< Сентябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Подписка rss
Поиск Поиск
Врагу не сдается наш гордый "Варяг"

09 февраля 2015 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": 9 февраля 1904 года началась Русско-Японская война. Тогда произошёл бой русского крейсера "Варяг" с 14 японскими кораблями. Подвиг экипажа крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" стал первым в ряду ярких примеров мужества, стойкости, самоотверженности и верности воинскому долгу, проявленных русскими моряками. Воспитанные на вековых традициях защитники земли Русской, моряки "Варяга" и "Корейца" вписали новую страницу в книгу славы нашего Флота, поддержав, как того требовал морской устав, "честь русского имени и достоинство русского флага". 

*** 

Русско-японская война 1904-1905 гг. принесла Российской империи унизительное поражение. Но даже проигранные войны и сражения дают нам повод для национальной гордости. Русские солдаты и моряки сражались отчаянно, искупая своей кровью просчёты верховного командования.

И первый день той злосчастной войны стал днём русской славы, неравного героического боя двух наших кораблей против японской эскадры, известного как бой у Чемульпо. Иностранцам вряд ли понять, почему для нашего народа поражение в том бою стало дороже многих побед, а бессмертные слова песни "Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг"" превратились в неофициальный русский гимн.

Крейсер "Варяг" считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе в Филадельфии, он в 1899 году был спущен на воду и в 1901 году вошел в строй русского флота, прибыв в Кронштадт. В 1902 году "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер первого ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152,4-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Всеволод Фёдорович Руднев

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И.Алексеев направил Крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхон).

8 февраля 1904 года японская эскадра из шести крейсеров (Нанива, на которой держал флаг адмирал Уриу, Асама, Чиода, Ниитака, Такачихо и Акаси) и восьми миноносцев первого класса (Тидори, Хаябуса, Манадзуру, Касасаги, Аотака, Хато, Кари и Цубамэ) подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли — Крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Стояли также и иностранные военные корабли.

Утром 9 февраля командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера "Паскаль", английского "Тэлбот", итальянского "Эльба" и американской канонерской лодки "Виксбург" получили уведомление японского контр-адмирала Сотокити Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли и покинули порт. Тогда же Руднев получил ультиматум с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России. "Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П.Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.

У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным — в семь, преградила русским кораблям путь в открытое море. Шесть японских крейсеров — "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Ниитака", "Акаси" и "Чиода" в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь.

Схема бой у Чемульпо. Для увеличения можно кликнуть

Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". "Асама" получила столь тяжёлые повреждения, что до конца боя больше не открывала огня. Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира. Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" — 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых. Убиты были 1 офицер и 30 матросов, ранены — 6 офицеров и 85 матросов. В числе погибших был и корабельный священник — однофамилец каперанга Руднева. Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

В 1905 году "Варяг" был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием "Соя" (яп. 宗谷). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял до 1913 года.

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер "Соя" (вместе с броненосцами "Сагами" и "Танго") был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток. После чего под прежним именем "Варяг" был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.

Моряки же "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры — орденами Святого Георгия 4-й степени. Капитан 1 ранга Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль "За бой "Варяга" и "Корейца", которой были отмечены все участники боя.

В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская. 7 июля 1913 г. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине, ныне входящем в Заокский район Тульской области.

***

***

Источник: 1, 2

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...