< Август 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Подписка rss
Поиск Поиск
Антитеррористический законопроект Яровой: лишение гражданства и наказание за недоносительство

25 мая 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

***

7 апреля 2016 года депутат Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым внесли проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", а также проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" (№ 1039101–6 , № 1039149–6 ).

13 мая 2016 года законопроекты были приняты в первом чтении, несмотря на замечания Правового управления Думы и Верховного Суда РФ.

Проект закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", как сказано в пояснительной записке, направлен на создание дополнительных механизмов противодействия террористическим и иным экстремистским проявлениям, что позволит повысить эффективность системы выявления, предупреждения и пресечения актов терроризма и иных форм экстремизма. В частности, Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить тремя новыми составами преступлений, устанавливающими ответственность за несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности, а также совершение акта международного терроризма. Кроме того, к обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, предлагается отнести совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий. Законопроект вводит в число преступлений, за которые ответственность наступает по достижении 14 лет, преступления террористической направленности, которые совершаются умышленно и несут особую опасность для общества.

По целому ряду уголовных статей повышается ответственность. По статье 205 "Террористический акт" срок лишения свободы будет составлять от 10 лет, а не от 8 лет, как сейчас (верхняя граница остается на уровне 15 лет — по части 1 статьи 205). Меняется часть 3 статьи 205.1 "Содействие террористической деятельности" и существенно увеличивается санкция: наряду с пособничеством в террористическом акте (статья 205) появляется пособничество в захвате заложника организованной группой с тяжелыми последствиями (часть 3 статьи 206), в создании незаконного вооруженного сообщества. Все это будет наказываться лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

В статьях 205 и 205.2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма" устанавливается нижняя планка штрафа в размере 100 тысяч рублей, исключаются принудительные работы, и остается лишение свободы. Из санкции за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации либо Интернета, также исключаются принудительные работы и устанавливается нижняя планка для лишения свободы — от 5 до 7 лет.

Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической (часть 2 статьи 205.5), предлагается наказывать лишением свободы на срок от 10 до 20 лет, а не от 5 до 10 лет, как указано в действующей редакции Уголовного кодекса РФ. Повышается ответственность за создание незаконного вооруженного формирования и участие в нем: повышаются нижние пределы лишения свободы.

Ужесточается ответственность по экстремистским статьям. В статье 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" предусматриваются безальтернативные санкции в виде лишения свободы, причем сроки повышаются. Такая же картина с изменениями в статьи 282.1 "Организация экстремистского сообщества", 282.2. "Организация деятельности экстремистской организации", 282.3 "Финансирование экстремистской деятельности": штрафы и принудительные работы исключаются, сроки лишения свободы растут.

Соответствующие изменения вносятся в процессуальное законодательство, однако они носят не только технический характер, и к этим изменениям также есть замечания.

*

НЕСООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

Яровая предлагает дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 205.6 "Несообщение о преступлении". Ответственность (от штрафа до лишения свободы) может наступить, если человек достоверно знал о готовившихся или совершенных преступлениях и не сообщил об этом в полицию. Эта норма касается следующих преступлений: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества и участие в нем, организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами, хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, акт международного терроризма.

Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о преступлении, совершенном его супругом или близким родственником (это корреспондирует с частью 1 статьи 51 Конституции РФ).

Выбор именно этих видов преступлений не обосновывается в пояснительной записке. В перечень попали преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества. Однако преступления включены в перечень выборочно, а не подряд все преступления из одной главы.

По сути, законодатель поощряет доносительство, вводя ответственность за недоносительство. Каким образом предполагается применять новую статью о несообщении о преступлении? Каким образом органы должны выявлять людей, которым было достоверно известно о готовящихся или совершенных преступлениях? Если человек сам готовил такое преступление и не сообщил об этом в полицию, будет ли он субъектом преступления? Наверно, нет, в силу той же статьи 51 Конституции РФ. Кто еще может быть субъектом этого преступления? Друзья, знакомые, соседи, односельчане. Таким образом, вводится своеобразная круговая порука, например, для жителей села, в котором обосновались террористы. Но как из этих жителей будут выбираться те, кто будет отвечать за недоносительство? Как будет доказываться, что человеку было достоверно известно о готовящемся преступлении?

Состав сформулирован таким образом, что форма вины может быть только в виде умысла, прямого или косвенного. То есть лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления, либо не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Более вероятно, что данное преступление может совершаться с косвенным умыслом. Однако как снять со счетов то, что человек мог не сообщать о готовящемся преступлении из опасений за свою жизнь?

Возможно, данная статья будет показательно применена пару раз для того, чтобы мотивировать население активнее работать с "органами". При этом есть надежда на то, что постоянно и массово эту статью применять не удастся.

Правовое управление Думы также отмечает, что предлагаемые проектом размеры наказаний за совершение указанного преступления выше размеров соответствующих видов наказаний, установленных за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (статья 316 УК РФ). Однако в отличие от несообщения о преступлении укрывательство выражается в активных действиях, направленных на сокрытие самого преступления, орудий, средств и следов преступления, предметов, добытых преступным путем, а также лица, совершившего преступление, и, следовательно, наказание за его совершение должно быть более строгим.

*

СОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагается ввести в Уголовный кодекс РФ новую статью 282.4 "Содействие экстремистской деятельности" (по аналогии со статьей 205.1 "Содействие террористической деятельности"). Под содействием подразумевается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступлений экстремистской направленности. К таким преступлениям статья 282.4 относит: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, финансирование экстремистской деятельности.

Правовое управление Государственной Думы обратило внимание на несоразмерность и несправедливость наказания, которое предполагает данная статья. Это проявилось в том, что по новой статье выше ответственность, чем по другим сходным статьям Уголовного кодекса РФ, а кроме того, вводятся безальтернативные санкции в виде лишения свободы.

Думские юристы выступают против введения безальтернативных санкций. В заключении Правового управления отмечается, что "предложение об установлении безальтернативного наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьями 282 — 282.3 УК РФ… не позволит обеспечить дифференциацию уголовной ответственности и индивидуализацию средств уголовно-правового воздействия на лицо, виновное в совершении указанных преступлений. Исключение такого вида наказания как принудительные работы из санкции части первой и второй статьи 205.2 УК РФ, где помимо принудительных работ предусмотрены лишь наказания в виде штрафа и лишения свободы, повлечет сужение возможности для суда назначить наказание, не связанное с лишением свободы, за совершение этих преступлений".

*

АКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

Под актом международного терроризма законопроект понимает совершение вне пределов территории РФ взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов РФ, а равно угрозу их совершения. Часть первая статьи 361 предусматривает перечень действий: совершение взрыва, поджога или иных действий, — аналогичный содержащемуся в части первой статьи 205 "Террористический акт" УК РФ, но совершенных вне пределов территории РФ.

Правовое управление Думы сравнивает санкции в этих статьях и приходит к выводу, что новые санкции несоизмеримо выше, хотя "место совершения террористического акта не может являться основанием для установления столь существенно отличающихся по размерам (срокам) мер уголовной ответственности".

Как правило, уголовный закон действует по территориальному принципу, то есть наказывает лиц, находящихся на территории РФ за деяния, совершенные на территории РФ. Уголовный кодекс РФ предусматривает случаи, когда уголовный закон действует в отношении лиц, совершивших преступление за пределами РФ. Новая статья как раз попадает под такие случаи. Основными условиями здесь являются совершение преступления против интересов, охраняемых УК РФ, а также то, что лицо не понесло ответственность за это деяние в иностранном государстве и привлекается к ответственности в России.

В целом можно предположить, что данная статья может применяться, например, при совершении террористических актов в отношении российских объектов, находящихся за рубежом (например, военных баз, посольств и других).

*

РЕЖИМ КТО

Согласно второму проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" Закон "О противодействии терроризму" дополняется положениями о возможности создания специальных координационных органов по борьбе с терроризмом, прописываются полномочия органов местного самоуправления.

Законопроект расширяет случаи введения режима контртеррористической операции (далее — КТО). Сейчас режим КТО вводится в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Согласно проекту режим КТО может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступлений террористической направленности (захват заложника, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, угон воздушного или иного судна, насильственный захват власти, вооруженный мятеж и другие).

Особо обращает на себя внимание то, что режим КТО может вводиться для пресечения насильственного захвата власти и вооруженного мятежа. Это может указывать на то, что законопроект призван бороться с возможными попытками оранжевой революции в России.

*

ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА И ЗАПРЕТ НА ВЫЕЗД

Проектом Яровой предлагается установить основание для отмены решения о приобретении гражданства РФ в случае осуждения лица к наказанию за совершение хотя бы одного из преступлений террористической направленности, за исключением случаев отсутствия у данного лица иного гражданства или гарантий на его приобретение.

Однако положение, допускающее прекращение гражданства РФ без свободного волеизъявления гражданина, не соответствует принципам гражданства РФ и правилам, регулирующим вопросы гражданства РФ, установленным статьей 4 Федерального закона "О гражданстве РФ", согласно которым гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

Указанное основание устанавливается только для граждан РФ, имеющих также иное гражданство. Однако согласно конституционному принципу наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод. Очевидно, что вводимая дифференциация не отвечает принципу соразмерности ограничения конституционного права на основании федерального закона (о чем говорил и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26.12.2005 № 14-П).

Статьей 9 законопроекта предлагается ограничить право гражданина РФ на выезд из России в случае наличия предостережения о недопустимости нарушения закона. По мнению Правового управления Госдумы, это положение также не отвечает принципу соразмерности вводимых ограничений, поскольку предостережение о недопустимости нарушения закона направляется в целях предупреждения правонарушений. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в своих решениях, защита конституционно значимых ценностей предполагает возможность разумного и соразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина при справедливом соотношении публичных и частных интересов, без умаления этих прав и свобод; соответствующие правоограничения оправдываются поименованными в статье 55 (часть 3) Конституции РФ публичными интересами, если они обусловлены именно такими интересами и способны обеспечить социально необходимый результат; при определении условий реализации фундаментальных прав и их возможных ограничений федеральный законодатель должен, исходя из принципа равенства и вытекающих из него критериев разумности, необходимости и соразмерности, обеспечивать баланс конституционных ценностей, а также прав и законных интересов участников конкретных правоотношений (постановления от 18 февраля 2000 года № 3-П, от 14 ноября 2005 года № 10-П, от 26 декабря 2005 года № 14-П, от 16 июля 2008 года № 9-П, от 7 июня 2012 года № 14-П и другие).

*

ДРУГИЕ НОВЕЛЛЫ

Статьей 4 законопроекта предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей 11.14.3 "Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности". В части 1 статьи 11.14.3 КоАП РФ устанавливается ответственность за нарушение экспедитором порядка организации оказания экспедиционных услуг. Однако в Федеральном законе "О транспортно-экспедиционной деятельности" такой порядок не предусмотрен. К этой статье у Правового управления Госдумы много замечаний. Однако самое главное тут то, что установление административной ответственности за нарушение всех обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, не соответствует предмету регулирования законопроекта, которым является установление дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности.

Правительство РФ дало положительный отзыв на законопроект, указав лишь одно небольшое замечание. Замечаний у Правового управления самой Государственной Думы было гораздо больше. Верховный Суд РФ не поддержал идею принятия законопроекта, его замечания во многом совпадали с замечаниями думских юристов. Верховный Суд выступил против безальтернативных санкций и несоразмерных наказаний. Также в Верховном Суде полагают, что отказ от альтернативных лишению свободы наказаний не позволит судам обеспечить должным образом принцип индивидуализации наказания — назначить наказание с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, роли лица в его совершении.

Против законопроекта выступили президентский Совет по правам человека и ряд депутатов. Однако за законопроект в первом чтении проголосовали 287 депутатов (64%) и всего 7 депутатов высказались против.

*

ВЫВОДЫ

1. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что реализация закона позволит повысить гарантии безопасности жизни и здоровья граждан и противодействовать любым формам вовлечения их в преступную деятельность. Для граждан, далеких от террористической и экстремистской деятельности, эта цель должна достигаться новой уголовной статьей "Несообщение о преступлении" и запугиванием потенциальных террористов. Для граждан, непосредственно занятых терроризмом и экстремизмом, повышаются риски отсидеть больше, чем планировалось (в случае, если они вообще выживут в ходе КТО). Для иностранных террористов возникают риски лишиться гражданства (при условии наличия у них другого гражданства наряду с российским). Можно ли считать, что такие меры соответствуют заявленным целям законопроекта? Представляется, что не в полной мере.

2. Практика показывает, что ужесточение ответственности за экстремизм и терроризм далеко не всех останавливает от совершения преступлений. Методы вербовки террористов позволяют обходить сознательный страх граждан перед Уголовным кодексом. При этом повышение ответственности непосредственно за терроризм и экстремизм в целом можно считать более-менее адекватной мерой.

3. Введение ответственности за несообщение о преступлении нельзя признать удачной идеей авторов законопроекта. Непонятно, кого и как планируется привлекать к ответственности по этой статье. Такая норма возвращает нас к вызывающей отвращение практике "стукачества", а не способствует росту сознательности граждан.

4. Неконституционные предложения законодателей по поводу лишения гражданства и ограничения права на выезд вызывают недоумение. Остается надеяться, что эти нормы будут в дальнейшем исключены из проекта.

5. Законопроекты Яровой направлены не только на ужесточение ответственности за преступления террористической направленности. Они также расширяют возможности по применению режима КТО, который можно будет вводить для пресечения насильственного захвата власти и вооруженного мятежа. Таким образом, этот законопроект можно поставить в один ряд с законами, призванными предотвратить оранжевую революцию в России. С одной стороны, нельзя отрицать важность предотвращения насильственных событий, но с другой, нужен механизм, защищающий от злоупотреблений, возможных при введении КТО.

6. Поскольку законопроекты получили положительный отзыв Правительства РФ и уже прошли первое чтение, у них есть все шансы на принятие.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...