< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Мониторинг политической температуры российского общества (август 2016 года)

13 сентября 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Авторы Сулакшин Степан Степанович — Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Хвыля-Олинтер Надежда Андреевна — Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.соц.н.

***

В августе 2016 года был проведен очередной этап мониторинга политического спектра [1] с целью вычисления политической температуры российского социума. Этот показатель характеризует настроения общества по части его отношения к власти, ее решениям и достигнутым результатам.

Сверхразогрев характерен для периодов выраженной социально-политической активности, вплоть до революционных. Переохлаждение общества соответствует стагнации в развитии. Наиболее эффективному и устойчивому развитию общества и государства соответствует оптимальная политическая температура. Мониторинг проводится с апреля 2011 года. 

Политическая температура вычисляется математически, исходя из типа политического спектра, который моделируется по результатам социологического опроса по 11 вариантам ответа на ключевой вопрос об отношении населения к власти и ее решениям.

В опросе приняли участие 1684 человека из 11 регионов России:

*

ДАННЫЕ О РЕСПОНДЕНТАХ

Ниже на диаграммах представлена социально-демографическая информация о респондентах — данные об их гендерной принадлежности, возрасте, доходе, образовании, сфере профессиональной деятельности и т. д.
Было опрошено 45% мужчин и 55% женщин, что в целом соответствует общероссийскому распределению населения по полу (рис. 1).

Рис. 1. Распределение респондентов по полу

Основная часть респондентов находится в трудоспособном возрасте, примерно четверть — в пенсионном (рис. 2).

Рис. 2. Распределение респондентов по возрасту

Доход респондентов рассчитывается таким образом, что итог отражает информацию о доходе на одного человека в семье. Так, например, если респондент указал, что его зарплата составляет 30 тысяч рублей, и он воспитывает двух несовершеннолетних детей, то доход составил 10 тысяч рублей на одного человека. Большинство опрошенных имели доход, составляющий 11–15 тыс. руб. на одного человека в семье, 23% участников опроса — от 6 до 10 тысяч (рис. 3).

Рис. 3. Распределение респондентов по доходу (тыс. руб. на человека в семье)

Большая часть респондентов имеют высшее образование, 27% опрошенных окончили ПТУ или техникум, у 14% есть неоконченное высшее образование и 8% имеют диплом об окончании средней школы (рис. 4).

Рис. 4. Распределение респондентов по уровню образования

По сфере профессиональной деятельности респонденты распределились следующим образом — 22% пенсионеров, 19% служащих, 19% представителей рабочих специальностей, 13% учащихся. Иные виды занятости представлены несколько реже (рис. 5).

Рис. 5. Распределение респондентов по роду занятий

Большинство опрошенных проживают в крупных городах численностью населения более 500 тысяч человек. Кроме того, в выборке присутствуют россияне, проживающие в средних и малых городах, и селах (рис. 6).

Рис. 6. Распределение респондентов по месту проживания

*

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ[2]

Россияне отвечали на закрытый вопрос: "Руководство страны последовательно переустраивает все сферы жизни страны. Выразите свое отношение к предпринимаемым усилиям и их результатам". В качестве возможных вариантов ответа предлагался спектр отношения от крайней степени поддержки власти до крайней степени оппозиции.

В ходе августовского этапа мониторинга наиболее многочисленной стала группа, поддерживающая решения политиков. Равнодушные к политике граждане составили 15% опрошенных, наиболее популярными стали варианты ответов "поддерживаю" и "скорее поддерживаю" (рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов россиян на вопрос "Руководство страны последовательно переустраивает все сферы жизни страны. Выразите свое отношение к предпринимаемым усилиям и их результатам"

Ниже на рис. 8 отражена динамика политического спектра за последний год. В августе по характеру распределения заметно, что крайние позиции отношения к власти сменились на более осторожные, поляризация общества за счет этого несколько уменьшилась.

Рис. 8. Динамика распределения ответов россиян на вопрос "Руководство страны последовательно переустраивает все сферы жизни страны. Выразите свое отношение к предпринимаемым усилиям и их результатам"

Группировка распределения политического спектра по трем основным стратам: "pro", "равнодушные" и "contra", отображена на рисунке 9. Численность россиян, поддерживающих власть, почти не изменилась. Группа граждан, находящихся в оппозиции уменьшилась на 1%. Доля населения, равнодушного к политическому процессу, на 2% увеличилась, группа лоялистов на 1% уменьшилась.

Рис. 9. Динамика соотношения групп россиян, поддерживающих власть, критикующих ее и относящихся к ней равнодушно

Наметившийся было рост протестного компонента приостановился, что в принципе характерно для летнего периода, когда население находится в отпусках. Согласно зафиксированной ранее динамике, уровень недовольства, как правило, в конце августа повышался, однако в текущий период времени значимой динамики не наблюдается. Значительная часть общества индифферентна к происходящему в стране.

Можно сопоставить данные, полученные в ходе мониторинга, с результатами опросов, проведенных Центром Юрия Левады, в ходе которых россияне фактически делятся на три группы по критерию отношения к происходящему в стране (рис. 10). Динамика обнаруживается очень похожая, что подтверждает репрезентативность исследования Центра Сулакшина. Доля группы респондентов с позитивным отношением к власти в августовских результатах Центра Юрия Левады даже несколько ниже (различие составляет 1%), а численность равнодушных к политике граждан выше на 2%.

Рис. 10. Данные опросов Центра Юрия Левады, взятые за сопоставимый период[3]

Если посмотреть на результаты, полученные за весь период мониторинга, то очевидна реактивность настроений граждан, которые изменяются под влиянием определенных политических событий. Приход к власти В. Путина, конфликт с Грузией, крымская кампания, начало сирийской — в эти временные отрезки четко прослеживается рост позитивных настроений в обществе как реакция на значимые внешнеполитические события (рис. 11).

Рис. 11. Данные опросов Центра Юрия Левады

Прямая социология (за или против) не улавливает неявных процессов, латентного напряжения в обществе, не регистрирует расслоения в лояльных и оппонирующих группах. Фиксировать это позволяет вычислимый агрегат — Политическая температура. Например, сползание страны в кризис, снижение уровня жизни, на первый взгляд, не отражаются на рейтинге власти, но эти процессы не могут не отражаться на настроениях людей.

Значение политической температуры в августе 2016 года по сравнению с июнем понизилось (рис. 12). Причина этого заключается в изменившемся характере соотношения оценок "за" и "против" уменьшившейся поляризации контрвластного лагеря. Да и сезонный вклад в настроения граждан существенен. В конце августа накладываются отпускные настроения, урожай на дачах, настроения граждан "отвлекаются" от текущей политики. Кроме того, текущая избирательная кампания также дает свой вклад в настроения граждан относительно власти и ее действий. В такой период даются множество оптимистических обещаний, затрачиваются дополнительные средства бюджета. Так, в августе 2013 года растрачено 20% Резервного фонда. Пиар усилия властей дают свой эффект. Соответственно следует ожидать, что в октябре, месяце следующего замера, показания должны измениться.

Рис. 12. Динамика Политической температуры российского общества

Сглаживающий пятилетний тренд политической температуры демонстрирует, что, несмотря на неравномерное поведение показателя, сохраняется долгосрочная тенденция к "разогреву" общества (рис. 13).

Рис. 13. Тренд политической температуры

На рис. 14 показан прогноз политической температуры на среднесрочную перспективу. Совпадение экспериментальных точек с прогнозом (до 2014 года практически полное) показывает, что прогноз был сделан состоятельный. Но в последние три года общество находится под сильнейшим воздействием пропаганды, откуда и заниженные показатели потенциала его активности. Значение политической температуры, приближающееся к 700–800, исходя из исторического опыта, соответствует крайней (вплоть до революционной) степени нестабильности. Подъем политической температуры, на фоне не реализации ожиданий, может перейти со временем в активность революционного накала, а это угроза стабильности, на что руководство страны обязано обратить внимание.

Рис. 14. Прогноз политической температуры в России и его экспериментальное сопровождение

Ниже представлены распределения политического спектра в зависимости от возраста, пола, образования, сферы занятости респондентов, уровня их дохода и размера населенного пункта их проживания. Внутри каждой группы количество ответов было принято за 100%. Затем было посчитано количество ответов по категориям от "Абсолютно поддерживаю" до "Абсолютно НЕ поддерживаю". Сводные результаты представлены ниже на графиках.
Распределение спектра по полу показывает, что оценки мужчин и женщин практически идентичны (рис. 15).

Рис. 15. Распределение политического спектра в зависимости от пола респондентов

Распределение спектра по возрасту показало характер произошедших изменений в оценке властей, данной респондентами различных возрастных когорт. Молодежь к проводимой в стране политике выказывает равнодушие, хотя и добавляя бонусов провластному лагерю. Представители старших возрастных групп оценивают результаты деятельности властей неоднозначно. Некоторые по-прежнему являются выраженными лоялистами, другая часть выражает свое недовольство, но, по сравнению с июнем, более сдержанно.

Рис. 16. Распределение политического спектра в зависимости от возраста респондентов

Распределение политического спектра в зависимости от рода занятий показало относительное единообразие мнений. Выраженный негатив сформировали временно безработные граждане, позитив — пенсионеры и учащаяся молодежь (рис. 17).

Рис. 17. Распределение политического спектра в зависимости от рода занятий респондентов

На рис. 18 показано распределение политического спектра в различных городах России, участвующих в исследовании. В Москве, Смоленске и Нижнем Новгороде настроения населения относительно власти довольно напряженные. Жители Иваново, Брянска и Томска результаты усилий политических элит оценивают позитивно.

Рис. 18. Распределение политического спектра в зависимости от города

Распределение спектра по критериям дохода и уровня образования показало, что мнение относительно благополучной части населения относительно властей более позитивно. Респонденты с наименьшими доходами настроены негативнее (рис. 19).

Рис. 19. Распределение политического спектра в зависимости от уровня дохода респондентов

Распределение по признаку образования показывает, что респонденты с разным уровнем образования достаточно единогласны в своих оценках. График, отражающий мнения людей с начальным образованием по причине того, что в выборке наблюдается крайне небольшое представительство таких респондентов, на рисунке не отражается (рис. 20).

Рис. 20. Распределение политического спектра в зависимости от уровня образования респондентов

Распределение спектра в зависимости от размера населенного пункта выявило, что жители крупных городов настроены позитивнее, а в малых городах и селах — более критично оценивают действия властей (рис. 21).

Рис. 21. Распределение политического спектра в зависимости от размера населенного пункта

*

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. В августе 2016 года тренд на снижение уровня лояльного отношения к власти приостановился. Характер распределения по группам "про-" и "контр-" властным практически не изменился. Несколько увеличилась доля равнодушных к политическому процессу граждан. Сказалась избирательная кампания и повышенные предвыборные бюджетные траты властвующего режима.

2. Изменилось состояние политического спектра. Резкие оценки сменились на более спокойные, что в предверии выборов нельзя расценивать как норму. Напряжение между провластным и оппозиционным лагерями уменьшилось.

3. Значение политической температуры в августе 2016 года по сравнению с июнем уменьшилось. Причина этого заключается в изменившемся характере соотношения оценок "за" и "против" снизившейся поляризации в пределах контрвластного лагеря.

4. Интересно, что в ходе выборов 2011 года уровень социальной напряженности был гораздо более высоким, а доля максимально выраженных оппозиционеров составляла (по данным за октябрь—декабрь 2011 года) 10%. Тоже самое можно сказать и о значении Политической температуры. В предвыборный период пятилетней давности ее показатели заметно росли, а потом постепенно снижались, что говорит о возросшей тогда социальной активности. Сегодня таких эффектов не наблюдается — не фиксируются выраженные волнения в обществе, не увеличивается котрастность мнений, а потенциал социальной активности даже снизился. Отношение к политике, а значит к выборам у населения относительно спокойное, что указывает на качество предвыборной борьбы и предсказуемость ее результата.

5. Проявляется отрицательное отношение к действующей власти у людей, испытывающих проблемы материального характера — групп с наименьшем уровнем дохода, временно безработных граждан, части пенсионеров. Значит прогноз в связи с расползанием кризисных явлений на все новые социальные группы заключается все в том же: политическая температура в стране будет расти уже в октябре. Так в Москве доля "не поддерживающих" власть составила уже 24%.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Сулакшин С., Хвыля-Олинтер Н. Политический спектр и политическая температура как модель изучения социальных процессов // СОТИС — социальные технологии и исследования. — 2014. — № 5 (67). — С. 76–85.
http://rusrand.ru/docconf/politicheskij-spektr-i-politicheskaja-temperatura-kak-model-izuchenija-sotsialnyh-protsessov

[2] ЧИСЛО ГОРОДОВ: октябрь’11 — 6 городов; декабрь’11, февраль’11 — 8 городов; апрель’12- 9городов; июнь’12, август’12, октябрь’12, декабрь’12- 11 городов, февраль’13 — 12, июль’13 — 10, сентябрь’13 — 9 городов, ноябрь’13 — 12 городов, февраль’14 — 12 городов, апрель’14 — 15 городов, июнь’14 — 13 городов, август’14 — 13 городов, октябрь’14 — 13 городов, декабрь’14 — 14 городов, апрель’15 — 12 городов, август’15 — 11 городов, октябрь’15 — 10 городов, декабрь’15 — 12 городов, февраль’16 — 12 городов, апрель’16 — 13 городов, июнь’16 — 11 городов, август’16 — 11 городов.

[3] http://www.levada.ru/indikatory/polozhenie-del-v-strane/

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ МОСКВЫ

Политические предпочтения в Москве в августе 2016 года распределились следующим образом:

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ БРЯНСКА

Политические предпочтения в Брянске в августе 2016 года распределились следующим образом:

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ ВЛАДИВОСТОКА

Политические предпочтения во Владивостоке в августе 2016 года распределились следующим образом:

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ ИВАНОВО

Политические предпочтения в Иваново в августе 2016 года распределились следующим образом:

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ КИРОВА

Политические предпочтения в Кирове в августе 2016 года распределились следующим образом:

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ НАЛЬЧИКА

Политические предпочтения в Нальчике в августе 2016 года распределились следующим образом:

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Политические предпочтения в Нижнем Новгороде в августе 2016 года распределились следующим образом:

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ ПЕНЗЫ

Политические предпочтения в Пензе в августе 2016 года распределились следующим образом:

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ РЯЗАНИ

Политические предпочтения в Рязани в августе 2016 года распределились следующим образом:

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ СМОЛЕНСКА

Политические предпочтения в Смоленске в августе 2016 года распределились следующим образом:

*

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ДЛЯ ТОМСКА

Политические предпочтения в Томске в августе 2016 года распределились следующим образом:

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...