< Апрель 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Подписка rss
Поиск Поиск
Влияние современной миграционной политики на развитие России

27 февраля 2017 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Доклад на круглом столе "Миграционная ситуация и миграционная политика в России и за рубежом", организованном Российским институтом стратегических исследований (РИСИ) 4 октября 2016 г.

***

Россия является одним из лидеров по числу проживающих в стране мигрантов. В 2016 году по данным ООН Россия занимала 3-е место в рейтинге с численностью в 11,6 млн мигрантов[1]. Текущая современная миграционная ситуация не ограничивается исключительно вопросами миграционной политики, а охватывает широкий комплекс сфер государственной политики: демографическая, социально-экономическая сфера, популяризация русского языка в мире.

На миграционную политику возложили функции, выходящие за пределы ее возможностей: именно миграционная политика стала главным инструментом решения демографической проблемы, она же призвана решить проблемы структуры рынка труда, она отвечает за знание мигрантами русского языка и культуры. Эти обстоятельства диктуют необходимость широкого рассмотрения проблемы миграции: отход от узкого концепты регулирования правового положения мигранта к концепту государственной политики, коррелирующей с вопросами миграции.

Миграционная политика — это явление двух направлений: приток мигрантов и его отток (рис. 1).

Рис. 1. Миграционная политика и государственные цели

Для России в части иммиграции наиболее актуальными выступают вопросы политики в отношении соотечественников, то есть лиц, готовых остаться в стране и внести свой вклад в ее демографический и интеллектуальный потенциал, и вопросы трудовой миграции. В направлении эмиграционной политики важным представляется противодействие таким явлениям, как утечка умов и бегство сердец.

*

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

Для определения характера влияния современной миграционной политики рассмотрим социальный портрет миграции.

По официальным данным с 2000 года в стране осело 3 млн. человек. 90% всех прибывающих в страну мигрантов — это выходцы с постсоветского пространства. Если в 90-ые годы характер миграции определялся переездом русских из национальных республик, то в 2000-ые годы доминирующей стала трудовая миграция (рис. 2). На рис. 2. отображено, что к 2003 году основной приток русских из Казахстана спал, то есть потенциал переселения соотечественников без активного участия государства в этом процессе, завершился. С 2014 г. из Украины начался приток беженцев в связи с военными действиями, однако несмотря на все обещания льготного режима, процесс получения гражданства для жителей Украины оказался затруднительным. То есть 59,5% всего миграционного потока в 2015 году — это потенциальные граждане России, которым власти не стремятся выдавать российские паспорта.

Рис. 2. Миграционный прирост по странам постсоветского пространства (по данным Росстата)

Главными поставщиками дешевой рабочей силы для России стали такие республики, как Узбекистан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан и Молдова. При этом рост миграции за исключением Узбекистана начался с 2007 года, именно тогда была принята Концепция демографической политики, в которой одним из инструментов стабилизации численности населения в стране выступал миграционный прирост. Отток граждан Узбекистана с 2014 года был связан с ужесточением требований к мигрантам в части знания русского языка и сдачи экзаменов (рис. 3). Для трудовых мигрантов эти инициативы оказались обременительными в силу слабого знания русского языка и значительного удорожания их пребывания в России (плата за сдачу экзамена, за патент, медицинские страховки).

Рис. 3. Миграционный прирост по некоторым странам постсоветского пространства (по данным Росстата)

Возрастно-половая структура притока иностранцев указывает на трудовой характер миграции: на рис. 4 видно, что прибывшие в 2015 году в страну мигранты были людьми трудоспособного возраста, и цель приезда — это явно не получение образования, а заработок. Пик прироста — это люди в возрасте 20–34 года.

Рис. 4. Возрастная структура миграции в 2015 году (по данным Росстата)

Структура осевших в России мигрантов указывает на ориентацию на длительный период заработка в России (рис. 5). Это уже люди за 30, а не юная молодежь, приехавшая на сезонные заработки. Интересным представляется и то, что изначально в структуре прибывших доминируют мужчины, но в структуре миграционного сальдо преобладают женщины. Эти процессы говорят о деформации семейно-ценностных ориентиров в иммигрантской среде, когда статусная роль женщины трансформируется более к европейской модели равноправия. В стране таким образом остаются преимущественно женщины детородного возраста, которые нередко заводят в России детей.

Рис. 5. Полово-возрастная структура миграционного прироста (по данным Росстата)

Особенностью миграционного потока является то, что мигранты преимущественно приезжают на заработки семьями, в том числе со своими женами и детьми. По данным Росстата в 2015 году 81% оставшихся мигрантов проживали в составе семьи, а 49% из всего числа оставшихся при переезде в Россию уже имели здесь родственников. То есть трудовая миграция постепенно становится анклавной, а в России рождается уже новое поколение — дети мигрантов, которые ходят в школу вместе с российскими детьми. Каждый новый трудовой мигрант в России — это уже результат информационной работы с ним проживающего в стране мигранта.

Для России критически важной характеристикой выступает профессиональный состав миграции. В основном мигранты заняты низкоквалифицированным трудом. По данным статистики мигранты из СНГ в массе своей не имеют высшего образования (рис. 6). Наиболее высоким уровнем высшего образования отличаются граждане Белоруссии, которые находят работу не только в нише низкоквалифицированного труда, но и в престижных профессиях.

Рис. 6. Миграционный прирост по уровню образования, 2015 г. (по данным Росстата)

Основными характеристиками трудовых мигрантов в России являются:

— слабое владение русским языком;

— отсутствие профессии и высшего образования, но учитывая структуру российской экономики — ориентацию на сектор услуг и строительство, именно такие специалисты без профиля и становятся востребованными. Мигранты как правило занимают ниши, в которые не охотно идет местное население — строительство, торговля, коммунальные и социальные услуги, работа в гостиницах и ресторанах;

— готовность работать на низкоквалифицированном труде даже при наличии диплома о высшем образовании;

— готовность к более суровым условиям труда в сравнении с россиянами.

Противоположным является профессиональный портрет эмиграции. В структуре выезжающих за границу доминируют лица с высшим образованием, а лица без высшего образования выезжают в основном в целях получения образования за рубежом. На рис. 7 представлены 10 стран с наибольшим показателем доли наличия высшего образования в структуре эмиграции.

Рис. 7. Страны выезда россиян в 2015 году по доле людей с высшим образованием в структуре эмиграции (по данным Росстата)

Таким образом, Россия выступает страной, из которой выезжают специалисты, а приезжают низкоквалифицированные чернорабочие.

Наряду с этим сложилось явление, которое можно назвать "бегством сердец" — рост желающих уехать за рубеж на ПМЖ, ориентация духовно не на Россию, а на какие-либо иные страны внешнего мира (чаще всего страны Запада). Согласно данным ВЦИОМ, среди молодежи 18–24 лет этот показатель составляет 26% [2], среди сторонников непарламентских партий — 39%. Переориентации на западные стандарты способствует нормативизация обучения английскому языку среди молодежи. Обучение иностранным языкам в образовательных учреждениях и в системе репетиторства оказывается все менее диверсифицировано, переходя к фактически к модели обязательного англоязычия. В Республике Саха (Якутия) английский язык установлен Указом главы республики в качестве официального рабочего языка[3]. Определяющим фактором для желающих уехать за границу выступает желание повысить свой уровень жизни (40%).

Потенциально все те, кто желает уехать за границу — это будущие мигранты (45% из них уже предпринимают шаги в направлении отъезда) или граждане, которые будут воспитывать свое потомство в любви к западной культуре и западному образу жизни.

*

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ РФ

Современная миграционная политика — это процесс управляемый, на который оказывает влияния непосредственно законодательство, экономическая ситуация в стране. На рис. 8 представлена композиция влияния миграционной политики на развитие страны.

Рис. 8. Влияние миграционной политики на развитие России

1. Именно миграционный прирост используют в качестве главного инструмента демографической политики. Государство сосредоточилось на предотвращении убыли населения не за счет естественного прироста, а с помощью притока иностранцев (рис. 9). В 2015 году миграционный прирост превышал естественный в 10 раз. В результате естественных причин (рождаемость и смертность) население страны за первые полгода 2016 г. сократилось на 30 тыс. человек, но благодаря тому, что за это полугодие в страну прибыло мигрантов 140 тыс. Росстат отчитался о росте населения в 109,7 тыс. человек

Рис. 9. Естественный и миграционный прирост населения России (по данным Росстата)

Целевой ориентир на решение демографической проблемы через миграционный прирост был заложен в Концепцию демографической политики 2007 года. Одной из задач значится — "привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции" [4]. И речь шла не только о переселении соотечественников, но и о привлечении иммигрантов, создании условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

В 2014 году появилось еще одно положение, продиктованное анализом итогов демографической политики: "привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских образовательных организаций высшего образования, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании обучения". То есть анализ миграционной политики заставил задуматься о качестве демографического портрета России. Новая формула гласила — привлекать специалистов с профессией и студентов, которые могут стать квалифицированными специалистами. Однако запущенный механизм явно указывал на то, что в Россию едут в поисках заработка, но не для получения образования.

В 2015 году по данным Росстата из прибывших в страну иностранцев только 7,8% приехали в связи с учебой. А по странам СНГ этот показатель еще ниже — 4,6%. До 2015 года целевым ориентиром демографического роста был указан миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

В период с 2016 по 2025 годы ежегодный прирост за счет мигрантов заложен на уровне более 300 тыс. человек, то есть за предстоящие 10 лет правительство рассчитывает привлечь в страну не менее 3 млн мигрантов. И это уже не переселенцы-русские, которые в массе своей уже покинули национальные республики.

В Концепции миграционной политики указаны такие цели, как "стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации" и "содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей" [5].

Итогом решения демографической политики через миграцию станет: демографическая бомба отлаженного действия, временное решение демографической проблемы за счет трудовых мигрантов, формирование анклава этнически однородных и замкнутых групп мигрантов, дистанцированных от традиций и культуры России.

2. Происходит дисбаланс на рынке труда: приезжают низкопрофессиональные специалисты, а уезжают — высококвалифицированные.

Цели, прописанные в Концепции миграционной политики — "создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе" реализованы не были. В страну приезжают на заработки, то есть развивается трудовая миграция низкоквалифицированных работников (рис. 10).

Рис. 10. Международная миграция 2015 год по уровню образования (по данным Росстата)

В то же время из страны продолжается отток специалистов. Ежегодно из страны уезжает 45–50 тыс. граждан России по разным причинам: семейного характера, учеба, работа. С 2008 года совокупный объем покинувших страну граждан оставил 245 тысяч человек. В 2015 году эмиграция россиян превысила показатели естественного прироста почти в 1,5 раза (рис. 11).

Рис. 11. Естественный прирост и эмиграция россиян (по данным Росстата)

С 2012 года после выборов президента начался новый виток отъезда граждан, вырос отток по линии обучения за границей и работы. И стоит отметить, что эмигрируют люди с высшим образованием. По факту можно говорить о вялотекущем, но неизменном тренде — утечке мозгов наряду с утечкой капитала. Страны, в которые направлен основной поток, это США и Германия. И хотя объемы не сопоставимы с 90-ыми годами, стоит помнить, что в новых условиях уезжают преимущественно предприниматели, которые увозят с собой и свой бизнес, что негативно влияет в целом на развитие российской экономики. Например, основатель социальной сети "ВКонтакте" Павел Дуров сдал дела и уехал, по его собственным словам, чтобы не предоставлять спецслужбам данные украинских пользователей сети, разработчик мобильных игр компания Game Insight LLC целиком перевез свою штаб-квартиру в Литву, Павел Мунтян, один из основателей мультипликационной студии Toonbox, переместил ее на Кипр[6] . Второе направление миграции — это выезд молодых специалистов.

Вся система российского образования нацелена на пропаганду жизни за границей. Преподаватели ВШЭ, технических ВУЗов вещают о преимуществах жизни и обучения за границей. Большинство тех, кто уехал учиться за рубеж, уже не возвращаются в Россию. Еще один поток эмиграции — это научные сотрудники. Их отъезд связан даже не столько с оплатой труда, сколько с самой возможностью работать — наличием необходимого оборудования, материалов и фундамента. По более поздним данным число российских ученых, работающих за границей определяется, между 50 тыс. и 200 тыс. чел[7]. Наиболее востребованы физики, биологи, математики. Обычно ученые выезжают по приглашению принимающей стороны, в командировку и остаются за границей на длительное время или насовсем. Так, каждый пятый находится за границей 3 года и более.

Согласно данным исследования, проведенного The Boston Consulting Group, HeadHunter и The Network, 41% россиян согласились бы переехать в другую страну ради работы. Среди городов, куда жители РФ с радостью бы перебрались, лидирует Лондон. Затем идут Нью-Йорк, Париж, Берлин и Барселона[8].

Однако проблема привлечения специалистов высокого уровня сопряжена в целом с законодательством и структурой российской экономики. Невозможно ожидать квалифицированные кадры без создания подходящих рабочих мест в стране. Опыт переселенцев из Украины это показал. Прибывшие мигранты с высшим образованием попросту не могут встроиться в систему: они испытывают сложности не только с получением гражданства, но и с пролонгацией своего пребывания здесь, это затрудняет вопрос трудоустройства.

Итогом данной политики станет дефицит квалифицированных кадров, ухудшение качества услуг на рынке труда по мере привлечения низкопрофессиональных кадров, диспропорции на рынке труда. Однако стоит отметить, что не только миграция определяет структуру рынка, но и сам рынок формирует запрос. Если в стране не создаются места в сфере технологического производства, а развивается только сектор услуг, то и логичным становится привлечение специалистов в эти отрасли. И в такой ситуации навыки и профессионализм российских специалистов остается невостребованным. Это и порождает миграционные настроения.

3. Мигрантофобия и напряженность в обществе. Остро стоит вопрос социальной адаптации мигрантов. Приезжие влияют на общественную безопасность и стабильность в регионе. С одной стороны, это вклад в криминагенность региона. Хотя средние показатели по стране говорят о низком уровне преступности в среде мигрантов, если мы возьмем регионы-лидеры по миграционному потоку — Московская обл., Санкт-Петербург, Тюменская обл, Москва и Краснодарский край, то увидим другие результаты (рис. 12).
Рис. 12. Социальный портрет преступности. Доля иностранных граждан в составе совершивших преступления в 2015 году (по данным портала Правовой статистики) [9]

В регионах с максимальным числом россиян — Москва, Санкт-Петербург и Московская область, где доля мигрантов менее 7–10% напротив высокий уровень преступности, непропорциональный доле мигрантов в населении.

Сами россияне достаточно настороженно относятся к мигрантам и готовы их принимать только в узких отраслях. По данным исследования ВЦИОМ (март 2016 года) на отношение россиян к мигрантам влияют два основных фактора. Во-первых, это социальная дистанция, настороженное отношение к представителям других культур — россияне чаще готовы допускать присутствие мигрантов в сферах, не предполагающих тесных коммуникаций (ЖКХ, оказание ремонтных услуг, строительство). Во-вторых, наблюдается более сдержанное отношение к найму мигрантов в тех отраслях, где высокий приток трудовых ресурсов приводит к ухудшению ситуации на рынке труда, усиливает конкуренцию. Напряженная экономическая ситуация способствует росту таких настроений[10].

Рис. 13. Как Вы относитесь к присутствию приезжих других национальностей в следующих сферах?

В августе 2014 года, проведенный Левада-центром опрос показал, что большинство россиян — 76% выступают за ограничение притока мигрантов в страну. Примерно половина опрошенных россиян отметила, что проблема конкуренции за рабочее место с трудовыми мигрантами в регионе их проживания существует, а 40% ответили, что ее нет (исследования Superjob.ru) [11].

Отношение в целом к мигрантам в обществе скорее можно охарактеризовать как нетерпимое. По данным опросов ФОМ "как бы вы отнеслись к тому, чтобы рядом с вами поселилась самая обычная семья мигрантов из…" только к славянским народом россияне отнеслись скорее положительно, чем отрицательно[12].

Рис. 14. "Как бы вы отнеслись к тому, чтобы рядом с вами поселилась самая обычная семья мигрантов из…"

Как видно из опроса россияне готовы принять славян, но выступают против представителей другой религии и этнической группы. По объединенным экспертным данным 85% трудовых мигрантов в России — мусульмане; более 66% недостаточно владеют русским языком (не знают вообще или говорят очень плохо) [13]. А значит именно этот многочисленный пласт остается невстроенным в систему государства и порождает негативное отношение у российских граждан. Проблема миграции, таким образом, становится вопросом стабильности в российском обществе.

4. Миграционная политика пока еще остается связующим звеном между Россией и странами СНГ, хотя и здесь следует говорить, что на идеологическом поле Россия уже давно сдала свои позиции. Приезжающие мигранты рассматривают страну исключительно в контексте возможного заработка, не стараясь быть толерантными к русской культуры, не изучая русский язык и прочее. Россия становится привлекательной не в силу ценностной позиции, а только из-за ухудшения жизни в самих республиках, что в итоге и порождает вынужденный приток в страну. Однако отсутствие самого интеграционного проекта, негативное отношение россиян к мигрантам только формируют отношение недоброжелательности у выходцев из СНГ.

5. Проблема приграничных территорий. Хотя вопрос о миграции китайцев в официальном дискурсе игнорируется — взят курс на партнерство с Китаем, данные официальной статистики указывают о десятках тысяч китайцев в стране, проблема существует: территории Сибири и Дальнего Востока заселены неучитываемой и неконтролируемой миграцией со стороны Китая. Формируется ситуация, когда-де-юре территория пока еще принадлежит России, а-де-факто демографически и культурно уже соседнему государству.

Итак, миграционная политика выступает инструментом консервации текущей модели, помогая длительное время скрывать зазоры развития в демографической политике, в социально-экономическом развитии с деформированным рынком труда, ориентированным на сектор услуг, а не производства.

*

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации в сфере миграционной политики лежат как в плоскости вопросов миграции, так и выходят за эти пределы.

1. Миграционная политика не должна быть панацеей от бед в российском государстве. Власть должна не делать видимость, а решать проблемы. В связи с этим необходимо отказаться от целевых установок стабилизации демографической ситуации за счет миграционного прироста и разработать полноценную концепцию демографической политики с эффективными рекомендациями. Аналогично следует решать вопросы социально-экономического развития страны — сначала создание профессиональных рабочих мест, а затем установка на миграционный прирост за счет квалифицированных кадров. Не тестирование мигрантов на знание русского языка должно быть основой государственной стратегии, а непосредственно деятельность Россотрудничества и Фонда "Русский мир" по популяризации русского языка. Дефицитом преподавателей русского языка, учебников по русскому языку и учебной литературы на русском языке не решить задачи грамотности мигрантов[14]. Необходимо увеличение показателей деятельности по популяризации русского языка в ФЦП "Русский язык" и деятельности "Русского мира", Института Пушкина и прочих организаций.

2. Основной упор миграционной политики должен быть сделан на содействие интеграции соотечественников и привлечение молодежи для обучения в России.

Переселение соотечественников — это вклад в демографическую политику, в то время как мигранты — это временное явление, при котором трудящиеся не воспринимают себя частью российской культуры. Учитывая тот аспект, что произвольный приток соотечественников уже завершен, необходимо предпринять дополнительные меры стимулирования по переселению соотечественников. Показателен опыт Казахстана по переселению оралманов. Государство предоставляло им множество преференций: средства для приобретения квартиры или дома, получение различных услуг (переводчика, справочных, информационных), помощь в поиске работы, компенсация перевоза багажа и др. Российская программа соотечественников предоставляет существенно меньше преференций.

Наиболее болезненным вопросом остается скорость получения гражданства и покупка жилья. С 2014 года обострился вопрос с украинскими мигрантами. Получить статус беженца в стране трудно, да и нет смысла — пособие составляет 100 р, в то время как в Европе, например, 300–400 в месяц[15]. Единственным выходом могла бы стать процедура упрощенного получения гражданства. Но и в этом вопросе не предпринято должных мер. И если в отношении жителей Донбасса государство декларирует свое участие, то вопрос о судьбе переселенцев Украины с других областей даже не поднимается на государственном уровне. Первостепенными мерами в отношении жителей Донбасса должны стать: предоставление им статуса "Временно проживающего" независимо от установленной квоты и наличия регистрации по месту проживания вне зависимости от истечения срока подачи на статус. Предоставление гражданства на упрощенных условиях, отмена патентов для украинцев, ожидающих гражданства, предоставление медицинской помощи, продление срока пребывания на территории России. Для жителей Украины: упрощенные положения Программы переселения соотечественников, продление срока пребывания в России.

Для привлечения молодых специалистов необходимо полноценное развитие программ обмена, предоставление квоты — бюджетных мест для талантливых студентов из СНГ, получение гражданства в упрощенном порядке для выпускников российских ВУЗов. В этой связи неоправданным представляется принятие ФЗ от 23 июня 2014 г. №157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", который усложнил процедуру получения гражданства для окончивших российские ВУЗы. Если раньше такие выпускники могли получить российское гражданство в упрощенном порядке без наличия вида на жительство и трехлетнего периода работы в России по специальности, то с его принятием они должны в обязательном порядке иметь вид на жительство и отработать три года по специальности на территории Российской Федерации[16].

3. Борьба с нелегальной миграцией должна лежать в плоскости устранения чрезмерных жестких административных барьеров. Например, обучение русскому языку должно осуществляться не в России, а в странах проживания. Приезжающие трудовые мигранты уже не готовы учиться в России, их цель — это работа и заработок. Ни один работодатель не будет готов держать мигранта, проходящего обучение. Например, опыт создания центров социальной адаптации в Коми, Тамбовской области показал, что предоставляемые условия жизни для мигрантов неприемлемы: стоимость проживания дороже снимаемого жилья, процесс обучения занимает много времени[17].

Содействует миграционным процессам и жесткие требования: требования к выдаче патента, к пребыванию в стране. Например, для получения патента необходимо сдать медицинские анализы, в том числе на ВИЧ, туберкулез, кожные заболевания и наркоманию, приобрести медицинскую страховку, получить ИНН, сдать экзамен на знание русского языка и российского законодательства и истории. Срок выполнения всего один месяц, иначе штраф в 10 тысяч рублей. Мигрант, который не успел все это сделать, а ведь и по стоимости это становится дорогим удовольствием, вынужден уйти на нелегальное положение. Если мигрант при въезде не указал цель — "устройство на работу", то он просто не получит патент, а ведь условия жизни мигранта могли поменяться. За невыезд из страны грозит суровая мера ответственности: превышение мигрантом 120-дневного пребывания в России приведет к автоматизированному закрытию въезда на 3 года, при превышении 270 дней — въезд будет закрыт на 5 лет, нахождение более 360 дней — закроет ему въезд на 10 лет[17]. И это далеко не полный перечень того, что только усугубляет проблему нелегальной миграции. Необходим пересмотр указанных выше мер. В России по данным официальной статистики около 3,5 млн нелегальных мигрантов. Эксперты приводят оценку в 15–20 млн.[17]. Неоправданно жесткой мерой выступает и инициатива введения визового режима для Закавказья и Средней Азии, за который выступает 84% россиян[17].

4. Трудовые мигранты должны иметь социальную и правовую защиту. Необходимо учреждение сети служб правовой помощи мигрантам: разъяснение их трудовых прав, прием жалоб по злоупотреблению на рабочих местах и прочее. Россия не должна быть одним из лидеров по числу рабов, да и система бережного отношения к мигрантам будет содействовать сокращению притока нелегальных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения.

5. Задачи формирования культуры толерантности должны ставиться прежде всего в аспекте приема и адаптации соотечественников. Именно им следует уделять пристальное внимание: социальная помощь, содействие приобретению жилья, курсы повышения квалификации, содействие поиску работы, гарантированные места в детских садах и школах и др. Россияне должны научиться воспринимать мигрантов не как приезжих, а как своих сограждан.

6. Необходим мониторинг миграционной ситуации в приграничных районах. Официальная статистика указывает на незначительное число мигрантов из Китая, в то время как жители Сибири и Дальнего Востока неоднократно жаловались на наличие замкнутых китайских анклавов. Эта проблема выпала из поля зрения российских политиков, которые предпочли дистанцироваться от нее данными официальной статистики.

7. Хотя объемы утечки мозгов сократились, не идет речи об их прекращении. Государство не может создать заградительные барьеры, но оно должно формировать условия благоприятной среды для работы в стране.

Круглый стол "Миграционная ситуация и миграционная политика в России и за рубежом". Источник изображения: фотоархив РИСИ

***

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Фомченков Т. Россия вышла в лидеры по числу иностранных мигрантов и диаспоры. // URL.: https://rg.ru/2016/01/12/migranti-site-anons.html

[2] "Пора валить"-2015. // URL.: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115316

[3] "Английский язык как рабочий в Якутии никто не отменял" // URL.: http://www.eastrussia.ru/material/smotret_shire/

[4] Указ Президента РФ от 09.10.2007 №1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".

[5] "Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Президентом РФ).

[6] Мереминская Е. Эмигранты новой волны. // URL.: https://www.gazeta.ru/business/2014/10/30/6282685.shtml

[7] Зайончковская Ж. Миграция в современной России. // URL.: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1714#20

[8] Мереминская Е. Эмигранты новой волны. // URL.: https://www.gazeta.ru/business/2014/10/30/6282685.shtml

[9] Социальный портрет преступности. // URL.: http://crimestat.ru/social_portrait

[10] Мигранты на российском рынке труда: за и против. // URL.: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115643

[11] Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года: заявленные планы и реальная жизнь. Доклад Фонда Миграция XXI век. — М.: 2015, 68 с.

[12] Отношение к мигрантам-соседям и мигрантам-коллегам. // URL.: http://fom.ru/mir/10442.

[13] Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года: заявленные планы и реальная жизнь. Доклад Фонда Миграция XXI век. — М.: 2015, 68 с.

[14] Кравченко Л. И. Кыргызстан. Очерк с российской стороны; Кравченко Л. И. Казахстан. Очерк с российской стороны; Кравченко Л. И. Таджикистан. Очерк с российской стороны; Кравченко Л. И. Туркменистан. Очерк с российской стороны; Кравченко Л. И. Узбекистан. Очерк с российской стороны // URL.: www.rusrand.ru

[15] Кравченко Л. И. Миграционный кризис в Европе. // URL.: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope

[16] Федеральный закон от 23 июня 2014 г. №157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"

[17] Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года: заявленные планы и реальная жизнь. Доклад Фонда Миграция XXI век. — М.: 2015, 68 с.

***

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...