< Август 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Подписка rss
Поиск Поиск
Решит ли Конституционный суд дело ЮКОСа?

16 декабря 2015 года
Закладки

1 декабря 2015 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, который дает Конституционному суду право признавать невозможным исполнение в стране решений международных судов, если они нарушают верховенство Конституции. Причиной принятия данного решения стал новый виток "гибридной войны" против России после конфликта на Украине.

Традиционно западные страны используют широкий арсенал воздействия на несогласные с их политикой государства. После введения санкций со стороны США и ЕС они достали ещё один давно забытый "козырь" против России — в июле 2014 года Третейский суд в Гааге удовлетворил иск бывших акционеров нефтяной компании ЮКОС и обязал Россию выплатить им $50 млрд. В том же месяце Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить тем же истцам компенсацию в 1,86 млрд евро, а также 300 тыс. евро в качестве возмещения судебных издержек. После этого в СМИ появилось сообщение об аресте российского имущества, однако ЕСПЧ позже опроверг данные слухи.

Понятно, что судебный процесс по делу ЮКОСа политически мотивирован целью нанесения вреда России за проявление непослушности в крымском вопросе. Однако, сам факт имеющегося юридического инструмента для воздействия на Россию вызывает опасность. Причиной этого является Конституция Российской Федерации, статьи которой признают приоритет международного права над национальным, в частности часть 4 статьи 15: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Таким образом стоит вопрос о юридическом суверенитете государства. США и ЕС могут действовать и внеюридическими методами типа введением санкций, информационной войной, сбить самолет или арестом золотовалютных резервов, но в данном случае Конституция позволяет использовать против нас "законные инструменты".

Основной закон России — Конституция 1993 года, была принята после поражения СССР в "холодной войне", и это поражение стало фундаментом сегодняшней России. Как следствие этого — страна непрерывно деградирует (при разных Президентах с разной скоростью), не имеет достаточного уровня суверенитета, а в результате не может обеспечить достойного уровня благосостояния населения, а также потенциально не обезопасит от различных видов агрессии. В 1993 году принятие Конституции (фактически "акта о безоговорочной капитуляции", который написали специалисты из США) запрограммировало дальнейшую неуспешность России.

Факт её принятия был "уткой" для консенсуса с той частью населения, которая не довольна была ельцинским переворотом, хотя даже её утверждение на референдуме не было единогласным (за принятие проголосовало 58,43%, против — 41,57%). Конституция легализовала не только грабеж страны собственными олигархами, но поставила её под внешнее управление геополитическими врагами.

Очередная серьезная конфронтация России с западным альянсом многое расставила по своим местам. В речах политиков и официальной пропаганде появились проблески правды, однако, как и прежде они обвиняют в наших неудачах внешнего субъекта, а не нас самих. Обвиняя США, ЕС, МВФ или НАТО они умалчивают причины по котором стало возможным нас ущемлять! Одна из них — это до сих пор действующая колониальная Конституция 1993 года, которая делает нас уязвимыми перед противниками! Тем не менее, руководство страны не спешит её менять — даже законопроект, принятый Госдумой 1 декабря, вносит поправки не в саму Конституцию, а в закон "О Конституционном суде РФ".

Конечно, замены Конституции 1993 года боятся в первую очередь российские олигархи, как подметил заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин — внесение изменений в Конституцию, сделает нужным её пересмотр, что в свою очередь запустит процесс пересмотр результатов приватизации, а это "вредно".

Возвращаясь к делу ЮКОСа то не понятно почему российские власти посылали своего представителя на эти суды, а теперь, когда проиграли, решили ввести закон дающий возможность не признавать его результаты? Почему изначально не отказались от участия в нем, думали выиграть суд? Председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин, только после присуждения выплатить 50 млрд долл заметил политизацию Страсбургского cуда? Все это показывает несостоятельность упреждающей политики руководства страны и крах модели встраивания в западную систему.

Думаю, что "карту" ЮКОСа вновь достанут при новом случае конфронтации, а судя по авантюрным решениям руководства России, они будут случаться очень часто. С большой долей уверенности можно сказать, иск Ходорковского будет удовлетворен, как минимум частично. Не исключен арест имущества России за рубежом, на что российская власть ничем не ответит. Ответ будет такой же, как и в ситуации со сбитым Су-24 в Сирии — много гневных речей и "запрет торговли помидорами".

Суверенитет и необходимость отстаивать свои интересы, о которых часто говорит Президент Путин, невозможно выполнить без смены Основного закона, не внесения поправок или замены статей в ныне действующую, а смены её новой! Без прочного конституционного фундамента невозможно выстроить успешную государственную политику. Принятый законопроект об "игнорировании европейских судов" — это затыкание конституционных дыр, а не целостное решение проблемы. Без смены колониальной Конституции 1993 года российская политика (как внешняя, так и внутренняя…не говоря уже о глобальной) обречена на поражение.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...