< Апрель 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Подписка rss
Поиск Поиск
Нагорный Карабах: почему сейчас?

08 апреля 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Фото: в самый канун нового витка карабахского конфликта встреча президента Азербайджана И.Алиева и госсекретаря Д.Керри на полях Саммита по ядерной безопасности в США. 

***

Новое обострение в Нагорном Карабахе показало, что стратегия полыхающих российских границ начинает последовательно воплощаться: с одной стороны, это тлеющий конфликт на Украине, с другой — Нагорный Карабах, с третьей — угроза возникновения нового очага напряженности в Таджикистане. Взятая в пояс нестабильности Россия — это геополитическая победа Запада, рука которого усматривается в каждом из конфликтов.

*

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ. ХОД КОНФЛИКТА

В ночь на 1 апреля стороны конфликта обвинили друг друга в артобстрелах своей территории. В ночь на 2 апреля Азербайджан перешел к активной фазе боевых действий с применением артиллерии, бронетехники и авиации. По сообщениям армянской стороны Азербайджан предпринял открытое наступление, применяя вертолеты, беспилотники и систему "Смерч". Обе стороны сообщали о многочисленных жертвах среди гражданского населения. С технической стороны Азербайджан готов к войне — нефтегазовые доходы содействовали перевооружению армии, сотрудничество с Турцией в военной сфере также укрепило вооруженные силы.

Как отметил пресс-секретарь Минобороны Азербайджана Вагиф Даргяхлы — "вооруженные силы Азербайджана обеспечены самым современным оружием и боеприпасами, боевой техникой, высокоточным оружием, подготовленным по последним достижениям в области науки, а также другим военным оборудованием, способным уничтожить врага с дальнего расстояния без непосредственного контакта с ним". Продвижение Азербайджана в Нагорном Карабахе завершилось объявлением перемирия 5 апреля, в результате ВС Азербайджана приступили к укрепительным работам. Обе стороны возлагают ответственность за начало конфликта на противника. Азербайджанская сторона заявила, что "вся ответственность за сложившуюся ситуацию полностью ложится на Армению как на страну — агрессора и оккупанта", апеллируя к тому, что Нагорный Карабах — юридически азербайджанская территория, подконтрольная Армении.

Алиев операцию в Карабахе назвал "большой победой" страны, обвинив Армению в разжигании конфликта, поскольку последняя "не хочет освободить захваченные территории. И направляет все усилия на то, чтобы максимально сохранить статус-кво". Армения в свою очередь указала на то, что именно вооруженные силы Азербайджана приступили к вооруженным действиям. Нагорно-Карабахский конфликт был заморожен в свое время Россией через перемирие, и сдетонировать ему дали как раз в тот момент, когда Россия едва вышла из очередной военной авантюры. А с учетом непримиримости позиций сторон и нежелания возвращаться к достигнутым ранее договоренностям, можно констатировать появление еще одного продолжительного конфликта у российских границ с участием в нем России как фактической стороны.

*

РОССИЙСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Геополитическая ориентация сторон конфликта явно указывает на желаемый для России исход. Армения, как-де-факто контролирующая Нагорный Карабах сторона, выступает последовательным российским партнером. Она член ОДКБ, в 2015 году вступила в Евразийский экономический союз, в Армении расположена 102 российская военная база в Гюмри. В отличие от Азербайджана Армения была одним из трех постсоветских государств, которые голосовали решительно против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины, в которой не признавалась российская юрисдикция над Крымом.

Азербайджан уже давно выстраивает политику партнерства с антироссийскими силами: членство в ГУАМ, в состав которого помимо Азербайджана входят 3 постсоветские республики, которые сделали свой выбор в пользу Евроинтеграции и у которых с Россией остались неразрешенные противоречия в форме непризнанных образований. У Грузии — это проблемы непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии, у Украины — ЛНР и ДНР, у Молдавии — Приднестровская республика. По факту ГУАМ является клубом государств с отколовшимися не без российского участия от них территориями. Азербайджан участвует в проектах транспортных нефтегазовых коридоров в обход России — Набукко, пришедшем ему на смену в 2013 году Трансадриатическом газопроводе, а также в проектах TANAP и TAP. Геополитический ориентир исламского государства — это отнюдь не Россия, а Турция, с которой Азербайджан осуществляет тесное сотрудничество. Это проекты в области транспортировки нефтегазовых ресурсов, строительство железной дороги "Баку — Тбилиси — Карс", тесное военное сотрудничество, включая даже турецких инструкторов в Азербайджане для тренировки подразделения специального назначения. В 2013 году появилась информация, что Азербайджан и Турция создают единую Армию, азербайджанские парламентарии все чаще высказывались в духе "одна нация, единая армия".

Позиция России в данном вопросе — сохранить статус-кво, иными словами, вновь заморозить конфликт, оставляя его как угрозу для региональной стабильности в будущем. Но в условиях текущих внешних обстоятельств именно данный подход отвечал бы тактике взвешенного и продуманного внешнеполитического курса. 2 апреля Россия приступила к консультациям с партнерами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ.

*

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМБИНАЦИЯ

Стратегия Запада сводится к очередному втягиванию России в конфликт, который также должен иметь затяжной характер. С одной стороны, Армения, поддерживаемая Россией, с другой стороны — Азербайджан в союзе с Турцией. Ставка была сделано на то, что Россия в очередной раз, как на Украине и в Сирии, станет скрытым или явным участником конфликта.

Рукотворность конфликта сложно отрицать. В середине марта президент Азербайджана И. Алиев прибыл с рабочим визитом в Турцию, в ходе которого затрагивалась ситуация по Нагорно-карабахскому региону. Турция выразила поддержку Азербайджану в этом вопросе, заявив, что "территориальная целостность Азербайджана нарушена, она должна быть восстановлена". В ходе саммита по вопросам ядерной безопасности, проходившем в США, куда Россия решила не ехать, И. Алиев заявил, что условием прекращения вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе является восстановление территориальной целостности страны.

Дж. Керри также выступил с тезисом о территориальной целостности республики. В итоге Баку был дан своего рода карт-бланш — переход от дипломатического урегулирования конфликта с Арменией к военному, что и было осуществлено уже на следующий день после начала работы саммита. Запад учитывал в этой комбинации еще два важных фактора, ставших актуальными в последние годы. Во-первых, турецкий фактор, поскольку именно Турция — геополитический ориентир Азербайджана. Обострение российско-турецких отношений в Сирии не вылилось в открытое столкновение, хотя там Россия была в критической близости от турецких границ. На этот раз конфликт перенесен на ближние подступы России. А, следовательно, теперь гарантий тому, что Россия не отреагирует еще более нервно уже нет. Да и Турция, порядком озлобленная российской ответной реакцией, готова к более решительным действиям.

Президент Турции Т.Эрдоган 4 апреля публично поддержал Азербайджанскую сторону конфликта, заявив, что "однажды Карабах непременно вернется к своему настоящему хозяину, снова станет азербайджанским".

Во-вторых, это фактор Крыма. До крымского референдума вполне оправданно смотрелась российская позиция по замораживанию конфликта и сохранению нейтралитета. Но после Крыма, когда Россия посредством референдума включила в свой состав территорию, населенную преимущественно русскими, отрицать такой же сценарий для населенного армянами Нагорного Карабаха стало труднее и, уточним, не перед провозгласившим независимость Нагорным Карабахом. В конце концов Россию же не смущают аналогичные статусы у 4-х республик (Южная Осетия, Абхазия, ЛНР и ДНР). А перед Арменией, которая на голосовании ООН сочла невозможным осудить российскую позицию по Крыму. Разыгрывание карабахской карты ставит под угрозу будущие российско-армянские союзнические отношения, если Армения перейдет к настойчивому требованию второго Крыма для Нагорного Карабаха. А именно — признает независимость Карабаха согласно референдуму 1991 года и проведет еще один референдум о присоединении территории к Армении. Первые признаки этого уже видны: в парламенте Армении не исключили обсуждения вопроса о признании независимости непризнанной Нагорно-Карабахской республики. К чему, кстати, подталкивает и тот факт, что независимость Карабаха уже признали 7 штатов США. Последнее признание состоялось 4 марта этого года. Вероятно, что этот фактор будет содействовать более решительным требованиям Еревана по части статуса Нагорного Карабаха.

Примечательно, что Россия в который раз уже при решении конфликта на своих рубежах прибегает к обсуждению ситуации с США. Телефонный разговор Керри и Лаврова 4 апреля был посвящен теме прекращения боевых действий в Нагорном Карабахе. Интересно, что Россия никогда за свою суверенную историю не обсуждала регулирование ситуации в латиноамериканском регионе с США, а вот решение проблем на постсоветском пространстве без консультаций с Вашингтоном уже не обходится.

Пояс нестабильности вокруг России превращается в пояс горячих военных точек. Следующей на очереди в перспективе может стать Таджикистан, противостоящий угрозе Талибана со стороны афганской границы. Российская стратегия заморозки конфликта, типа — авось все обойдется, дает очевидные сбои. Все последующие конфликты будут оборачиваться новой геополитической катастрофой до тех пор, пока Россия не встанет на рельсы обновления, суверенной политики, не будет готова к решительным мерам, не определится точно, кто на самом деле ей союзник и друг, а с кем не стоит и сидеть за одним столом переговоров.

***

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Пояс нестабильности

Протесты в Молдавии

Нагорный Карабах, страшное завтра и новый мир

Кого финансирует ЕС на постсоветском пространстве

Постсоветское пространство в контексте Украинского кризиса

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...