< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Проекты "Россия" и "Антироссия" в цифрах

29 сентября 2015 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Доклад на научно-экспертной сессии "Проект Антироссия": реконструкция и вероятность "успеха", состоявшейся 23 сентября в Москве.

***

Анализируя российскую действительность по разным направлениям, наблюдая за деградацией отечественного производства, закреплением сырьевой специализации, не уверенностью политики Центрального Банка, отсутствием безнаказанности за провальную политику, невольно вспоминается пословица — "благими намерениями выложена дорога…"

В российской практике ее можно выразить формулой, предложенной В.Черномырдиным — "хотели как лучше, а получилось как всегда". Действительно за годы либерального эксперимента политиками было обещано много, а по факту исполнение этих обещаний, которые в идеале должны были быть обязательствами, но видимо таковыми не рассматривались правящей элитой, выполнено значительно меньше. Происходящие в стране деградационные процессы можно назвать по-разному, но как бы они не именовались, суть остается она — они содействуют реализации проекта "Антироссия", направленного на сохранение либеральной модели и сдерживание в развитии страны. Проект "Антироссия" может быть выражен следующими формами:

— классический российский подход, что Царь — хороший, а Бояре плохие. Иными словами, все ошибки руководства предписываются российским чиновникам, а деятельность первого лица при этом не отождествляется с проводимым в стране курсом. Но как бы это не именовали, итог остается единым — текущее состояние России гораздо ближе к проекту "Антироссия", чем к Проекту "Россия";

— власти сделали все возможное, но обстоятельства сложились так, что не удалось достичь целевых показателей. Это и есть то самое — хотели как лучше. Но подобное оправдание не допустимо там, где появляется фактор системности, что свидетельствует о реализации вполне последовательными шагами конкретного курса — Проекта "Антироссия";

— политический пиар-ход, когда для получения политических дивидендов власти выдвигают заведомо невыполнимые обязательства. Иными словами — это обещания с целью повышения рейтинга, получения политических очков в предвыборной кампании. В таком случае оказывается, что страной правят лица, не отвечающие за свои обещания, не исполняющие взятые обязательства. Безответственная политика властей — один из инструментов реализации Проекта "Антироссия";

— намеренная политика декларирования одного, а реализации совершенно другого в рамках замысла "Антироссия", согласно которому руками российского руководства западные страны продолжают выстраивать модель государства наиболее для них приемлемую.

Для того, чтобы ответить на вопрос — что происходило в стране в период с 2000-ого года, который считается точкой начала возрождения России в терминологии кремлевских пропагандистов, выстроим логику рассуждения следующим образом: Декларируемая цель российского руководства, которая по замыслу должна вести к успеху — Цели, которые ставил перед собой Запад в отношении развития России — реальное положение дел относительно заданного вектора. Рассмотрим некоторые наиболее известные обещания кремлевской элиты.

*

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Цель: "Выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам" [Концепция внешней политики РФ, 2013 г.].

Цель Запада: приостановление процесса интеграции на постсоветском пространстве, возврат Украины в лоно европейско-ориентированной политики, разрыв связей с Россией по образцу Грузии (война 2008 года) и Молдавии (Приднестровье).

Фактический итог: Украина обвинила Россию в аннексии части своей территории. Согласно украинскому законодательству Россия объявлена страной агрессором. Страны ведут торговые войны, фактически находятся на грани войны.

Выводы: Программируемая в российском документе цель не достигнута, от партнерства стороны перешли к латентному вооруженному противостоянию. Украина подписала договор об евроассоциации. Стратегическими партнерами государства стали США и ЕС. Таким образом, полностью были реализованы цели, программируемые западными акторами. Исходя из этого закономерен вопрос — случайность и совпадение или ошибочность российской внешней политики?

Цель: "Особое внимание будет уделяться поддержке соотечественников, проживающих в государствах — участниках СНГ, согласованию договоренностей о защите их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод" [Концепция внешней политики РФ, 2013 г.].

Цель Запада: Дискредитация образа России на постсоветском пространстве, раскол русскоязычного сообщества, формирование негативного образа русского, отказ от русского языка и общего советского прошлого.

Фактический итог: Россия, хотя и декларировала при присоединении Крыма необходимость защиты русскоязычного населения, отошла от этой риторики в Донбассе. На Украине русский язык стал восприниматься как язык страны — оккупанта, был введен запрет на любую советскую символику.

Выводы: Россия не стала исполнять взятых на себя обязательств по поддержке соотечественников за рубежом. Единственная помощь, которая была оказана — это размещение беженцев, то есть реагирование на проблему, а не устранение ее первоисточника. После крымских событий отношение к России в целом среди националистических элит советских республик ухудшилось, нормой стала позиция, что Россия готова и дальше осуществлять экспансию.

Цель: В 2013 году на улучшение имиджа России Россотрудничеству было выделено около 10 млрд рублей. В риторике властей звучало, что страна приступила к работе над имиджем в мире.

Цель Запада: Негативное восприятие России и русских в мире, отношении к России как государству-изгою, стране-агрессору.

Фактический итог: Развернувшаяся в отношении России кампания, связанная с крымскими событиями, привела к тому, что отношение к России в странах мира ухудшилось. Согласно опросу Pew Research Center, проведенному в 2014 году, из выборки государств в 75% отношение к России за год ухудшилось, а в 66% государств к России относятся негативно (рис. 1).

Рис. 1. Отношение к России в странах мира (по данным Pew Research Center)

Выводы: Полностью была реализована целевая установка проекта "Антироссия", направленная на внешнеполитическую и внешнеэкономическую изоляцию страны через формирование негативного образа России в мире.

Цель: "Нам нужно быть сильными и за следующие пять лет — войти в пятерку крупнейших экономик мира" [Программное обращение партии "Единая Россия", 2011 г.].

Цель Запада: Сохранение слабой России, ориентированной на экспорт энергоресурсов. Ослабление российской экономики через удар по нефтегазовому сектору, закрепление за Россией полупериферийного положения в системе разделения труда, несуверенный характер экономики, снижение объемов ВВП.

Фактический итог: В 2013 году Россия занимала 9 место по ВВП, в 2014 году с учетом девальвации и замедления экономического роста она спустилась на 10 место. В 2015 году по предварительным оценкам Россия уже располагалась на 15 месте по объему ВВП (рис. 2).

Рис. 2. Список крупнейших экономик мира по объему ВВП

Выводы: Россия не только не вышла на более высокий уровень по объему ВВП, но и стремительно спускалась вниз. Причиной стал отказ еще в 2009 году менять экономическую модель в пользу сохранения сырьевой экономики. В результате Россия так и осталась уязвимой к мировой конъюнктуре на нефть.

Цель: Еще один очень важный для нас проект — это превращение Москвы в крупный международный финансовый центр [Послание Президента, 2010 г.].

Цель Запада: финансовая несуверенность России, изоляция. Москва — аутсайдер в списке мировых финансовых центров.

Фактический итог: российская элита, переориентировавшись на Восток, встраивает Россию в китайские проекты. Москва за годы, прошедшие с провозглашения необходимости создания финансового центра, заметно снизила свои позиции в рейтинге мировых финансовых центров (Таблица 1) с 68 места (2010 г.) до 78 места (сентябрь 2015 г.), оказавшись ниже в рейтинге другого финансового центра на постсоветском пространстве — Алматы (51 место).

Таблица 1. Место Москвы в рейтинге The Global Financial Centres Index

Выводы: Москва спускается все ниже в мировом рейтинге финансовых центров, чему содействует финансовая нестабильность, порожденная политикой Банка России. В итоге за последние годы реализована целевая установка проекта "Антироссия".

Цель: "Россия заинтересована в углублении сотрудничества с Европейским союзом как основным торгово-экономическим и важным внешнеполитическим партнером…" [Концепция внешней политики РФ, 2013 г.].

Цель Запада: Переориентировать европейского потребителя нефти и газа с российских энергоресурсов на американскую сланцевую нефть. Обострение российско-европейских отношений.

Фактический итог: ЕС вводит в отношении России санкции, приостанавливается военно-техническое сотрудничество, парламентский диалог в рамках ПАСЕ, закрыт доступ к внешним рынкам займа. Россия вводит ответное эмбарго и провозглашает поворот на Восток. На уровне верхних этажей власти начинает просчитываться сценарий введения эмбарго на поставку российских энергоресурсов в Европу.

Выводы: Европа полностью следует внешнеполитическому курсу, проводимому США. Задача "Антипроекта" в части ухудшения российско-европейских отношений достигнута.

*

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЭКОНОМИКА

Цель: "За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны" [Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, май 2003 г.].

Цель Запада: затормозить экономическое развитие страны, по возможности оказать давление с целью дестабилизации социально-политических настроений в России.

Фактический итог: За 11 лет ВВП увеличилось только в 1,5 раза, хотя цифра в 2 раза была задачей-минимум! Рост был обусловлен исключительно изменением цены на нефть. Локомотивом роста стал нефтегазовый сектор, Россия закрепила свою сырьевую специализацию в международном разделении труда (рис. 3).

Рис. 3. ВВП в постоянных ценах 2008 года и цена на нефть (по данным Росстата)

Выводы: Лозунг удвоения ВВП был недостижим вследствие ошибочности выбранного пути развития. Фактически был избран экстенсивный путь, при котором прирост ВВП стал результатом увеличения добычи минеральных ресурсов и повышения цены на них. Подход эксплуатации неэффективной модели полностью соответствовал западной стратегии по сохранению несуверенной, сырьевой экономики за Россией, выступающей не только поставщиком сырья, то и потребителем высокотехнологичной продукции Запада.

Цель: Отход от сырьевой экономики — "мы обязаны извлечь уроки из событий прошедшего периода. Ведь пока росли цены на нефть, у многих, что там скрывать, почти у всех, были иллюзии, будто структурные реформы еще могут подождать и сейчас нужно воспользоваться теми ценами, которые сложились. В основном предпочтение было отдано форсированию роста старой, сырьевой экономики, а для формирования новой, создающей уникальные технологии и инновационные продукты, были приняты лишь отдельные и несистемные решения" [Послание Президента, 2009 год].

Цель Запада: Сохранение сырьевой экономики в России, потребляющей западные высокотехнологичные товары.

Фактический итог: Доля нефтегазового сырья в структуре экспорта неуклонно росла. В 2009 году она составляла 67,3%, в 2014 г. — 70,4%, в 2015 г. долю экспорта минеральных ресурсов удалось снизить только за счет падения цены на нефть. Доля машин и оборудования при этом составляет всего 5%. Данная структура свидетельствует о последовательном закреплении сырьевого характера российской экономики (рис. 4).

Рис. 4. Доля минеральных ресурсов в экспорте (по данным ФТС)

Выводы: Уроки кризиса 2008—2009 гг. не были усвоены российской элитой. Отхода от модели, в которой локомотивом выступала отрасль добычи полезных ископаемых, не произошло. В целом сложившаяся российская либеральная модель полностью соответствовала западным представлениям о роли и месте России в будущем в качестве второстепенной державы, входящей в лучшем случае в 20-ку экономик мира и полностью зависящей от внешних факторов.

Цель: "Социальная политика — это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие. Именно поэтому мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры" [Манифест Всероссийской политической партии "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" — Единая Россия, 2003].

Цель Запада: Привлечение российских специалистов за рубеж. Превращение россиянина в представителя общества потребления с низкой культурой и образованием, для которого характерны компетенции, а не знания и навыки. Минимальные затраты на население, что будет содействовать низким государственным расходам, а значит частный собственник получит больше произведенных благ. Гуманитарные отрасли должны служить источником извлечения прибыли для частного собственника.

Фактический итог: В 2000-ые годы объем финансирования на сферы, ответственные за развитее человека, из бюджета сократился. В 2014 году на образование тратилось только 11% государственных расходов, на здравоохранение — 9,17%. Основная нагрузка на эти сферы легла на региональные бюджеты. Снижение финансирования привело к сокращению ряда важнейших показателей: уменьшилось число образовательных учреждений, дошкольных организаций, медицинских организаций (рис. 5).

Рис. 5. Изменение количества государственных социальных учреждений (по данным Росстата)

Выводы: Сферы развития человеческого потенциала не стали приоритетными. Акцент был смещен со стороны государственной поддержки в пользу коммерциализации отраслей, выступающих залогом процветания страны. Реализован был сценарий воспитания безыдейного поколения. Введение болонской системы резко снизило качество образования. Общая тенденция свидетельствует не только о падении образовательного уровня, но и здоровья граждан (ежегодно увеличивается число людей с заболеваниями). Человеческие ресурсы страны, без того ослабленные демографическими проблемами в виде убыли населения, старения, ухудшаются в ситуации отказа государства исполнять направляющую функцию.

Цель: "Увеличить объем инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов — к 2018 году" [Указ Президента от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"].

Цель Запада: Обеспечить развитие исключительно одной отрасли — добычи топливно-энергетических ресурсов при минимальном вкладе в основной капитал в иные отрасли экономики. Сформировать систему, при которой частный собственник будет выводить прибыль в оффшоры, а не вкладывать в развитие (инвестиции в основной капитал). Не допустить монетизации российской экономики, которая могла бы обеспечить рост инвестиций.

Фактический итог: Доля инвестиций в ВВП в 2014 г. составила 18,9% (рис. 6). С 2013 года инвестиции в экономику снижаются (в постоянных ценах). Структура распределения инвестиций по отраслям свидетельствует о диспропорциях: в 2014 году на сектор "Добыча полезных ископаемых" приходилось 16,1% всех инвестиций в основной капитал, в обрабатывающую промышленность, представленную значительно большим числом отраслей, только 14,9%. На сектор производства машин и оборудования, нуждающихся в первую очередь в инвестициях, приходится только 3,34%. Падение инвестиций в основной капитал за 8 месяцев 2015 г. достигло 6%.

Рис. 6. Инвестиции в основной капитал (по данным Росстата)

Выводы: Низкий уровень инвестиций в основной капитал, приходящиеся в основном на частного инвестора, за счет чего инвестиции направлены в отрасли с наиболее высокой рентабельностью, а не в сферы, являющиеся стратегическими приоритетами развития страны. Недостаточный объем инвестиций предопределен жесткой денежно-кредитной политикой Центрального Банка России и низким уровнем государственных инвестиций, что связано с либеральным подходом — ставки на частного инвестора. Объем и направление распределения инвестиций свидетельствует о реализации целей западного актора.

Цель: "Сегодня необходимо выйти на докризисные 60–70 миллиардов долларов в год (прямые иностранные инвестиции), и, когда эта планка будет преодолена, не останавливаться, все больше наращивая объем прямых зарубежных инвестиций" [Заседание Правительства РФ, 2011 г.].

Цель Запада: Вложения в топливно-энергетический сектор России, инвестиции в основном в форме кредитов, зависимость от западного инвестора и отток капитала в форме выплаты средств по кредитам.

Фактический итог: Объем иностранных инвестиций (в млн долларов США): 2011 — 43,1; 2012 — 50,6; 2013 — 69,2; 2014 — 22,9. Объем прямых иностранных инвестиций только в 2013 году вышел на докризисный уровень, но уже в 2014 году составлял одну треть он него. Доля прямых инвестиций незначительна и в 2013 году составила 15,4%. Для сравнения в 2000 году этот показать составлял 40,4%. В 1-ом квартале 2015 года в Россию прямых инвестиций поступило в 10 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года и в 31 раз меньше, чем за 1-ый квартал 2013 года! За счет ошибочной внутренней политики растет внешний корпоративный долг: доля кредитов в структуре иностранных инвестиций составила 86,7%. Иностранные инвестиции поступают преимущественно в нефтегазовый сектор: на производство кокса и нефтепродуктов в 2013 году было направлено около 32% иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, в основном являются возвратом выведенных в оффшоры средств, при этом по объему вывезенные инвестиции превышают инвестиции из-за рубежа. В 2014 году за границу было вывезено на 33,5 млн. долл США больше, чем поступило в российскую экономику.

Выводы: Либеральная элита продолжает следовать курсу надежды на привлечение иностранных инвестиций, снижая при этом объемы государственных вложений в экономику. Отсутствие прямых инвестиций, привлечение в основном иностранных кредитов свидетельствуют о том, что западный актор через инструмент иностранных инвестиций решает свои задачи.

Цель: "Мы будем добиваться снижения инфляции в последующие годы — и в текущем, и восьмом, и в девятом, и в десятом годах, — мы должны подойти к уровню 4–5% в ближайшее время" [Пресс-конференция, 1.02.2007].

Цель Запада: Обеспечить непоколебимость монетаристского подхода, согласно которому высокий уровень монетизации ведет к инфляции. За счет этого западные финансисты решают одновременно несколько задач: обеспечивают несуверенность Банка России, сдерживают экономический рост через низкий уровень монетизации и сохраняют инфляцию на уровне, превышающем показатель развитых стран.

Фактический итог: Инфляция за последующие 8 лет не опускалась ниже 6,1%. Целевой уровень в 4%, устанавливаемый впоследствии на 2012—2014 гг., достигнут не был. В 2014 году инфляция составила 11,4% вследствие ошибочной курсовой политики ЦБ (рис. 7). Инфляция, обусловленная немонетарными факторами, будет сохраняться на высоком уровне при текущем значении уровня монетизации. Под прикрытием борьбы с инфляции был осуществлен ошибочный шаг перехода к плавающему курсу рубля.

Рис. 7. Инфляция (по данным Росстата)

Выводы: Реализована стратегия Запада. Российская политика в области борьбы с инфляцией продолжает руководствоваться ошибочными догматами.

Цель: "Центральный банк многое делает для укрепления национальной валюты, во всяком случае для того, чтобы она чувствовала себя стабильно, чтобы так же стабильно чувствовала себя наша финансовая система в целом" [Совещание с Председателем ЦБ РФ, 2015].

Цель Запада: несуверенность Банка России, реализация рецептов МВФ.

Фактический итог: На момент произнесения этой фразы рубль опустился до уровня февраля 2015 года (рис. 8). Интервенций для поддержания национальной валюты не проводилось, управление курсом через процентные ставки прямо противоположно тому, что говорил ЦБ в прошлом году.

Рис. 8. Курс доллара США (по данным ЦБ)

Ежедневные колебания и их величина (рис. 9, 10) указывают на неустойчивость национальной валюты. Ход дневных торгов показал, что при плавающем курсе волатильность рубля возросла, спекулянты получили возможность извлечения дополнительной прибыли. Рубль потерял устойчивость. Напомню, что обеспечение устойчивости рубля — это конституционная обязанность Банка России (ст.75 Конституции РФ)! Стабильно себя не чувствуют не только рубль, но и российское население, ожидающее повторения событий последнего квартала 2014 года.

Рис. 9.Ежедневное колебание пары RUB/USD (по данным ЦБ)


Рис. 10.Дневное колебание рубля к доллару США на валютной бирже, максимальное и минимальное значения (по данным www.finanz.ru)

Финансовая стабильность была подорвана. С июня 2013 года, когда действующий Председатель ЦБ заняла этот пост, число банков сократилось на 61 единицу. Так называемое оздоровление банковского сектора через санацию сомнительных банков не только не снизило величину оттока капитала, который в 2014 году стал рекордным, достигнув 153 млрд долларов США, но и породило проблему обманутых вкладчиков. К этому стоит добавить и результат роста кредитных ставок в виде замедления экономического роста, снижения инвестиционной активности, возникновения проблемы обманутых заемщиков валютной ипотеки, увеличения просроченной задолженности по кредитам. Все эти факторы свидетельствуют о крайней неустойчивости финансовой системы.

Выводы: ЦБ остается финансовым институтом вне российских реалий: прислушивается к рекомендациям МВФ, а не российских экспертов, проводит политику, несоответствующую задачам и целям развития России, в условиях внешнего давления предпринимает действия, повышающие риски давления со стороны внешних акторов.

***

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Цель: "Необходимо сделать все, чтобы поднять жизненный уровень граждан. Это — суперзадача для всей власти, всех ее уровней и направлений" [Заявление Президента, 2006 г.].

"К концу 2014 года средняя заработная плата в стране должна увеличиться в 1,5 раза" [Программное обращение партии "Единая Россия", 2011].

"Увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 — 1,5 раза" [Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"].

Цель Запада: низкий уровень жизни, социальное расслоение, наличие массы молодых безработных, готовых к революционным акциям.

Фактический итог: В 2014 году население ждали потрясения в виде девальвации рубля, роста инфляции. В 2015 году реальные доходы населения за 8 месяцев упали почти на 5%, а заработная плата — почти на 10%.Падение по заработной плате превзошло уровень 2009 года (рис. 11).

Рис. 11. Реальная заработная плата, в % к соответствующему периоду предыдущего года (по данным Росстата)

Заработная плата выросла в 1,15 раз с 2011 г. в постоянных ценах и снизилась на 20,4% в долларах США (рис. 12). С 2012 г. по сентябрь 2015 г. в долларах США заработная плата снизилась на 34%, в постоянных ценах выросла только на 2,7%. При таких темпах роста на 40–50% к 2018 году ожидать не приходится.

Рис. 12. Заработная плата в постоянных ценах, в текущих ценах в долларах США (по данным Росстат, расчет ЦНПМИ)

Выводы: российские власти компенсируют выпадающие доходы за счет российского населения. До уровня 1990-ых годов далеко, однако тенденция снижения доходов в обществе, приученном к потреблению, может вызвать волну недовольства. Удешевление рабочей силы в России, произошедшее в результате девальвации, полностью соответствует задачам проекта "Антироссия". Достижение целей Запада — более реализуемый сценарий, чем надежды российских властей нагнать темпы увеличения уровня жизни.

***

ДЕМОГРАФИЯ

Цель: "Мы заставили отступить демографический кризис. Нам нужно закрепить позитивные тенденции в демографии, обеспечить постепенный прирост численности населения России" [Программное обращение партии "Единая Россия", 2011].

"Повышение уровня рождаемости и снижение уровня смертности населения на 25–30% (по сравнению с 2006 годом) к 2015 г." [Путин, 2011, о Концепции демографического развития России].

Цель Запада: сокращение численности российского населения. Вымирание и деградация русских как этноса. Наводнение России иммигрантами.

Фактический итог: Приостановление ежегодного сокращения численности населения было обеспечено за счет миграционного прироста. За период 2000—2014 гг. численность непосредственно российского населения уменьшилась на 7,41 млн человек, но численность осевших в стране мигрантов составила 4,52 млн человек. За срок правления Б.Ельцина (1991–1999) численность населения России сократилась менее, чем за столько же первых лет правления В.Путина (2000–2008). За 90-ые естественная убыль составила 5,669 млн человек, а в первые 9 лет с 2000 года — 6,845 млн, хотя именно 90-ые годы принято обвинять считать демографической ямой (рис. 13).

Рис. 13. Прирост населения России (по данным Росстата)

Миграционный прирост был обеспечен за счет притока трудовых мигрантов из республик Средней Азии. Согласно переписи за период между 2002 и 2010 гг (всероссийские переписи) численность некоторых народов, имеющих государственность за границами РФ, выросла в несколько раз. Наиболее высокие показатели продемонстрировали такие народы, как киргизы (численность выросла в 3,25 раз), узбеки (в 2,35 раз), таджики (увеличилось число на 67%). Максимальный отток за этот период приходится на православные славянские народы — украинцев и белорусов. Таким образом, за счет миграционных потоков происходит постепенная смена конфессионального состава России. В 2002 году доля трех православных народов (русские, украинцы, белорусы) в численности населения составила 85,3%, в 2010 году — 79,4%. Доля русских — 82,4% в 2002 году, при следующей переписи — 77,7%.

Россия вышла на уровень естественного прироста только в 2013 году. Тогда естественный прирост составил 24 тыс. а прирост за счет мигрантов — 274 тыс. В 2014 году естественный прирост достиг — 30,3 тыс, а миграционный — 260 тыс. То есть разница в 10 раз! В 1-ом полугодии наблюдалась естественная убыль населения в 61 тыс человек! Рост численности населения страны был обеспечен за счет естественного прироста в отдельных регионах — преимущественно республик Северного Кавказа, в то время как убыль русского населения продолжалась.

Выводы: Итоги российской демографической политики иллюзорны. Страна не смогла остановить вымирание русского этноса. Компенсировать сокращающееся население предлагается миграционным приростом. Если еще в 90-ые годы этот способ был действенен, поскольку в страну приезжали представители русской диаспоры — соотечественники за рубежом, то в 2000-ые годы миграционный прирост обеспечивается мусульманскими этносами, которые наряду с вывозом капитала порождают проблему этнокультурной ассимиляции. Россия продолжает обезлюживаться, а значит стратегия Запада по освобождению широких пространств оказывается эффективной.

***

ОБРАЗОВАНИЕ

Цель: "За 5 лет мы должны построить в России не менее 1 тысячи новых школ, и за эти же 5 лет у нас не должно остаться ни одной школы в аварийном состоянии" [Программное обращение партии "Единая Россия", 2011].

Цель Запада: ухудшение человеческого потенциала России через подрыв системы образования.

Фактический итог: За период в 3 года в стране закрыли 3000 школы. Качество образования в школах после введения системы тестирования ухудшается. Ориентация идет на формирование гуманитарных кадров в ущерб техническим специальностям.

Выводы: реализуется западная установка по снижению потенциала страны за счет качественного ухудшения человеческих ресурсов.

***

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Цель: "Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности" [Национальный проект здоровья, 2005 год].

Цель Запада: Ухудшение физического состояния российских человеческих ресурсов, извлечение прибыли через коммерциализацию здравоохранения и проникновение на российский рынок импортных лекарств.

Фактический итог: Ежегодно растет число заболеваний (рис. 14). Смертность сохраняется на высоком уровне. В 1-ом полугодии 2015 года смертность составила 988,1 тыс человек, за первое полугодие прошлого года — 961,1 тыс. Рост показателей смертности при высоком ее уровне, а также замедление рождаемости по мере вступления в детородный возраст малочисленного поколения 90-ых, старение населения крайне негативно влияют на демографическую ситуацию и как следствие — на развитие отечественной экономики.

Рис. 14.Численность пациентов с зарегистрированными заболеваниями (по данным Росстата)

Выводы: Задачи обеспечения физического здоровья населения не решены. Реализован сценарий постепенного ухудшения состояния человеческих ресурсов России, заложенный в проекте "Антироссия".

Перечень невыполненных обязательств можно продолжать и далее. Если обобщить ключевые цели и их фактическую реализацию, то можно в целом судить о том, какой Проект в итоге был реализован в России (рис. 15).

Рис. 15. Проекты "Россия" и "Антироссия"

На внешнеполитической арене были полностью реализованы целевые установки проекта "Антироссия" — изоляция России после начала украинской кампании, формирование образа страны-агрессора, превращение России в полупериферийное государство по мере снижения партнерских контактов и давления на экономику страны.

Россия сохранила сырьевую модель — экономику "нефтяной скважины", даже не "бензоколонки", где доминирующим выступал бы сектор переработки нефти и газа. Такая модель предопределяет отказ от собственного наукоемкого производства и ориентацию на потребление иностранной инновационной продукции. Тем самым Россия остается не только рынком сбыта, но и полузависимым государством, в отношении которого могут быть использованы рычаги давления с целью изменения внешнеполитического курса под угрозой запрета поставок продукции наукоемкой отрасли, как это было продемонстрировано в 2014 году введением санкций.

Банк России выступает инструментом реализации воли МВФ, идущей вразрез с приоритетами развития страны. Опыт введения плавающего курса в условиях высоких геополитических рисков это только доказывает. Инвестиции в основной капитал России сокращаются и на данный момент минимальны, ориентированы на развитие отрасли, которая в терминологии либералов является наиболее конкурентоспособной — нефтегазовой.

Либеральный курс диктует и снижение роли государства в экономике через сокращение государственных расходов, приватизацию государственных активов, что порождает проблему вывода капитала за рубеж и не подконтрольность стратегических отраслей государству. Это ведет к их фактическому уничтожению.

Достижение такого целевого параметра как повышение уровня жизни некоторое время реализовывалось в России, однако вскоре был избран курс на снижение доходов, что полностью совпадает с замыслом проекта "Антироссия" по удешевлению рабочей силы. Государство отказывается от функции социальной ответственности, формируя систему, при которой население выступает источником доходов для частного сектора — через систему коммерциализации образования и здравоохранения. Ежегодно растет расслоение российских граждан, ресурсы концентрируются в руках избранных (рис. 16).

Рис. 16. Динамика увеличения благосостояния российских собственников (по данным Research Institute. Thought leadership from Credit Suisse Research and the world’s foremost experts)

Особые опасения вызывает сохранение демографического кризиса, а также методы его решения, которые фактически порождают новую проблему — интеграции мигрантов, за счет которых прирост населения страны в 10 раз опережает естественный прирост. Вымирание России, программируемое западными структурами, продолжает оставаться объективной реальностью.

Данные факторы прямо указывают на то, что декларируемый проект "Россия" на поверку оказывается пустым обещанием, за которым скрывается методичная и последовательная реализация Проекта "Антироссия" через инструмент либеральной идеологии.

***

***

ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ДОКЛАДУ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ

***

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Социально-экономическое развитие России в 2015 гг.

Социально-экономическое развитие России в 2015 г.

Что происходит с рублем?

Постсоветское пространство в контексте Украинского кризиса

Экономические итоги 2014 года

Отчет председателя Правительства: что это было?

Global Financial Centres Index

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...