< Июнь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Подписка rss
Поиск Поиск
Ленина давно нет. Надо за него работать

30 апреля 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

***

Только что минуло 22 апреля. Власть и пропагандистские каналы как воды в рот набрали. Страна абсолютно не вспомнила о том, почему эта дата традиционно вызывает в памяти и сознании очень важное мировое явление. Это день рождения Владимира Ильича Ленина. Не Владимира Владимировича Путина, а Владимира Ильича Ленина — человека, жизнь которого без преувеличения перевернула мир.

Попытайтесь вспомнить равнозначную с ним фигуру, которая внесла в бы судьбу мира такие же масштабные изменения и такую же перспективу. Ну, попробуйте! Я вспоминаю, правда, с неким горьким осадком только Гитлера, как противоположность тех смыслов, о которых сейчас мы размышляем и говорим. Эта тварь тоже пыталась переделать мир и фактически начала его переделывать. Но мир, человечество вовремя тварь прихлопнули с ее намерениями. А те идеи, которые рождались тысячу лет, которые выносились, сохранялись и переносились во времени мировыми религиями, идеи высшей нравственности и справедливости, сущности природы человека, его права и обязанности быть человеком, а не булыжником или обезьяной, конечно, ни затоптать, ни оболгать, ни прекратить никому не дано. Даже если случилась трагедия с Советским Союзом, с миром социализма, этого никому не дано остановить.

Ленин — фигура, давно ушедшая в историю, и мы о ней судим по биографическим данным, историческим исследованиям, по художественной литературе, по кинематографу, по колоссальному объему партийной мифологизированной литературы, которая за 75 лет Советского Союза целенаправленно создавалась. Конечно, создавался лубочный, искаженный образ, зачастую камуфлирующий не только величие и гениальность, но и оборотную сторону человека. Она тоже была. Жестокость, например. Готовность идти на массовые преступления, репрессии, например.

Рассуждая о современной России, о нас самих, о том, что мы можем внести в мир, проходя свои 70 лет или сколько там нам будет в жизни дано, как мы судим о Ленине? Ведь 100 лет великого события, Великой Октябрьской социалистической революции уже на пороге. Мы судим по тем бесспорным реалистичным свидетельствам и исторической памяти, которые выглядят очевидными. Что это за очевидные, безусловные свидетельства?

Это был, конечно, выдающийся ум, ум, который простирался от любознательности до способности проникать в фундаментальные таинства природы, окружающего мира. Ум его был настоящим, философским. Это был ум, который сопровождался значительной эрудицией, знаниями и трудом. Ум, который сопровождался постоянным возбуждением и нацеливанием на актуальную идею, идею-фикс: идею преобразовать мир человечества, направить его от конфликта труда с капиталом, от несправедливости, от превосходства одних над другими, от отъема благ, от унижения большинства меньшинством к другому состоянию — состоянию справедливости, нравственности, равенства, достоинства человека. Он действительно работал над прикладными и научно-проектными продуктами, формировал представление о будущем облике и новом устроении и страны, и мира. От фундаментальной теории до прикладных проектных прогностических продуктов — вот диапазон напряжения ленинского ума.

Я не хочу, конечно, сопоставлять себя с ним, хотя была и есть такая стихотворная строка: "Я себя под Лениным чищу". Каждый взрослый человек соотносит себя с историческими героями, пытается понять, насколько он дотягивает или не дотягивает. Только Владимир Владимирович принялся соревноваться, мол Ленин недоумком был, бомбу заложил под Советский Союз, через 75 лет она рванула, а нынешний Владимир Великий, соответственно, за 16 лет сделал страну "процветающей, успешной, нравственной, справедливой, уважаемой в мире, которая бурно развивается и всему миру примером становится". Такое "соревнование в сторону". Оно нелепо, неинтересно и неумно.

А соотнести то, что мы можем сделать, то, что пытаемся сделать на фоне той высочайшей планки, которую Ленин для нас установил, мне кажется, важным. У него была абсолютно феноменальная жизненная целенаправленность, смысл и цель жизни каждую минуту, каждую секунду. Человек шел на лишение себя нормальной семьи, детей, шел на тюрьмы и ссылки, шел на жесткую, выматывающую политическую, интеллектуальную борьбу со своими, казалось бы, соратниками. И это всю его жизнь. Такая жизнь, устремленная к единой цели — это очень высокий уровень жизненной модели. Это не для всех. Это для единиц, а может быть для совершенно исключительных людей.

Результатом такой сверхнапряженной жизни стала и теория, и практика, и факт создания СССР, создание, открытие величайшего социального исторического эксперимента, опыта, который не ушел, не отрицателен, который дает нам шанс и надежду, что мы и в нашей стране, и в человеческом мире выйдем опять в этот коридор идей и развития. Обязательно, неизбежно выйдем.

Был ли он сусальным, лубочным образцом человеческого поведения, жизни, политической активности? Нет, конечно. Достаточно очевидно, что это был человек очень жесткий и жестокий. Он подписывал, как впоследствии и Сталин, документы на репрессирование целых социальных групп. На сегодня это бы назвали экстремизмом и в тюрьму его бы посадили. Сколько было расстреляно интеллигенции. Тогда еще слова "враг народа" не особенно применялись, но по смыслу это были люди, которые сопротивлялись приходу новых порядков. Сколько было расстреляно и репрессировано священнослужителей, разрушено святых храмов, сакральных мест для русского российского народа. Это были колоссальное потрясение, колоссальные жертвы в Гражданской войне, колоссальные жертвы в периоде, который потом был назван Красным террором, как ответ или как симметричная картина Белого террора. Какая была миллионная миграция из страны. Какая была разруха в стране. Все это было и не забыто.

Нужны ли такие люди в истории? Нужен ли такой человек в современной России? В чем состоит сегодняшняя повестка, когда мы в день 22 апреля напрягаем свой ум и память в соотнесении, сопоставлении, осмыслении сегодняшних вызовов?

Фундаментальная наука. Представление о мироздании, о материи. Конечно, оно продвигается дальше, чем ленинские представления. Теория отражения, теория соотношения сознания и окружающего мироздания. На мой взгляд, ленинская неточность — в разъединении идеального и материального, по его формуле "данного нам в ощущениях". Нет, это уже представляется не так. Научная мысль и теоретическая конструкция развивается дальше. Я и те, кто разделяет эти подходы, видим и имеем физические доказательства того, что такого трагического разъединения сознания и материи не существует, и не бытие определяет сознание. Сознание есть бытие. Сознание есть материя. Сознание отделимо от физического, физиологического носителя — человека. Сознание как минимум гораздо более долгоживущее. По своим данным могу определенно утверждать как минимум о сотнях лет, что гораздо длительнее, чем физическая, физиологическая жизнь нашего тела-бионосителя, к которому мы привязываем это самое сознание.

Вопросы эволюции жизни продвинуты сейчас дальше и вперед. Вопросы, которые тогда вообще не ставились: социальная жизнь как образец жизни, теория успешности сложных социальных систем. Я перечисляю то, что мы сами делаем, потому что нас самих мы с моими коллегами, нашим коллективом, научной школой соотносим конечно с предшественниками, с их достижениями, их величием. Мы — люди адекватные. Это не соревнование. Это: "Я себя под Лениным чищу". "Под Лениным" в смысле, в котором мы имеем образец колоссального ума, целенаправленности, работоспособности и свершений масштабов жизни. Конечно же, социально-политическое конструирование уходит от идей диктатуры одного класса над другими, который выродился в неудачную конструкцию.

Мы приходим к пониманию главного принципа — равенства достоинства всех, и большинства, и меньшинства, пониманию баланса и симфонии, как принципов устройства сложного человеческого сообщества, государственного устроения. Но ведь при этом мы отталкиваемся от тех даже заблуждений гения или тех неточностей, которые прошедшая история позволяет увидеть. Не было бы этого, отталкиваться было бы не от чего. В каком-то смысле мы — наследники, продолжатели того замечательного, ответственного, великого дела человеческой деятельности, жизни, бытия, в котором ищется нравственность, справедливость и истинный удел человека быть человеком. Ленин был в этом коридоре со всеми своими противоречиями, которые отнюдь не дают нам права драпировать цветными тряпочками Мавзолей в День Победы, 9 мая, а в день 22 апреля вообще забывать, что существовал такой человек, наш соотечественник.

Нужен ли сегодняшней России Ленин? Да, нужен. Его давно нет, поэтому приходится за него работать. России нужен коллективный Ленин. На мой взгляд, это, пользуясь его же словами через 100 лет, Партия нового типа — собирание людей, которые в совокупности создадут то, чего стране сейчас категорически не хватает. Ей не хватает ума, ей не хватает совести, ей не хватает дееспособности. Ум, совесть и дееспособность нашей эпохи — вот, что такое Партия нового типа и образное сопоставление "Коллективный Ленин", которого нам в нашей России не хватает.

И как водилось во времена Владимира Ильича, без призыва, без лозунга не обходится. "Все в Партию нового типа!" Но не всех примем. Те, у кого есть ум, у кого есть совесть, и кто дееспособен, приходите. Будем страну в будущее направлять. Так, как о том мечтал 100 лет назад и Владимир Ильич Ленин. И спасибо ему за те уроки, и положительные, и отрицательные, которыми мы располагаем. У него их не было, поэтому новый коллективный лидер, воображаемый субъект политического действия и интеллектуальной активности в нашей современной стране — Партия нового типа — будет более успешной.

***

*** 

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...