< Сентябрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Подписка rss
Поиск Поиск
Победа и символы. В преддверии 9 Мая

07 мая 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор

***

Вот подошла очередная годовщина Великой Победы в Отечественной войне. Первая мысль об отце — фронтовике. Как там было? За что он добровольцем на фронт пошел воевать в июне 41? Что нас связывает с тем горем и подвигом?

Десятки лет отделяют нас от этого реального трагического и героического события в жизни людей. Нам трудно представить сейчас, как наши отцы и деды поднимались в атаку под кинжальный огонь, как они боролись со смертью в госпиталях, как матери и бабушки работали сутками на эвакуированных заводах, как хоронили своих товарищей, как получали похоронки. Это было реалиями их жизни.

Победа переносит ту эпоху в нашу жизнь, в наше сознание. Она отражается, так или иначе, в понимании нами текущей действительности. И с каждым новым юбилеем в постсоветские времена, во времена созревшего путинизма все новые и все более четко оформляющиеся мысли посещают ум, бередят душу в эти майские дни.

Страны-победителя нет. Она исчезла. Кто и почему празднует победу? В Прибалтике ее не празднуют, там маршами ходят сторонники гитлеровской стороны в той войне. На Украине — то же самое. Грузия, Украина и Прибалтика не желают считать это прошлое своим, они устремлены в Европу, ту самую Европу, ту самую Германию, которая в ту войну напала на нашу страну.

Россия — самая большая постсоветская страна в международно-правовом отношении, да и чисто количественном — вроде бы представляет собой наследницу той победы. И что же эта наследница путинского, ельцинского образца об этой победе думает, как она ее вспоминает, что происходит вокруг?

А происходит следующее. Если страна жила со знаменем победы, то на сегодня это знамя отставлено в сторону, и заменил его флаг бывших предателей в той войне — власовцев. Анекдотично, что в эти дни в Кемерово в предпраздничных мероприятиях изобразили вместо российского триколора голландский флаг. Уже в целом ряде случаев на предпраздничных билбордах изображают не советских солдат и не советскую военную технику, а то американских, а то, пуще того, самих гитлеровцев. Случайно ли это? Может быть, не надо обращать внимания на такие глупости? Может быть.

Но как не обращать внимания на то, что российская молодежь не знает, кто такой генерал Карбышев, попавший в плен к немцам, но не предавший свою присягу и свою страну. Генерал Карбышев, с которым фашисты зверски расправились, поливая его холодной водой на морозе до смерти, до замерзания! Зато выпускники МГИМО и не малым числом боготворят и считают героем предателя — генерала Власова, который собрал так называемую Русскую освободительную армию и вместе с гитлеровскими войсками воевал с Советским Союзом. Он для них — герой. Предатель, нарушивший присягу, стрелявший в собственный народ — герой, якобы потому что боролся с большевизмом. Но тогда надо полагать и Гитлера героем. Он ведь тоже боролся с большевизмом. И эти молодые, искалеченные душами, люди распространяют вокруг себя ложные, лживые, омерзительные представления о ценностях. Плодят себе подобных.

В учебниках истории советский период, скажем прямо, оболган, искажен и подводит мыслью молодежь к тому, что настоящие ценности, настоящие смыслы и победы мы лицезреем сейчас, в эпоху путинизма. Раз уж вспомнил о ценностях, то процитирую проект закона о духовных ценностях России, который мы разработали, будучи обеспокоенными как раз подобными вещами. Духовные ценности — это не то, что можно пощупать руками, потрогать или поцарапать гвоздем. На предмет культурных исторических памятников закон уже есть. А вот на предмет информации, важной для человеческого сознания и души, закон только спроектирован. Он говорит о том, что изображение, звуковая информация, тексты, виды, ландшафтные, градостроительные, архитектурные, содержащие важнейшие сообщения поколениям о ценностях и подвигах, об исторических событиях, о культуре и цивилизационной идентичности народа и страны, вечные и важнейшие. Это Куликово поле, Бородинское поле, Сапун-гора, Мамаев-курган. Красная площадь. Это и есть та самая социальная генетика, культурные связи, которые переносят в тысячелетиях вещи, делающие кучу людей народом, а территорию с начальниками государством, Родиной.

Так вот вид, вид Красной площади. Мало сказать, что это сакральная площадь, известная всему миру. Мало сказать, что она воплотила в своих памятниках, в своем историческом виде важнейшие ценностные императивы, те символы, которые обозначают нашу страну, столицу, Россию, Москву, труд и подвиг поколений. Это и храм Василия Блаженного, чудом уцелевший в богоборческой большевистской разрушительной кампании. Это и Лобное место. Это и башни Кремля. Это и Исторический музей. Это и Мавзолей Ленина. С трибуны Мавзолея провожали 7 ноября 1941 года воинов, которые шли на фронт в Подмосковье, и немногие оттуда вернулись. С этой трибуны принимали Парад Победы. К подножью Мавзолея были брошены знамена поверженного фашизма. Там же, кстати, валялся и трехцветный флаг предательской армии Власова.

И вот который раз, встречая праздник Победы 9 мая, нынешние верховодители, манагеры и дизайнеры этого события драпируют Мавзолей цветными тряпками и фанерками. Зачем? Это символический акт, который не то, что открывает, а продолжает, развивает борьбу с Советским Союзом, с великим социальным экспериментом, с человеческой памятью, все более активно возвращающей российский народ к простой мысли: "За что воевали отцы и деды? Где их завоевания, защищенные и порожденные той победой? Куда они делись? Почему символами страны стали не ее герои подвига и труда, а Ротенберги, Абрамовичи, Тимченки и прочие друзья Президента?

Почему армия, бывшая народной во всех смыслах этого слова, превращается в армию контрактников, наемников и диких гусей. Как это может быть, что родились так называемые частные военные компании, которые за деньги готовы воевать и убивать кого угодно и где угодно? Хоть на Украине, хоть в Сирии? Почему, что тоже из области символов, медведевской идеей в страну вернулись полицаи? Историческая память тех страшных лет гитлеровской оккупации не выветрена, тех полицаев народ ненавидел, судил и казнил после войны. И нужно же было Медведеву этот символ в страну вернуть, потратив миллиарды рублей? Все это борьба символов, борьба образов героического, необходимого, важного и достойного. С чем? Да все с тем же предательством своей страны, своего народа, своей истории. Как Путин сказал — нам надо как можно скорее избавиться от идеологизации культуры и истории…

Куда из страны делась Спартакиада народов Советского Союза или, как будем говорить сейчас народов России? Спартакиада появилась в нашей стране как идентичная форма и ответ на олимпиады враждебного тогда капиталистического мира, мира, который готовил и, в конце концов, осуществил самую жестокую войну против нашей страны. У него были олимпиады. В Советском Союзе были рождены спартакиады, и их тоже "сдали" на милость победителю.

Гитлер планировал истребить славянские народы нашей страны. За 25 ельцинско-путинских лет истреблены десятки миллионов жизней нашей страны. И на сегодня самый большой русский народ в России так и не достиг естественного демографического воспроизводства. Страна-победитель живет в разы хуже страны побежденной. Из нашей страны бежит молодежь в Германию. В нашей стране она платит за свое образование непомерно, в то время как сотни миллиардов долларов новоявленные хозяева страны из нее вывозят, вывозят, лишая здравоохранение, образование субсидиарных институтов, делая и то, и другое не доступным для большинства населения. Нет, эти деньги из страны вывозят буквально несколько человек. Похоже, что они — победители. А в самой Германии наши молодые люди учатся в университетах, и за них платит немецкий бюджет. Учатся в аспирантурах, и за них платит немецкий бюджет.

Война символов не прекращается. Если патриотизм — это любовь к Родине, к ее традициям, к ее истории, к ее героям, к ее символам, то какая связь между российскими байкерами и патриотизмом в этом смысле?

Почему сам Президент солидаризировался с этой черной субкультурой, Администрация Президента выдает многомиллионные бюджетные гранты, и вся юбилейная в дни Победы внешнеполитическая интрига раскручивается вокруг того, что Восточная Европа опять не пускает к себе этих самых байкеров? Когда-то в подобные майские дни воинское братство стран Варшавского договора, страны антигитлеровской коалиции проводили Велогонку мира. Она проходила по тем государствам, где шли кровавые бои с фашистами, где стояли памятники жертвам и победителям, и это была действительно символическая гонка, которая вновь взывала к памяти, скорби, соединяла народы в понимании высоких ценностей. О спорт — ты мир! Страна победитель посылала своих спортсменов в Европу каждую годовщину победы. Лицо страны были эти молодые спортсмены, дух соревнования, пусть спортивной, но действительно Победы. Европа видела лицо нашей страны. Этого больше нет, нет даже на территории России, стран СНГ или хотя бы союзного государства. Нет и все. И какое лицо ей сегодня демонстрируют по благословлению "самого главного"?

Зато появились так называемые байкеры. Слово нерусское, американское. Что это такое? Родилось это движение, точнее сказать, субкультура, в Соединенных Штатах Америки не без участия спецслужб для объединения уличных банд. Рациональное начало было в том, что их можно было визуально фиксировать, контролировать и как-то сдерживать. Это действительно была построенная по правилам криминалитета иерархия, подчинение, едва ли не воинские звания, знаки отличия: черная, похожая на ССовские цвета, униформа, кожа, металл, ремни, пряжки, застежки и мотоциклы. Говорить, что это молодежная культура не приходится. Дебелые дяди с пивными животами — вот наиболее характерный облик американского байкера. Так вот эта американская субкультура, американские и иные, вовсе не российские, мотоциклы завелись и в нашей стране. Ну и ладно бы. Увлечение у людей и хорошо. Бизнес успешный. Пожелаем им успехов. Зарабатывают, семьи кормят. Дай Бог. Шоу — и хорошо. Успешные энергичные люди. Но почему они стали лицом моей страны? В черной американской униформе, на американских мотоциклах? Они какое вообще отношение имеют? К Победе, в особенности?

Можно было бы понять, если бы это движение было связано с действительно патриотической тематикой: история российской советской техники, места сражений, поисковые операции по подъему до сих незахороненных солдат на полях сражений.

Когда-то работали станции юных техников, где ребятишек учили работать руками, делать модели, осваивать технику, в том числе и мотоциклы, строить своими руками новые конструкции. Ничего этого нет. Все это разогнано, раздолбано, развалено. Но появился такой "шоу-бизнес" (это самое точное определение явления), который зарабатывает на образе, на символе. Не наш мотоцикл, не наша культура, не наша униформа, не наша символика. Что-то вроде медведевского кундштюка: полицаи вместо милиционеров? Почему-то Президенту Путину показалось, что скрестить это все "не наше" с патриотизмом должно быть круто. И вот вместо Велогонки мира в Европу едут американо-скопированные черные мотоциклетные отряды. Почему-то к ним прикреплено Знамя победы. Почему-то им дано право возлагать венок памяти и скорби на Могилу неизвестного солдата.

Почему-то вокруг них европейские дипломатические скандалы, и образ жизни наследницы, страны-победительницы в Европе представляют эти черные мотоциклетные отряды. Поразительно! Поразительно, насколько разрушительно, небережливо, бестактно отношение к памяти, отношение к подвигу. Так и представляется, что следующим достижением путинизма будут гей-парады со знаменем победы в руках. А почему нет? Европа их-то уж точно пропустит на свою территорию. Во всяком случае, антилогика этих культурных новаций говорит о возможности подобного бредового развития. Есть конечно версия, что миллионами оплачиваемые пиарщики Кремля и самого главного из числа тех же американских спецов и замыливают все это дело. Ну тогда понятно, почему знамя победы возят американизированные байкеры. Войну — то американцы выиграли. Но при чем тут патриотизм?

Мог бы понять, если бы эти походы делались на советской и тем более исторической технике. Но ведь ныне георгиевскую ленточку привязывают к мерседесу, майбаху, изделиям тех самых фирм, которые выпускали автомобили, танки, самолеты гитлеровской Германии. Эти фирмы преуспевают, и дай Бог им бизнес-успехов. А где российский советский ГАЗ? Банкрот. А где самолеты Яковлева, Туполева, Ильюшина, Микояна, Поликарпова, Мясищева? Куда делась целая отрасль авиастроительной промышленности? Ни одного российского самолета фактически не летает на нашей территории. Куда все это делось? Можно ли страну, погрузившуюся в ельцинизм, путинизм, представлять себе как страну-победителя? Кого и что она победила за эти 25 лет и особливо 16 путинских лет, кроме собственной страны, истории и народа?

Бесспорно и невероятно ценно, что народная память несмотря ни на что подвиг хранит. С каким добрым чувством, чувством единения родилось и продолжается движение "Бессмертный полк"! Но причем тут те, кто замотал тряпками Мавзолей, те, кто губят нашу страну, ее промышленность, ее образование, ее здоровье, ее культуру, ее науку, ее молодежь, ее будущее? Причем здесь они? Они как те разбушевавшиеся в эти весенние дни клещи-кровососы выпивают уже не только миллиарды долларов из нашей страны, они выпивают из нее человеческие чувства, переводят человеческое тепло, память в лживые формы поддержки политического режима, который едва ли не заместил оккупационный гитлеровский режим по своим результатам.

Гитлер хотел расчленить страну — она расчленена. Гитлер хотел свергнуть знамя и символы Советского Союза — они свергнуты. Гитлер хотел через геноцид вытравить славянские народы — это состоялось и продолжается. Гитлер хотел вывозить из страны ее красоту, девушек и женщин, ее молодежь на работы в Европу, ее чернозем, ее ресурсы — все это происходит. Нашу победу, победу нашего народа, победу нашей Родины политики-кровососы эксплуатируют так же, как и многие ресурсы нашей страны. Поднимется ли народ как тогда на защиту своей Родины? Придет ли понимание, что она фактически захвачена, практически оккупирована, и своим здоровьем, своими жизнями, будущим своих детей, в том числе и не рожденных, народ платит дань оккупантам?

Эти слова и мысли порождают образы, порождают символы и становится понятно, почему нынешние верховодители так ненавидят на самом деле символы победы — знамя победы, архитектурный облик Красной площади, Мавзолей, серп и молот, памятники лидерам советского периода. Все эти признаки очень похожи на то, что постигло страну на оккупированной Гитлером территории, что планировалось для всей нашей страны. Но ни закон об экстремизме, ни другие политические репрессивные подготавливаемые угрозы никогда не заставят забыть слова той главной песни: "Вставай страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой".

  • СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
  • Музыка: А.В.Александров. Слова: В.Лебедев-Кумач
  • Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С фашистской силой тёмною,
    С проклятою ордой.
  • Припев:
  • Пусть ярость благородная
    Вскипает, как волна, —
    Идёт война народная,
    Священная война!
  • Как два различных полюса,
    Во всём враждебны мы.
    За свет и мир мы боремся,
    Они — за царство тьмы.
  • Припев.
  • Дадим отпор душителям
    Всех пламенных идей,
    Насильникам, грабителям,
    Мучителям людей!
  • Припев.
  • Не смеют крылья чёрные
    Над Родиной летать,
    Поля её просторные
    Не смеет враг топтать!
  • Припев.
  • Гнилой фашистской нечисти
    Загоним пулю в лоб,
    Отребью человечества
    Сколотим крепкий гроб!
  • Припев.
  • Пойдём ломить всей силою,
    Всем сердцем, всей душой
    За землю нашу милую,
    За наш Союз большой!
  • Припев.
  • Встаёт страна огромная,
    Встаёт на смертный бой
    С фашистской силой тёмною,
    С проклятою ордой!
  • Припев.

Как будто для дня сегодняшнего написана песня! Символы, образы, память как будто все держат оборону против того нашествия, оборону против которого удержали наши отцы и деды. Но — большущий вопрос: "А что же мы-то, сами, сегодня?"

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...