< Октябрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подписка rss
Поиск Поиск
Россия — Китай

06 июня 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Текст подготовлен по материалам доклада профессора Полеванова В.П. "Китай. Освоение мира"

***

На конец июня этого года запланирован очередной визит российского президента в Китай. И снова можно ожидать предстоящие новые соглашения, которые подпишет от безысходности российская сторона. В 2014 году визит закончился геоэкономической политической ошибкой — заключением соглашения о прокладке двух трубопроводов — "Сила Сибири" и "Алтай". В 2015 году России были нанесены еще 27 едва ли не новых "ударов" — именно столько соглашений было подписано в ходе визита президента в Поднебесную. В основном это были сделки компаний Роснефть, а также "Газпрома", НОВАТЭКа, РЖД, РФПИ, ВЭБа и "Росатома". Одна из сделок Роснефти, которую аналитики посчитали большим достижением, заключалась в том, что китайская компания приобретет до 49% в Восточно-Сибирской нефтегазовой компании и "Тюменнефтегазе", владеющих лицензиями на освоение и разработку Русского и Юрубчено-Тохомского месторождений. Поистине великое достижение — Родину по пядям земли распродавать.

Что ждет Россию в этом году — нужно представить. Но к психологической подготовке населения Кремль уже приступил. Министр иностранных дел С. Лавров объявил, что отношения между Россией и Китаем "представляют образец межгосударственного сотрудничества в XXI веке. Это не замалчивание проблем, а честный товарищеский обмен мнениями". Образец сотрудничества — обмен мнениями?

Президент говорил о том, что с лидером КНР "действительно установились очень теплые деловые и личные дружеские отношения". То есть в основе двусторонних отношений лежат отнюдь не национальные интересы страны, соображения безопасности, а просто хорошие личные отношения двух глав. Друг Си. Не так давно был друг Реджеп… надежная основа для союза государств. Но ведь правда — так и строит нынешняя Россия внешнюю политику. Фирменный стиль. Узнаваемый и воспроизводимый. Хотя чему тут удивляться, когда вся система ручного управления в России построена на отношениях с хозяином эти самых рук.

Отношение россиян к Китаю заметно ухудшается. Если в прошлом году согласно опросам Левада — центра одним из главных друзей России Китай называли 43% респондентов, то в этом году почти на 10% меньше — 34%. Всплеск резкого улучшения, произошедший в 2014 году, был вызван политическими усилиями, точнее телевизионным влиянием. Такой же эффект наблюдается и в отношении к китайским мигрантам. Если в 2013 году против их проживания в РФ высказывались 45% респондентов, то к сентябрю 2015 года это число уменьшилось до 22%. Однако постепенно россияне начинают замечать угрозу китайской экспансии, которую в последнее время старательно замалчивают и нивелируют (рис. 1).

Рис. 1. Назовите страны, которые вы могли бы назвать наиболее близкими друзьями, союзниками России? (по данным Левада-Центр, 02.06.2016)

По выражению президента с Китаем "стратегическое партнерство набирает обороты". Отсутствие Си Цзиньпина в Москве на параде 9 мая Путина при этом нисколько не смущает. Но действительно ли Китай намерен быть нашим партнером или же российско-китайские отношения со всей очевидностью повторят "партнерство" США с банановыми республиками? Попробуем еще раз внимательно взглянуть на нашего геополитического соседа.

Экономика Китая — первая в мире, в то время как Россия выпала за пределы десяти крупнейших стран и продолжает деградировать (рис. 2).

Рис. 2. ВВП Китая и России в постоянных ценах, приведенное к уровню 1992 года (по данным МВФ)

Производственный профиль Китая — промышленная продукция, которая уже повсеместно в мире заняла лидирующие позиции. В отличие от России, которая изживает государство из экономики, в Китае напротив стратегические отрасли сосредоточены в государственных руках. Добыча нефти и газа — на 99,4% обеспечивается государственными предприятиями, производство электроэнергии — на 98,7%, транспортное оборудование — на 95.9%, переработка нефти — на 84.4%. Активное государственное участие и определяет успех реформ. Стратегические инфраструктурные проекты преимущественно финансировались государственными банками, под контролем которых находится 90% финансов Китая. Успех предопределило наличие единого координирующего центра в виде Компартии Китая, сочетание государственного планирования на десятилетия вперед с преимуществом высокомобильных частных компаний.

В 2014 году на Китай приходилось 60% от мирового производства цемента, 49% стали, 54% чугуна, 47% угля, 50% железной руды, 46% алюминия. И все это отнюдь шло не на экспорт, как в России, а на строительство нового Китая. Это возведение самых длинных в мире скоростных дорог, небоскрёбов, мостов, железнодорожных вокзалов, городов, аэропортов, фантастических авторазвязок в городах, крупнейших плотин. Общая длина высокоскоростных магистралей увеличилась в Китае за 20 лет в 10 раз. Поднебесная поражает своими масштабными инфраструктурными проектами, многие из которых входят в книгу Гиннеса как самые длинные, большие, высокие. Это и Даньян — Куньшаньский виадук — самый длинный мост на планете, занесен в книгу рекордов Гиннеса. Протяженность этого сооружения 164,8 километров. И только 9 километров дороги расположилось над водой. Строящийся крупнейший в мире аэропорт под названием Beijing new airport terminal building сможет пропускать до 45 миллионов пассажиров в год. Общая площадь комплекса составит 2680 тыс. га. В Китае 300 тыс. мостов, причём 1000 из них длиной более километра. Самый длинный в Мире морской мост ГОНКОНГ — ЧЖУХАЙ — МАКАО(50 км) будет введен в 2016 году.

Огромная промышленная держава, которую из себя представляет Китай с темпами роста не менее 7% за последние 15 лет, реализует политику экономической экспансии (рис 3).

Рис. 3. Торговля Китая с основными странами мира

Китай стремительно осваивает рынки развивающихся стран. Инвестируя в добывающую промышленность, он импортировал из этих стран необходимые для своего развития ресурсы (рис. 4).

Рис. 4. Китайские инвестиции в экономики зарубежных стран

Ожидается, что уже к 2020 году Китай почти в три раза увеличит объемы прямых зарубежных инвестиций. Качество этих инвестиций Россия может ощутить на себе: это проекты по разработке месторождений, вся вспомогательная инфраструктура и кадры непременно китайские, то есть инвестиции КНР не создают рабочих мест в стране.

Китайская стратегия продвижения в мире становится все более амбициозной. Провозглашенная Си Цзиньпином "Китайская мечта" реализуется полным ходом. Ее двумя главными векторами выступают — развитие Китая внутри как "сильного, демократического, гармоничного и с развитой культурой" государства. Достигнуть этого процветания Китай должен в 100 годовщину коммунистического режима — к 2049. И вхождение страны в клуб мировых держав на равных правах. С этой целью в мае 2014 года была провозглашена "новая экономическая норма". Вот только некоторые ее положения:

— создание новой глобальной финансовой системы с китайским юанем как важнейшей валютой. К октябрю 2015 года юань стал второй по величине в мире валютой торгового финансирования и четвертой в мире расчетной валютой. Народный банк Китая и центробанки 33 стран подписали двусторонние соглашения валютных свопов. Китай участвует в создании международных финансовых институтов. Это Банк развития БРИКС, Фонд Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

— развитие инфраструктурных проектов в рамках стратегии "одна дорога, один путь" по всему миру (рис. 5,6). Она уже воплотилась в объединении Экономического пояса Великого шелкового пути и Морского шелкового путь для XXI века. Транспортные коридоры для Китая — это не помощь в развитии инфраструктуры стран, это конкретная прагматичная установка. Суть ее сводится к тому, что Китай выстраивает транспортную инфраструктуру с целью как доставки своих товаров, так и доставки сырья из регионов в Китай. И эти транспортные проекты российские интересы явно обходят стороной.

Рис. 5. Шелковые пути Китая


Рис. 6.Автомобильные и железные дороги экономического пояса Нового Шелкового пути

Воплощение Китайской мечты приведет к тому, что XXI век станет веком Китая. То есть новая сверхдержава появится непосредственно у границ России. И вновь как тут не вспомнить аналогию США и банановых республик, которые весь ХХ век развивались под зонтиком влияния Вашингтона. Доказательств постепенной лидирующей роли Китая, обгоняющего США, становится все больше. Например, расследование сената США выявило, что Китай поставляет свыше миллиона различных видов деталей в оборонную промышленность США. Количество докторских степеней в технических науках в Китае удвоилось в последние годы, их стало больше, чем в США.

Согласно исследованию эксперта Клайда Престовиц, на первой позиции в списке статей китайского экспорта в США находится компьютерное оборудование. А список американского экспорта в Китай, согласно данным "U.S. News& World Report", возглавляют металлолом и отходы. В отличие от Штатов, которые отошли от реального сектора в пользу финансового, Китай наращивает свое производство и является самодостаточной страной, поставляя на внешние рынки готовую продукцию, потребляя из мира преимущественно ресурсы. Китай уже открыто бросает вызов Вашингтону и в традиционной сфере влияния США — Латинской Америке, решив положить конец монополии проамериканского Панамского канала. Китай планирует построить Никарагуанский канал (рис. 7). Предполагается, что в 2019 году он возьмет на себя 3,9% международного оборота морских грузоперевозок. Для сравнения — на Панамский к 2019 году будет приходиться 4%, на Суэцкий — 10%.

Рис. 7. Каналы в Латинской Америке

Россия уже проиграла гонку за Никарагуанский проект. Ей отведена лишь роль охраны и патрулирования строительства. При нынешних темпах либерального "развития" России новым геополитическим проигрышем Китаю станет и Антарктида. В 2040 г. заканчивается срок международного соглашения об экстерриториальном статусе Антарктиды. Китай готов вступить в схватку, открывая одну станцию за другой. Аналогичная конкуренция начинается и за Арктику, к которой Россия уже имеет неопсредственное отношение. Также равнодушно российская сторона относится и к росту военной мощи Китая. Пока Пентагон обеспокоен военной угрозой, отсутствием прозрачности оборонной политики, в том числе в связи со строительством искусственных островов в Южно-Китайском море, российский МИД безмолвствует.

Какой вывод из всего этого можно сделать? Россия для Китая — развивающееся государство, с которым конкуренция и паритетное сотрудничество неуместны, поскольку экономики несопоставимы. Тем более немыслимо и равноправное партнерство, так как не стоит Россия на равных с Китаем. Единственная возможная модель — это медленная или ускоренная колонизация России Китаем, и скорость этого процесса напрямую зависит от беспомощности либеральной российской власти.

Чтобы избежать всего этого, нужно не прогинаться в неравноправном "сотрудничестве" от безысходности на Западе и полном пренебрежении внутренним развитием промышленности, науки и технологий. Это не сотрудничество — это всего лишь сырьевой придаток. Правильнее было бы изучить китайский опыт и отстаивать собственные интересы, пусть даже для этого понадобится время. Но это совсем другой путь, нежели тот, который избран путинским политическим режимом.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...