< Сентябрь 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Подписка rss
Поиск Поиск
Время мыслить глобально

20 мая 2015 года
Закладки

Современной России, которая возвращает утраченный после распада СССР статус великой мировой державы, необходимы новые герои, ритуалы и символы. Особую роль в жизни государств играют глобальные, по сути вечные символы, например, египетские пирамиды или великая китайская стена. Эти символы привлекают множество туристов и показывают древность стран и народов, на земле которых они расположены, уникальность их истории.

Но есть нерукотворные символы, например, очертания Франции напоминают правильный пятиугольник — гексагон со сторонами примерно по 600 км. Этот пятиугольник стал национальным брендом французов и мощнейшим препятствием против разделения страны.

Символами могут быть и географические меридианы.

Так, самый известный Гринвичский меридиан стал нерукотворным символом Англии, Британской империи. То, что всемирное время начинается в Гринвиче, наполняет сердца англичан безусловной гордостью за свою культуру, возвышает их национальный дух.

Вообще идеальный символ страны и народа должен быть:

  • ● глобальным, по сути вечным;
    ● объединять прошлое настоявшее и будущее страны;
    ● объединять регионы страны и ее народы в единое национальное пространство;
    ● быть ориентиром, вектором внутреннего и внешнего развития страны;
    ● быть вне идеологии, которая исторически преходяща, точнее, сам символ должен выражать главную идею, смысл данной культуры, цивилизации.

Но существует ли такой символ для России, российской цивилизации? Да, у России есть свой глобальный, по сути идеальный символ. Это 70 меридиан восточной долготы, большая сухопутная часть которого проходит через Тюменскую область. В своей книге "Геополитика "Книги перемен". Время Евразийского меридиана" [1] я предложил назвать этот меридиан Евразийским, поскольку это имя раскрывает: месторазвитие российской цивилизации, характер российского суперэтноса, объединяющего многочисленные народы Евразии, смысл российской цивилизации как интегратора Европы и Азии, западных и восточных цивилизаций.  Историк Сергей Рыбаков предложил назвать Евразийским 60 меридиан в.д., проходящий вблизи города Екатеринбурга — столицы Урала, географической границы Европы и Азии [2].

Да, Уральские горы делят Европу и Азию. Но понятие евразийства шире понятия географической Евразии. Поскольку в геополитическом плане Евразия, как Хартленд (полюс суши) соотносится с крайним Западом, Америкой (полюсом моря), то Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями.

Основатель учения об архетипах коллективного бессознательного, Карл Густав Юнг дал ясное и четкое культурологическое определение Запада и Востока. К западным культурам он отнес экстравертные культуры, а к восточным — интровертные. В основе западных культур лежат авраамические религии — христианство, ислам, иудаизм, а в основе восточных — буддизм, конфуцианство, индуизм [3]. И, взглянув на карту мира, мы увидим, что географической границей между странами с восточными религиями (буддизм и др.) и странами с западными, авраамическими религиями, является 70 меридиан восточный долготы.

На этом меридиане произошли две решающие битвы, которые можно назвать битвами между западными и восточными цивилизациями. Во время первой битвы в июле 326 года до н. э. в районе притока Инда реки Гидасп армия Александра Македонского, которая представляла объединенную Грецию (Запад), встретилась с армией индийского царя Пора (Восток). Вторая битва произошла в 751 году в Таласской долине у казахстанского города Тараза между войсками Аббасидского халифата и Тюргешского каганата с одной стороны, и армией танского Китая, с другой. Таласская битва положила конец продвижению на Запад Танской империи. В результате этого грандиозного столкновения западной, мусульманской и восточной, конфуцианской цивилизаций 70 меридиан в.д. закрепился как граница между Западом и Востоком: арабы остановились в продвижении на Восток, а китайцы — на Запад. Во время Второй мировой войны фашистская Германия и императорская Япония разделили мир по 70 меридиану в.д. на две сферы влияния — Западную (Германскую) и Восточную (Японскую) [4]. А если обратиться к предыстории, к эпохе расселения человечества по земному шару, то по данным генографии — науки о миграции генов человека, вблизи 70 меридиана в.д. произошло появление человека, так называемого Среднеазиатского Адама, ставшего общим предком европейских и американских народов [5].

Таким образом, культурные, исторические, геополитические и генографические аргументы позволяют выделить Евразийский меридиан как рубежную линию между Западом и Востоком. А если идти с севера на юг, то Евразийский меридиан, проходя через Россию, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан и Индию уже не делит, а объединяет западные и восточные цивилизации и народы. России, как главной интеграционной силе евразийского континента, нужны современные символы. И таким символом, показывающим место России в мире, ее исторические задачи, сущность ее цивилизации может быть глобальный универсальный символ — Евразийский меридиан. Меридианы как самые грандиозные пространственные линии на Земле, часто становятся символами культур и цивилизаций.

Гринвичский меридиан — это символ Западной индивидуалистической цивилизации, всемирной Британской империи, европейского империализма и колониализма. Меккский меридиан, от которого мусульмане мира исчисляют свое время, символ ислама, символ традиционных ценностей. Между этими меридианами — символами идет невидимая борьба. Чтобы утвердить свое место в многокультурном мире, показать значение России, ее всемирную миссию, России нужен свой глобальный универсальный символ. Отмечу, что самый известный российский меридиан, так называемый Пулковский меридиан, имеет только астрономическое и геодезическое значение.

Если обратиться к истории, то до конца XIX века в мире не было признанного меридиана, от которого бы отсчитывалось мировое время и географические долготы. В октябре 1884 года в Вашингтоне состоялась Международная меридиальная конференция, в которой участвовали делегации из 25 государств. На рассмотрение делегатов было предложено несколько вариантов, в том числе Парижский меридиан, меридиан Азорских о-вов, Гринвичский и др. Но, поскольку в XIX веке Великобритания являлась самой могущественной державой, обладающей политическими и экономическими рычагами для утверждения своей воли, то победил меридиан пригорода Лондона Гринвича, который стал основой международной системы координат. Таким образом, меридиан Гринвича стал Prime meridian — главным меридианом мира, точкой отсчета всемирного времени и формальной границей между Западом и Востоком [6].

Эта табличка висит в королевской обсерватории Гринвича

Но, несмотря на официальный статус Гринвичского меридиана как главного, нулевого, в разных странах некоторые меридианы до сих пор объявляются нулевыми. Поскольку для мусульман Мекка — истинный центр Земли, то в арабском мире нулевым меридианом считается меридиан Мекки (39°49′34″ в.д.) и 11 августа 2010 года (1 Рамадан, АХ 1431), в Мекке запустили самые большие в мире часы [7].

Продолжаются попытки придать значение нулевого Парижскому меридиану. Но французы, в отличие от арабов, не столь прямолинейны. Они не отрицают астрономического, геодезического значения Гринвичского меридиана, но в культурном значении они не считают его главным меридианом. Главным меридианом Европейской цивилизации французы считают Парижский меридиан. 2°20′14.025″ в.д. И для популяризации этого меридиана, для придания ему статуса символа, они проводят разного рода масштабные акции. Например, по проекту, названным “Зеленый Меридиан”, планируется рассадить деревья вдоль всей длины дуги Парижского меридиана, проходящего по территории Франции [8].

Поскольку физическое пространство однородно и изотропно, то с позиций физической географии любой меридиан может стать нулевым, но с позиций культурной географии, 70 меридиан в.д. уникален. Поэтому только этот меридиан может стать символической границей между Западом и Востоком.

Конечно, идея переноса нулевого меридиана покажется сначала смелой и встретит непонимание, в первую очередь на Западе. Но и на Востоке этой идее также пока не придают должного значения, поскольку Восток находится еще в состоянии осознания своего места в современном мире. Но Восток стремительно развивается. Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, где проживает половина человечества, уже начинают сравниваться со странами Запада по многим социально-экономическим показателям, а по темпам развития, опережают их. Растет понимание единства их цивилизационной судьбы. Восток пока расколот из-за противоречий между Индией и Китаем, Китаем и Японией и т.д. Но эти противоречия преходящи. Растущая глобализация и вестернизация приводят к пониманию того, что ценности восточной цивилизации находятся под угрозой. Поэтому Восток должен будет интегрироваться и сплотиться. И в этом случае неизбежно встанет вопрос о ликвидации последнего и символически самого главного остатка колониальной эпохи — Гринвичского меридиана как нулевого меридиана, меридиана, с которого начинается отсчет всемирного времени.

Время колоний и империй закончилось. Так не пора ли отменить последний и, быть может, самый главный символ имперского времени? Безусловно, такие вопросы уже поднимаются. И Меккский меридиан, принятый в ряде мусульманских стран в качестве нулевого, этому яркое свидетельство. Но Меккский меридиан не смогут принять буддисты, индуисты, христиане. Христиане, например, могут предложить в качестве нулевого Иерусалимский меридиан, проходящий через священный город трех религий. Но Иерусалимский меридиан будет меридианом Запада, западного полушария.

Единственным меридианом, который будет не разъединять, а объединять разные религии, культуры и народы может быть только меридиан, вдоль которого проходит граница между западным миром и миром восточным. Это Евразийский меридиан, который может стать нулевым меридианом по согласию стран запада и востока. То, что он по большей части проходит через территорию России, является отражением географического величия России и ее значения как моста между Западом и Востоком. От этого меридиана планета будет отсчитывать новое, не гринвичское, а евразийское время. Время не Западного мира с его специфическими ценностями и идеалами, и не время Восточного мира с присущими ему ценностями, а время, в котором Запад и Восток, Ян и Инь будут дополнять друг друга, как дополняют друг друга левое и правое полушарие мозга человека.

Евразийский меридиан в России проходит через Тюменскую область на расстоянии 2000 км. Он делит Евразию примерно пополам: от столицы Исландии Рейкьявика на западе и от Петропавловска-Камчатского на востоке до Евразийского меридиана 4000 км. Евразийский меридиан может стать новым и очень перспективным брендом России. Для этого необходимо установить на нем памятные знаки, стелы, проводить фестивали и конференции, посвященные встрече западных и восточных культур, разработать и продвигать символику, связанную с этим меридианом, привлекать внимание творческих людей, ученых, исследователей к осмыслению феномена Евразийского меридиана. Но самое главное в обществе должен произойти поворот от европейских, либерально-буржуазных ценностей, символом которых является Гринвичский меридиан, к традиционным, евразийским, коллективистским ценностям, символизируемых Евразийским меридианом. Особенно это касается российской элиты, которая буквально прописалась на Гринвичском меридиане и в духовном и в физическом смысле.

Сверхзадачей этих усилий должно быть утверждение статуса Евразийского меридиана как нулевого, с которого начинается линия отсчета западных и восточных долгот и всемирного времени. Новой эпохе — эпохе равноправного сотрудничества культур и цивилизаций необходимо новое время — и новый меридиан.

Но Евразийский меридиан — это не только время, это пространство, это новый вектор развития России — на Север и на Юг, который приходит на смену широтному вектору – на Запад. Если мы взглянем на карту мировых цивилизаций, то увидим, что в широтном, западном направлении расположены Западная цивилизация (ЕС и США) и Евразийская (Российская), а в меридианном — южном и северном направлении все остальные, а также пустынные пространства Антарктики и Арктики, таящие неисчерпаемые природные богатства.

Важность южного вектора развития России в культурном и геополитическом плане одним из первых обосновал русский писатель и философ Даниил Андреев (1906-1959) в своей книге “Роза мира”. Он подчеркнул, что Россия, столетиями ориентируясь сначала на Византию, а затем на Европу, прирастая территориально, так и не приобрела "действительно мирового кругозора", который мог сложиться дополнением западной, европейской культуры культурой древних южных цивилизаций — иранской, индийской, китайской. "То, чего не мог бы добиться Петр, — подчеркивает Андреев, — могли бы и должны были бы выполнить государи на рубеже или в начале XIX века. Но все они с поразительным равнодушием отнеслись к этой задаче. Достаточно было столкнуться с дипломатическими происками Англии, чтобы начавшееся в Иране русское движение было приостановлено навсегда. География и история подсказывали императорам выход в Индийский океан, но это оказалось гласом вопиющего в пустыне" [9].

В настоящее время, когда время империй осталось в прошлом, речь, конечно, должна идти не о присоединении к России Ирана и других стран, а о глубокой экономической и политической интеграции с нашими южными соседями. И этот процесс набирает силу. К Евразийскому экономическому союзу присоединяются все новые страны, развиваются БРИКС, ШОС. Евразийский меридиан в этом случае является вектором интеграционного развития России в процессе объединения коллективистского мира, поскольку подавляющее большинство стран с традиционной культурой находится южнее России.

Евразийский меридиан ориентирует развитие России не только на юг, к Индийскому океану, но и на север, к Северному Ледовитому Океану. Эти два вектора развития будут дополнять и усиливать друг друга в XXI и последующих столетиях. Таким образом, Евразийский меридиан не только может стать линий отсчета нового времени, но и вектором пространственного и культурного развития России. Но для этого нужно снова научиться мыслить глобально, как и подобает мыслить гражданам великого государства.

***

Цитированная литература

1. Патраков В.П. Геополитика "Книги перемен". Время Евразийского меридиана. — М.:Directmedia, 2015. - 411 с. // http://www.directmedia.ru/book_276695_geopolitika_knigi_peremen_vremya_evraziyskogo_meridiana

2. Рыбаков, Сергей. Евразийский меридиан. — "Урал" 2009, №6 — htpp://magazines.russ.ru/ural/2009/6/ry14.html

3. Юнг, Карл Густав. Различия между восточным и западным мышлением — http://www.jungland.ru/node/1811

4. Axis power negotiations on the division of Asia during World War II — http://en.wikipedia.org

5. Wells, Spencer. The Journey of Man: A Genetic Odyssey. — Random House, 2004. — 240 P.

6. International Conference Held at Washington for the Purpose of Fixing a Prime Meridian and a Universal Day. October, 1884 — http://www.gutenberg.org/files/17759/17759-h/17759-h.htm

7. Mecca Time — http://en.wikipedia.org/wiki/Mecca_Time

8. Paris_meridian — http://en.wikipedia.org/wiki/Paris_meridian

9. Андреев Д. Роза мира. — М.: Эксмо, 2007. — 800 с. 

10. http://adebiportal.kz/catalog/book/astana-nachalo-evrazii

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...