07 октября 2015 года |
От редакции "Россия навсегда": Автор Надежда Хвыля-Олинтер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.соц.наук
***
Экспертная оценка качества системы образования в России и немного статистики
В Центре научной политической мысли и идеологии в сентябре 2015 года был проведен экспертный опрос, в ходе которого ставилась цель оценить результаты образовательной реформы в России. Эксперты, в число которых вошли 154 представителя различных научных отраслей, кандидаты и доктора наук, профессора, провели сравнение качества подготовки выпускников учебных заведений до и после присоединения России к Болонской системе и введения ЕГЭ.
Выполняет свои функции современная система образования или она планомерно превращается в систему профанации? Мнения экспертов оказались крайне иллюстративными. По десятибалльной шкале респонденты оценивали качество подготовки выпускников школы, абитуриентов и выпускников вузов.
Диагноз однозначен: уровень подготовки значительно снизился (рис. 1, 2).
Рис. 1. Экспертная оценка качества подготовки выпускника средней школы (1 — низкое качество, 10 — высокое)
Рис. 2. Экспертная оценка качества подготовки абитуриента вуза (1 — низкое качество, 10 — высокое)
Рис. 3. Экспертная оценка качества подготовки выпускника вуза (1 — низкое качество, 10 — высокое). "Специалист" — отечественная система подготовки до введения Болонской системы
Качество образования в целом до присоединения к Болонской системе эксперты чаще оценивали на 9 баллов из десяти возможных, на сегодняшний день ситуация существенно хуже. Вычисление для каждого показателя среднего по оценкам экспертов балла показало, что как качество подготовки школьников и абитуриентов, так и эффективность системы образования ухудшились более чем в два раза (рис. 4).
Рис. 4. Экспертная оценка результатов реформы системы образования
Сравним оценки экспертов со статистическими данными, отражающими состояние системы образования на разных ее уровнях в результате реформ.
*
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
За двадцать пять лет по стране почти в два раза сократилось число школ, в первую очередь за счет учебных заведений общеобразовательного уровня, расположенных в сельской местности (рис. 5).
Рис. 5. Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в РФ [1]
Сокращение школ коррелирует с проблемами депопуляции и внутренней миграции и в определенной мере обусловлено именно этими процессами. Например, численность детей, достигающих возраста начальных классов и нуждающихся в учебных местах, в связи со снижением рождаемости в постсоветской России уменьшилась почти в полтора раза (рис. 6).
Рис. 6. Доля населения в возрасте от 5 до 9 лет в России [2]
Но качество школьной подготовки в связи с переходом на новые образовательные стандарты и введением ЕГЭ снижается. Детей не учат мыслить системно, а формируют отрывочные фрагментарные знания, необходимые для успешного прохождения тестовых заданий.
*
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
Состояние науки в стране, работу научных школ, качество подготовки учеников в школах отражают результаты международных олимпиад. СССР был безусловным лидером на мероприятиях такого рода на протяжении десятилетий. Успехи российской команды стали куда более скромными. Сегодня в СМИ периодически анонсируются успехи отечественных школьников-участников олимпиад — сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей привезли из-за рубежа участники команды. Безусловно, призеры достойны уважения, но наличие нескольких медалей совсем не гарантирует общекомандного успеха, и за объявленными двумя-тремя золотыми умалчивается то, что команда страны в общем зачете все чаще терпит поражение. Данные в динамике позволяют видеть многолетний тренд "успехов" нашей страны, который очевиден — отказ от советской системы подготовки учеников имеет своим результатом снижение уровня их знаний. В международных олимпиадах по математике и физике мы всегда занимали первые места, теперь ситуация в корне изменилась (рис. 7, 8).
Рис. 7. Россия в неофициальном командном зачете на международных олимпиадах по математике [3]
Рис. 8. Россия в неофициальном командном зачете на международных олимпиадах по физике [4]
Реформа образования заметно и существенно снизила сопоставительный мировой уровень российских школьников. Войны выигрывает школьный учитель? Так говорил Бисмарк? И какова сегодня национальная безопасность России в результате диверсионной реформы образования?
*
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Россияне признают важность высшего образования в современном мире и соглашаются с тем, что без соответствующего диплома сложно построить успешную карьеру и достичь многих жизненных целей. По данным общероссийского исследования [5], более 70% респондентов уверены в необходимости получения высшего образования для самореализации в профессиональной сфере.
Но отечественное высшее образование также пострадало от последствий развала советской системы. Интересно, что число образовательных организаций высшего образования сегодня по сравнению советским периодом увеличилось более чем в два раза. В 1960-м году на территории РСФСР располагалось 430 вузов, сейчас мы имеем более 900, а два года назад — больше тысячи, не считая региональных филиалов. Численность студентов выросла пятикратно. Вроде бы, охват населения высшим образованием должен приносить только позитивные результаты, повышать грамотность, образованность, профессиональность. По факту наблюдается обратное — качество образования стремительно падает, деградация населения увеличивается.
Образование, в том числе и высшее, превратилось в платную услугу, что прямо прокомментировал бывший Министр образования А.Фурсенко: "Профессиональное образование должно стать непрерывным и высокодоходным бизнесом" [6]. То есть на высшем уровне государственной власти было объявлено, что система образования должна производить не знания и гражданина, а прибыль. Такой результат и получен. Расплодились коммерческие ВУЗы, имитирующие подготовку, но генерирующие прибыль. Либерал-догматики должны быть удовлетворены. Но может ли быть удовлетворена страна, нуждающаяся в грамотных специалистах, если вместо них она получает суррогат? Отреформированная российская система образования вынуждена ориентироваться не на качество образования, а на прибыль и выживание.
Согласно исследованию, в ходе которого определяется Индекс уровня образования в странах мира (Education Index [7]), Россия по данному показателю находится на сорок девятом месте из ста восьмидесяти восьми возможных, соседствуя с Гренадой, Хорватией и Белоруссией. Этот комбинированный показатель Программы развития ООН является одним из ключевых для определения уровня социального развития (Human Development Index) и строится на основе данных о грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование.
В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование (Expenditure on Education [8]), рассчитываемом как общий объем государственных и частных расходов на данную сферу, выраженный в процентах от ВВП, наша страна занимает девяносто восьмое место из ста пятидесяти трех возможных. Это неприемлемо низкий показатель, и стоит отметить, что из стран, находящихся на постсоветском пространстве, нас обгоняет даже Белоруссия. Проблемы в российской системе характерны практически для всех государств, входящих ранее в состав СССР. Они являются результатом разрыва преемственности в образовании, нарушения традиций и "антиисторического" отрицания достижений советского опыта.
*
НАУЧНЫЕ СТЕПЕНИ
С 1 января 2014 года Высшая аттестационная комиссия ужесточила требования к защите диссертаций, введя правило обязательной публикации полного текста работы в открытом доступе за три месяца до защиты. Это решение было направлено на борьбу с плагиатом. Последовал результат — выпуск из аспирантуры с защищенной диссертацией сократился с 8979 человек в 2013 году до 5189 человек в 2014 году [9]. Факт, доказывающий системное порождение суррогатной подготовки молодых ученых в результате реформы. Наиболее резкое уменьшение числа защищенных диссертаций отмечается в технической и экономической отраслях. Это может быть связано как с ужесточением требований ВАК, так и с закрытием и приостановлением деятельности ряда Диссертационных советов, но в любом случае проблему подготовки высококвалифицированных научных кадров они иллюстрируют.
Практика плагиата была проанализирована активистами сообщества "Диссернет", созданного в целях общественного противодействия подлогам в науке. Некоторые результаты анализа опубликованы в Англоязычном бюллетене по проблемам высшего образования Higher Education in Russia and Beyond (HERB) [10]. В частности, были выявлены наиболее "проблемные" области распространения фальшивых диссертаций — экономика (около 40% случаев), юриспруденция, педагогика, медицина. Параллельное исследование библиометрической базы данных SCOPUS позволило сделать следующий вывод. Число фальсифицированных диссертаций в тех или иных областях науки обратно пропорционально вкладу этих областей научного знания в международную систему знаний. Наиболее сильно международное представительство российских ученых в физико-математических и химических, биологических науках, где уровень плагиата гораздо ниже (рис. 9).
Рис. 9. Число диссертаций с плагиатом / публикации в международной системе SCOPUS [11]
В работах естественников плагиат отмечается реже, но их труды часто характеризуются измельчением тем и невысоким научным наполнением. Эпицентрами "липовых" диссертаций стали крупнейшие российские города — Москва и Санкт-Петербург, и Кавказский регион, в котором процент фальсификата наиболее высок. Вузами, лидирующими по числу защищенных в них некачественных трудов, названы Московский Педагогический Государственный Университет и Академия государственной службы при Президенте России (ныне РАГХиГС) [12].
*
ПЕРСПЕКТИВЫ
Разрушение советской системы образования, попытки подогнать ее остатки под зарубежные стандарты и экстренно примерить англосаксонскую модель к позитивным результатам не приводят. Сегодня как никогда в истории современной России требуется системное формирование и накопление социального потенциала, способного оздоровить государство и общество, воспринять лучшие отечественные нравственные, научные и культурные традиции, сохранить их и приумножить. "Играя мускулами" на международной арене, наивно полагать, что целенаправленно и последовательно уничтожая десятилетиями наработанную систему обучения подрастающего поколения, мы сможем успешно продолжать эту игру в будущем.
Перспективы пока не радужны. Образование, которое должно закладывать потенциал развития государства, стало подобием злокачественного образования, дающего метастазы во все важнейшие сферы жизнедеятельности страны. Система передачи накопленных поколениями опыта, знаний и умений свои функции на должном уровне не выполняет, человеческий потенциал снижается. Понимает ли политическое руководство страны, что оно делает в сфере образования, грядущие для страны последствия, вопрос скорее риторический. Это видно невооруженным глазом. Но правило "сегодня главное не хлеб, не сталь и не броня, сегодня главное дети, потому что завтра это и хлеб, и сталь, и броня" в постсоветской России очевидно игнорируется.
***
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Построено автором. Данные Росстата
[2] Данные Росстата
[3] Построено автором. Данные
[4] Построено автором. Данные
[5] Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 31 августа — 1 сентября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
[7] См.: Рейтинг стран мира по уровню образования
[8] См.: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info
[9] Данные Росстата
[10] Herb Higher Education in Russia and Beyond
[11] там же
[12] Некоторые наблюдения в области фальсификации научно-квалификационных работ в России
***
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Министерство образования и науки — бастионы западничества в России
Молодежь как будущее России в категориях войны
Высшее образование и формирование "привилегированного класса" в России
Наука и образование: экспансия экономизма
Влияние лжи на здоровье человека: психологический, социальный и нравственный аспекты
Моду на профобразование должны диктовать российские, а не западные реалии
Система образования как способ управления миром
Ценность образования: от добродетели к товару
Мировой кризис образования: необходимость возвращения к истокам
Взаимосвязь критериев модернизации общества и образования
Национальная безопасность страны и качество образования
Наука и образование: синергия кризиса
ЕГЭ как троянский конь нашего образования
Реформы российского образования и постсоветское пространство
- Еще по теме:
- 21/08/2019 Очередной фейк Госдумы: "охота на ведьм" в России
- 15/07/2019 Душераздирающее зрелище…
- 28/06/2019 Виртуальный человек
- 06/04/2019 Александр Жилин: "Порошенко выгоден и Вашингтону, и Москве…"
- 29/03/2019 Выборные пляски вокруг ордена Иуды
- Нижеприведенный анализ — редакционная статья ресурса "Вести дня" — примечателен тем, что показывает, что...
- "Обеспечение естественных потребностей (в пище, жилье, безопасности и т.д.) — это не высшая цель государства,...
- Воспринимать словеса высокопоставленных руководителей России становится уже невозможно. И это не частное...
- От редакции "Россия навсегда": 8 февраля исполнилось 290 лет со смерти основателя Санкт-Петербурга,...
- Вот что умели делать на Руси чиновники качественно, так это громко рапортовать о своих успехах. Даже если...
- Крики о "сдаче" Путиным Украины напоминают до коликов в животе такие же крики предыдущих двух лет о "сдаче"...
- Макаревич, обращаюсь к тебе, как русский человек, живущий в западной части Украины. Это не революция, как ты...
- Стали известны некоторые подробности о русофобском форуме, организованного известным в своих кругах...
- Украинский Манифест: "Уже 23 года мы независимые и свободные. Мы не рабы, мы не быдло, мы почти европейцы....
- Не думала, что однажды мне придётся писать этот пост, сознательно избегая в жж политических тем, ведь сюда я...
- Гражданская война самая страшная из всех видов войн, потому что в отличие от "обычной" войны враг здесь не...
- В понедельник, 2 сентября погиб в ДТП на Тернопольщине легендарный кобзарь, бард и просто удивительный...
- Наблюдая за бесконечными потоками политической текучки, можно потерять из виду то, что, на самом деле, не...
- Решение даже не пытаться где-то опубликовать свои соображения о событиях в Одессе 2 мая 2014 года, а повесить...
- Наряду с историей как совокупностью научно достоверных фактов в отношении прошлого (назовем ее...