< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Правовые аспекты научного дискурса о революции в России

09 июня 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Доклад на научно-экспертной сессии "Ждет ли Россию революция?", состоявшейся 8 июня 2016 г. (г. Москва).

Фото: фреска "Призванные революцией" на стене площадью 80 кв.м. в фойе кировской диорамы "Установление Советской власти в Вятке", выполненная в 1988 году кировским художником Александром Набиулиным. 

***

Задача исследования — определить правовые пределы научного дискурса о возможности революции в России. Для этого прежде всего необходимо понять, что такое революция. В нормативно-правовом контексте данное понятие не регламентируется, однако могут быть его аналоги под другими формулировками. Поэтому для начала обратимся к словарям.

*

ПОНЯТИЕ РЕВОЛЮЦИИ

В Толковом словаре Ушакова революция определяется как переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к переходу государственной власти от господствующего класса к другому, общественно-передовому классу.

В Философской Энциклопедии советских времен под социальной революцией понимается способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества[1].

В Толковом словаре "Политика" революция определена как свержение существующего строя, связанное с переходом государственной власти от одного руководства к другому и способное повлечь за собой радикальную перестройку общественных и экономических отношений[2].

В Философском энциклопедическом словаре 2010 года революция — это внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя — в противоположность эволюции, постепенному изменению.

Итак, общая черта всех понятий, сущность революции — это насильственный переход государственной власти от одного руководства к другому, насильственное изменение политического режима (лидера, властной группировки, идеологии, политической практики). То есть у революции по сути два признака: насильственность и смена власти. Возникает вопрос, может ли революция быть в виде ненасильственного, законного радикального жизненно важного обновления политического режима, облика, состояния и динамики страны? Этот вопрос требует дополнительного изучения, однако предварительный ответ на него положительный. Это подтверждается, в частности, тем, как понятие революционных изменений используется первыми лицами нашего государства.

*

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "РЕВОЛЮЦИИ" В ПРАВОВЫХ АКТАХ

Несмотря на отсутствие законодательного определения понятия революции, само слово используется в правовых актах, звучит из уст Президента страны. Например, в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ глава государства неоднократно обращался к теме революций. Так, в Послании 1996 года присутствует целая глава "От революции до перестройки". Послание 2001 года имеет наименование "Не будет ни революций, ни контрреволюций"[3]. В этом Послании Президент РФ Владимир Путин называет девяностые годы революционными, "бурным десятилетием реформ". Этому он противопоставляет государственную стабильность, которая, однако, не исключает "смелых и глубоко продуманных решений".

В Послании 2007 года[4] Президент РФ говорит о предложении ввести ценз оседлости для членов Совета Федерации, но он его поддерживает только при условии, что "будут идти постепенно в соответствии с действующим порядком ротации членов Совета Федерации". "Нам не нужно новых революций", — добавляет он. Далее Президент РФ называет переход к выборам депутатов Государственной Думы по пропорциональной системе "революционным шагом".

Из приведенных примеров следует, что революционные изменения могут производиться законными методами, самой властью, без насилия в отношении власти.

В Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 №6835, в качестве одной из основных угроз государственной и общественной безопасности названа деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей (п. 43).

Вообще, приведенный в Стратегии перечень сильно размыт: он содержит понятия, не имеющие четкого определения в российском законодательстве. Например, понятие "дестабилизация внутриполитической и социальной ситуации в стране" перекликается с "дестабилизацией деятельности органов власти" из Закона о противодействии терроризму, однако явно не тождественно ему. Понятие "цветная революция" также не раскрывается в законодательстве. "Традиционные российские духовно-нравственные ценности" — чрезвычайно важная для жизнеспособности страны категория, однако что это такое, какие это ценности, закон не говорит. В конкретных составах преступлений эти понятия не фигурируют, поэтому теоретически привлечь к ответственности непосредственно за "дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране" сейчас нельзя. В то же время законодательство предоставляет достаточно широкие репрессивные возможности и без этой формулировки.

*

СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОД КОТОРЫЕ МОЖЕТ ПОДПАДАТЬ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Можно выделить перечень уголовно-правовых составов, которые могут иметь отношение к революции, среди них:

— статья 205 "Террористический акт";

— статья 205.1 "Содействие террористической деятельности";

— статья 205.2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма";

— статья 205.3 "Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности";

— статья 205.4 "Организация террористического сообщества и участие в нем";

— статья 205.5 "Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации";

— статья 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем";

— статья 212 "Массовые беспорядки";

— статья 212.1 "Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования";

— статья 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти";

— статья 279 "Вооруженный мятеж";

— статья 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности";

— статья 280.1 "Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации";

— статья 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства";

— статья 282.1 "Организация экстремистского сообщества";

— статья 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации";

— статья 282.3 "Финансирование экстремистской деятельности".

Какие-то из этих статей с большей вероятностью могут описывать возможные действия в отношении революции, какие-то с меньшей. Например, статья 212 "Массовые беспорядки", статья 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти", статья 279 "Вооруженный мятеж" в большей степени подходят к революции с насильственными методами.

Таким образом, научная дискуссия о возможности революции в России должна проводиться в рамках Уголовного кодекса РФ.

Помимо конкретных действий, запрещенных уголовным законом (публичные призывы к терроризму, сепаратизму, организация массовых беспорядков, насильственный захват власти и другие), запрещается приготовление к совершению этих деяний (неоконченное преступление). Согласно части 1 статьи 30 Уголовного кодекса РФ приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Таким образом, планирование, составление алгоритма насильственного захвата власти (например), распределение ролей для совершения преступления могут считаться приготовлением к преступлению (неоконченное преступление).

*

ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ

В научном дискурсе о революции следует избегать публичных призывов к осуществлению террористической деятельности, к осуществлению экстремистской деятельности, к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ (сепаратизму).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 №1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности", Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 №11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" есть разъяснение того, что понимать под публичными призывами.

Под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению незаконной деятельности. Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращений в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например, на сайтах, форумах или в блогах, распространение обращений путем массовой рассылки электронных сообщений и т.п.).

Публичные призывы к осуществлению террористической или экстремистской деятельности следует считать оконченным преступлением с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению террористической или экстремистской деятельности или нет.

Призывы, размещенные в Интернете, на сайтах, в блогах, высказанные в выступлениях перед широким кругом лиц или СМИ, будут являться публичными по определению.

*

ЗАХВАТ ВЛАСТИ

Основной состав, который подразумевает ответственность за революцию, формулируется статьей 278 Уголовного кодекса РФ "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти".

Статья 278 предусматривает три варианта преступных действий:

1. действия, направленные на насильственный захват власти;

2. действия, направленные на насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ;

3. действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ.

Ключевой признак в данных преступлениях — совершение их с применением насилия (незаконного принуждения), как правило, вооруженного. Планирование прихода власти посредством законных процедур (например, выборов), не будет считаться приготовлением к преступлению. Планирование вооруженного смещения действующей власти будет считаться приготовлением к преступлению.

Является ли обычный оппозиционный лозунг типа "долой власть" призывом к насильственному свержению власти? В отрыве от контекста нельзя утверждать, что здесь содержится призыв именно к насилию в отношении власти. Во всех случаях использования этого лозунга на практике и при привлечении к ответственности по статье 280 Уголовного кодекса РФ должна проводиться лингвистическая или комплексная экспертиза, призванная установить, имелись ли в словах лица призывы к насильственным действиям.

Следует иметь в виду, что в статье 278 Уголовного кодекса РФ отсутствует такой состав как "призывы к насильственному захвату власти". Однако согласно статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистской деятельностью является, в частности, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению. За публичные призывы к экстремистской деятельности и к сепаратизму статьями 280 и 280.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Больше всего вопросов возникает к насильственному изменению основ конституционного строя. Основы конституционного строя зафиксированы в главе 1 Конституции РФ: это демократическое правовое государство, федеративное государственное устройство, республиканская форма правления, верховенство прав и свобод человека, суверенитет, разделение властей, идеологическое многообразие и другие.

Действующий порядок изменения основ конституционного строя предполагает принятие новой конституции. В законном порядке принять новую конституцию в условиях отсутствия федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании РФ" невозможно. То есть сейчас изменить "основы конституционного строя" можно только в незаконном порядке. Однако этот порядок может быть как насильственным, так и ненасильственным. Ненасильственный порядок может заключаться, например, в принятии новой конституции на всенародном голосовании (референдуме) без участия Конституционного Собрания. Таким образом, теоретически, незаконное, но и ненасильственное изменение основ конституционного строя (принятие новой конституции) не образует состава преступления.

*

ВЫВОДЫ

1. Научная дискуссия о революции в России может и должна осуществляться в рамках действующего законодательства.

2. За рамками закона будут находиться призывы к незаконным и насильственным действиям, таким как террористическая и экстремистская деятельность, а также планирование таких действий, распределение ролей и иная подготовка к совершению преступлений. Следует помнить, что понятие экстремистской деятельности весьма широкое и включает в себя такие деяния, как публичные призывы к насильственному изменению основ конституционного строя. Ключевой признак, без которого состава преступления не будет, это насильственность предлагаемых изменений.

*

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В.Константинова. 1960–1970.

[2] Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д.Андерхилл, С.Барретт, П.Бернелл, П.Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2001.

[3] URL: http://docs.cntd.ru/document/901784135

[4] URL: http://rg.ru/2007/04/27/poslanie.html

[5] URL: http://docs.cntd.ru/document/420327289

***

***

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...