< Ноябрь 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Подписка rss
Поиск Поиск
Летать "на динамике денежной выручки" невозможно...

01 мая 2015 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": "Мы считаем, что в условиях войны нельзя говорить о достойном труде. Попирается главное право человека — право на жизнь, рушатся мифы о свободе, демократии и "глобальных открытых рынках". 

...Следует задуматься о деприватизации или национализации доходных отраслей промышленности. Бытующие предположения о том, что "частный бизнес, считая олигархат, меньше ворует, чем чиновники", не более, чем досужие домыслы.

...Самым главным должно стать Министерство труда, потому что без труда нет ни экономики, ни политики, ни государства, ни премьера.

...Надо изменять качество управления на государственном уровне. Если реальная жизнь не совпадает с чиновничьими прогнозами — уходи в отставку! Если не умеешь найти выход из кризиса — также уходи!.." — приводим резонансный доклад Председателя Федерации профсоюзов России Михаила Викторовича Шмакова на заседании Генерального Совета ФНПР 14.10.2014 г. 

К проблеме человека труда в экономике либерального фетишизма особо актуально обратиться сегодня, 1 мая, в Всемирный день труда и защиты прав трудящих.

***

Уважаемые товарищи!

7 октября по призыву Международной конфедерации профсоюзов более чем в 130 странах мира прошел Всемирный день действий "За достойный труд". В нем приняли участие десятки миллионов членов профсоюза по всему миру. Особенностью наших действий явилось то, что Всероссийская акция в рамках Всемирного дня действий проводилась под девизом "За достойный труд в мире без войн и санкций".

Мы считаем, что в условиях войны нельзя говорить о достойном труде. Попирается главное право человека — право на жизнь, рушатся мифы о свободе, демократии и "глобальных открытых рынках".

*

О СОБЫТИЯХ НА УКРАИНЕ И САНКЦИЯХ

Геополитическая обстановка в мире сегодня тревожная. США и страны Западной Европы провоцируют многочисленные военные конфликты, разрушение государств и экономик, гибель тысяч людей. В их представлении нет места многополярному миру и национальным интересам, которые не совпадают с навязываемой ими моделью мирового устройства. Пожар войны приблизился к нашим границам. Властями Украины ведется война против собственных граждан, проживающих в ее Юго-восточной части. Однако, ответственность за творящийся беспредел эти власти пытаются сваливать на Россию и лично на Президента нашей страны…

Наша страна совершила большой мужественный поступок — приняла по просьбе граждан, проживающих на территории Крыма и Севастополя, в состав Российской Федерации эти территории, тем самым уберегла их от той войны, которая сегодня ведется на Юго-востоке Украины. Поэтому мы должны гордиться этим гуманным, понятным для россиян Поступком нашей страны (и каждого из нас), поскольку он благотворно отражается на каждом крымчанине и севастопольце, на каждом из нас. И мы будем стоять за эту свою правду.

В ответ на отстаивание национальных интересов наша страна получила санкции, инициаторами которых выступило руководство США и его ближайшие союзники. Постепенно к ним присоединились другие страны Евросоюза. Сначала эти санкции были направлены против отдельных политиков и бизнесменов, но к настоящему времени они стали затрагивать всю экономику России.

Цель санкций — нанесение максимального экономического урона нашему государству. Фактически нам объявлена война. Сначала — война информационная, которая продолжается, далее — переросшая в войну экономическую. И нам надо быть готовыми к любым другим фазам этой войны.

*

ОБ УЯЗВИМОСТИ РОССИИ

Нет сомнений, что сотрудничество со странами ЕС и США в политике и экономике важно для России. Но сегодня стало очевидным, что зависимость нашей страны от экспорта сырья в обмен на товары, технологии, инвестиции из стран ЕС и США, равно как и других стран, изначально содержит в себе однобокую, а потому уязвимую экономическую политику, о чем мы неоднократно предупреждали Правительство.

Но, как известно, в нашем Правительстве при всей той общей линии, которую ведет Президент и в целом наша страна, экономический блок занимают исключительно либералы. И в рамках этой "либеральной политики" мы получаем все то, с чем живем сейчас в экономической сфере. Ставки рефинансирования Центрального банка — запредельные, никаких инвестиций по этим ставкам, которые превращаются в 20% и 30% ставок по кредитам коммерческих банков, вести невозможно по определению. К сожалению, курс на ускоренную приватизацию в этих условиях не пересматривается.  Преобладает рыночный фетишизм и все прочие решения, которые возможно еще когда-нибудь были бы выполнимы в условиях открытой, глобальной экономики.  Но не в условиях, когда все эти "открытые" рынки перекрыты.

Мы неоднократно предупреждали Правительство о губительных последствиях подобного экономического курса, который, с нашей точки зрения, недопустим.

*

О ПРИЧИНАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПАДА

В 2013 году еще никаких явных санкций со стороны Запада не было, но рост ВВП в России уже тогда серьезно снизился. Текущее состояние российской экономики практически полностью описывается термином стагфляция — отсутствием экономического роста при одновременном росте цен. Темпы экономического роста замедлились до 0,8%, а индекс потребительских цен достиг 108% в годовом исчислении. Рост заработной платы также замедлился практически до уровня инфляции. Реальная заработная плата в сравнении с августом прошлого года в этом августе увеличилась только на 1,4%.

Внешние факторы, безусловно, оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в России. Но не они являются определяющими. Основные причины, конечно, внутренние: это сырьевая модель экономического развития и неэффективность системы управления экономикой, тем более в нынешний особый период. Сегодня Россия вновь стоит перед выбором: либо продолжить путь развития экономики за счет экспорта сырья (только теперь в обмен на импорт из Бразилии, Китая и других стран), либо изменить вектор развития экономики на стимулирование инвестиций, потребительского спроса и производство товаров внутри собственной страны за счет увеличения участия государства в экономике.

*

О ПУТЯХ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Следует задуматься о деприватизации или национализации доходных отраслей промышленности. Бытующие предположения о том, что "частный бизнес, считая олигархат, меньше ворует, чем чиновники", не более, чем досужие домыслы. Олигархат ворует не меньше, а, вернее, даже больше, только это все "покрывается" другим законодательством и называется "бизнесом". Поэтому, если мы хотим сегодня поддержать экономику нашей страны, то, безусловно, необходимо деприватизировать доходные отрасли промышленности. Но не "отобрать и поделить", а выкупить с рассрочкой под гарантии государства и через 20 лет расплатиться. И за эти 20 лет — поднять национальную экономику. И, несомненно, развитие экономики должно идти за счет государственных инвестиций.  Мы считаем, что создание достойных рабочих мест должно быть одной из основных задач Правительства при формировании экономической политики страны, поскольку без эффективного рабочего места не бывает ни бюджета, ни покупательского спроса, ни экономики.

Указом Президента Российской Федерации была поставлена задача по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020-му году, которую мы с вами поддержали. Однако, на сегодня сложилась парадоксальная ситуация, при которой ни одно ведомство не берет на себя ответственность за создание и модернизацию этих рабочих мест. Ни Министерство экономического развития, ни Министерство труда и социальной защиты, ни даже Министерство финансов, которое берется сегодня "за все", пытаясь играть на площадках всех министерств, только ни за что не хочет нести ответственность. Поэтому, может быть, стоит предложить: либо все Правительство свести только к Министерству финансов, но пусть оно тогда не только все запрещает, но и за все отвечает. Или все-таки каждый должен заниматься своим делом: бухгалтер должен считать деньги, а вот руководить экономикой должно Министерство экономики. Самым главным должно стать Министерство труда, потому что без труда нет ни экономики, ни политики, ни государства, ни премьера.

Например, Министерством труда и социальной защиты разработана госпрограмма Российской Федерации "Содействие занятости населения". Однако она носит чисто ведомственный характер, поскольку другие министерства не участвовали в ее разработке. В программе нет данных по созданию модернизации и ликвидации рабочих мест, она никак не связана с программами развития отраслей…

Со своей стороны, профсоюзы считают, что Правительству необходимо проводить такую социально-экономическую политику, в которой были бы заложены перспективы развития отечественного машиностроения, включая судостроение, авиастроение, оборонный комплекс, ракетно-космические отрасли, аграрный сектор экономики и другие. В этих целях следует откорректировать принятые или разработанные новые программы развития отраслей с установлением целевых показателей по импортозамещению, а также по созданию новых высокопроизводительных и модернизации существующих рабочих мест.

*

О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

Одним из инструментов экономической политики является бюджет. Нельзя рассчитывать на прирост доходов в будущем, если не вкладывать в экономику сегодня. Не случайно многие эксперты считают, что бюджетные деньги необходимо вкладывать в инфраструктурные проекты и импортозамещение, инвестировать в высокотехнологические отрасли, сельское хозяйство, социальную сферу. Нужно, наконец, научиться эффективно использовать средства фонда национального благосостояния. Пока что они просто "лежат на депозитах" (либо вложены в долларовые бумаги, поддерживая чужую экономику), вместо того чтобы быть направленными на инвестиционные проекты.

Эффективность использования бюджетных средств невозможна без контроля со стороны социальных партнеров и ответственности чиновников и бизнеса. Важно обеспечить действенный контроль со стороны общества. Причем, контроль не со стороны прикормленных НКО и сомнительных фондов, а со стороны реальных общественных объединений, представляющих интересы миллионов трудящихся и реального бизнеса.

К чему приводит кулуарное обращение с государственными средствами можно увидеть на примере ОАО "Вологодский текстиль". В реализацию проекта вложено более 4 млрд. рублей. В том числе правительством Вологодской области — около 2 млрд. рублей. Но само предприятие так и не начало работать. При этом активно "действуют" т.н. управляющие компании, нанятые при непосредственном участии чиновников. Они выдают отчеты об освоении бюджетных средств, но никак не о росте объемов выпущенной продукции, обновлении ассортимента, освоении выпуска продукции по импортозамещению.

Доходит до смешного. В сентябре на заседании рабочей группы РТК рассматривался вопрос "О результатах государственной промышленной политики Российской Федерации в гражданском авиастроении по увеличению объемов производства, снижению импортозависимости, созданию высокопроизводительных рабочих мест". На вопрос профсоюзной стороны, сколько было выпущено отечественных гражданских самолетов за 2012 и 2013 годы, представитель Минпромторга ответа дать не смог. Хотя в справке, подготовленной к этому заседанию, сказано, что объем выручки предприятия авиапромышленного комплекса за 2013 год увеличился на целых 20%. Но летать "на динамике денежной выручки" невозможно! Возникает вопрос: кто и в чьих интересах проводит промышленную политику, в результате которой производится неизвестное количество отечественных самолетов. Результат такой политики налицо: поставщики западной гражданской авиатехники решают за наших авиаперевозчиков, куда можно, а куда нельзя летать в пределах нашего государства на закупленных у них самолетах!

Следует отметить, что в последнее время Правительство Российской Федерации вынуждено принимать меры по импортозамещению с целью "возвращения собственного рынка отечественным производителям". Но опять возникает вопрос: заниматься импортозамещением будут те же самые управленцы, которые не замечали раньше проблем развития национальной промышленности и лоббировали безоглядное вступление России в ВТО, уповая на "саморегуляцию рынка"? Надо изменять качество управления на государственном уровне. Если реальная жизнь не совпадает с чиновничьими прогнозами — уходи в отставку! Если не умеешь найти выход из кризиса — также уходи!

*

О ДОХОДАХ НАСЕЛЕНИЯ

Профсоюзы считают, что в периоды экономического спада государство должно проводить активную политику стимулирования внутреннего спроса, в том числе за счет увеличения бюджетных расходов, как это было сделано в период кризиса 2008-2009 годов. Повышение покупательной способности граждан, с одной стороны, обеспечит рост внутреннего спроса на товары и услуги, а с другой, будет стимулировать население к накоплению сбережений, которые обеспечат кредитование российского бизнеса.

Сейчас же финансово-экономическая политика стимулирует прямо противоположное. При официальной девальвации рубля ставки рефинансирования "задираются" и соответственно растут ставки коммерческих банков. Это побуждает население срочно брать имеющиеся сбережения и бежать в магазин покупать товары, в том числе и впрок.

Вот результат громких речей, которые произносятся представителями финансово-экономического блока Правительства РФ! Конечно, к примеру, министру экономики, который согласно его декларации имеет доход в 12,5 тысяч рублей в час, трудно понять тех, кто получает 12 тысяч рублей в месяц!

ФНПР неоднократно приводила аргументы о положительном влиянии на экономику страны повышения МРОТ и заработной платы в целом. Повышение заработной платы низкооплачиваемых категорий работников является прямым стимулом для роста производства товаров и услуг первой необходимости внутри страны; приводит к росту экономической активности населения; способствует снижению государственных расходов на выплату различных видов социальных пособий; снижению уровня безработицы; увеличению доходов от региональных и местных бюджетов, а также доходов от НДФЛ.

Между тем, за годы политики занижения заработной платы накопилось множество проблем в этой сфере. Заработная плата по-прежнему не выполняет своей главной функции — воспроизводственной. Около 9% работников получают заработную плату ниже величины прожиточного минимума. 50% работников получают менее 21 тыс. рублей в месяц. Около 60% всех работников получают заработную плату ниже минимального потребительского бюджета, который по факультативным расчетам ФНПР составляет примерно 24 тыс. рублей в месяц.

Вот с этими цифрами уже можно дальше обсуждать проблему, каким образом должен соотноситься рост зарплаты и рост производительности труда. Без этого все обсуждения являются бессмысленными и начетническими до тех пор, пока рыночные принципы не заработают для всех, а не только для того, чтобы обогащаться нашим олигархам.

Но, к сожалению, до сих пор рыночной цены заработной платы в России не существует. Более того, действиями Правительства и правительственных структур зарплата наемных работников искусственно занижается разными способами: через неконтролируемый приток мигрантов, через занижение уровня гарантий МРОТ, через другие механизмы. Еще одна проблема — дифференциация заработной платы. Она сокращается, однако на протяжении последних 10 лет не меняется тенденция, при которой 20% самых высокооплачиваемых работников получают почти половину (!) фонда заработной платы. Сокращению дифференциации должно способствовать доведение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также введение прогрессивного налога на доходы физических лиц. Такие предложения не раз обсуждались сторонами социального партнерства. Предлагались разные варианты доведения МРОТ до прожиточного минимума, однако согласия пока нет.

В 2013 году Минтрудом был представлен законопроект, в соответствии с которым МРОТ к 1 октября 2018 года должен достичь прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом Минтруд предлагал включить в состав МРОТ стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе районные коэффициенты. Такие новации были отвергнуты представителями ФНПР.

В мае 2014 года Минтруд представил вторую версию законопроекта, которая мало чем отличалась от первой. ФНПР вновь пришлось убеждать Минтруд и Минфин о недопустимости изменения Трудового Кодекса в части включения в МРОТ стимулирующих и компенсационных выплат. Наконец, из третьей редакции законопроекта, представленного в июле этого года, изменения в Трудовой Кодекс были исключены, а величину МРОТ с 1 января 2017 года было предложено установить в размере 8 тыс. 200 рублей. ФНПР положительно отнеслась к такому предложению, отметив, однако, что этого недостаточно для достижения МРОТ величины прожиточного минимума к 2017 году. Тем не менее, сегодня в Государственной Думе обсуждается бюджет с МРОТ в 5 тыс. 965 рублей, поскольку так решило Правительство Российской Федерации. Вот и ответ на вопрос: кто виноват в том, что мы так живем.

*

"НАМ СЛЕДУЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВУ СДЕЛАТЬ ТЕРРИТОРИЕЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ВСЮ СТРАНУ"

Несмотря на то, что в правительстве пошли навстречу профсоюзам по наиболее одиозным предложениям стороны работодателей в Трудовой Кодекс, мы далеко не уверены в том, что "горячие головы" в Правительстве отказались от идеи снижения госгарантий по оплате труда. Только в этом году Минтрудом России и Министерством по развитию Дальнего Востока подготовлены проекты нормативных правовых актов, которые предусматривают необоснованное снижение уровня госгарантий и компенсаций лицам, работающим у работодателей субъектов малого и среднего бизнеса, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это законопроект о так называемых ТОРах — территориях опережающего развития. Он рассматривался недавно на заседании Правительства и его хотят срочно продвигать в Госдуму.

В этой связи мы обращаемся к депутатам из Межфракционной депутатской группы "Солидарность" с просьбой внимательно рассмотреть данный законопроект, по которому профсоюзная сторона РТК внесла более десяти замечаний, как оказалось, "неучтенных" правительственной стороной. В числе "новаций" этого проекта предусматривается отмена районных коэффициентов, а также пониженные отчисления во все (три) государственные внебюджетные фонды: всего 7,6%, то есть почти вчетверо ниже. А разница между стандартными отчислениями в эти социальные фонды и отчислениями в ТОРах будет компенсироваться за счет государственного бюджета. В бюджете, правда, на это денег не предусмотрено…

Думается, что нам следует предложить Правительству сделать территорией опережающего развития всю страну. Почему в Вологодской, Ивановской, Курской областях отчисления в социальные фонды платят полностью, а в территориях опережающего развития, куда будут привлекаться инвестиции и немало иностранных рабочих, будет создаваться "хороший инвестиционный климат". Так давайте сделаем хорошим инвестиционный климат по всей стране! И пусть государство из бюджета доплачивает в социальные фонды за всех, а бизнес — 7,6%. Тогда может быть вся Россия заживет, а не только будущие ТОРы. Мы воспринимаем эти инициативы, как неприкрытую "диверсию" по отношению к сложившейся системе социально-трудовых отношений — борьба вокруг этой темы далеко не закончена.

В то же время нами пока не в полной мере используется инструмент установления минимальной заработной платы (МЗП) в региональных соглашениях: в 2014 году размер МЗП на уровне и выше прожиточного минимума установлен только в 32 субъектах Российской Федерации. В этой связи территориальным объединениям организаций профсоюзов необходимо продолжить работу по заключению соглашений о размере МЗП на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Причем, как во внебюджетном, так и в бюджетном секторе экономики, потому что мы с вами часто наблюдаем, когда на региональном уровне устанавливается для внебюджетного сектора более-менее приемлемый уровень МЗП, а для бюджетников гораздо ниже. Это недопустимо.

Возникли сложности с выполнением майских (2012 года) указов Президента по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. Повышение заработной платы в этой сфере во многом обеспечивается за счет увеличения эксплуатации "выживших" после т.н. "оптимизации" бюджетных учреждений работников.

В 2015 году ситуация может еще усложниться. Минфин России, стремясь сбалансировать бюджетную систему, предлагает проиндексировать заработную плату отдельных категорий работников только на величину инфляции — на 5,5%, что фактически гораздо ниже прогнозного уровня: уже сейчас прогноз составляет 8%, а Минфин "выкрутится" по-любому.

ФНПР считает, что необходимо еще раз вернуться к рассмотрению этого вопроса, соблюдая ряд известных приоритетов. Но самое главное сейчас то, что закон о бюджете рассматривается в Государственной Думе. И мы считаем, что все депутаты должны посмотреть, какие цифры закладываются в этот бюджет и насколько они соответствуют прогнозам, которые сегодня уже значительно скорректированы, к сожалению, в худшую сторону.

Наши приоритеты — это, во-первых, обеспечить безусловное финансирование Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях; во-вторых, отказаться от практики сворачивания перечня бесплатных услуг, оказываемых населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры; в-третьих, не допустить изменения методики начисления средней заработной платы в субъектах РФ, которая ставит целью искусственное занижение темпов роста заработной платы бюджетников; четвертое, не допускать увеличения эксплуатации работников бюджетной сферы в ходе этих реформ.

Министерством труда и социальной защиты неоправданно медленно ведется работа по подготовке предложений по установлению базовых окладов бюджетников. В результате возникает риск невыполнения плановых мероприятий Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда. В соответствии с планом предложения по базовым окладам должны быть представлены в Правительство в следующем году. Установление базовых ставок заработной платы и базовых окладов позволит сократить дифференциацию в заработной плате, будет способствовать реализации на государственном уровне принципа равной оплаты за труд равной ценности.

Достойная легальная заработная плата — это право на достойную трудовую пенсию, полноценное возмещение утраченного заработка в случае наступления нетрудоспособности, качественное медицинское обслуживание. Ключевым для трехстороннего диалога является сегодня вопрос установления обоснованных страховых тарифов. Эти тарифы должны обеспечить достойный уровень страхового возмещения в случае утраты трудового дохода. Прежде всего, при выходе на пенсию.

В России коэффициент замещения пенсией утраченного заработка ниже, чем в экономически развитых государствах. Поэтому перед нами стоит задача добиваться ускорения ратификации Конвенции МОТ №102 "О минимальных нормах социального обеспечения", которая позволит приблизить уровень страхового обеспечения российского работника к европейским стандартам.

*

ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА

Остро стоит вопрос о накопительном компоненте в обязательной пенсионной системе. При этом сейчас пытаются "заволынить" и свернуть дискуссию, не давая ответа на вопрос: чьи это средства (в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования). Кто же хозяин этих средств? Минфин считает эти средства "своими", что означает возможность в любой момент "залезть в этот кошелек", а при наличии остатков на счетах, попросту изъять их. Мы считаем по-другому. Но пока решения нет, хотя это — одно из основополагающих экономических решений вообще для развития экономики и для обуздания некоторых "зарывающихся" чиновников, которые на словах говорят о рынке, а на деле — хуже, чем при коммунистах, изымают все "до последнего зернышка".

Применение накопительного компонента в системе государственного обязательного пенсионного страхования за 10 лет не получило подтверждения своей эффективности для формирования надлежащей защиты будущих пенсионеров. ФНПР настаивает на скорейшем переводе накопительного компонента пенсионной системы из обязательного страхования в добровольный формат. Многие социальные обязательства в отношении работников, в том числе профилактика заболеваемости трудящихся и членов их семей, детское оздоровление формируются через систему социального партнерства. Это требует от участников коллективных переговоров со стороны профсоюзов определенной подготовки и уровня знаний, что связано с организационными и финансовыми затратами. Задача членских организаций — организовать обучение профактива и освобожденных профсоюзных работников, отвечающих за социальные вопросы.

Вопрос обучения профсоюзных кадров и активизация деятельности Комиссии Генсовета ФНПР по социальным вопросам актуален и в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года нового Пенсионного законодательства. Требуется проведение большой разъяснительной работы среди застрахованных лиц, членов профсоюзов.

Этот вопрос достаточно активно обсуждался на заседании Исполнительного комитета ФНПР. Если мы не будем готовить в составе профсоюзных органов и в составе крупных первичных профсоюзных организаций специалистов, способных (как это было в свое время) рассчитать обратившемуся члену профсоюза пенсию по пенсионной формуле с учетом действующих в данный момент коэффициентов, то к профсоюзам может быть утерян интерес многих работников. Нам самим надо учиться для того, чтобы реально помогать членам профсоюза. А от тех, кто "не умеет" и не учится "уметь", надо освобождаться.

Чтобы заработать на полноценную жизнь, с полным содержанием семьи и на пенсию каждому гражданину надо иметь возможность реализовать свое право на достойный труд. Достойная занятость должна сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого экономического развития. Создание 25 миллионов достойных рабочих мест повлечет за собой изменение структуры спроса на рабочую силу. Проблема сегодняшнего дня — отсутствие прогноза развития отраслей в территориальном и профессионально-квалификационном разрезах. В результате чего сохраняется несоответствие спроса и предложения на рынке труда. Для реализации данных задач должна вестись работа в рамках Национальной системы квалификации. Необходимость такой системы очевидна, это ключевое звено, которое должно увязывать между собой требования к рабочему месту, работникам, профессиональному образованию и заработной плате.

Мы неоднократно высказывали нашу позицию о том, что все элементы национальной системы квалификации должны быть согласованы между собой. Профессиональный стандарт должен быть унифицированным документом, описывающим одну профессию, ранжированную по уровням квалификации. Каждому уровню квалификации должен соответствовать минимальный размер ставки заработной платы или оклада. В бюджетной сфере — это базовые оклады. И федеральные государственные образовательные стандарты, и программы профессионального обучения должны базироваться на профессиональных стандартах.

*

ПРОБЛЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИИ

Что касается сертификации квалификации, то она должна быть только добровольной и служить только для формализации самообразования или внутрифирменного профессионального обучения. Она не должна дублировать дипломы о профессиональном образовании.

Однако, пока Национальная система квалификации состоит из несовершенных элементов, никак не связанных между собой. Принятые профстандарты разнородны по структуре и содержанию: в одних описана одна профессия, в других — несколько. В результате, сложно определить общие правила применения профстандартов, а работодатели могут "навешивать" на работников столько обязанностей, сколько сочтут нужным.

Минтруд и работодатели выступают категорически против установления размеров заработной платы по уровню квалификации и увязки профстандартов с федеральными государственными образовательными стандартами. В результате, учреждения профессионального образования не имеют необходимой основы для подготовки кадров, востребованных на рынке труда, а повышение квалификации работников не гарантирует ему рост заработной платы.

Неясно, кто и на основании чего будет оценивать уровень квалификации конкретного человека, кто и где будет готовить кадры для оценки и сертификации квалификации и за чей счет. Получается так, что сертификация квалификации может стать еще одним легальным способом отъема денег у россиян. Национальная система квалификации в сегодняшнем виде не ведет к обеспечению высокопроизводительных (достойных) рабочих мест квалифицированными кадрами.

Не способствует достойному труду использование работодателями незащищенных форм занятости с целью сокращения издержек за счет работников. Такая занятость оказывает негативное влияние не только на рынок труда, но и на экономику страны. Происходит снижение уровня жизни населения, уменьшение покупательного спроса, сокращение производства, и, как результат, снижение темпов экономического роста.

ФНПР вместе с Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов был разработан проект федерального закона о запрете "заемного труда". Под нашим общим давлением этот федеральный закон, готовившийся на протяжении четырех с половиной лет, был принят. Однако, "заемным трудом" незащищенная занятость не ограничивается. Происходит сдвиг: от постоянной занятости к временной; от полной занятости к неполной; от работы непосредственно на предприятии к дистанционному труду; от работы на одного работодателя к работе по совместительству на нескольких работодателей; от работы по трудовому договору к работе на условиях гражданско-правового договора…

*

О ЧЕТЫРЕХДНЕВНОЙ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛЕ

Ну и совсем недавний "вброс", который смутил не только всю российскую, но и европейскую общественность — о возможном введении в России четырехдневной рабочей недели. Большего "бреда" невозможно было придумать, тем не менее это на серьезном уровне обсуждалось (видимо, по заказу) почти всеми средствами массовой информации. И мы с Андреем Константиновичем Исаевым давали десятки интервью по этому поводу. При этом целенаправленно из интервью выбирались только нужные "заказчику" фразы, главные оценки отбрасывались, и на деле получалась полная сумятица с "выводами" о том, что ФНПР, якобы, "поддерживает переход на четырехдневную рабочую неделю", чем мы серьезно смутили наших европейских коллег.

*

ВЫЗОВЫ НЕРЕГУЛИРУЕМОЙ МИГРАЦИИ И ТРУД

ФНПР совместно с Московским бюро МОТ проводит кампанию по активизации деятельности профсоюзов с целью распространения действия коллективных договоров и соглашений на работников, работающих в условиях незащищенных форм занятости.

Неэффективное регулирование внешней трудовой миграции является еще одним вызовом достойному труду. Бизнес и его политические сторонники в настоящее время лоббируют принятие поправок в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан". Данные поправки направлены на замену квотирования как основного механизма контроля за привлечением иностранных трудовых мигрантов системой получения патентов. Патентная система фактически отменяет принцип приоритетного трудоустройства российских граждан и государственное регулирование иностранной рабочей силы на федеральном уровне. Законопроект не предусматривает возможности влиять на процесс привлечения иностранной рабочей силы и со стороны профсоюзов.

ФНПР категорически против таких решений и предлагает поставить процесс привлечения иностранной рабочей силы под контроль региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и, соответственно, Российской трехсторонней комиссии.

Долгие годы российская миграционная политика ограничивалась регулированием внешней трудовой эмиграции. Внутренняя трудовая эмиграция выпала из системы государственного управления. Интерес к ней стал пробуждаться лишь в самое последнее время, благодаря нашей активной позиции и восстановлению под нашим давлением Министерства труда в составе Правительства Российской Федерации. Сегодня играет положительную роль то, что воссозданное Министерство труда и социальной защиты борется за цивилизованный рынок труда. И хотя не все у него получается (министерство находится под большим прессом "друзей из Минфина"), вместе нам удается шаг за шагом поправлять ситуацию. Еще раз подчеркиваю — мы поддерживаем деятельность Минтруда. Критикуем, но поддерживаем, потому что без Минтруда было бы все гораздо сложнее. При этом следует отметить неспособность Федеральной миграционной службы регулировать миграцию. По нашему мнению, она должна выполнять только полицейскую функцию. Тогда как Минтруду надо взять на себя всю ответственность за внутреннюю и внешнюю миграционную политику и регулирование рынка труда.

Территориальная мобильность российских граждан осложняется неразвитостью рынка аренды доступного жилья, низким размером пособия по безработице и компенсации за переезд. Результат — высокий уровень безработицы среди сельского населения в населенных пунктах с моноэкономической структурой, регионах Северного Кавказа и других. Ситуация осложняется привлечением иностранной рабочей силы при наличии квалифицированных безработных соотечественников в соседних регионах.

Важно, что Минтруду удалось, наконец, убедить Правительство России в необходимости принятия федерального закона о повышении внутренней трудовой мобильности. Суть законопроекта заключается в компенсации работодателю расходов на привлечение граждан из других регионов России. В настоящее время этот законопроект внесен Правительством в Государственную Думу.

*

БЕЗРАБОТИЦА

Одной из мер повышения качества трудовых ресурсов, как это не покажется парадоксальным, является увеличение пособия по безработице. Для большинства безработных граждан пособие по безработице — единственный источник дохода. ФНПР предлагает установить два вида пособия по безработице: социальное базовое пособие по безработице и страховое пособие по безработице. Социальное базовое пособие должно выплачиваться безработным гражданам из средств федерального бюджета и соответствовать уровню прожиточного минимума трудоспособного населения Российской Федерации. Страховое пособие по безработице — из средств страхования от потери работы. Достигнута договоренность с Минтрудом о подготовке предложений по переходу на страховые принципы выплаты пособия по безработице.

*

ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА

Несмотря на снижение количества несчастных случаев на производстве, условия труда работников ухудшаются. По данным Росстата, удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, в 2013 году вырос до 32,2%. Практически каждый третий работник трудится во вредных условиях труда, это свыше 22 млн. человек. Неудовлетворительные условия труда во многом обусловлены отсутствием целенаправленной политики технического перевооружения предприятий и медленным обновлением производственно-технологической базы. Пока никто не измерял масштабы неудовлетворительных условий труда для работающих на компьютерах. А там где есть своя вредность и свои риски.

Для того чтобы стимулировать работодателя к реализации инвестиционных проектов, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников, Правительством был дан старт реформе льготного пенсионного обеспечения за работу во вредных условиях труда. В рамках реализации этой реформы был принят федеральный закон о специальной оценке условий труда. Но на следующем этапе Минтруд разработал проект приказа "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и опасных производственных факторов, формы отчета о проведении спецоценки условий труда и инструкции по ее заполнению". Из 44 пунктов замечаний и предложений, представленных ФНПР в Минтруд, 17 пунктов были отклонены без каких-либо аргументированных оснований. В конечном итоге Минтруд своим приказом утвердил методику, несмотря на имеющееся существенное разногласие с ФНПР в рамках РТК.

После многочисленных дискуссий стороны социального партнерства в итоге договорились о проведении мониторинга применения методики на практике. В настоящее время отраслевые профсоюзы ведут мониторинг применения методики, собирают замечания по ее использованию и предложения по возможным изменениям. Этим надо заниматься на постоянной основе для того, чтобы потом можно было эффективно продолжить эту дискуссию. Результаты мониторинга предполагается рассматривать в РТК этой осенью.

Несмотря на часто повторяемые "мантры" о социальной ответственности бизнеса, "капитализме с человеческим лицом", в условиях рыночной экономики сохраняются противоречия между наемным трудом и капиталом. Впрочем, эти противоречия будут жить вечно, пока есть наемный труд. Основная масса трудящихся живет "от зарплаты до зарплаты", никаких огромных счетов в банках у работников нет, в отличие от их работодателей, присваивающих себе солидную часть прибыли. Это общая проблема несправедливости в распределении доходов. И поэтому во всех странах трудящиеся выступают за достойные условия труда и заработную плату. Цивилизованным инструментом в решении социальных противоречий является социальное партнерство. В соответствии с Трудовым Кодексом одним из принципов социального партнерства является добровольность принятия сторонами на себя обязательств в сфере труда. Обязательства брать всегда сложно, поэтому необходимо создать условия, когда работодателю будет выгодней участвовать в социальном партнерстве, чем не участвовать в нем.

В связи с этим ФНПР направила в Минтруд следующие предложения.

Во-первых, дополнить перечень требований к участникам госзакупок: требованием обязательного участия в системе социального партнерства, членством в объединениях работодателей, обязательным выполнением отраслевого регионального соглашения. Такая практика уже имеется в Москве и Ростовской области, где руководители регионов путем использования своего административного ресурса "заставляют" работодателей присоединяться к отраслевым соглашениям. Этот опыт надо распространять.

Во-вторых, ввести порядок, который обеспечивает обязательное участие компаний с преобладающим государственным участием в объединениях работодателей и обязательность распространения на них отраслевых соглашений.

Третье — исключить меры государственной поддержки организаций, находящихся вне системы социального партнерства. Это должен быть четкий посыл бизнесу со стороны государства.

И последнее — о соблюдении правил социального диалога. В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации решения РТК или мнения ее сторон подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти. В большинстве случаев данная норма соблюдается. Однако, в этом году было два серьезных сбоя в работе системы социального партнерства на федеральном уровне. На заседаниях РТК были согласованы законопроекты о МРОТ и о введении налога на недвижимость физических лиц. Но в Правительстве России данные нормативные правовые акты были приняты в иной редакции, не согласованной сторонами социального партнерства. В частности, согласованный РТК законопроект устанавливал МРОТ с 1 января 2015 года в сумме 6 тыс. 200 рублей, а после заседания Правительства МРОТ был снижен до 5 тыс. 960 рублей.

Второй "сбой". Проект федерального закона о введении налога на недвижимость физических лиц, подготовленный Минфином ко второму чтению, вызвал серьезную критику всех трех сторон РТК. Минфин пообещал учесть представленные замечания. Однако, данный федеральный закон был принят в неизменном виде.

В результате реализации этого закона в разы увеличивается налоговая нагрузка на большинство трудоспособных граждан и на микробизнес. Вместо переноса налоговой нагрузки на олигархат, нам предложили риски роста социальной напряженности.

Мы считаем, что необходимо четко определить статус решений Российской трехсторонней комиссии, сделать обязательным исполнение решений РТК при подготовке Правительством нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений. Необходимо также обеспечить возможность участия координаторов сторон РТК (я бы подчеркнул — обязательного участия) в заседаниях Правительства Российской Федерации и Федерального собрания. Для чего следует внести соответствующие изменения в регламенты работы данных органов власти. Должен сказать, что как координатор РТК, я участвую во всех заседаниях Правительства. В данном случае мы выступаем и за участие своих партнеров-работодателей.

ФНПР представляет интересы миллионов членов профсоюза. И мы готовы как к конструктивному обсуждению всех имеющихся и возникающих социально-экономических проблем, так и к борьбе за формирование социально-справедливого общества и экономики. Таковы наши действия.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...