< Август 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Подписка rss
Поиск Поиск
Ценностное измерение государственных и политических документов: партийные документы — II

10 апреля 2017 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Продолжаем публикацию цикла статей о государственных и политических документах как средствах трансляции и закрепления высших ценностей в сознании народа.

Детальному исследованию этой проблематики посвящена фундаментальная монография Центра авторства В.Э.Багдасаряна и С.С.Сулакшина "Высшие ценности Российского государства" (серия "Политическая аксиология"), опубликованная еще в 2012 году, фрагменты из которой и легли в основу данного цикла статей.

Приводимый ниже материал "Ценностный выбор в программах политических партий" является частью раздела 4.3 монографии.

Предыдущие части цикла доступны здесь: части I, II, III, IV, V.

Фото: монумент Мухиной "Рабочий и колхозница" в Москве. Источник: vova2k8.photosight.ru.

***

ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОГРАММАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Информативным оказалось сопоставление частоты употребления ценностных индикаторов в программах, представленных в Государственной Думе современных партий[28].

Первый блок анализа рассматривает ценности идейно-духовных потенциалов общества. Было интересно увидеть положение, которое занимает доминирующая партия "Единая Россия". Ни по одному из параметров развития идейно-духовных потенциалов общества она не обнаруживает лидерства (рис. 4.3.10).

Рис. 4.3.10. Частота употребления терминов, связанных с развитием идейно-духовных потенциалов, раз

Следующая группа ценностей связана с фактором национальной идентичности. Здесь "Единая Россия" устойчиво находится на последнем месте (рис. 4.3.11).

Рис. 4.3.11. Частота употребления терминов, связанных с национальной идентичностью, раз

Третья аксиологическая группа посвящена ценностям исторического прошлого. По частоте употребления соответствующих терминов "Единая Россия" находится в середине спектра (рис. 4.3.12). По терминам, связанным с религиозной принадлежностью, несмотря на декларируемое толерантное отношение к религии, в программе "Единой России" фиксируется нулевое содержание.

Рис. 4.3.12. Частота употребления терминов, связанных с ценностью исторического преемства, раз

Может быть, программа правящей партии ориентирована в большей степени на категории будущего? Однако и по группе футурологических ценностных индикаторов "Единая Россия" находится в роли аутсайдера. Таким образом, ни по одному из ценностных индикаторов доминирующего положения "Единой России" не обнаруживается (рис. 4.3.13).

Рис. 4.3.13. Частота употребления терминов, связанных с будущим общественным развитием, раз

Может быть, "Единая Россия" просто идеологически существенно другая? Допустим, она ориентирована не на ценности, связанные с консервативными аксиологическими платформами, хотя и позиционируется в рамках парадигмы консерватизма. Может быть, это либеральные ценности? Проверка такого допущения проовдилась по частоте употребления ценностных индикаторов "свобода", "право", "демократия", "равенство" (рис. 4.3.14).

Рис. 4.3.14. Частота употребления терминов, связанных с институтами гражданского общества, раз

И по этим ценностным идентификаторам "Единая Россия" аутсайдер. Термин "равенство", очень популярный в партийных документах начала XX в., в ценностном ряду программы "Единой России" отсутствует.

На частототу употребления изучался также ряд терминов, связанных с субъектами государственности: "государство", "народ", "человек" и "единство", как выражение их интеграционной связи. И по этим индикаторам "Единая Россия" устойчиво занимает последнее место (рис. 4.3.15). Трижды упоминаемый термин "единство" скорее связан с названием партии, чем с ее идейной платформой.

Рис. 4.3.15. Частота употребления терминов, связанных с субъектами государственности, раз

Какой из всего этого может быть сделан вывод? Правящая или доминирующая в парламенте России партия обладает этим доминированием не в силу соответствия ее программы ценностным предпочтениям россиян, не по причине генерации каких-либо идей вообще, а совершенно по иным обстоятельствам. Что касается выборов 2011 г., то попросту в силу беспрецедентной фальсификации итогов голосования. Низкая частота ценностных индикаторов в программе "Единой России" отражает не переориентацию ее на какую-то другую идеологическую платформу, а попросту отсутствие ценностно-мировоззренческой позиции. Эта партия имеет вид совершенно безыдейной административной пристройки к исполнительной власти. Рухнет административная группировка, и тут же растворится и эта "партия".

По итогам частотного исследования был составлен рейтинг ценностей, акцентируемых в программах современных политических партий России (рис. 4.3.16).

Рис. 4.3.16. Рейтинг ценностей в программах политических партий России, раз

Обращает на себя внимание то, что мало употребляются термины, связанные с идейно-духовным позиционированием России. В трех партийных программах из четырех понятие "государство" стоит в рейтинге частотности на первом месте. Но государство, не опирающееся на другие ценности, это просто чиновничий аппарат, не страна в целом и во всей своей социальной сложности.

*

ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЦЕННОСТНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОГРАММАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ

Для рассмотрения были взяты программы тех политических партий, которые в разные периоды времени играли доминирующую роль на выборах в представительные органы власти.

Для сравнения были взяты также интегрированные суммарные показатели программ четырех дореволюционных партий и четырех современных партий, входящих в Государственную Думу[29].

По большинству замеряемых индикаторов обнаруживается сходная историческая траектория (рис. 4.3.17–4.3.22).

На всех этих рисунках расположение партий слева направо отражает ход исторического времени. Первоначально фиксируется рост ценностной насыщенности обобщенной партийной программы общества, достигающей максимума в программе КПСС, иногда в первых постсоветских партиях, а затем в большинстве случаев следует спад ценностной ориентированности партий. По ряду индикаторов программа КПСС оказалась ценностно более насыщенной, чем взятые совокупно программы четырех партий, входящих в Государственную Думу 2000-х гг. Однопартийная система СССР представляла собой более аксиологически определенную модель, чем современная многопартийная система. Что касается "Единой России", то ее ценностная ориентированность практически отсутствует.

Рис. 4.3.17. Частота употребления терминов, связанных с развитием идейно-духовных потенциалов, раз

Рис. 4.3.18. Частота употребления терминов, связанных с национальной идентичностью, раз

Рис. 4.3.19. Частота употребления терминов, связанных с ценностью исторического преемства, раз

Рис. 4.3.20. Частота употребления терминов, связанных с общественным развитием, раз

Рис. 4.3.21. Частота употребления терминов, связанных с субъектами государственности, раз

Рис. 4.3.22. Частота употребления терминов, связанных с институтами гражданского общества, раз

Особо обращают на себя внимание некоторые разительные откровения. Термин "наука" в программе КПСС употребляется 118 раз, суммарно в программах современных думских партий — 45 раз, у "Единой России" — только 2 раза. О каком инновационном прорыве при такой системе ценностного целеполагания может идти речь?

По частоте употребления термина "народ" обнаруживается троекратное преимущество КПСС по отношению к остальным партиям, вместе взятым. Следует вывод — в какой период политический режим ближе к народу.

***

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ 

***

ПРИМЕЧАНИЯ

[28] Предвыборная программа политической партии "Единая Россия". М., 2003; Предвыборная Программа Всероссийской политической партии "Единая Россия" — "План Путина — достойное будущее великой страны". М., 2007; www. budgetrf.ru/…/ldpr2001000.htm — ; Программа Либерально-демократической партии России (ЛДПР). М., 2001; www. spravedlivo.ru/…/section…/section_54/ — ; kprf.ru/party/program/

[29] Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1962; Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. М., 2001; От абсолютизма к демократии. Политическая жизнь капиталистической России (1861 — февраль, 1917). Документы и материалы к семинарским занятиям по отечественной истории / сост.: О. Н. Богатырева, Н. Н. Попов. Екатеринбург, 1991; Российские партии, союзы и лиги: сб. программ, уставов и справочных сведений о российских партиях, всероссийских профессионально-политических и профессиональных союзах и всероссийских лигах / сост. В. Иванович. СПб., 1906; Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905—1907 гг. / под ред. Н. И. Астрова, Ф. Ф. Кокошкина, С. А. Муромцева, П. И. Новгородцева, кн. Д. И. Шаховского. СПб., 1907.

***

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...