< Март 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Подписка rss
Поиск Поиск
Brexit: что, зачем и куда дальше

03 июля 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

***

Европейский союз впервые с момента своего основания столкнулся не с проблемой расширения и присоединения новых членов, а с перспективой сокращения государств-участников посредством заложенного Лиссабонским соглашением положения о праве выхода государств.

23 июня в Великобритании состоялся референдум, итогом которого стало голосование 51,9% из 72% населения, принявшего участие, за выход страны из ЕС. В самой стране наметились отчетливые тенденции: города Англии голосовали преимущественно за выход, а национальные республики, а также Гибралтар, отделенный от Королевства европейским континентом, настаивали на сохранении членства в составе Европейского Союза. Удивительно, что для такого важного события Великобритания не устанавливала жестких критериев, достаточно было победы большинством голосов.

*

ПОСЛЕДСТВИЯ

Политический кризис. После объявления итогов референдума премьер-министр, который поддерживал сохранение членства, подал в отставку, апеллируя к тому, что процесс выхода должен возглавить уже совершенно иной политик. В итоге Британия оказалась не только перед выбором внешнеполитического пути, но и внутриполитического. В самой Британии оппозиционные референдуму силы собрали петицию за повторное голосование в более миллион подписавшихся, поскольку первый референдум не отвечал критериям явки (75%) и доли проголосовавших (60%). Ее рассмотрением должен заняться Британский парламент, который принимает к рассмотрению петиции, подписи под которыми поставили не менее 100 тыс. человек.

Подрыв экономики. Катастрофических последствий для британской экономики не наступило, однако валютный и биржевой рынки, чувствительные к любым новостям, отреагировали соответствующим образом. Упали биржевые котировки, фунт стерлингов ослаб до уровня марта 2009 года. Вероятно, что негативные настроения на рынке будут сохраняться еще несколько месяцев после выхода страны из ЕС. Однако в целом освобожденная от бремени экономических обязательств Великобритания, если она подпишет с ЕС договор о торговле на прежних условиях, скорее выиграет в долгосрочной перспективе, хотя в краткосрочной аналитики предрекают рецессию британской экономики из-за ожидаемого сокращения инвестиций. Но перспективы нового формата сотрудничества Королевства с ЕС туманны. На первом саммите представители ЕС уже объявили, что торговые отношения останутся те ми же, если Британия будет соблюдать четыре свободы, среди которых и значится то самое свободное передвижение рабочей силы, выступившее камнем преткновения в переговорах Британии с ЕС.

Сепаратизм. Референдум за выход был инициирован и поддержан евроскептиками, преобладающими в самой Англии, то время как в национальных окраинах доминировали сторонники сохранения членства.

Результат Brexit спровоцировал рост напряженности между центром и окраиной, усугубив хрупкий баланс. Шотландия, жители которой поддержали сохранение британского членства (62%), объявила, что видит себя членом ЕС, и в случае необходимости покинуть союз может встать вопрос об еще одном референдуме о независимости. По данным опроса, проведенного газетой The Sunday Post, в случае проведения второго референдума о независимости Шотландии за отделение от Великобритании проголосовали бы 59% шотландцев, то есть, если референдум состоится, он имеет крайне высокие шансы на успех.

Первый министр Шотландии Никола Стерджен объявила в субботу о намерении незамедлительно начать переговоры со странами и учреждениями ЕС для того, чтобы найти решение о продолжении членства Шотландии в союзе. Ирландия, напротив, несмотря на призывы партий, занимающих незначительное число мест в законодательном органе, не поддержала идею объединения Северной Ирландии с Республикой Ирландия. Гибралтар вступил с Шотландией в переговоры о выработке совместных действий, направленных на сохранение членства этих частей Великобритании в ЕС.

Гибралтар и Шотландия могут попытаться реализовать сценарий Дании. Ее территория — Гренландия получила автономию, и по итогам референдума в 1985 году вышла из ЕЭС, в котором тогда состояла Дания. Шотландия уже в 2014 году проводила референдум о членстве в составе Объединенного Королевства. С минимальным перевесом 55,3% против 44,7% победили сторонники сохранения Королевства, но тогда они голосовали за единство страны-члена ЕС, теперь же ситуация может повернуться в противоположную сторону.

Для Европы. Для Европы результаты Brexit несомненно означают поворот и трансформацию. Если ранее Берлин считал, что страны ЕС безропотно обязаны подчиняться любому его решению, то теперь картина резко изменилась. Британский прецедент показал наличие противоречий в Союзе между развитыми и развивающимися странами. Первые считают обременительным содержать бедные страны Европы, апеллируя к тому, что Юг сам во всем виноват, не привык трудиться. Собственно именно такие настроения и поддерживала Великобритания. Бедные страны апеллируют к тому, что развитые государства попытались переложить на них всю ответственность по решению коллективной проблемы миграционного наплыва, поскольку именно на юге расположены лагеря, куда прибывают беженцы. И не всегда они находят возможность продвинуться дальше вглубь Европы.

Позиция Европы в отношении референдума была достаточно однозначной. Большинство политиков расценили это как удар по Европе — европейский кризис, но вместе с тем не разочаровались в ЕС, а предложили жить уже с новой реальностью и ускорить выход Британии, чтобы не осложнять неопределенностью положение дел в ЕС. Меркель расценила итоги референдума как "удар по Европе и европейскому единству".

Выход Великобритании ставит под сомнение и потенциально новое расширение Европейского союза в ближайшее время. Не исключено, что британский прецедент приведет к приходу евроскептиков в других европейских странах-донорах. Например, в Нидерландах, Австрии, Франции.

*

ЗАЧЕМ И КОМУ ЭТО БЫЛО НУЖНО?

Недовольство Британии относительно членства в ЕС нарастало давно. Главная причина — это жесткость обязательств, которые накладывались на членов. Это и финансирование слабых государств-членов ЕС, миграционная политика, ряд правовых обязательств, которые расценивались как вторжение во внутриполитическую и правовую жизнь острова. Переговоры Британии с ЕС велись заблаговременно до референдума. Британский премьер добился одобрения позиций в вопросах защиты стран, не входящих в зону евро, регулирования бизнеса в ЕС и отказа от обязательства для Великобритании участвовать в построении более тесного политического союза.

Частично решенным к марту был миграционный вопрос. Кэмерон настаивал в феврале в переговорах с ЕС на том, чтобы полностью запретить выплаты для детей мигрантов из стран ЕС, если они живут за пределами Великобритании, запретить на 13 лет доступ граждан из других стран ЕС к британской системе соцвыплат, ограничить эмигрантов, приезжающих в Великобританию из других стран ЕС в получении пособий и социального жилья, пока они не проработают в государстве порядка четырех лет. Для Британии, уставшей от наплыва мигрантов из бедных стран ЕС (Польша, Румыния, Прибалтика) и из Ближнего Востока и Африки, это был ключевой пункт переговоров. Хотя в этом вопросе Великобритания смогла добиться уступок, в целом проблема миграции осталась открытой и болезненной. Например, разрешено не выплачивать пособия мигрантам, пока последние не проработают в стране 4 года. Однако для этого необходимо обосновать, что выплата пособий угрожает стабильности системы социального обеспечения или рынка труда, только тогда Совет ЕС может выдать разрешение не выплачивать пособия, но оно будет распространяться только на тех мигрантов, которые прибыли в страну после получения такого разрешения. То есть, для Британии это означало лишь временную остановку притока мигрантов при нерешенных проблемах с уже прибывшими мигрантами, являющимися получателями социальной помощи.

Миграционный вопрос упирался и в политику: Британия уже давно настороженно смотрела на возросшую доминирующую роль Германии в Союзе. Поэтому и германское решение миграционного кризиса, особенно через подписание соглашения с Турцией, вызвало еще большее недовольство политическим аспектом сотрудничества в ЕС. И хотя Британия смогла отстоять свою суверенность, снизив свои обязательства в части политического диалога, среди населения и ряда политиков остались убеждения, что ЕС размывает суверенитет в вопросах занятости, пограничного контроля, прав человека и др. Затеянный референдум, по всей видимости, был частью политической игры.

Сначала, чтобы заручиться поддержкой электората, Кэмерон объявил в 2013 году, что в случае победы партии консерваторов в 2015 году он проведет референдум о членстве Британии в ЕС в 2017 году. Именно эта инициатива значительно помогла консерваторам одержать победу. Затем тема референдума была использована уже второй раз — как средство шантажа в отношении ЕС, что и помогло Кэмерону в конечном итоге добиться уступок. И на фоне победы Кэмерон принимает решение провести референдум не в конце 2017 года, когда британцы уже забудут о том, что ЕС пошел на уступки, а в июне 2016 года — через 4 месяца после соглашения с ЕС. К тому же и новые уступки вступили бы в силу только после того, как Британия уведомила Совет ЕС о решении остаться членом ЕС. Кэмерон, вероятно, делал ставку на сохранение страны в составе, однако исход голосования стал неожиданным и для самого премьера, который в такой ситуации был вынужден объявить о своем уходе в отставку. Поэтому наиболее вероятная версия, зачем и кому нужен был Brexit — это внутриполитическая борьба как в самой Британии, так и в ЕС. Но поскольку инструментом борьбы стала самая болезненная для британцев тема — целесообразность членства в Единой Европе обсуждается в Британии с самого момента подключения к интеграционным процессам — результат оказался иным, нежели изначальные ожидания.

*

РОССИЙСКИЕ ОВАЦИИ

Реакция российской стороны была обращена к нескольким аспектам: причастность России к референдуму, экономические последствия для нас и перспектива смягчения санкций. Президент вещал о непричастности к референдуму, о том, что Кремль к этому не имеет никакого отношения, как будто и без того не ясно было, что Кремль не способен влиять ни на что в мире.

Чиновники в голос заговорили об экономических последствиях для экономики России. Силуанов указал, что "для России это означает падение нефти, ослабление рубля, рост волатильности финансовых рынков". До какой же степени открытости и уязвимости к внешним факторам надо было довести страну, чтобы она так болезненно реагировала на любые события в мире. Но вспоминая, что наши резервы хранятся преимущественно в ценных бумах иностранных государств, в том числе Великобритании, становится ясным смысл премьерской фразы о необходимости "принять уже наши внутренние решения в интересах российской экономики".

Кремль решил использовать Brexit в своих пропагандистских целях. У российских политиков появились надежды на снятие санкций. Песков заявил, что "надеемся, что в новых реалиях все-таки понимание необходимости выстраивания добрых отношений с нашей страной возобладает", хотя именно Великобритания была наиболее жестким сторонником ввода санкций в отношении России и их ужесточения. Ожидания смягчения санкций уже показали свою несостоятельность. ЕС в обновленном составе без Великобритании принял решение продлить антироссийские санкции до 31 января 2017 года.

Ситуация с британским референдумом напоминает российский опыт 2014 года. Тогда Россия сделала один шаг вперед, присоединив Крым, но затем последовала сдача позиций в Донбассе — и два шага назад. Перед Британий также стоит выбор — или, сделав шаг вперед, довести все до логического завершения, осуществив выход Британии из ЕС, или же отыграть иной сценарий с новым референдумом и ужесточением требований к нему. Тогда Британцы смогут снизить риски раскола, но речи о привилегированном положении в ЕС уже идти не будет.

Но наиболее вероятный сценарий для Британии — это выход из ЕС под руководством нового лидера, сосредоточение усилий на внешнеполитическом векторе, в первую очередь сотрудничестве с США с сокращением внимания к внутри европейским проблемам. Как это исторически случалось: пока Европу будоражат внутренние процессы и конфликты, Британия сосредотачивается на наращивании своего международного влияния.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...