< Октябрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подписка rss
Поиск Поиск
Социальная природа и ее связь с категорией материи

26 мая 2015 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Фрагмент главы 1 "Категория "нравственность" в целевом контексте" монографии "Нравственное государство. От теории к проекту" под общ. ред. С.С. Сулакшина. М., Наука и политика, 2015 г.

Авторский коллектив: Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Нетесова М.С., Пономарева Е.Г., Сазонова Е.С., Спиридонова В.И.

***

Рассматриваемые в монографии подходы и результаты построения концепта нравственного государства и в фундаментальной, и в прикладной части неразрывно связаны с бытием как отдельного человека, так и его сообщества. Эти два феномена мироздания относятся к живой природе — но природе, осененной разумом. Такая особенность порождает не просто эволюцию указанной части всеобщей жизни, но изменчивость, связанную с активным осознанным самостроительством собственного бытия. С целеустановлением и его достижением. Соответственно, понимание законов эволюции государства как явления социальной жизни человечества требует проникновения в детали эволюции жизни и эволюции человека и человечества. На этом пути станет возможным более детально и контекстно поставленной задаче познать природу нравственности и государства.

В фундаментальных гуманитарных науках накопились многие базовые представления, зачастую работающие в творческом пространстве по традиции и моделям XIX–XX веков (хотя они и обновляются). В одном из важнейших вопросов они разделяют материальное с нематериальным, противопоставляют материальное сознанию, разуму. Здесь есть непростые философские базовые вопросы. Вызов по-прежнему заключается в вопросе: существует ли идея предметов как объективное сущее, отдельно от сознания человека? Есть ли у нее собственное бытие или существует только наблюдаемая материальная природа, данная нам в ощущениях, и только ее отражение в нашем индивидуальном сознании? В этом, казалось бы, абстрактном смысловом пространстве, тем не менее, есть множество проекций на реальные политические практики, государственное управление и жизнь людей. Так или иначе, возникают вызовы, заставляющие задавать вопросы и отвечать на них и теоретически, и практически.

Это вопросы о смыслах жизни самого себя и сообществ людей, смыслах жизни биологических аналогов и образцов, которые слишком похожи на человека, чтобы от них полностью абстрагироваться. Вопросы о смыслах как целях движения и развития природы. Здесь отчетливо видны проекции на прагматическую часть исследований — смыслов, целей, способов их достижения в социальном управлении. Поэтому формируемая задача не совсем абстрактна. Точнее, она не только фундаментально научно абстрагированна, но и связана с практическим творческим действием.

То, что характеризует полноту творческого процесса, принципиально заключается в триаде: 1) фундаментальные знания; 2) прикладные знания и научные продукты; 3) проектно-экспертные продукты, т.е. то, что попадает непосредственно потребителю, в случае научного консультирования — в органы государственной власти и управления (рис. 1).

Рис 1. Триада видов государственно-управленческого проектного творчества

Существует много академических институтов: психологии, экономики, социологии, антропологии и пр. Есть проектные институты, институты, занимающиеся прикладными вопросами. Однако тех, кто занимается одновременно упомянутой триадой во всей ее связке, не так много.

Если что-то предлагается к практике, то это "что-то" должно быть научно обосновано, верифицировано, связано с глубокими фундаментальными представлениями, которые в том числе страхуют практику от соблазнов лоббизма, лукавства, корысти, искаженности, диспропорциональности и пр. В государственном управлении, в политической практике эти факторы всегда действовали и будут действовать. Этим объясняется, что в работе о типе государства ставятся такие базовые вопросы, как: что есть жизнь? Что есть сознание? Что есть разум? Что есть социальное? Что есть смысл жизни и какова цель ее эволюции в мегакоординатах времени и пространства? Что есть государство и его мегаэволюция?

В вышеуказанной творческой научной триаде это обязательная постановка.

В современной науке необходимо сплавлять разные когнитивные пространства, вырабатывать специальные синтетические методы для продвижения в познавательной триадной цепочке, что не очень просто. Проект нравственного государства в итоге будет выглядеть как сугубо практический концепт, инструментальный, рекомендуемый для применения в реальной практике. Но начинается движение к этому концепту с изучения фундаментального пространства.

*

О СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ

Поставим вопрос о социальной природе и ее связи с категорией материи. Что такое материальное в используемом подходе и чем оно отличается от идеального? Тезис выдвигается следующий: "Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении" — это противоречивый и ограниченный концепт. Сами наши ощущения вполне ограничены, несмотря на то, что они усиливаются техническими приспособлениями. Какие-то сущности в мироздании на сегодня настолько отдалены даже от предположений, как их можно было бы зафиксировать, что их трудно хотя бы вообразить. Однако это не запрещает предположение, что что-то такое существует независимо от наших ощущений и даже воображения. Поэтому в используемом авторами подходе материальное полагается тождественным сущему.

Все то, что имеет место в пространстве "бытие", — материально. Разделяется оно всего лишь на три категории, очень важных и отражающих историю подхода к понятию (рис. 2).

Рис. 2. Три типа материального (сущего)

Первая категория относится к тому, что уже дано в ощущениях. Исторически все, что можно было бы "потрогать", считалось материальным. Мысль, представление, Бог — то, что связано с некоторыми трансцендентными пространствами, что нельзя было непосредственно "ощутить", объявлялось идеалистическим, противопоставлялось материальному.

Вторая категория включает то, что дается нам в ощущениях, но неустойчиво, однократно, разово. Какие-то явления фиксируются как факт, но не повторяются, и поэтому в них трудно поверить. Иногда они называются чудесами, объявляются антинаучными и уж точно нематериальными как фиксированными, отрицаются как нечто познанное.

Третье — это то сущее, что пока еще не зафиксировано. Совершенно ясно, что сущее из третьей категории переходит по мере и по ходу человеческого существования и познания во вторую категорию. Наука или практика обычно "зацепляются" за первый, как правило, однократный эффект, научаются его видеть постоянно, многократно, изучают, познают, и это становится предметом квалификации сущего, зафиксированного и познанного в виде знания и понимания. Такой процесс постоянен, очевидно, что пространство сущего бесконечномерно. Оно настолько бесконечно, что человек даже не может себе вообразить, что может быть. Трудно представить, что есть начало времени и что было до начала времени.

Трудно себе представить, какие бывают виды материи, кроме осязаемого физического тела или поля. Или, например, какие еще могут существовать поля, кроме электромагнитных, гравитационных, близкого действия в ядерных масштабах? Трудно себе представить более чем трехмерное пространство с осью времени. Крайне сложно представить десятимерное пространство! Но главное, что в большой серьезной науке, называемой математикой, не допускается запрет такого рода предположения. Если математические построения сделаны без ошибок и из них вытекает открытие какого-то невероятного, фантастического сущего, то это значит, что оно может быть. И когда-нибудь оно будет зафиксировано, а потом и использовано.

Но при этом всей фантазии может не хватить на то, чтобы представить, что это такое. Например, в XIX веке представить себе компьютер, радиосвязь, космический полет вряд ли кто-то мог бы. А в XXI веке все еще на грани — представить себе телепортацию.

Среди всех видов науки как познавательной практики, среди видов отражения, которые первично фиксируют сущности, есть одна особая наука. Она состоит из двух частей — это логика и математика как таковая. Обе являются науками наук. И та и другая выделяются по той причине, что они изначально и имманентно связаны с законами мироздания. С законами существования природы. Если не делается ошибки в формальных логических правилах, в математическом аппарате, преобразованиях и формулах, то исследователь как бы держит саму природу "в руках", результат вычислений обязательно является отражением закона природы.

Глубокие мыслители, настоящие философы занимались вовсе не словесной эквилибристикой, не бесконечными потоками словосочетаний. Они ухватывали, может, самые элементарные, но объективные и достоверные свойства мироздания. Свойства как проявления законов мироздания. Многие такие элементарные ячейки нашего сознания сейчас недооцениваются ввиду очевидности, но когда-то человек открыл их впервые. Даже сегодня открываются новые законы мироздания. Кто запретил человеку задавать вопросы, возможно ведущие к новым открытиям? Задавать вопросы, которые были вначале сформулированы как повестка вызовов, начиная с которых цепочка приходит к практическим рекомендациям?

По представлениям многих ученых, разумная жизнь возникла около 40 тыс. лет назад (рис. 3).

Рис. 3. Эволюция жизни

Ранее шла эволюция жизни, которая в итоге пришла в этот момент к появлению разума, сознания. И потом жизнь развивалась, в определенный момент возникло то, что называется "социальная природой". Был индивид, а возникло сообщество индивидов.

Сложная социальная система — предмет синтетической науки. Ему от роду несколько тысяч лет. Исходная позиция заключается в том, что этот объект природы материален. Для него действуют такие же строгие законы, как и в неживой природе. Законы объективные, хотя часто трудные для человеческого познания, потому что здесь много субъективности воль, много отдельных людей, у которых у каждого свои интенции и интересы. Часть гуманитариев полагают, что социальная природа принципиально непознаваема, потому что она слишком полисубъектна, субъективна и непредсказуема. На самом деле, это ошибочный подход.

По закону больших чисел в большой системе, несмотря на случайный характер каждого из отдельных элементов, макросвойства становятся детерминированными.

Итак, предмет исследований, называемый "социальная природа", материален, объективен, познаваем, как и любая другая часть окружающего мироздания.

Источник

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...