< Август 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Подписка rss
Поиск Поиск
Экономические итоги 2016 года

15 декабря 2016 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

***

В истории экономического развития 2016 год прошел незаметно: не случилось страшных потрясений, как в 2014 году, но в то же время не было и никаких достижений и успехов. Это был год вновь упущенных возможностей и времени, когда нужно было кардинально менять курс и настраивать экономику на новый лад, но ничего этого сделано не было. Власти приспособились к внешним обстоятельствам, да и народу рекомендовали сделать то же самое. И хотя на каждом углу сообщается о стабилизации ситуации, о преодолении дна и нормализации экономики, даже непрофессиональному взгляду очевидно, что состояние больного продолжает стремительно ухудшаться, а назначенный еще 25 лет тому назад курс лечения позволяет жить лишь в состоянии овоща — нефтяной скважины с нищим населением, с зависимостью от внешнего мира.

Чем особо запомнится 2016 год в сфере экономики?

*

"ДНО ПРОЙДЕНО"?

Экономика России не стала восстанавливаться. Все макроэкономические показатели говорят лишь о том, что необходимы структурные реформы, иначе страну ждут долгие годы стагнации и рецессии, скрываемые "росстатовским чудом". Чуровщина во всей ее красе уже давно охватила статистические службы, которые выдают улучшенные показатели, а чиновники в свою очередь не перестают вещать о том, что дно кризиса пройдено. В 2016 году Президент попытался всех уверить в том, что дно кризиса уже было пройдено в 2015 году. Однако в понимании российских властей пройти дно кризиса — это не значит расти, а только продолжать падать, но уже замедленными темпами.

Так о чем говорит статистика макроэкономических показателей?

ВВП за 9 месяцев упал на 0,7%.

Какие параметры его определяют?

а) инвестиции в основной капитал, указывающие на деловую активность в России. Параметр отрицательный, падение составило 2,3% за три квартала этого года.

б) Оборот розничной торговли и внешнеторговый оборот показывают востребованность продукции. Первый параметр за 10 месяцев упал на 5,3%, а второй на 16,5% за 9 месяцев. То есть в России спроса на промышленное производство не было, а значит и этот фактор свидетельствовал в пользу кризиса, а не оживления.

в) Промышленное производство. Стагнация, рост менее 1% — 0,3%. Но этот рост вновь не затронул обрабатывающую промышленность. Пока добыча нефти и газа как всегда выросла, производство продолжило свое падение. За 10 месяцев оно упало на 0,9%.

г) Грузооборот транспорта. Он вырос на 1,6%. И здесь уже совершенно парадоксальная ситуация: промышленное производство почти не выросло, экспорт-импорт просел, но почему выросли грузоперевозки? Что может перевозить транспорт в условиях падения объема производства и покупки грузов? И объяснение здесь может быть только одно: объем груза в тоннах вероятнее всего и упал, но расстояние его доставки выросло. В таком случае для показателя ВВП этот параметр ровным счетом ничего не значит. Достаточно будет произведенный ящик мандарин доставить не в Москву, а во Владивосток, как статистика отобразит резкое улучшение.

Да и показатели уровня жизни россиян говорят о том, что кризис продолжается. За 10 месяцев этого года реальные доходы сократились на 5,3% (рис. 1).

Рис. 1. Реальные денежные доходы в 2016 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года (по данным Росстата)

По данным Credit Suisse за период с середины 2015 по середину 2016 года россияне вошли в тройку аутсайдеров по показателю благосостояния населения. Оно упало на 15%.

Конечно, можно с трибуны ПМЭФ утверждать, что России удалось привлечь 1 трлн рублей в качестве инвестиций, ведь никто этих цифр проверить не сможет по причине коммерческой тайны. А можно посмотреть на статистику, экономику, на отношение к России в мире, чтобы понять, что пора уже перестать выдавать желаемое за действительное. Это очень дорого обходится стране и ее гражданам.Как бы не хотелось кризис преодолеть, невозможно нарушить законы экономики и жизни: под лежачий камень вода не течет, кризис не может исчезнуть сам, если на его ликвидацию не брошены силы государства. Но либеральная власть старается игнорировать кризис, полагаясь на классическое авось — авось все сам собой наладится, приспособимся и переждем.

*

ЭКОНОМИМ НА РАЗВИТИИ

Политику российского правительства в преодолении кризиса коротко и емко можно охарактеризовать девизом "приспособились и держимся". Глава государства спокойно и позитивно смотрит на экономику, в которой "банковская система устойчивая, но как-то она очень пассивна и очень неактивно кредитует экономику, нет вклада банковской системы в экономический рост" (Путин на АТЭС).

Экономическая политика России сводится к сбалансированию бюджета и поддержке деятельности Центрального Банка. Под сбалансированностью при этом понимается процесс сокращения расходов и повышения доходов за счет населения. А поддержка Набиуллиной, которая по заявлению Путина "сделала фантастическую работу", заключается в одобрении курса на сдерживание экономического роста в пользу достижения целевых параметров инфляции, наращивании ЗВР, невмешательства в курсообразование. По факту эффективность ЦБ в 2016 году измерялась не результатами действий Банка России, а отсутствием потрясений на внешнем рынке, поскольку российскими процессами в сфере инфляции, курсообразования и резервов управляет не Набиуллина, а мировой рынок. И это итог либерализации банковского сегмента.

В 2016 году было принято решение заморозить пенсионные накопления еще на три года, материнский капитал не будет индексироваться до 2020 года. Россияне в будущем не досчитаются 6% своих зарплат, которые составляют накопительную часть пенсий, изъятую в пользу государства на текущие нужды.

Принятый бюджет на 2017 год предусматривает очередное сокращение государственных расходов в сравнении с прошлым годом. Рекордным в принятом бюджете стало сокращение расходов на образование. Следующие три года бюджетная политика по заявлению первого зампреда комитета по экономической политике и промышленности В.Гутенева подчинена бюджетной консолидации, под которой понимается не что иное, как сокращение расходов и рост новых источников доходов. На этом фоне вполне ожидаемо прозвучали заявления о пересмотре налоговой политики для бизнеса после выборов президента. По заявлению Гутенева, "в принятом законе в недостаточной мере предусмотрены меры стимулирующего характера, направленные на поддержку экономики, что снижает потенциал экономического роста". За модальностью "недостаточно" скрывается их отсутствие. У правительства нет стратегии выхода из кризиса. Нет стратегии развития сильной и промышленно развитой страны, да и действительно зачем им это, когда страна и без того приносит своим бенефициарам доход в виде сырьевой ренты, а качать ресурсы можно еще долго. Ведь и Дальний Восток по заявлению президента не что иное, как "земля, богатая минеральными ресурсами".

С такими темпами спасения российской экономики не за горами тот день, когда на вопрос, что случилось с российской экономикой, пока еще действующий президент Путин ответит в очередной раз "она утонула" без капли сожаления и осознания ответственности за содеянное.

*

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

В 2016 году случилось еще одно знаковое событие, которое, впрочем, уже в 2017 году потеряет все свое очарование. Президент поручил разработать программу (стратегию) экономического развития страны двум противоположным школам — Кудрину (Центр стратегических разработок) и Столыпинскому клубу. Если первый готов как обычно предложить стандартные рецепты либеральных реформ, при которых к кризису нужно приспосабливаться, собственно говоря, что сейчас и происходит, то второй подход состоит в том, чтобы этот кризис переломить, когда государство выступит главным инвестором и спасителем отечественной экономики. Столыпинцы предлагают использовать целевую эмиссию в размере до 1,5 трлн руб. ежегодно в течение пяти лет. Кредиты должны выдаваться по низким ставкам и исключительно под реальное производство. Хотя даже этих средств явно недостаточно для восстановления экономики, задушенной либеральными экспериментами.

По всем признакам 2016 года можно смело констатировать, что в очередной раз победу одержит пассивный подход приспособления к кризису, за который ратует бывший министр финансов. Противопоставление двух проектов было не более чем предвыборным трюком и демонстрацией возможной состязательности концепций там, где по факту давно все уже предрешено.

*

ОБЕЗГЛАВЛЕННОЕ ВЕДОМСТВО

Борьба Министерства финансов и Минэкономразвития, которая началась еще в 2013 году, завершилась триумфом Минфина. Во главе Минэкономразвития оказался выходец из Министерства финансов — бывший замминистра финансов Максим Орешкин. В отличие от своего предшественника А.Улюкаева он уже точно знал, что хуже в стране не будет, да и почему должно быть плохо, если год тому назад будущий министр заявлял, что "кризиса как такового нет", просто Россия находится в "новой реальности", которая требует "дальнейших структурных изменений и дальнейшей адаптации на стороне бюджета".

Громкое дело Улюкаева свидетельствует о нескольких вещах.

Во-первых, все дозволено, если к тебе не имеют претензии определенные лица. И пример истории Улюкаева и Сечина это доказал. Совершенно иначе обстояло дело с Фондом Навального и Юрием Чайки. Обвинения такого человека как Навальный оказались несостоятельными и незаслуживающими внимания.

Во-вторых, Министерство экономического развития не играет никакой роли в жизни страны. Оно оставалось без своего руководителя 15 дней, и именно в тот период, когда в первом чтении заслушивали новый бюджет страны.

В-третьих, Улюкаев уже давно был лишним в этом правительстве. Им нужна была консолидированная позиция относительно сокращения трат, ориентации на сдерживание, а не на развитие.

Битва Министерства финансов и Минэкономразвития началась еще в 2013 году, когда при первых признаках кризиса Улюкаев выступил за использование денежных средств ФНБ как инвестиций, а не консервацию их в иностранных ценных бумагах. Минэкономразвития тогда предложило увеличить госрасходы на 1% ВВП, однако Минфин заявил, что это не ускорит экономический рост, а ведомство не сможет найти источники дохода для этой инициативы. Источники Минфин в итоге нашел в виде налога с продаж, роста акцизов на дорогие сигареты, акцизов на газ "Голубого потока", увеличения ставки налога на дивиденды физических лиц, однако от увеличения госрасходов по-прежнему отказался. В отношении Пенсионного фонда Минэкономразвития также выступил за возврат 243 млрд рублей накопительных пенсий в 2014 году тем НПФ, "которые пройдут акционирование и проверку регулятора", на что министр финансов ответил, что "это не просчитанное предложение, которое не обсуждалось". В конце июня 2014 года было одобрено решение о том, что Минфин будет самостоятельно вносить прогнозы социально-экономического развития страны без согласования с Минэкономразвития.

Хотя А.Силуанов заявил о том, что это решение и носит технический характер, фактически, оно указывает на стремление Минфина занять ведущую роль в экономическом блоке Правительства.

Как бы ни обстояло дело Улюкаева, кто бы ни был виновен в ситуации, но однозначно можно сказать только то, что в выигрыше осталось Министерство финансов, а Минэкономразвития уже окончательно будет превращено в бутафорию. Да и действительно, зачем Правительству ведомство, отвечающее за экономическое развитие, если ни о каком развитии никто и думать и слышать не хочет?

*

ПРИВАТИЗАЦИЯ "РОСНЕФТИ" И "БАШНЕФТИ"

В 2016 году была завершена сделка по приватизации "Роснефти". 19,5% акций были проданы суверенному фонду Катара Qatar Investment Authority и международному трейдеру Glencore со штаб-квартирой в Швейцарии. Либо "Роснефть" ушла к зарубежному инвестору, и Кремль распродал ресурсы страны иностранцам, либо же за этой сделкой стоят офшоры приближенных к президенту лиц, а возможно и сам менеджмент Роснефти. В таком случае произошла передача собственности от государства частнику. Но в обоих случаях констатируем, что для страны факт приватизации Роснефти означает в первую очередь потерю суверенитета над одной четвертой частью ресурсов, подконтрольных Роснефти.

Стоит вспомнить, что Роснефть к концу 2016 года приватизировала стратегический актив "Башнефть", в свое время буквально "отжатый" у другого бизнесмена. И это уже не первый случай, когда активы российских олигархов переходят Роснефти. В 2004 году Роснефть приобрела ООО "Байкалфинансгрупп", которое тремя днями ранее стало победителем госаукциона по продаже 76,79% акций "Юганскнефтегаза", главного актива ЮКОСа.

И на этот раз не обошлось без скандала. "Башнефть" приватизировали "вопреки" воле президента и даже вопреки законным основаниям, поскольку Роснефть получила одобрительную рекомендацию от Минэкономразвития за взятку в размере двух миллионов долларов, которую запросил по официальным данным Улюкаев. Но, несмотря на незаконность всего этого, Президент дважды поступил противоречиво. Сначала попытавшись отречься от своих указаний. В августе неоднократно сообщалось, что глава государства ответил отказом на просьбу главного исполнительного директора Роснефти Сечина принять участие в торгах. Причина состояла в том, что Роснефть компания государственная, следовательно покупка ею актива не будет являться приватизацией. Но уже в декабре Путин попытался обосновать тезис о том, что Роснефть — это компания частная, поскольку 19,5% принадлежит иностранному участнику "Бритиш петролеум". И на момент речи президента компания, в которой 69,5% акций принадлежало Роснефтегазу, 100% которого в собственности Росимущества, стала вдруг негосударственной компанией.

И второй раз Путин поступил противоречиво, когда признал законность сделки: "никак не может повлиять это печальное событие на сделку „Роснефти“ по приобретению пакета „Башнефти“". Приобретенный за счет "отката" Минэкономразвитию актив, при этом факт отката был зафиксирован, все равно достался Роснефти. Весьма выгодный ход Сечина: и Башнефть сохранил, и деньги, переданные в качестве взятки, вернули, да и взяткодатель успешно избежал ответственности. Выходит российский лидер подстроился под обстоятельства, а не стал их менять. Почему это случилось, оставим на размышление читателей.

*

И СНОВА ТУРЕЦКИЙ ПОТОК

Кто еще вспоминал в 2016 году о том, что Турция — это пособник террористов, может забыть эту информацию.

Кому еще верилось в то, что либеральная элита поведет страну курсом реформ — пора перестать себя тешить иллюзиями.

2016 год в очередной раз показал всем, что Кремль прикладывает массу усилий в направлении сырьевизации страны. Если модель сырьевой экономики пока еще приносит доход в чьи-то карманы, то зачем напрягаться и что-то менять? В таком русле видимо размышляют в кремлевских кабинетах.

В 2016 году Турция была помилована. Основной побудительный мотив Кремля — необходимость прокладки альтернативного трубопровода, чтобы снизить риски, возникающие на украинском участке пути. Если с Южным потоком все было заморожено однозначно, то вся надежда оставалась на Турецкий поток.

10 октября 2016 года был заключен договор на прокладку двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд м³ в год каждая с возможностью расширения до четырех ниток на емкость 63 млрд м³. Первая ветка предназначена для поставок газа в Турцию, вторая — в страны Южной и Юго-Восточной Европы.

Турецкий поток позволит уйти от поставок в Турцию газа по Голубому потоку и по Трансбалканскому газопроводу через Украину, Румынию и Болгарию. К 2019 году Турецкий поток позволит достигнуть цели по прекращению транзита через территорию Украины. Конечно для страны-нефтяной скважины это событие важное и значимое. На долгие годы будет обеспечена стабильность поставок, независимость от братского народа, диверсифицируемая зависимостью от турецкого народа, с которым на протяжении всей истории отношения России были крайне напряженными. Да и не стоит забывать, что Турция — это член НАТО, воюет против Асада, в то время как Россия в Сирии пока еще на стороне легитимного президента. Поэтому политических рисков от этого проекта отнюдь не меньше, чем от Южного потока или от транзита по территории Украины. Правда желающие, которые в свое время уже заработали на Южном потоке, в кризис не останутся без притока государственных инвестиций. Ведь в конце концов, в кризис нужно помогать… своим друзьям.

А для некогда могучей и сильной державы этот шаг — это еще один метр выкопанной могилы. Россия в либеральном проявлении обречена быть сырьевой страной третьего мира с уже не нужным властям наследием былого величия в виде ядерного оружия, космического комплекса, старой научной школы. От всего этого постепенно избавляются. В России формируется новая реальность, в которой есть место только нефтяникам, финансистам и торговцам.

*

БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК, А БОЛЬШОЕ НЕСЧАСТЬЕ

В первом квартале этого года численность росстатовских бедных достигла рекорда, превысив уровень 2006 года — 23,4 млн человек. Нужно понимать, что и этот показатель лукавый. Если установить планку прожиточного минимума немного выше, то бедных станет значительно больше. В эту категорию сразу попадут 43, 8 млн пенсионеров, то есть тогда бедных в стране не 23,4 млн, а 64 млн! А если еще за основу взять пропорции заработной платы (59,6% от платы за труд) и прожиточного минимума и наложить на текущую реальность, то минимальный прожиточный минимум составил бы 20,3 тысячи рублей. Ниже такого уровня доход имеет 70,8 млн человек, то есть почти половина (48,5%)! И если все же оценить совсем объективно, то эти 23,4 млн — это не бедные, это нищие граждане. А бедных можно рассчитать по методике — граждане с уровнем дохода ниже средней заработной платы по стране. Таких в России уже 100 млн человек!

Россия — страна контрастов. На одной чаше весов 100 млн бедных. На другой — богатые. По данным Credit Suisse 10% населения страны владеет 89% ресурсов, это запредельный показатель. Для сравнения, в США он равен 78%, в Китае — 73%. В России по данным 2016 года насчитывалось 79 тысяч долларовых миллионеров, и 96 миллиардеров. По этому показателю Россия занимает третье место в мире после США (583 миллиардера) и Китая (244). А экономика 15 место!

По мере постулирования либеральных идей и ценностей этот разрыв будет только нарастать. Все чаще и чаще на ум будут приходить строчки классика "Россия, нищая Россия…", перемежаемые с постыдной репликой Медведева "денег нет, но вы держитесь".

*

"ЗАКОШМАРИЛИ" РОССИЯН И БИЗНЕС

Еще один тренд этого года — судорожный поиск источников доходов для бюджета. Под пристальным вниманием оказались российские граждане и малый бизнес, которые и должны были стать той самой "дойной коровой", которая принесла бы доходы в бюджет. Звучало в этом году множество новаций: и повышение пенсионного возраста, что вероятно и будет реализовано, но уже после победы Путина на президентских выборах. И введение налога на тунеядство, предложенного Министром труда и социального развития. В октябре он сообщал, что готовится внести законопроект о введении налога на тунеядство, который должны будут платить неработающие граждане. Таких по оценкам министерства 12–15 млн человек.

С каждого "тунеядца" планируется ежегодно изымать по 20 тысяч рублей. Остается только гадать, как именно ведомство намерено отделить тунеядца от действительно безработного. И что делать безработным, которые не встали на учет службы занятости, но попали в реестр тунеядцев? И насколько справедлива эта мера в стране, где только единицы действительно являются состоятельными безработными, в то время как миллионы просто едва-едва сводят концы с концами. Да и кого считать тунеядцем — мать с детьми, которая воспитывает их и живет на одну зарплату мужа? Если у законодателя и есть потребность в деньгах, то ее нужно удовлетворять не за счет обеднения и без того бедных россиян, а посредством введения регрессионной ставки налогообложения.

Еще в августе российский лидер потребовал от государственных чиновников обеспечить вывод 30 млн. россиян из теневой экономики. И если его обещание по созданию 25 млн рабочих мест он сам с легкостью забыл, то уж 30 млн граждан, которых нужно обременить налогами, чиновники непременно найдут. С начала кризиса теневой сектор экономики вырос с 13,4 млн до 17–18 млн, то есть каждый пятый занят в неформальном секторе. Если же вспомнить, что к теневой экономике можно отнести и зарплату в конвертах, то эта цифра может достигать все 40%. Удивительно, что правительство не замечает, как само загоняет население в неформальный сектор повышением налогов и поборов. Да и в конце концов заморозкой накопительной пенсии, которую по факту россиянам никто возвращать не собирается. При таком раскладе уход в тень — это единственный способ выжить для малого бизнеса и прокормить семью для простого россиянина.

И пока перечисленные выше меры только на уровне инициатив, правительство в этом году уже достаточно постаралось "на благо" своих граждан. Например, перейдя к кадастровой стоимости расчета налога на недвижимость, которая в 2–7 раз выше инвентаризационной.

2017 год для россиян будет не менее волнительным: правительство продолжит курс на усиление налогового бремени на граждан и малый бизнес с целью получения доходов в бюджет. И беда не только в этом, но и в том, что число рабочих мест будет сокращаться, а задолженность по заработной плате расти. И если россиянин в 2017 году потеряет работу, то тут же его будет поджидать налог в 20 тыс рублей на тунеядство. В общем, без внимания власти россиян не оставят.

***

Каким войдет в историю 2016 год? Наверно таким, как 80-е годы, когда нефть стоила дешево, Россия была вовлечена в затяжной конфликт на истощение, требующий все новых и новых средств из без того скудеющего бюджета. Правда тогда принцип социального дарвинизма не был решающим и определяющим в государственной политике. В 2016 году вновь был выбран путь экстенсивного развития или иными словами стагнации, гражданину было показано, что рассчитывать он может сам только на себя. В сущности этот год сложно отличить от 2015. Еще менее он будет отличен от 2017 года. Только социальное неравенство, да и признаки геополитического распада России будут нарастать.

***

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Наверху спорят — экономика падает

Бедность в России: не 20, а 70 миллионов россиян

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...