< Июнь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Подписка rss
Поиск Поиск
Осенняя экономия — кто на чем

09 ноября 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Надежда Андреевна Хвыля-Олинтер — эксперт Центра Сулакшина, к.соц.наук.

***

Социологические службы выдали очередную порцию опросов, показывающих, как реагирует население нашей страны на экономический кризис, что думают люди об экономике России, о курсе рубля и каким образом приспосабливаются к сложным жизненным реалиям.

Информацию о состоянии отечественной экономики население черпает в основном из СМИ, но доверие этим источникам тает. В экономически неблагоприятные 2008–09 гг. большая часть россиян всерьез воспринимала обзоры, мнения и заключения, поступающие с экранов телевизоров, полос газет и из радиоприемников. Однако кризис научил население осторожности и показал, что заявления журналистов и политиков предназначены, скорее, не для предоставления массам объективной информации, а для сглаживания различного рода недовольств, нивелирования социальных волнений и поддержания ощущения подконтрольности всего происходящего власть имущим.

Например, СМИ широко разнесли цитату И. Шувалова, который, комментируя в начале 2009 года ситуацию на АвтоВАЗе, объявил: "Никаких таких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье. Никто не позволит". В итоге, в данной организации прошло несколько волн увольнения — в том же году предприятие покинули около 22,4 тыс. чел., в 2010 году последовало масштабное продолжение, а в 2014-м персонал сократился еще на 20%. Это так, небольшая зарисовка про "все вранье".

А тогдашний первый зампред ЦБ А. Улюкаев уверенно констатировал про отечественную экономику: "Я считаю, что мы совершили жесткую посадку. Она является фактом. Самое плохое позади". То есть, какие там прогнозы всего-то на 4–5 лет вперед, какое понимание тенденции движения экономической сферы, "самое плохое позади", вот вам и вся фактология.

Население, конечно, такие речи могут обнадежить, но ненадолго. Потому как всякий раз показания чиновников все существеннее расходятся с показаниями народных карманов и кошельков, а также со свидетельствами магазинных ценников. И когда сегодня нам с голубых экранов торжественно доносится примерно следующее: "Статистика показывает, что российская экономика кризис в целом миновала, пик, во всяком случае, кризиса — не кризис, а пик кризиса", а при этом пенсии и материнский капитал не индексируются, сокращения проводятся, а налоговая нагрузка на население увеличивается, то доверия такие высказывания вызывают все меньше. И вот уже меньшая, а не большая часть россиян готова принимать звучащие в СМИ сообщения про состояние страны за чистую монету (рис. 1).

Рис. 1. Динамика ответов россиян на вопрос "Если говорить в целом, вы доверяете или не доверяете российским СМИ: телевидению, радио, газетам?", %

Очень показателен тот факт, что чем выше уровень образования респондентов, тем чаще они настороженно оценивают поступающие со стороны СМИ месседжи о состоянии российской экономики. Люди, обладающие дипломом о среднем общем образовании или не имеющие даже такового, в 39% случаев заявляют о своем недоверии сообщениям СМИ. А вот среди закончивших вузы таковых уже 55% (рис. 2). Скорее всего играет роль более широкий кругозор или привычка сопоставлять факты, находить причинно-следственные связи, пользоваться альтернативными источниками информации, а не просто пассивно потреблять вещаемое.

Рис. 2. Ответы россиян на вопрос "Если говорить в целом, вы доверяете или не доверяете российским СМИ: телевидению, радио, газетам?" в зависимости от уровня образования, %

Между тем, экономические проблемы остаются наиболее актуальными для граждан России. Отвечая на вопросы социологов, наши соотечественники чаще всего называют рост цен на товары и услуги, высокие тарифы ЖКХ, низкий уровень зарплат и пенсий, стипендий и пособий. Особенно сильно цены на коммуналку волнуют пенсионеров, что вполне понятно, поскольку эта часть расходов для данной категории граждан крайне существенна, но обязательна. Российский пенсионер вынужден тратить на оплату услуг ЖКХ около 50% своего дохода.

Но это мало кого волнует на верхах, поскольку там всерьез заговаривают про ограничение выплаты пенсий работающим пенсионерам. Да и накопительную часть пенсий уже заморозили. Понятно, что власть судорожно ищет, чем бы заткнуть дыры в многострадальном бюджете. Но тогда пусть ответит на вопросы. Почему эти дыры планируется затыкать за счет и так практически нищенствующих слоев населения? Почему, например, не ввести прогрессивную шкалу налогообложения и не собрать с горстки богатейших людей суммы, вполне сопоставимые с тем, что можно стрясти с беднейших?

Экономить сегодня вынуждено большинство россиян, сокращая количество покупок и пересматривая свое потребительское поведение, в том числе, относительно продуктов питания. Каждый третий респондент старается покупать продукты более дешевых марок, каждый четвертый-пятый — уменьшил объем своей продуктовой корзины или отказался от покупки некоторых товаров. Примерно каждый шестой, чтобы уменьшить траты, стал реже ходить в магазин. 42% отмечает, что за три последних месяца не видит никаких изменений (рис. 3).

Рис. 3. Способы экономии россиян на продуктах питания

Итак, россияне прочно утвердились в необходимости экономить, и это постепенно и неизбежно становится привычным способом существования. Если раньше он был присущ лишь мало обеспеченным слоям населения, то теперь сокращать свои расходы вынуждены практически все. Речи политиков о преодолении рецессии и грядущем возобновлении экономического роста представляются баснями и небылицами, в которые, однако, народу очень хочется поверить. Но уже не можется. Поскольку люди стремительно нищают. И нет никакого понимания у власти, как страну нашу вытянуть из серьезнейшего кризиса, к разворачиванию которого она имеет самое непосредственное отношение.

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...