< Июнь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Подписка rss
Поиск Поиск
Как не попасть в реестр коррупционеров?

05 октября 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

***

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект (№ 1162116–6), предусматривающий создание реестра со сведениями о госслужащих, уволенных за коррупцию. Поручение по разработке этого закона было дано Президентом РФ еще три года назад по итогам заседания Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 30 октября 2013 года (поручение от 14 ноября 2013 года № Пр-2689). Почему на разработку небольшого закона, не требующего расходов из федерального бюджета (как сказано в финансово-экономическом обосновании), потребовалось столько времени, из сопроводительных документов не следует. Логично предположить, что заинтересованность чиновников в реестре коррупционеров невелика, поэтому распоряжение главы государства не торопились выполнять.

Законопроект предусматривает внесение изменений в целый ряд федеральных законов, однако все они связаны с изменением закона "О противодействии коррупции". Он дополняется новой статьей, посвященной вопросам реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Согласно закону в реестр вносятся сведения о лицах, уволенных за коррупционные правонарушения. Реестр размещается в сети Интернет. Порядок включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, порядок исключения сведений из указанного реестра, порядок его ведения и размещения в государственной информационной системе в области государственной службы определяются Правительством РФ.

Предполагается, что реестр войдет в ГИС "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", на официальном сайте которой размещается информация о вакантных должностях государственных органов, включая аппараты судов, и органов местного самоуправления. Все остальные изменения в законы предусматривают обязанность работодателей (органов государственной власти) включать коррупционеров в реестр. Правила ведения реестра должно установить Правительство РФ. Однако в формулировке закона настораживает положение о порядке исключения сведений из реестра. Исключение сведений из реестра могло бы быть связано со снятием или погашением судимости, но в реестр будут включаться лица, совершившие дисциплинарные проступки, а не преступления.

Поэтому неясно, будут ли какие-то "сроки давности", позволяющие исключать из реестра. Закон не содержит подробностей о ведении и содержании реестра.

Закон о государственной гражданской службе запрещает принимать на гражданскую службу и оставлять на государственной службе лиц, утративших доверие в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (статья 16). Утрата доверия работодателя является основанием для увольнения гражданского служащего. За нарушение этого запрета предусмотрена административная ответственность (статья 19.29 КоАП РФ).

Законы о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции содержат перечень случаев, когда работодатель может утратить доверие к служащему или лицу, замещающему государственную должность, и уволить его. К таким случаям относятся следующие:

1) непринятие лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

2) непредставление лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участие лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации;

4) осуществление лицом предпринимательской деятельности;

5) вхождение лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

6) нарушение гражданским служащим запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках.

Статья 16 закона о государственной службе также запрещает находиться на госслужбе и поступать на нее лицам с не снятой или не погашенной судимостью за преступление, предусматривающее наказание, исключающее возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы.

В пояснительной записке к законопроекту Правительство РФ приводит данные Минтруда России по дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции: в органах власти с 2012 года по 2015 год в связи с утратой доверия освобождено от занимаемых должностей около 1200 лиц. По мнению Правительства РФ, наличие сведений о лицах, включенных в указанный реестр, позволит получать достоверную информацию о соблюдении претендентами на должности госслужбы и госдолжности требований законодательства о противодействии коррупции.

Теоретически новый реестр касается только тех госслужащих, которые совершили коррупционные правонарушения из приведенного выше перечня. Есть и другая категория госслужащих — те, кто совершил коррупционные преступления (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) (рис. 1). Однако даже за такие преступления наказание не всегда предполагает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (хотя получение взятки в любом случае наказывается в том числе лишением права занимать должности).

Рис. 1. Количество осужденных за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285–293 УК РФ). По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Из закона не следует, что коррупционеры, осужденные за соответствующие преступления, учитываются так же, как и коррупционеры, совершившие дисциплинарные коррупционные проступки. В распоряжении МВД имеется база данных по судимостям. При этом неизвестно, запрашивают ли отделы кадров сведения о судимости при принятии лиц на госслужбу. Кроме того, получается, что если служащий был осужден за коррупционное преступление, но его не лишили права занимать должности, он может быть принят на госслужбу, так как такие сведения в реестр заноситься не будут.

*

ВЫВОДЫ

1. Законопроект будет принят Государственной Думой в обозримом будущем, так как он разработан по поручению Президента РФ и внесен Правительством РФ.

2. Сами чиновники явно не торопятся с созданием реестра коррупционеров. Три года они исполняли поручение главы государства. Есть небольшая вероятность того, что Дума затянет рассмотрение законопроекта. И далее есть еще одна лазейка для отсрочки: порядок включения сведений в реестр, порядок исключения сведений из реестра, порядок его ведения и размещения в государственной информационной системе в области государственной службы определяются Правительством РФ. Правительство может затянуть с утверждением указанного порядка. Самым простым способом не попасть в реестр коррупционеров остается бесконечное затягивание его создания.

3. Реестр госслужащих, уволенных за коррупцию, не является панацеей для отсеивания всех коррупционеров от государственной службы и государственных должностей. Например, коррупционеры, совершившие уголовные преступления, не попадут в реестр, а значит, имеют шанс "проскочить" на госслужбу. Некоторые лазейки могут быть и в постановлении Правительства РФ, которым будет установлен порядок исключения сведений из реестра.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...