< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Вызовы миру после разрушения СССР: нравственная деградация — IV

06 октября 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": В каждую эпоху появлялись пророки "апокалипсиса", говорящие, что худшие времена в истории, максимизация сил зла уже достигнута. Поэтому актуальна проверка на основании количественных данных — не окажутся ли современные разговоры о мировой деградации подобным проявлением аберрации близости. И действительно ли упразднение советской исторической альтернативы (распад СССР и мирового социалистического блока государств в 1991 г.) стало не только очевидной "крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века" для евразийского пространства, но и подлинным планетарным бедствием?

Исследованию этого вопроса посвящена четвертая глава "Вызовы миру" из II тома новой фундаментальной коллективной монографии "Россия и мир. Российский мировой проект", в которой предположение о нравственной деградации современного мира после распада СССР доказывается на основании количественно выраженных показателей — по трендам развития, их приближения/удаленности по отношению к нравственным идеалам человечества.

Авторы 2-х томного труда Центра "Россия и мир. Российский мировой проект" под общ. ред. С. С. Сулакшина:

Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Балмасов С.С., Безруков А.Э., Белов П.Г., Богдан И.В., Вершинин А.А., Вилисов М.В., Генюш С.В., Гудков Д.Д., Ермолов М.О., Каримова Г.Г., Кравченко Л.И., Куропаткина О.В., Колесник И.Ю., Лексин В.Н., Орлов И.Б., Путинцев И.С., Сазонова Е.С., Тимченко А.В., Хвыля-Олинтер Н.А., Шестопалова А.В., Шишкина Н.И.

В данной части подробно рассматриваются мировые тренды милитаризации и военных угроз, наркотизации и насаждения культа жестокости.

Предыдущие части цикла доступна здесь: часть I, часть II, часть III.

***

4.1. СОВРЕМЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ МИРА — ЯВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

РОСТ ВОЕННЫХ УГРОЗ

Прежде всего, они выражаются в перспективах новых сверхмасштабных войн.

После окончания холодной войны объемы экспорта оружия в мире пошли на спад. Но уже в 2000-е гг. ситуация принципиально меняется. Фиксируется новый тренд возрастания экспорта оружия (рис. 4.1.41)[40].

Рис. 4.1.41. Мировой экспорт оружия (постоянные цены 1990 г.)

Покупка оружия существенно увеличивается почти по всем регионам мира. Наиболее вооружаются те самые регионы, которые и станут, вероятно, основными очагами новых войн. Дело, судя по всему, идет к искусственному столкновению этих регионов между собой и провоцированию новой мировой войны по сценариям, уже описанным прежде[41] (рис. 4.1.42).

Рис. 4.1.42. Торговля оружием (постоянные долл. США 1990 г.) — Импорт по регионам мира

Существует главный актор распространения военных конфликтов. На приводимом ниже рисунке прослеживается участие США в военных операциях за всю их историю (рис. 4.1.43).

Рис. 4.1.43. Участие США в военных операциях (в том числе в рамках международных миротворческих сил)

Как только Соединенные Штаты стали претендовать на мировую гегемонию, участие их в военных операциях резко возросло. Далее появляется противовес в виде мировой социалистической системы, и количество вооруженных конфликтов, в которых участвуют США, заметно снижается. Но как только мир становится однополярным, участие Соединенных Штатов в военных конфликтах принципиально перекрывает показатели любого из предыдущих исторических периодов[42].

*

ЖЕСТОКОСТЬ, КУЛЬТ НАСИЛИЯ И ПРЕСТУПНОСТЬ

Первая волна фашизации мира была ценой гекатомб жертв остановлена. Ведущую роль в ее отражении сыграл Советский Союз. Его существование было своеобразным гарантом того, что "ничего подобного не повторится". Но проблемы, породившие фашизм, не были разрешены. И вот уже с конца 1970-х гг. зарождается сначала латентно волна новой фашизации. Первоначально она распространяется через сферу символов. И главным их транслятором выступил кинематограф. Речь не идет о распространении свастик или иной фашистской символики: на прежние формы фашистской пропаганды было наложено жесткое табу. Фашизация выражается в формировании культа насилия, культа превосходства, обыденности его применения[43].

Количество сцен насилия в фильмах США за шестьдесят лет выросло почти вчетверо. Особенно стремительный рост зафиксирован в категории кино PG-13 (дети до 13 лет только в сопровождении родителей) (рис. 4.1.44)[44].

Рис. 4.1.44. Доля насильственных сцен в 30 самых кассовых фильмах США

Прежние пацифистские идеалы 1960-х гг. были отброшены. Вместо них продуцировался идеал воина-победителя. "Супермен" голливудского образца мало чем отличается от образа "белокурой бестии" в пропаганде Третьего рейха. Эти образцы, что особенно важно, стали прививаться в самом раннем возрасте. Вместо персонажей традиционных народных сказок, утверждающих, что сила без добра не является силой, приходит герой компьютерных игр, лишенный какого бы то ни было внутреннего мира. Убить человека, десятки людей, сотни в компьютерной игре — без всякой христианской рефлексии об аморальности самого убийства. Новая игровая культура приучает к мысли, что убивать не только допустимо, но и необходимо на пути к достижению цели.

Жестокость, безусловно, обнаруживается в разных культурах. Но насилие, совершаемое на идейной основе антропологического превосходства, — это характерная черта фашистского сознания. Между тем именно так представлен конфликт между голливудским супергероем и повергаемыми им противниками. Убийство же в компьютерной игре вообще не рассматривается как убийство человека, стирая грань недопустимого.

После распада СССР тенденции фашизации становятся все более очевидны. Современная массовая культура, — это прежде всего квазиязыческий культ плоти и квазиязыческий культ насилия. Но именно эти культы насаждались в свое время в фашистских государствах.

США в настоящее время является главным мировым транслятором культурных образцов. Широко обсуждается феномен американизации национальных культур. Но через американизацию происходит и другой процесс — ползучая фашизация.

Может быть, насаждаемые культурные образцы героя-убийцы не выходят за виртуальные рамки? Может быть, совершая убийство в компьютерной игре, человек выплескивает заряд агрессии, которая не переносится на окружающих? Статистика говорит об обратном.

В 1974 г. коэффициент умышленных убийств в мире составлял 2,85 убийств на 100 тыс. человек. При этом прослеживался тренд снижения соответствующего показателя. Вектор был изменен в сторону повышения с начала 1980-х гг. К 1993 г. коэффициент умышленных убийств повысился до отметки 3,85. Минуло еще почти два десятилетия и за 2011 г. в мире на 100 тыс. населения фиксируется уже 9,7 убийств[45]. Растут, соответственно, и абсолютные показатели количества умышленных убийств в мире (рис. 4.1.45)[46].

Рис. 4.1.45. Количество убийств на 100 тыс. человек населения в мире

Культурная гегемония предшествует гегемонии политической. Массовая культура уже в значительной мере фашизирована.

На достаточно длительной исторической шкале времени был рассмотрен коэффициент преступности по западным странам. По всем западным странам, за единственным исключением, он устойчиво увеличивается. Исключение составляет только Япония, и то с известной долей оговорки об отнесении ее к Западу и имея в виду сохранение ею в значительной мере традиций национального жизненного уклада. Все большая часть западного сообщества вступает в конфликт с нормами общежительства (рис. 4.1.46)[47].

Рис. 4.1.46. Динамика коэффициента преступности по ряду ведущих стран западного мира, преступлений на 100 тыс. человек населения

Убийство наиболее одиозный вид преступления. Статистика позволяет проследить динамику коэффициента убийств в длительной исторической перспективе на примере Великобритании. После Второй мировой войны, когда отразив фашизм, человечество переосмыслило традиционные гуманистические идеалы, данный показатель снижался. Но далее коэффициент убийств в Великобритании на протяжении уже достаточно длительного времени устойчиво возрастает (рис. 4.1.47).

Рис. 4.1.47. Динамика убийств в Великобритании на 1000 тыс. человек населения

*

НАРКОТИКИ

Одним из очевидных социальных пороков современного мира является и наркомания. Потребление наркотиков в мире находится в тренде роста. Этот рост катализируется политическими шагами, такими как, например, афганская акция США. После американского вторжения в Афганистан объемы производства опиума возросли по отношению к исходному уровню почти в 2,5 раза (рис. 4.1.48)[48].

Рис. 4.1.48. Производство опиума в мире

Многие политические конфликты современности объясняются фактором прохождения через соответствующие территории наркотрафика. Выстраивание глобального наркотрафика предполагает создание пояса политической нестабильности. Можно в этой связи четко соотнести географию "горячих точек" с географией мирового наркотрафика.

Главным центром производства опиума является Афганистан, кокаина — Колумбия, марихуаны — Северная Африка. Но лидирующим в региональном сопоставлении потребителем наркотиков выступает западный мир. Туда и направлены глобальные наркопотоки. Употребление наркотиков уже стало нормативным на уровне молодежной субкультуры западных стран. Данная установка поддерживается средствами кинематографа и продуцирования образов музыкальных кумиров. Мода на потребление наркотиков распространяется с Запада в другие части планеты (рис. 4.1.49)[49].

Рис. 4.1.49. Доля наркоманов в населении старше 14 лет по регионам мира

***

ПРИМЕЧАНИЯ

[40] http://www. worldbank. org/eca/russian/

[41] Багдасарян В. Э. Мировой паразитический центр: исторические воплощения // URL.: http://rusrand.ru/docconf/mirovoj-paraziticheskij-tsentr-istoricheskie-voploschenija

[42] Там же.

[43] Там же.

[44] http://ria.ru/culture/20131111/975912642.html

[45] Глобальное исследование по проблеме убийств 2011. Вена: ООН, 2011.

[46] http://www.unodc.org/gsh/en/data.html

[47] Миронов Б. Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. Л.: Наука, 1991. С. 156–159.

[48] http://www.antidrugfront.ru/facts/afghanistan-facts.html

[49] http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies10/Html/der10115.htm

***

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

***

***

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...