< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Кого и куда могут послать?

29 ноября 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

***

В СМИ появилась информация о том, что по новому закону солдатов-срочников теперь можно будет отправлять на службу в Сирию. Что за новый закон, и действительно ли в нем идет речь об отправке срочников в Сирию?

Как оказалось, речь идет о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (об уточнении оснований для заключения контракта о прохождении военной службы), разработанного Министерством обороны РФ и внесенного в Госдуму Правительством РФ 14 октября 2016 года.

Законопроект обязан своему появлению майскому указу Президента РФ 2012 года, в котором Правительству РФ предписывалось ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек. Поэтому законопроект посвящен в основном вопросу привлечения на службу контрактников. В пояснительной записке так и сказано, что "целью разработки законопроекта является поддержание требуемого уровня укомплектованности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских частей и подразделений, привлекаемых для решения задач в период чрезвычайных обстоятельств или для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, а также для участия в походах кораблей".

Под действие законопроекта попадают не только так называемые срочники (военнослужащие по призыву), но и граждане, пребывающие в запасе, изъявившие желание заключить контракт о прохождении военной службы.

Законопроект предусматривает расширение перечня случаев, когда военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы. Случаи участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов предлагается дополнить следующими случаями: участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, пресечение международной террористической деятельности за пределами территории РФ. Следует обратить внимание на то, что эти формулировки касаются не только срочников. Кроме того, данные виды деятельности нельзя считать новыми: российские Вооруженные Силы и так принимают участие как в миротворческих операциях, так и в "пресечении международной террористической деятельности".

Другие изменения касаются случаев и сроков заключения контрактов с военнослужащим по призыву и поступающим на военную службу гражданином, пребывающим в запасе. В число случаев включаются также участие в деятельности по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ, а также участие в походах кораблей. Деятельность по участию в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности в этом перечне уже есть. Также в перечне есть такие случаи, как ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации.

Срок контракта для военнослужащих по призыву меняется таким образом: исчезает нижняя планка в шесть месяцев. Максимальный срок контракта для указанных случаев остается равным одному году. Аналогичные изменения вносятся в пункты, посвященные гражданам, поступающим из запаса на службу по контракту.

В иных ситуациях (помимо чрезвычайных и миротворческих) контракт заключается на более длительные сроки.

В СМИ высказывалось беспокойство из-за использованной в пояснительной записке к законопроекту формулировкой "в связи с изменением военно-политической обстановки, активизацией деятельности международных террористических и экстремистских организаций", которой обосновывается необходимость повышения мобильности войск (сил), формирования сводных и нештатных подразделений и укомплектования их в короткие сроки военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для оперативного решения краткосрочных, но важных задач, связанных с их участием в операциях по поддержанию мира и борьбы с террористическими и экстремистскими организациями. Безусловно, данная формулировка позволяет сделать отсылку к сирийской операции с участием российских войск.

Однако согласно законопроекту вопрос не в том, что после принятия законопроекта в Сирию смогут отправлять срочников, а в том, что в Сирию смогут отправлять контрактников на основании краткосрочных контрактов (до 1 года).

Вопрос о возможности участия солдат по призыву в боевых действиях решается другим документом. Это Указ Президента РФ 16 сентября 1999 года № 1237 "Вопросы прохождения военной службы", в котором сказано, что срочники могут быть направлены для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям. До 2013 года срок подготовки составлял полгода. До 1999 года срочники направлялись для участия в вооруженных конфликтах и в боевых действиях только на добровольной основе, сейчас такого положения нет. Указ Президента РФ не конкретизирует, куда можно посылать солдатов-срочников, а куда нельзя: речь не идет о том, что боевые действия проходят только на территории России. Пользуясь этим, солтат-срочников направляли для участия в боях в период грузино-осетинского конфликта 2008 года (по сообщениям СМИ). Получается, что и сейчас ничто не препятствует посылать солдат-срочников в Сирию. Законопроект к этому вопросу не имеет отношения.

Законопроект также решает проблему срочников, проходящих службу на флоте: у некоторых из них срок службы истекает в период нахождения корабля в длительном походе. Как сказано в пояснительной записке, особое влияние эта проблема оказывает на корабли 1 и 2 ранга, выполняющие задачи боевой службы продолжительное время в удаленных районах Мирового океана. Законопроект позволяет заключить с такими военнослужащими контракт на срок до одного года как раз на период плавания.

В пояснительной записке говорится, что мониторинг деятельности пунктов отбора на военную службу по контракту, созданных в структуре кадровых органов Вооруженных Сил РФ, показывает, что из общего количества граждан, обратившихся по вопросу поступления на военную службу по контракту, около 20% изъявляли желание заключить контракты на более короткие сроки для участия в конкретных мероприятиях или операциях, чем предусмотрены действующим законом "О воинской обязанности и военной службе" (2 либо 3 года или 5 лет).

По мнению авторов законопроекта, принятие законопроекта позволит оперативно укомплектовать в короткие сроки военнослужащими по контракту воинские части и подразделения, в том числе сводные и нештатные, а также повысить их боеспособность в период чрезвычайных обстоятельств, для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ, и существенно сократить потребность в военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для их участия в перечисленных мероприятиях. Комитет Государственной Думы по обороне поддержал концепцию законопроекту и не высказал замечаний концептуального характера. Замечание Комитета касается лишь необходимости согласования законопроекта с положениями статьи 34.1 закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающей трехмесячный испытательный срок при поступлении на военную службу по контракту.

*

ВЫВОДЫ

1. Информация в СМИ о том, что по новому закону можно будет посылать солдат-срочников воевать в Сирию, является искаженным пониманием сути законопроекта № 6095–7. Военнослужащих по призыву и сейчас можно использовать в боевых операциях, но только после четырехмесячного обучения.

2. Минобороны предполагает, что с принятием закона удастся увеличить число контрактников за счет заключения с ними контрактов на срок до одного года и за этот счет сократится потребность в солдатах-срочниках, направляемых для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ. Насколько эти цели соответствуют реальным, мы вряд ли узнаем. Ничто не помешает министерству нарастить число контрактников и сохранить на прежнем уровне число призывников, направляемых для участия в боевых действиях (или даже увеличить его). Кстати, эта формулировка из пояснительной записки свидетельствует о том, что срочники действительно уже используются в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ.

3. Увеличение числа контрактников может свидетельствовать о необходимости увеличения контингента наших войск, например, в той же Сирии. Это также может свидетельствовать о желании Минобороны начать сухопутную операцию в Сирии. Однако это всего лишь предположения автора настоящей статьи: ни в законопроекте, ни в сопроводительных документах к нему об этом, разумеется, не говорится.

***

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Россия и Сирия: национальные интересы забыты

Сирия: к чему пришли в годовщину внешнеполитической авантюры

Сирийский фронт: что нового?

Обязательно ли государевым людям служить в армии?

***

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...