобном плачевном состоянии оказались не только Черёмушки, но и все другие застроенные районы Москвы, и одно из подтверждений тому — многокилометровые заторы, поразившие весь город.

Многие коренные москвичи были принудительно выселены из центра столицы. Кто-то из выселенных попал на далёкую окраину города, откуда разве на крыльях можно долететь до места работы. А кому-то ещё больше "повезло" — их поселили в дома, построенные на удобренной земле, где раньше располагались очистительные сооружения. Некоторые активные москвичи пытались противостоять такому насильственному выселению. Но разве можно что-нибудь сделать, если деньги и власть в одних и тех же цепких руках? Разве можно найти правду, если суды играют без промашки в одни и те же ворота? Результат такого безрассудного строительства всем известен — плотность рабочих мест резко возросла в пределах содового кольца.

На месте жилых домов и продовольственных магазинов снесённых в центре города, появились современные новоделы вовсе не для жилья, а для крупных и мелких организаций, включая развлекательные и торговые центры торговли залежалым импортным товаром, многочисленные, так называемые, офисы по оказанию мыслимых и немыслимых услуг, в том числе "бесплатной" психологической помощи или якобы бесплатной юридической помощи с "полной гарантией" выиграть дело в любом суде. Всё это означает, что так называемые рабочие места сосредоточились в бывшем жилом центре Москвы, превратившемся в нежилой, куда в утренние часы на работу устремляются мощным потоком люди, проживающие вне центра города, а вечером такой же поток поворачивается в обратном направлении. В результате и утром, и вечером образуются дорожные заторы, парализующие уличное движение, и общественный транспорт не в силах справится с чрезмерно большими пассажиропотоками. Подобная рукотворная беда не случилась бы, если бы жилые дома и нежилые здания были равномерно распределены по всей площади города, как это делается во всех цивилизованных странах и как это было в Москве два десятилетия назад.

Высокая плотность городской застройки, скученность населения, возможность поселиться в Москве, купив квартиру вне зависимости от прежнего места проживания и регистрации и вне зависимости от рода деятельности — вот основные причины всех бед, обрушившихся на головы москвичей, вынужденных пожинать плоды скороспелого новостроя, который достиг гигантских масштабов под "мудрым" руководством бывшего столоначальника, утратившего в погоне за наживой совесть и всякую ориентацию во времени и пространстве.

Может быть, этому удельному "князю" московскому, потерявшему доверие у высоких чинов, было неведомо простое правило: сначала надо думать, а потом действовать, или прежде, чем что-то строить, надо решить, стоит ли это делать. Это нехитрое, простое правило он не просто усвоил, но и им руководствовался, правда, когда строилось жильё не для москвичей, а для себя — когда возводилось его собственное имение в ближайшем Подмосковье, где пока ещё сохранилась девственная природа, где весной и летом не умолкает многоголосое пение птиц и где пчёлы на своей пасеке собирают нектар из благоухающих цветущих растений. В этом райском уголке всё сливается с природой. Здесь всё основательно продумано, чтобы жить и наслаждаться жизнью, дыша свежим, чистым воздухом, напоённым кислородом, а не выхлопными газами. Продумано всё до мелочей, не упущена ни одна даже самая мелкая деталь при строительстве другого пышного имения для этого "прозорливого" человека и его семьи за рубежом — в живописнейшем месте Европы, где также сохранилась первозданная природа, где все условия для долгой райской жизни и где можно спокойно жить после утраты доверия, когда секреты его лукавого управления уже разгаданы высокими властями, указавшими ему истинное место.

Многие московские беды не случились бы, если бы бывший градоначальник и его окружение руководствовались не свободой от совести, а свободой творить добро не на словах, а на деле, для ближнего своего и для терпеливых москвичей.

Бывшие московские чиновники во главе со своим "уважаемым" управителем, поглощённые "инвестиционной" финансовой пирамидой с обманутыми дольщиками, оставили москвичам "богатое" наследие в виде трудно решаемых городских проблем, которые пытаются решить пришедшие на смену нынешние власти под покровительством высоких чинов. И многое делается не ради наживы, а ради спасения москвичей от рукотворных бед. Выделяются полосы для общественного транспорта, который гораздо эффективнее легкового и меньше загрязняет город выхлопными газами. Пополняется и обновляется его парк. Сокращаются интервалы движения. Обустраиваются пешеходные улицы. Организовывается платная парковка в центре города. Планируется повысить темпы строительства метро. Благоустраиваются дворовые территории и принимаются другие меры, чтобы повернуть жизнь москвичей в нормальное русло. Но и здесь возникают почти неразрешимые городские проблемы. Например, при выделении полос для общественного транспорта на и без того узких улицах сужается проезжая часть для легковых машин. Или другая проблема: как обустраивать дворы, когда во многих новых кварталах их просто нет?!

В прошлые два десятилетия Москва стремительно росла вверх в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги. К настоящему времени все земельные участки, якобы купленные и перекупленные с целью наживы в чертах прежнего города, уже застроены. Застроены с немыслимо высокой плотностью. В этой связи было принято решение о расширении её территории. В правильности и обоснованности такого решения вряд ли можно было бы сомневаться, если бы у любого здравомыслящего человека не возникали следующие противоречивые друг другу вопросы. Зачем торопится застраивать Москву, если в уже построенных домах москвичи не могут купить квартиры? Ведь покупают такие "золотые" квартиры с голыми стенами те, кто чудесным образом накопил бешеные деньги, и им не составит проблем купить одну или несколько автомобилей для каждой семьи, которые неизбежно пополнят дорожные заторы. Может быть, нынешняя переуплотнённая Москва стала тесной для громадной армии чиновников? Сначала обсуждалась идея идея о размещении чиновников мелких и крупных за пределами Московской кольцевой дороги. Спрашивается – зачем? Может быть, чтобы они не простаивали и не томились в дорожных заторах? Многие из них эту проблему для себя решили, переселившись в пышные подмосковные резиденции, в которые вынуждены ездить либо летать на вертолётах все чиновники нижнего звена. Возможно, высоким чиновникам не нравится Кремль, который всегда и всех и в любую погоду притягивал, а не отталкивал? В последнее время стало известно, эта безумная идея построить дворцы для чиновников в подмосковном чистом поле только приумножит городские проблемы, а вовсе не решит их. Возникла другая идея — найти место для высоких чиновников в центре Москвы. В противовес этой идее можно привести два аргумента. Первый — разве целесообразно тратить огромные финансовые средства на строительство чиновничьих палат, когда подавляющее большинство российских граждан ютится в ветхом жилье, когда многие дороги за пределами Московской области разбиты до основания, когда рушатся ветхие дома во многих российских городах и посёлках? И другой аргумент — любое крупномасштабное строительство любых объектов, включая палаты чиновников или небоскрёбы для финансовых воротил, это гигантские затраты природных ресурсов, это необратимое нашествие на природу и неизбежное вытеснение жизненного пространства.

Не приведёт ли поспешное расширение территории города к тому, что Москву и Подмосковье выберет местом постоянного проживания большинство население России, нахлынувшие мигранты из соседних стран и зарубежные толстосумы? Может быть Москва, почерневшая от нахлынувших новосёлов и от автомобильной копоти при этом посветлеет? Не превратится ли столица окончательно в пристанище всякого сброда? Ответы на эти вопросы очевидны.

Возникает ещё один важный стратегический вопрос — насколько научно обосновано и целесообразно расширять Москву в юго-западном направлении? Этот вопрос обходят стороной и заинтересованные лица и высокие чиновники, принявшие решение об отводе огромной территории, по площади превосходящая территорию нынешней Москвы. До сего времени столица, кольцевая по своей архитектурной структуре расширялась по всему периметру. Превратить такую структуру в радиальную и особенно однонаправленную — задача заманчивая, но безумная, и об этом свидетельствует мировой опыт градостроительства. Менее застроенным до недавнего времени была территория юго-западного направления города и Подмосковья. И не случайно.

На этой земле, худо-бедно сохранялась живая природа, пока полностью не загублены растительность и смешанный лес, составная часть зелёного пояса столицы. Юго-западное направление в не далёком прошлом облюбовал "вождь" всех народов, для которого в небольшом лесу построили ближнюю дачу. Хоть и был он полуобразованным человеком, но знал, что такое роза ветров. Понимал, что роза ветров в московском регионе такова, что преобладают юго-западные ветры, несущие свежий воздух из зелёной не застроенной территории Подмосковья, а не отравленный городской воздух. Благодаря сохранившейся растительности и лесу в юго-западном направлении обогащённый кислородом воздух освежает всю Москву.
Зелёный пояс Москвы, называемый лёгкими города, бережно сохраняемый в недалёком прошлом, в последние два десятилетия сильно разрушен. Дальнейшее его разрушение и, особенно в юго-западном направлении, приведёт к необратимым губительным процессам в биосфере. Нарушится хрупкое экологическое равновесие. Отравленный городской воздух планируемой новейшей столицы ветром будет уносится на всю и без того задымленную Москву, включая Кремль — не защитят и его высокие мощные стены. И эта экологическая беда коснётся каждого москвича, невольно оказавшегося в плену очередной рукотворной трагедии.

Невольно напрашивается образное, хотя и вульгарное, сравнение: расширять Москву в юго-западном направлении всё равно, что плюнуть против ветра и не отойти.

Дальнейшее расширение в юго-западном направлении нисколько не решит проблему дорожных заторов, парализовавших весь город, в том числе и Профсоюзную улицу. С таким расширением эта улица и её продолжение — Калужское шоссе, очень перегруженные транспортом, превратятся в сплошную многокилометровую пробку, ликвидировать которую окажется невозможно даже при вложении гигантских материальных и финансовых ресурсов. 
Чтобы не допустить дальнейших грубых градостроительных ошибок, целесообразно сначала произвести математический расчёт с учётом основных экономических и экологических параметров с целью оптимизации застройки и научно-обоснованного распределения жилого сектора и всех городских структур.

Любому просвещённому человеку понятно, что всякие научно не обоснованные вмешательства в природу, стремление любыми средствами её победить и завоевать, а не сохранить, заканчиваются страшными человеческими последствиями для нынешних и грядущих поколений. Чтобы подобное не случилось, много не нужно — надо твёрдо усвоить упомянутое выше простое правило: сначала необходимо думать, а потом действовать. На строгом языке это означает: любому практическому действию, включая расширение Москвы, должно предшествовать серьёзное естественно-научное исследование, критерий истины которого — эксперимент и опыт, а не абстрактные рассуждения о единственно "верных" решениях высоких чиновников. Только в этом случае грядущие поколения с благоговением и благодарностью вспомнят своих предков — благочестивых и благородных людей, сумевших спасти Москву от приближающейся рукотворной беды — экологической катастрофы.

Сергей Харланович Карпенков 

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...