< Апрель 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Подписка rss
Поиск Поиск
Пояс нестабильности

12 сентября 2015 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Фото: протесты в Молдове 

***

Ситуация в республиках постсоветского пространства приобретает все более явные черты политической нестабильности. В начале 2000-х гг. цветные революции затронули Грузию, Украину, Молдавию, Киргизию, по сути реализовав на практике политическую теорию "Эффекта домино", сводимую к тому, что падение действующего режима в одной стране приводит к цепной реакции в других странах. На постсоветской территории такой принцип служил решению задачи дестабилизации ближнего пояса России, торможения экономической интеграции и переноса протестных настроений на политическую территорию России. Задача максимум всех проектов по дестабилизации постсоветского пространства состоит в устранении политических долгожителей — глав республик, находящихся у руководства непростительно долго по меркам демократических стран. Это президенты Казахстана, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и России.

Начиная с сентября текущего года признаки очередной реализации принципа домино прослеживаются все более отчетливо в попытке оппозиционного мятежа в Таджикистане, развернувшейся дискуссии вокруг новой конституции в Армении, и это в приложение к митингам, прошедшим в июне—июле, стотысячному антиправительственному митингу в Молдавии.

*

МЯТЕЖНЫЙ ТАДЖИКИСТАН

4 и 5 сентября в Таджикистане произошли нападения на отдел внутренних дел города Вахдата (пригород Душанбе) и на центральный аппарат Министерства обороны, в результате чего официально погибло 18 милиционеров, хотя СМИ сообщали о 33 погибших. В нападении была обвинена террористическая группа, состоящая из бывших бойцов Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), возглавляемая Назарзоды Абдухалимом Мирзо. На следующий день появилась информация, что экс-заместитель министра обороны страны Назарзоды приказал военнослужащим одной из частей взять оружие и следовать за ним. Всего с ним ушли 30 человек, по другим данным 100. Официальный Душанбе обставил эту ситуацию не как вооруженный мятеж группы людей, а как мятеж одного генерала и его соратников, который обманным путем, отдав приказ от имени руководства Минобороны, приказал военнослужащим покинуть место дислокации, захватил оружие и боеприпасы. Часть военнослужащих, осознавших мотивы генерала, вернулась. Однако учитывая, что сам Назарзоды из силовых ведомств (заместитель министра обороны), его правая рука — Джунайдулло Умаров работал на должности начальника инспекции ведомства в Минобороны, сам владелец квартиры, где сообщники ждали указаний, — из силового ведомства, этот мятеж можно вполне считать попыткой государственного переворота, организованного силовиками. В исторической практике — это наиболее часто встречаемые виды силового захвата власти. Российский президент назвал этот мятеж "попыткой дестабилизации внутренней ситуации в стране".

В результате перестрелки были закрыты посольства США, Германии, Великобритании и Франции. Мятеж не имел шансов на победу: слишком малочисленной была группа мятежников. К 8 сентябрю было ликвидировано 26 мятежников, задержаны 39 человек, изъято более 500 единиц оружия и боеприпасов, найдены несколько тайников оружия.

Это не первое столкновение силовиков с боевиками. В июле 2013 года, например, прошла спецоперация властей против боевиков незаконных вооруженных формирований, на этот раз боевиками стали непосредственно представители силовых ведомств. И что примечательно — мятеж произошел накануне празднования Дня независимости, которое состоялось 9 сентября. Напуганные власти уже закрыли все продовольственные и вещевые рынки до завершения празднования Дня независимости.

Хрупкий политический мир в Таджикистане был достигнут в 1997 году, когда завершилась гражданская война, оппозиция вошла в государственные структуры, формально признав власть, но как показала практика, лишь на время подавив свои амбиции.

В этой связи мятеж генерала можно рассматривать с нескольких точек зрения.

Первая — это происки США. Конспирологическая теория в этой связи увязывается с тем, что незадолго до этого российские военнослужащие были обвинены в убийстве таджикского таксиста (10 августа и нападение на таксиста 26 августа). Дискредитация России через образ российского воина-преступника очень схожа с ситуацией в Гюмри в Армении, когда российский военнослужащий якобы убил армянскую семью, что случилось незадолго до вступления Армении в Евразийский экономический союз (12 января). Сейчас Таджикистан выступает таким же потенциальным кандидатом после присоединения Киргизии. И вновь разыгрывается та же карта по формированию образа врага в лице России. Следом за этим происходит попытка мятежа. Не исключено, что в случае его успеха вектор внешней таджикской политики мог бы поменяться.

Второе — это политические амбиции одного из бойцов оппозиции. Примечательно, что мятежный генерал не был публичной фигурой: он не давал интервью, всегда оставался в тени и был назначен на пост заместителя министра обороны только в январе этого года. То есть у силовых структур не было сомнений в лояльности генерала к действующему Президенту.

Третье — это попытка пассионария повернуть развитие страны в нужное русло на фоне экономического кризиса, безработицы, нищеты граждан.

Четвертое — версия, озвученная мятежным генералом, согласно которой это была государственная попытка дискредитации представителей ОТО, использованная с целью устранения политических противников и консолидации общества перед лицом угроз экстремизма. По заявлению генерала, опубликованному в социальной сети, ему поступила информация о том, что в течение суток будут арестованы бывшие командиры ОТО и несколько приближенных к ним людей, все последующие события были попыткой бывших боевиков ОТО прорвать оцепление, а не переворот или теракт. Не исключено, что это действительно стало планомерным шагом на пути устранения возможной сильной оппозиционной группировки.

8 сентября Президент выступил с заявлением, в котором указал на правильность выбранного светского пути развития Таджикистана, что по факту бросает вызов исламскому миру, в окружении которого расположена республика. В пользу этой гипотезы свидетельствует и то, что после мятежа были проведены аресты заместителя командира десантной бригады воинской части Минобороны по политико-воспитательной работе, старшего инспектора Управления финансов и бюджета Министерства обороны и др. Вероятно, что чистки в силовом ведомстве только начинаются. Не исключено, что под вывеской борьбы с экстремизмом Э.Рахмон пытается сохранить устойчивость своего положения через устранение оппозиции. В последнее время он активно борется с оппозицией: 26 августа экономический суд Таджикистана опечатал душанбинский офис Партии исламского возрождения (ПИВТ), ранее под различными предлогами блокировалась ее деятельность. 31 августа было объявлено, что крупнейшая оппозиционная сила республики больше не может вести деятельность из-за отсутствия первичных ячеек в большинстве городов и районов страны, как того требует закон "О политических партиях", а также из-за ведения религиозной агитации, что нарушает закон "О свободе совести и религиозных объединениях". В сентябре мятежных силовиков обвинили в членстве этой партии. Власти стали чаще блокировать доступ к соцсети Facebook и видеохостингу YouTube без объяснения причин.

Однако оставим гипотезы в стороне и рассмотрим вопрос о том, почему сложившаяся ситуация в Таджикистане выступает предвестником потрясений. Таджикистан стратегически занимает крайне важное положение — это ворота для экстремизма со стороны Афганистана в Россию. И если их держать открытыми, то неминуем всплеск экстремистских настроений. Единственный выход для России, чтобы ворота всегда оставались закрытыми. Но для этого необходима сильная политическая власть в республике, способная контролировать свое население, сдерживая его протестную активность.

В Таджикистане слишком представителен пласт бедных слоев, что по примеру Ближнего Востока свидетельствует о повышенной угрозе мятежей. Россия смогла подавить пассионарность своих масс через прививку ценностей общества потребителей, привязав население к потреблению. В Таджикистане же велика масса молодых, бедных, незанятых людей, без средств и достатка, восприимчивых к идеям справедливости, пропагандируемой учениями ислама. И бедность только растет: Президент республики уже призвал своих граждан запастись продуктами питания на два года. По данным МВД Таджикистана 519 граждан республики воюют на стороне ИГ, еще около 150 погибли в ходе боев в Сирии и Ираке. По другим данным на территориях, захваченных исламистами, сейчас находится не менее 2 тыс. граждан Таджикистана.

Нищая безработная молодежь — это та самая социальная категория граждан, которая охотно участвовала во всех антиправительственных митингах на площади в Тбилиси. Киеве, Кишиневе и Бишкеке. Только отличие в том, что в Таджикистане сильна память гражданской войны, завершенной в 1997 году, открыт доступ к нелегальному оружию, население исповедует ислам, поэтому сценарий оранжевой революции выступает даже мягкой формой борьбы для населения, готового взяться за оружие. Примером решительного настроя служит видеообращение командира таджикского ОМОНа полковника Гулмурода Халимова из Сирии, в котором он пообещал вернуться в Таджикистан, чтобы установить там законы шариата — мусульманского свода правил.

*

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ВЫЗОВ В АРМЕНИИ

В Армении только в июле события, получившие наименование в прессе как Энергомайдан или Революция Розеток, завершились разгоном демонстрантов. Новый виток противостояния проходит на уровне интеллектуальных баталий по вопросу принятия новой Конституции. Проект конституции уже вызвал критику со стороны оппозиционных сил. Не исключено, что от ситуации молчаливого протеста оппозиция при подходе ко времени принятия конституции перейдет к стратегии активного противостояния. Напомним историю. Армения состоит в программе ЕС "Восточное партнерство", по обязательствам в рамках которой страна должна была провести конституционную реформу.

Согласно отчету ЕС в апреле 2014 года Комитет по конституционной реформе опубликовал концепцию конституционной реформы, предусматривающую переход от президентской республики к парламентской, большую защиту прав человека, изменение в системе выборов. В июле этого года были опубликованы 7 глав Проекта Конституции. 21 августа президент Армении С.Саргсян направил в Национальное Собрание Армении (законодательный орган) проект изменений в Конституцию, вскоре началось обсуждение проекта с представителями политических партий. Сам проект был направлен на проверку относительно соответствия европейским стандартам в Европейскую комиссию "За демократию через право" (Венецианскую комиссию).

Вот только некоторые положения заключения этой комиссии, которые вызывают легкое недоумение у простого россиянина.

Статья 17. Армянская Апостольская Святая Церковь

В проекте конституции определено, что "Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви в духовной жизни армянского народа, развитии его национальной культуры и в сохранении своей национальной идентичности". Однако комиссия выступила против положения об исключительной миссии Церкви, о ее вкладе в развитие национальной культуры и сохранении национальной идентичности, что по заключению комиссии умаляет тогда полномочия государства.

Статья 34. Свобода брака. Равенство прав супругов

"Статья 34 в совокупности со статьей 15 (защита семьи) не должны толковаться как запрещающие введение юридического признания однополых союзов". И такая трактовка допускается в конституции закавказской республики!

Статья 37. Право на образование

"Эта статья является слишком подробной в сравнении с европейскими конвенциями (обязательное школьное десятилетнее образование, бесплатность, самоуправление для высших учебных заведений). Это не заслуживает внимания".

Такой подход в точности определяет европейскую систему: если Армения по инерции от социалистического периода оставляет сферу образования в ведении государства — это и регулирование периода обучения, гарантии бесплатности образования, то в Европе все давно коммерциализировано, поэтому представленные Арменией перечисления определены ЕС как чрезмерные. Они не должны гарантироваться основным законом, поскольку тогда частник не получит прибыли за свои услуги, а государство будет нести еще экономическое бремя.

Статья 47. Право голоса и право на участие в референдуме

"Статья 47 § 2 гласит, что для того, чтобы баллотироваться в Национальное Собрание (высший законодательный орган Армении) кандидаты — лица старше 25 лет и владеющие государственным языком — должны отвечать следующим требованиям: а) не иметь двойного гражданства в течение предыдущих пяти лет; б) постоянно проживать в Армении за последние пять лет. Венецианская комиссия и ОБСЕ уже критиковали эти требования… Они должны быть удалены".

Фактически отказ от этих положений позволит псевдопатриотам — воспитанникам Европейских структур занимать посты в разных государствах. Украинский опыт с М.Гайдар и М.Саакашвили это только подтверждают. Защитный механизм Армении от проникновения чуждых ее национальной идентичности политических элементов будет нарушен при отказе от этих требований. Напомню, что в США, например, до сих пор сохраняется запрет рожденному за пределами США претендовать на пост президента страны.

В целом вывод, к которому пришла Венецианская комиссия, сводится к тому, что проект конституции соответствует европейским стандартам.

Основное внимание общественности было приковано к статье о Президенте. Проект предлагает замену 5-и летнего срока с возможностью переизбрания на второй срок на однолетний срок периодом в 7 лет. И что самое удивительное — армянскую оппозицию больше интересуют вопросы перехода от президентской к парламентский республике, процедура участия партии в выборах, то есть вопросы прихода к власти, чем будущее государства, программируемое через Конституцию. От оппозиции можно услышать, что это попытка действующего Президента сохранить свою власть, что это приведет к ужесточению условий для партий, но мало кто говорит о несовместимости европейских стандартов прав человека с цивилизационной идентичностью Армении. Партии по факту волнует исключительно вопрос воспроизводства во властных структурах (законодательного органа), чем будущее своей страны.

Только Демократическая партия Армении указывает на наличие в тексте неприемлемых формулировок. Лидер ДПА Арам Саркисян указал на то, что "в документе отмечается, что все основано на частной собственности. А куда делась государственная собственность? Если не будет государственной собственности, как будет управлять государство? А дороги и железная дорога — чьи они будут? Для Армении необходимо, чтобы земля была собственностью государства. Необходимо внести поправки, в противном случае данный проект лучше отправить в мусорную корзину". По его мнению, необходимо сохранить армянскую систему ценностей и принять только те европейские стандарты, которые приемлемы для армянского народа. Но эти здравые зерна пока не нашли места в проекте Конституции.

В ближайшее время, когда Конституцию станут обсуждать в Национальной Ассамблее, Армения вероятнее всего столкнется с новым пиком уличной оппозиционной активности. Столкнутся две силы — националистически настроенные и прозападные. Не исключено, что принятие конституции отложат на какое-то время. Но если она станет основным законом республики Армении, следующим шагом станет армянский майдан — те, кто получит прививку европейских демократических свобод и ценностей захотят большего — и европейской интеграции, что в условиях членства с ЕАЭС окажется невозможным. Тогда Армения, подобно Грузии, променяет российский вектор развития на призрачную мечту быть частью "закатной" Европы.

*

МИТИНГУЮЩАЯ МОЛДАВИЯ

6 сентября в Кишиневе прошел митинг протестов, организованный Гражданской платформой "Достоинство и справедливость", в ходе которого протестующие требовали отставки президента и проведения досрочных парламентских выборов не позднее марта 2016 года. По оценкам устроителей митинга в нем приняло участие около 100 тыс. человек, официальные источники сообщают о 20–25 тысячах граждан. Хотя митингующие выдвигали политические требования, демонстрация проходила как непартийная — без партийных флагов и символики. Примечательно, что Гражданская платформа организовала уже четвертый с весны этого года митинг, остается только задаться риторическим вопросом — откуда у такой структуры финансовые средства на проведение митингов с такой частотой?

Требования, выдвинутые Гражданской инициативой, по факту поддержанные протестующими, сводятся все к той же простой формуле, что и на майдане, — долой коррупционную власть, да здравствуют демократические основы, долой олигархов. В случае Молдавии это выражено в конкретных требованиях: отставки руководства Нацбанка, Генеральной прокуратуры, Антикоррупционной комиссии, Высшей судебной палаты, Апелляционной палаты, Совета по защите конкуренции, Таможенной службы; возврата 1 млрд. евро, украденного из трех коммерческих банков при молчаливом согласии властей, реформировании этих учреждений, перехода к всенародным выборам президента и др. Антиолигархический характер митинга прослеживается в словах А.Нэстасе, одного из лидеров Гражданской платформы, — "нужно выполнять требования, а не пытаться торговаться. Торги — это там, во власти. Они приторговывают должностями, имуществом, страной. А мы хотим всего лишь вернуть народу страну, которая захвачена олигархами". По факту за этими вывесками скрывается не что иное, как смена власти. И главные политические мотивы, которыми руководствуется гражданская платформа, сводятся к следующим.

1. Ускоренная интеграция в Европу. После подписания договора об ассоциации с ЕС процесс интеграции для ряда политических сил шел недостаточно быстро из-за увязки переговоров об ассоциации с Россией, поскольку Молдавия является членом Зоны свободной торговли, то есть на нее распространялись некоторые льготы, которые теперь в условиях ассоциации с Европой необходимо пересмотреть. Митингующие прямо выдвинули требование — "проведения реформ и возврата Молдавии на путь европейской интеграции".

2. Воссоединение с Румынией. Многие политические лидеры Молдавии тяготеют к Румынии. Курс на партнерство с Россией означает выбор иного центра притяжения. Страх распространения российского влияния отразился и на многочисленных запретах на въезд на территорию Молдавию российских политологов. В августе этого года въезд был закрыт директоруМеждународного института новейших государств, ранее был запрещен въезд директору Днестровско-Прутского центра Российского института стратегических исследований (РИСИ), сотруднику РИСИ В.Каширину, политологу К. Симонову, российским журналистам — авторам фильма "Крым. Путь на Родину". На митинге можно было увидеть флаги Румынии. Ранее в июле в Кишиневе состоялось неформальное Великое национальное собрание, на котором участники обсуждали вопрос об объединении Молдавии и Румынии. Акцию проводил Блок национального единства (БНЕ). Сторонники объединения апеллируют к тому, что Молдавия — это часть румынской земли и румынской культуры, самостоятельно она не может продвинуться на пути евроинтеграции, поскольку у нее нет опыта модернизации и очень сильное влияние России.

3. Активная антироссийская позиция, которая бы проявилась в присоединении Молдавии ко всем антироссийским санкциям. Молдавия поддержала санкции ЕС в марте 2014 г., отстранившись от последующих этапов санкционной борьбы с Россией, что вероятно и стало одним из поводов для критики оппозиции, стремящейся свести влияние Москвы к минимуму, поскольку последняя, по их мнению, делает все возможное, чтобы не допустить интеграции Молдавии с ЕС.

Развитие ситуации в Молдавии указывает на то, что вероятным сценарием станет майданный. Митинг завершился формированием палаточного лагеря на центральной площади. Как и на Украине, где по названию площади было дано именование всему движению, организаторы протеста заранее назвали движение так, как именуется площадь, на которой был разбит палаточный лагерь — "Великое Национальное собрание". И сценарий разыгрывается аналогично: мирные протесты с провокациями, установка на площади палаточных городков. Сообщалось и об активности радикальных сторонников присоединившейся к митингу партии "Красный блок", в том числе завершившейся стычками с полицией перед зданием Генеральной прокуратуры. Премьер-министр Молдавии В.Стрелец уже провел первые переговоры с представителями протестующих. Уличная активность стала реакцией на политическую чехарду, которая началась в 2015 году, когда в июне подал в отставку премьер-министр Габурич К., затем временно в форме и.о. пост занимала Н.Герман, и только 30 июля премьером стал действующий В.Стрелец.

Естественно, что для парламентской республики, какой является Молдавия, такая политическая сменяемость глав правительства выступает фактором политической и социально-экономической нестабильности. Оппозиция по сути просто воспользовалась удобной ситуацией, когда у обычных участников митинга действительно могли накопиться претензии к действующей власти. Например, на митинге можно было услышать такие рассуждения — "я вышла из-за повышения цен, задержек по выплате и так мизерных зарплат. Как можно жить в такой коррумпированной стране?", "власти обманывают народ. Пусть они проживут на такие деньги при таких тарифах". Накануне митинга власти отменили решение повысить тарифы на электроэнергию.

При этом пока официальные власти надеются на мирное разрешение вопроса, в частности премьер-министр уже встретился с представителями оппозиции, сама оппозиция настроена более решительно — "нет смысла в переговорах, мы страной не торгуем. Она нам принадлежит, об этом четко заявили накануне те 100 тысяч граждан, которые вышли на площадь. Мы понимаем, что власти напуганы, но помочь им ничем не можем".

Митинг уже охватил несколько политических сил — Гражданскую платформу, партию "Наш дом — Молдова" ("Красный блок"), ожидается участие оппозиционной "Нашей партии". Тактика оппозиции оказалась беспроигрышной — народ разогрели лозунгами борьбы с коррупционерами. Достаточно вспомнить требования относительно трех банков. Весной этого года по подозрению в махинациях в трех подконтрольных ему банкахбыл помещен под домашний арест бизнесмен И. Шор. Через пару недель его выпустили и вскоре он был избран мэром города Оргеев. Такие факты не оставят неуверенным в коррупционности власти население ни одного государства. И после этого оппозиция выдвинула уже требования иного уровня — политического, затрагивающего вопросы смены власти.

*

ВЫВОДЫ

Нестабильность на постсоветском пространстве, особенно в части ситуации на Украине и последовательного ухудшения экономической ситуации, усугубляется новыми потрясениями, в первую очередь сопряженными с вопросами политической власти. Сотрудничество с Россией, определяемое волей лидеров республик, переменная величина в условиях политической чехарды. Именно мир и спокойствие на территории государств, расположенных в ближних границах России, как показал опыт с Украиной, являются одной из основ устойчивого развития страны. Но они же определяются активной внешней политикой России, которая в условиях либеральной модели нацелена исключительно на принцип прагматизма (т.н. экономизм внешней политики) в ущерб ценностным основаниям партнерства с постсоветскими государствами. Да и деградация и экономическое сползание самой России превращается в фактор дестабилизации ее ближнего геополитического пояса.

*

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Кого финансирует ЕС на постсоветском пространстве

Постсоветское пространство в контексте Украинского кризиса

Военное кольцо вокруг России сужается

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...