< Октябрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подписка rss
Поиск Поиск
"Конструкционная" постановка вопроса о модели страны

14 ноября 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": "Цивилизационная идентичность и специфика страны, акцентирование русской российской специфики нашего государства являются не вкусовым предпочтением, а фактором успешности страны, что доказано с математической строгостью. Ценностно-целевой концепт и проблема нравственности — это тоже не вкусовые беллетристические обстоятельства: любое управление развитием, устремленное к успешности, исходит из цели, а цель невозможна без ценностного выбора" — приводим актуальный фрагмент из новой фундаментальной монографии Центра: "Россию ждет революция? Вопросы перехода к постлиберальной модели России (алгоритм и сценарии)"(М.: Наука и политика, 2016.).

Авторы труда: Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Березина И.М., Гаганов А.А., Дегтев А.С., Дон Д.С., Кравченко Л.И., Конопелько А.В., Новиков А.Б., Новиков Д.Б., Хвыля-Олинтер Н.А., Шишкина Н.И.

Фото: проект здания Наркомата тяжелой промышленности СССР (Наркотяжпрома) Константина Мельникова в Москве. 

***

Как связаны первичные ценности в модели страны и сама конструкция государства? Какие промежуточные конструкты, документы, нормативы должны быть разработаны для того, чтобы строительство страны по новой модели было бы продуманным, прозрачным для детализированных дискуссий? Что входит в понятие конструкций государства?

Поставленные вопросы отражают предложение идти по пути технологических рекомендаций. Например, как связана, пожалуй, важнейшая из целеобразующих ценностей — нравственность с конструкцией государства?

Государство — это неодушевленный субъект деятельности, и применять к нему антропоморфные человеческие и общественные характеристики не вполне уместно. Однако государство представляет собой совокупность функций и институтов, правовых механизмов, порядков, субсистем, процедур и т.д. (рис. В. 11).

Рис. В. 11. Структура конструктов государства, релевантных ценности нравственности

Каждый из показанных конструктов направлен на созидание определенных общественных отношений, в итоге функционирования государства формируется и определенная личность с ее уже человеческими характеристиками, и сообщество с его индивидуальными и кооперационными характеристиками. Эти свойства являются продуктом деятельности государственных институтов. Каких? Воспитания, образования, науки, культуры, пропаганды, массового информационного воздействия. Результат в отношении конечного продукта общежития — человека и общества — может быть разным: либо нравственным, либо безнравственным.

Таким образом, нравственность в государстве как реалия возникает тогда, когда оно генерирует нравственные человеческие отношения. А для этого государство должно строить себя, свою деятельность, проводить конкретные государственные политики, настраивать конкретные государственные механизмы вполне определенным образом. При этом все пространство деятельности государства задается базовым нормативно-правовым документом, основным законом — Конституцией. Очевидно, что все это вполне осязаемые предметы для строительства. Беспомощно и необоснованно внеконтекстное административно ограниченное категориальное развертывание смысла государства, оно в данном случае должно быть контекстно, универсально и конструктивно (в смысле "конструктно"). Подобный подход означает, что государство — это социальная оболочка, которую общество создает в своих собственных интересах. А все остальное: насилие, безопасность, перераспределение, администрирование — это функции государства.

Следующим наглядным примером связи выбранных целеобразующих ценностей и конструкта государства может быть внешнеполитическое позиционирование страны. Сегодняшней России ее действующая конституция предлагает такой выбор: "сознавая себя частью мирового сообщества" — пассивная формула, ничего не говорящая о роли страны в мире, об ее позиции, ее претензиях, ее зонах и смыслах интересов в мире. Но в политике, геополитике "свято место пусто не бывает". Если страна не заявляет свои принципы и детали внешнеполитического позиционирования, то за нее это обязательно делают другие страны. И соответствующие государственные конструкты, инфраструктуры выстраиваются определенным образом. По факту имеем Россию как второстепенную державу, свернувшую свое мировое присутствие в виде флотов, авиационного патрулирования, разведцентров и других глобальных инфраструктур. Российская экономика все более десуверенизуется, превращается в сырьевой поставщик и рынок сбыта готовой продукции. Как видно, ценностный выбор, его конституционное закрепление проецируется в конкретный вид конструктов государства.

Это приводит к выводу, что существует механизм программирования конструкции государства как продукта не только разовой номинации (конституирования), но и непрерывных результативных практик государственного строительства и общественного развития. Обе они не происходят сами собой, существует проектный метод их программирования.

*

ПЕРЕХОДНАЯ АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ПРОГРАММИРУЮЩЕМ ХАРАКТЕРЕ МОДЕЛИ СТРАНЫ

Достаточно очевидно, что программирующая реальный конструкт государства пирамида имеет началом конституцию страны (рис. В. 12).

Рис. В. 12. Пирамида программирования реалий государства

Есть два различных типа конституций, что легко установить по ансамблю конституций стран мира. Первый — исключительно юридический тип. К нему относятся конституции, главным образом, либеральных государств. Второй — синтетический тип, нормативно-правовой, нормативно-политический и государственно-управленческий. Конституции этого типа выполняют несколько функций: они являются не просто юридическим документом, но еще и нормативно-политическим, идеологическим, ценностным и, конечно, управленческим документом (рис. В. 13).

Рис. В. 13. Два типа конституций

Трудно согласиться с исключительно юридизированным типом конституции, в которой умалчивается о ценностных точках отсчета, а государство предстает исключительно как институт, а не как совокупность территории, народа и административного аппарата. Эти точки отсчета, из которых исходят конституции либеральных стран, совершенно очевидно реконструируются как интересы богатого и космополитического меньшинства. То же самое касается построения системы государственного управления.

Либеральная модель административного государства заключается только в контуре государства как института: о ценностях не говорится ничего, кроме того, утверждается, что свобода лучше, чем несвобода. Поэтому модель страны подобной конституцией в явном виде не устанавливается. Она достраивается в практике, в которой начинают действовать законы социал-дарвинизма. В итоге конституция оказывается лукавой обманкой, а интересы большей части населения страны приносятся в жертву во имя интересов меньшинства. Модель страны не является выбором и волей большинства, а выстраивается-де-факто даже вопреки этой воле. В авторском подходе, который преодолевает указанное лукавство, возникает юридико-строительная новелла понятия и института высших ценностей государства, фиксируемых в конституции, и эта новелла имеет отношение к конструированию постлиберального перехода, поскольку в явном виде задаются параметры конечной цели — новой модели страны.

Тогда новая модель страны возникает не из вкусовых или клановых предпочтений, а в прозрачном системном алгоритме (рис. В. 14).

Рис. В. 14. Алгоритм разработки новой Конституции и новой модели страны

Ключевой замысел новой конституции как целевого "чертежа" страны заключается в том, чтобы гарантировать успешность страны в целом.

Ключевыми проблемами либеральной Конституции РФ, нынешней модели страны являются следующие.

1. Экстремистский либерализм.

2. Государственный космополитизм и подавление суверенности.

3. Цивилизационная неидентичность.

4. Отсутствие стратегических долгосрочных целей развития общества и государства, мобилизующих и объединяющих граждан и общество в целом.

5. Отсутствие исторически преемственной и цивилизационно идентичной системы ценностей, являющихся основой для консолидации общества и формирования единого народа и/или гражданской нации.

6. Отсутствие ориентиров для формирования последовательной, самостоятельной, исторически преемственной и ответственной перед собственным народом, мировым сообществом и будущими поколениями внешней политики.

7. Полное отсутствие правового института ответственности государства (вместо него — "…в ведении…"), государственных органов и должностных лиц за результаты государственного управления, государственного и общественного развития, за обеспечение безопасности общества и государства, за реализацию прав и свобод человека и гражданина.

8. Отсутствие гарантий прав и свобод человека и гражданина.

9. Дисбаланс в закреплении прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, и их обязанностей и ответственности — с другой.

10. Асимметричный и угрожающий территориальной целостности характер отдельных закрепленных в Конституции принципов и норм федеративного устройства.

11. Запрет ценностной основы государственности — идеологии.

12. Асоциальная формула отношений собственности.

13. Дисбаланс ветвей власти.

14. Подмена народовластия властью денег и административного ресурса.

15. Подмена местного самоуправления государственной властью-де-факто при объявлении ее местным самоуправлением-де-юре.

Перечень дисбалансов и дефицитов нынешней конституционно закрепленной модели страны на деле существенно больше. В Конституции 1993 г. фактически запрограммирована модель государства, угрожающая самому его существованию как целостного, самобытного, цивилиза ци он, но идентичного, успешного и жизнеспособного государства. Основные концепты новой Конституции, новой модели страны — это решение данных проблем. Каждая конструкторская юридико-техническая аксиологическая задача должна решаться как конкретная задача, отвечающая идентифицированной проблеме. Основные концепты решений вырабатываются с учетом представления о том, что государство является не административным аппаратом услуг, как в либеральной модели, а социальной оболочкой, созданной обществом для достижения всеобщего блага. Государство в такой модели отвечает за все, но не только директивным образом, а еще и управленчески-мотивационным образом, устанавливающим ценностные мотиваторы для человека и общества.

Цивилизационная идентичность и специфика страны, акцентирование русской российской специфики нашего государства являются не вкусовым предпочтением, а фактором успешности страны, что доказано с математической строгостью. Ценностно-целевой концепт и проблема нравственности — это тоже не вкусовые беллетристические обстоятельства: любое управление развитием, устремленное к успешности, исходит из цели, а цель невозможна без ценностного выбора.

Основные концепты новой Конституции, как и новой постлиберальной модели страны, таковы.

1. Государство — это созданная обществом оболочка для жизнеобустройства человеческого общежития. Государство отвечает за все.

В тексте действующей Конституции государство рассматривается как институт, оказывающий населению платные услуги (концепт сервисного государства, в котором платность — это налоги, а чиновник — это наемник).

Предлагается сущностно иной подход, исходящий из того, что государство не только оказывает услуги, но обеспечивает жизнеобустройство всего общежития в стране. Государство выступает арбитром в достижении баланса противоречивых интересов и достижения всеобщего блага.

2. Цивилизационная специфика и идентичность страны.

Код успеха у каждой цивилизации собственный. Россия, и это следует из количественных профилей-характеристик цивилизаций, является самостоятельной страной-цивилизацией. Русской российской цивилизацией. Спор, принадлежит ли Россия западной цивилизации, на языке вкусовых убеждений не имеет смысла. Но как только социологи взвешивают основные ценности, мотивирующие сообщества на жизнь и действия, то становится совершенно явно видно, что количественные профили этих ценностей различны для всех существующих локальных цивилизаций. Собственно, даже в прямом смысле — "Что русскому здорово, то немцу смерть". И наоборот. Именно поэтому при отказе от собственной цивилизационной идентичности российское население сокращается.

3. Ценностно-целевой концепт.

Конституция описывает основу государственного института, полномочия власти, ее уровни, их взаимодействия и алгоритм действия государства. При этом есть два противостоящих подхода к государственному управлению. Первый — либерально-коммерческого происхождения: народ платит налоги, нанимает чиновника и тот оказывает услуги, администрирует. Причем откуда берутся цели развития, стратегии развития, приоритеты и, опять-таки, ценности — не ясно. Не вдаваясь в детали, укажем, что ответ есть, ибо весь концепт современного либерализма, на самом деле, настроен на интересы не общества, а богатого меньшинства. Оно диктует и цели, и ценности, прикрывая их красивой риторикой. А государство минимизируется до состояния "ночного сторожа". Второй подход — государство как социальная оболочка, созданная обществом для реализации всех своих интересов.

4. Нравственность (нравственное государство).

В истории государства один из путей его формирования связан с воплощением права сильного. Сильный, лидер устанавливал свой порядок, подчиняющий других. Именно из такого наполнения категории "порядок" вытекало право. Государство стало правовым. Государство как институт насилия. Затем общество мало-помалу вырабатывало понимание своего достоинства и зрело, выдвигая требования учета в праве и порядке своих интересов, интересов большинства. Что это были тогда за интересы?

Прежде всего распределительно-материальные, касающиеся справедливости в потреблении создаваемых человечеством благ. Это были социальные требования. И государства видоизменились. Произошли социальные революции, изменившие мир. Страны вступили в исторический период социального государства. Сейчас человечество стоит перед выбором нравственного государства.

5. Свобода.

Важнейшая новация связана с раскрытием категории "свобода". Ее тривиальный либеральный концепт заключается — если отринуть всю пропагандистскую и информационную шелуху прикрытия — примерно в следующем: "что хочу, то и делаю", "что не запрещено, то разрешено". "Что хочу, то куплю". Свобода как право в этом подходе оторвана от обязанностей и ответственности. Именно таковы правовые формулировки в действующей Конституции РФ.

Но человек потому человек, что он находится в сообществе себе подобных и равных, в коммуникации с ними. Его свобода поэтому — это его несвобода, возникающая в коммуникации. Не "что хочу, то и делаю", а делаю только то, что согласовано с достоинством и интересами моего ближнего и нашим групповым и всеобщим благом. Именно на этом пути человечество прогрессивно. И это путь не индивидуализации, а социализации.

6. Справедливость.

В действующей Конституции понятие и концепт справедливости практически отсутствуют (справедливость упомянута только один раз, и то в преамбуле).

Социальная справедливость — это непростая категория. Это не то, что часто представляют как "всем поровну". Если и труженику и вору поровну, то это явно несправедливо. В новой Конституции России вводится понятие, которое конструктивно обустраивает и сферу воспитания потребностей и вожделений, и сферу ответственности за свое присутствие в сообществе и общежитии. Сферу обязанностей государства и его институтов за приближение его к социальной справедливости.

7. Народовластие (гарантии народовластия).

Традиционно в большинстве немонархических конституций источником власти объявляется народ. Декларируется народовластие (это именуют еще демократией). Но это, как правило, слабая или вовсе пустая декларация, если конституция не устанавливает прививок, компенсаций и механизмов, предотвращающих разрушительные для истинного народовластия реально существующие отношения. Власть и преимущества денег и богатых, административного ресурса, потенциал частных, т. е. покупаемых СМИ, прямые махинации на выборах. Искажения в механизмах артикуляции, трансляции интересов и проблем народа (избирателей) на уровень государственного управления. Механизм мутации мотиваций выборных лиц, забывающих о своих избирателях после вступления в должность. Их бесконтрольность и ненаказуемость. Если все это (как в современной России) имеет место, то, конечно, никакого реального народовластия нет.

8. Труд.

Чаще всего в истории человечества, государств и цивилизаций сталкиваются две материи в поле возникновения права человека на получение блага. Это труд, создающий блага, с одной стороны, и присвоение, не создающее блага, но дающее возможность его потреблять, с другой стороны. Когда-то это был отъем блага в схватке. Позже появились банкинг, торговля, ростовщичество и рента. Затем возникла рента на производственный капитал, природные ресурсы, финансовый капитал.

В современном мире возникло присвоение на основе права эмиссии денег и финансовых производных, которое порождает, в частности, мировые войны, теракты и кризисы. На этом рубеже сталкиваются даже и цивилизационные концепты. Современной России навязывается коммерческая, а не трудовая парадигма, лишающая страну перспективы успеха и суверенности существования в глобальном мире.

9. Народное достояние.

Невозможно соглашаться с порядком, когда природные ресурсы, данные Богом всей стране, ее естественные энергетические, пространственные и иные преимущества служат интересам только узких групп. Это делается на основе извращенного института собственности. Исторически накопленные материальные (например, транспортные и иные инфраструктуры, создаваемые всей страной) и нематериальные ценности относятся к этой же проблеме. Народ России, по новой Конституции, не только источник власти, он еще и собственник подобного общероссийского достояния. Поэтому введены четкие регламенты собственности и соответствующие институты, работающие на пользу интересов всего народа страны. Достояние народа России может быть только в федеральной государственной собственности, а доходы от ее экономического пользования должны перераспределяться через государственный бюджет и специальные фонды общественного потребления.

10. Цензура.

Концепт нравственного государства императивно формирует необходимость государственной нравственной цензуры. Еще раз подчеркнем, что это не только тема порнографии, насилия и жестокости, но еще и тема социализированности, очеловеченности поведения, социальности институтов. Вместе с тем взамен огульного запрета цензуры, как это сделано в действующей Конституции, уточняется тип и адресация цензуры.

11. Балансы и ограничения ветвей власти, подконтрольность и наказуемость власти.

Монополизация власти всегда ведет к загниванию. Декларации о разделении ветвей власти и системе взаимных сдержек и противовесов недостаточно для преодоления естественного стремления любой власти к всеобщности и монополизму. Как и в проблеме истинного народовластия, необходимы специальные меры и гарантии. Они предложены на пути балансировки полномочий исполнительной и законодательной властей, особенно в порядке подконтрольности и наказуемости в виде отрешения от должности или роспуска государственных органов. Введен институт общественной оценки (порицания, предупреждения) деятельности государственных органов. Право на такие действия получает и общество.

12. Государственная власть и самоуправление.

В новой Конституции государственная власть представлена на всех трех уровнях: Федерация, субъект Федерации, местное управление. В отличие от государственной власти (с бюджетом, органами, ресурсами и правомочиями в отношении принуждений) вводится низовой первичный уровень самоорганизации людей в виде народного самоуправления по месту жительства в целях благоустроения их группового соседского общежития. Это и есть самоуправление. А то, что по действующей Конституции называется самоуправлением, таковым не является. Но при этом оно выведено и из пространства государственной власти.

Новая Конституция России предлагает сущностно иную модель страны и формулы ее успешности.

Страшно ли менять конституцию и модель страны? В принципе это обычное дело. В историях стран мира количество смен конституций исчисляется иногда десятками. В истории большинства современных стран принималось три конституции (рис. В. 15).

Рис. В. 15. Количество принятых конституций в истории разных стран мира

В России было царское Уложение, Конституция СССР, Конституция РФ. Страна созрела для нового Основного Закона, для своего обновления.

Реальный исторический опыт обновления конституционных уложений в истории нашей страны отображен на рис. В. 16.

Рис. В. 16. Хронограф российских "конституций"

В рамках настоящего исследования, когда ставится легальная открытая задача смены модели страны, она не может не сопрягаться с задачей разработки и принятия новой конституции.

***

*** 

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...