< Май 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Подписка rss
Поиск Поиск
Штрихи к портретам поколений: победители, дети, внуки, правнуки

09 мая 2017 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Автор Ольга Германовна Жукова — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Московского гуманитарного университета. Член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы.

Опубликовано в издании: Высшее образование для XXI века: ХII Международная научная конференция. Москва, 3-5 декабря 2015 г.: Доклады и материалы. Секция 7. Проблемы исторического образования / отв. ред. С.В.Алексеев. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. — С. 70-77.

***

М.С.Горбачёв ещё в начале перестройки на одной из встреч с народом иронизировал по поводу страхов старшего поколения за поколение молодое. Напоминал последний генсек ЦК КПСС и единственный президент СССР о том, что старшие недовольны поведением младших с древнейших времён, а возглас "Ох, уж эта молодёжь!" пережил Древнюю Грецию и Рим. При всей демократии, гласности и свободе слова никто тогда не возразил генсеку…

Несколько характерных цитат о молодёжи разных эпох можно найти сегодня на просторах интернета. Сообщается, например, что на глиняном горшке, возраст которого насчитывает свыше 3000 лет написано: "Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". А 2 тысячи лет назад до н.э. некий египетский жрец констатировал: "Наш мир достиг критической стадии. Дети уже больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк". В VIII в. до н.э. Гесиод признавался: "Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна". И из V век до н.э. соглашался с ним Сократ: "Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков"[1].

Выходит, проблема отношения молодых к старшему поколению, а, значит, и к его деяниям, и к своему прошлому волнует человечество со времён глиняного горшка 3000-летней давности до Генсека Горбачёва. Но, иронизируя по этому поводу, вспомним, что давно уже нет тех цивилизаций и культур, представители которых недобрым словом поминали молодёжь, с тревогой всматриваясь в своё будущее. И вот уже более 20 лет прошло, как не стало на политической карте мира страны с названием СССР. Так, может быть, опасения старших оказываются всякий раз пророческими? И общество, в котором молодёжь не смогла или не захотела поддержать и продолжить эстафету свершений прежних поколений, обречено на гибель?  Юность моего поколения как раз пришлась на трагическую эпоху разрушения Советского Союза. И это именно моим поколением были так недовольны старшие — прошедшие горнило войны фронтовики.

Они стали первым воспитанным в СССР поколением, отразившем фашистское нападение на свою Родину. И это про них враг — "руководитель рабочей группы Белоруссии" Хуземан сказал в 1942 г.: "Самая опасная возрастная группа — 17–21 год. Она заражена на 99%, и её следует вычеркнуть из списка живых. Наибольшей ошибкой было бы организованно собрать население этого возраста и воспитывать его партийными силами. Таким способом были бы выращены только банды заговорщиков"[2].

Вот такая молодёжь, с точки зрения врага "заражённая" патриотизмом и готовностью бороться за свободу своей Родины, имела очень чётко выраженный коллективный портрет поколения, с совпадающими, близкими мыслями, интересами, мировосприятием.

В моем личном архиве немало писем военных лет. Когда читаешь строки, написанные 18–25 летними парнями и девушками родным и близким, не покидает ощущение, что написаны они одним человеком — необычайно цельным, решительным, уверенным в себе и, что особенно важно, в своей стране. Но при этом — не лишённым остроумия, начитанным или стремящимся "начитаться", верящим в любовь, в своё предназначение, к старшим относящимся с одновременным почтением и некоторой покровительственной снисходительностью; любящим поучать младших и стремящимся быть для них примером, готовым вдохнуть жизнь полной грудью, но и расстаться с ней во имя счастья своей страны. И… немного наивным, слишком правильным, — с позиций нашего циничного времени.

В московскую "бандитскую" Марьину Рощу семейству Журавлёвых пишет сын Коля 21 сентября 1943 г.: "дорогие мои, пишу вам письмо в г. Пензе, я еду на (вымарано военной цензурой. — О.Ж.) фронт. Через Москву не еду. …У меня нет бумаги, осталось два листа, писать придётся реже, вы не беспокойтесь, я вас предупреждаю. Еду на хороший участок фронта… Надейтесь на бога, бог даст, увидимся с вами снова…" (Личный архив автора).

Как показательно, что строгую военную цензуру страны, официально объявившей о своём государственном атеизме, совсем не волнует обращение молодого бойца к Богу, но вымарывает она, по понятным причинам, место будущей дислокации призывника — "хороший участок фронта"…

Но никто и не заставляет Елену Калмыкову, с недавних пор москвичку, живущую в знаменитом и элитном, как теперь принято говорить, "доме на набережной", по ул. Серафимовича, д. 2, писать в Свердловск подружке Гале Рудзянской 29 декабря 1942 г. столь патриотично: "Галочка! Мы с Наташей ведём большую переписку с фронтовиками. И вот сегодня я получила письмо от одного лейтенанта… какие чудесные письма пишет он под грохот разрывающихся снарядов и под пулемётную стрельбу. …Какая замечательная молодёжь воюет у нас на фронте, защищая нашу свободу. Его адрес мы узнали из „Вечерней Москвы“, куда поместили их письмо с просьбой написать им кого-нибудь. Но он не единственный, кому я пишу, я переписываюсь с пятью фронтовиками и получаю в этом большое удовлетворение. Если бы ты знала, как приятно бывает читать, что твои письма согревают их там, помогают бороться ещё настойчивее и упорнее"… Не удивительно, что после эпистолярных "романов" с фронтовиками Елене кажется: "В институте не мальчики, а „erzaz“ мальчики… недавно узнала досадную весть, что Саша (помнишь, я тебе о нём говорила, что он получил два ордена) погиб" (там же).

Читаешь, и приходит осознание, что именно это поколение могло бы построить, если не тот утопический коммунизм, о котором все мечтали, много говорили, но плохо представляли, то, по крайней мере, общество честное, справедливое, духовное. И не суждено было этому случиться, потому что лучшие из лучших поколения победителей остались на полях сражений — пулям не кланялись, себя не берегли. Не размытый, единый портрет фронтового поколения — феноменальный и единственный случай в отечественной истории! Столь чёткого портрета не будет уже у поколения детей фронтовиков, у внуков и правнуков — тем паче. …Слом привычных устоев жизни, пустые полки в магазинах, грабительская приватизация, обнищание большинства населения в лихие 90-е совсем не способствовали росту патриотизма и гуманизма молодых. Многие мечтали навсегда уехать из страны.

Многие, вслед модной певичке-однодневке распевали: "Мама, на кой-нужны нам эти Штаты? Мама, в России можно жить богато…"

Вспоминается то холодящее чувство внутреннего страха, которое охватывало всякий раз, когда оказывалась в молодёжных компаниях — думалось о близких временах, когда на плечи этого поколения ляжет ответственность за страну. Невозможно было представить иных сверстников ни за заводским станком, ни за начальственным столом, ни за рулём трактора, ни за штурвалом самолёта…

Первые невозвратные потери поколение понесло в криминальных войнах 90-х, оказалось выбито в разборках за крышевание ларьков-комков и, редко, — при дележе более серьёзной госсобственности, подвергшейся приватизации. Слабые, неспособные ни к какому сопротивлению обстоятельствам, были убиты палёным алкоголем.

Выжившие в лихие 90-е уже сегодня пишут мемуары. И вдруг узнаёшь, что известная ныне в интернете поэтесса зарабатывала продажей порно-журналов. Один известный поэт был бомбилой в Москве, другой — в столице фарцевал, оба вернулись на малую родину. Один открыл скупку, другой — мелкую строительную фирму, и до сих пор, отчего-то недовольны москвичами.

И всё же, лучшая, хотя и наименьшая часть тех, кто не поддался обстоятельствам, не потерял жизненные ориентиры, продолжал трудиться на производстве, заниматься наукой и творчеством сегодня стали вполне достойными членами общества. Именно их хотелось ободрить когда-то замечанием, что биографии большинства знаменитых людей, вошедших в историю, начинаются с фраз: "его юность и становление пришлись на непростые годы", "он был человеком сложной судьбы", "он многое пережил в молодые годы"…

Имея возможность наблюдать за нынешним молодым поколением могу свидетельствовать, что и его коллективный портрет очень противоречив, как "портрет Дориана Грея", а вдруг ставшая крылатой фраза из интернета "не всё так однозначно" применима не только к политической ситуации в мире. Юноши и девушки, прошедшие 9 мая 2015 г. в строю "Бессмертного полка", дарящие ветеранам цветы и фотографирующиеся с ними и те, кто делает из гвардейских лент шнурки для кроссовок, принадлежат к одному поколению.

Да, у многих молодых установка советского прошлого: "Прежде думать о Родине, а потом — о себе" вызывает иронию и искреннее непонимание. Многолетнее молчаливое допущение обществом глумливых плясок на костях наших героев, на страницах нашей истории, которые позволяли себе некоторые, так сказать, общественные деятели, историки и СМИ, привело к почти полному незнанию большинством молодёжи хода Великой Отечественной войны. И, кажется, что никогда уже не сможем мы ни понять, ни стать похожими на поколение победителей.

Но удивительно и парадоксально, что значительная часть молодых, образно говоря, попавшая из "совка" да в "рашку", всё ещё не растеряла человечности, готовности к взаимопомощи и даже — гордости за свою историю и свою страну. В горячем споре об итогах Великой Отечественной войны один студент, придерживающийся весьма либеральных взглядов, заявил, что на оккупированной Смоленщине крестьянам жилось лучше, чем в "Совдепии", и сегодня каждый (!) русский человек обязан (!) называть эту войну советско-нацистской. Другой, горячо возражавший, исчерпав скудный запас аргументов из личной семейной истории, вспылил в ответ: "Я не понимаю, как ты можешь так говорить? Ты же русский! Ты всегда (!) должен (!) быть за Россию!"

Одна из студенток назвала переломным сражением Великой Отечественной "Бредскую битву". Видимо, что-то слышала о подвиге Брестской крепости или об одноимённом кинофильме. Другая засомневалась: "Сталинград или Бородино?" Видимо, слышала о фильме Ф.Бондарчука. Студент, получив задание приготовить доклад о Рокоссовском, спросил: "А кто это?" Рассказывая о советском периоде, "открывал" для себя и сокурсников, путая ударения, таких персонажей, как Саха́ров, Кага́нович и т.д. Убийственно прозвучала фраза из зачитанного студентом доклада: "Командир по́лка был чуто́к справедлив". На поправку преподавателя — огрызнулся: "Да какая разница?!"

В советские времена было стыдно быть неначитанным. Сегодняшнее молодое поколение россиян не только неначитанное, но и "не наслышанное". Только вот его ли вина в этом? Или вина на чиновниках, допустивших в школу лживые учебники, заявляющих, что "это хорошо, когда учебников много, мы выберем лучшие, потом". Будто не понимали, что учеников, вышедших из школы, обратно за парту не посадишь, чтоб рассказать историю по "лучшим" учебникам и "нужным книгам". Или вина на родителях, выросших на сломе исторических эпох, не осознавших важности личного общения со своими детьми. Ведь вырастить и воспитать — это не только кормить и одевать, но ещё и рассказывать, передавать знания о семье, о роде, об истории страны. А может быть, вина и на старшем поколении, которое за заклинанием: "чтоб дети наши никогда не узнали войны и жили лучше нас" упустили самое главное — семейное воспитание, на живых примерах учащее свято относиться к памяти о подвиге поколения дедов и прадедов. Чтобы не услышать от старших это обидное и осуждающее: "Ох, уж эта молодёжь!"

Тема "Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи" была поднята автором в ряде опросов, предложенных для студенческой аудитории. И вот тут проявилось много неожиданных штрихов, ярко характеризующих нынешнюю российскую молодёжь. Уже на предложение преподавателя достать бумагу и ручки, с мест послышались возгласы: "Как, опять писать? Ой, а давайте не будем! А можно мы лучше устно?" У доброй половины группы не оказалось при себе письменных принадлежностей — учиться пришли!

В первом опросе вопросы исторической тематики, например, когда произошла Полтавская битва, а когда Куликовская? Или какое событие произошло 1 сентября 1939 г.? Перемежались вопросами из, так сказать, личной истории: В каком году вы пошли в первый класс? В каком году родились ваши родители? Кто они по профессии?

Преподавателем преследовалась простая и ясная цель — получив ответы студентов, сделать вывод о том, что вот так же, как хорошо мы знаем свою личную биографию-историю и историю своей семьи, надо знать и историю своей страны. И далее, уже переходя на уровень несколько пафосных обобщений, предполагалось говорить о том, что наша Родина — это наша мать, а, значит, мы должны знать её биографию.

Но, как выяснилось, часть студентов не владеет информацией о своих родителях, кое-кто под всеобщий хохот потянулся к телефону, чтобы навести справки. Некоторые писали профессии родителей с жесточайшими ошибками — "деректор", "архетектор", "парикмахир" и т.д.

Студенческой аудитории было предложено поразмышлять над двумя бытующими мнениями о начале Великой Отечественной войне: СССР сам готовился к нападению на Германию, но Гитлер опередил Сталина или СССР не готовился к нападению настолько, что война застала нашу армию врасплох. Наиболее часто встречающее мнение: СССР готовился к войне, но не рассчитывал, что Германия нападет внезапно. Но есть и такие: "СССР готовился напасть на Германию, и шло перевооружение, поэтому были не готовы. Сталин не думал, что Гитлер так рано нападет". "Немцы напали, подписав договор о ненападении. Учитель истории рассказал мне это". "Россия и Германия подписали договор о мирном проживании России и Германии, который нарушила Германия". "Я считаю, что СССР не (зачеркнуто) готовился к войне с Германией. Был заключен договор о ненападении, но, по моему мнению, СССР предполагал, что Германия нападет. Это мое личное мнение". "Я думаю, СССР готовился только так, чтобы быть готовым воевать с небольшими странами. Нет ни одного документа, говорящего о том, что СССР готовился напасть на Германию первым. Так что точно на этот вопрос нет ответа". "СССР готовился напасть на Германию для укрепления своих границ. Почитано в статье на сайте, название которого, к сожалению, было мной утеряно". "Если бы она (СССР. — О.Ж.) была готова, она пошла бы в наступление с первых дней". Характерно, что СССР студенты воспринимают и в женском, и в среднем роде, но чаще — во множественном числе или просто заменяют СССР на Россию.

Молодёжь, с лёгкостью оперируя ставшим модным понятием "миф истории" совсем не представляет себе, что же можно назвать мифом. И легкомысленно заявляет, что вся история — миф. А, значит, и изучать ее не зачем. Из самого нелепого и забавного были названы, как исторические мифы: "Три богатыря" и "Миф о черной „Волге“, похищающей детей". А так же: "Древнерусские былины", "Богатство России", "Собирание земель русских".

В древнем периоде нашей истории мифом посчитали "Слово о полку Игореве" ("сегодняшний текст — копия 18–19 в.", "я точно не знаю, но не считаю, это "документом"), Житие Бориса и Глеба ("отказ от власти как подвиг"), Куликовская битва ("русские продолжали платить дань до развала Орды").

Так сказать, "концептуальными" мифами считают: "Киев — мать городов русских" ("Если Олег сказал эти слова, то уже сейчас это к Москве и современной России не имеет отношения"), "Украина — окраина, а слово придумали в 19 в.", "Воссоединение Украины с Россией" (без комментария), Украинский язык (комментарий: "тут всё понятно"), "Оккупация российскими войсками Крыма". "Волга — русская река" ("окончательное покорение Поволжья происходит в 18–19 вв."), "Русская душа", "Русские и Россия", "Русский язык". Обратим внимание, что современное студенчество практически не признает римского написания цифр. Студенты попросту не умеют это "читать", и не в состоянии увидеть разницу во всех этих "черточках, галочках и иксах". Римские цифры становятся глухим забором, препятствующим осознанию многовекового вектора развития человечества.

"Иван Грозный убил сына ("не доказано"), "Строителям храма Василия Блаженного выкололи глаза", "День народного единства отмечается 7 ноября, а не 4-го", "Антинародный характер реформ Петра 1", "Наполеон сжёг Москву ("на самом деле, московский градоначальник Ростопчин"), войну развязал Наполеон в 1812 г. ("на самом деле, не Наполеон, а Александр 1"), "Аляску Америке подарила не Екатерина 1, а Александр 1".

Из советского периода истории студенты выделяют следующие, на их взгляд "мифы": "Ленин жив", "Гитлер выжил", "Покушение на Брежнева", "Советская власть не горела желанием заниматься реальным подсчётом потерь за время боевых действий".

Источниками своих знаний ребята называют: книги, СМИ, Интернет, кинофильмы, школьные уроки истории, рассказы родителей, бабушек, дедушек и даже прабабушек и прадедушек, и друзей ("хороший друг, который любит историю и разбирается в ней").

На Круглом столе "Великая Отечественная война. Окончена ли битва?"[3], собравшем крупных историков, политологов, экономистов и студенчество, после настойчивого приглашения ведущего к диалогу, один из студентов, будущий историк, сказал: "Вот вы тут говорите про историю Великой Отечественной войны. Но она же в далеком прошлом! Нам это не интересно. Нам про будущее интересно". Слегка оторопевшая взрослая аудитория даже не вспомнила известный постулат, что без прошлого нет будущего. Но один из взрослых обрисовал ребятам концепцию будущего с "золотым миллиардом" и остальным, прислуживающим ему "кочевым человечеством". Увы, провести письменный опрос после Круглого стола и выяснить, что же поняли молодые из выступлений старших, не представлялось возможным. А жаль.

***

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Стахаромская, К. Ю. Правда ли, что раньше голубей было гораздо больше, но гадили они гораздо меньше? О молодежи и поэзии [Электронный ресурс] // Культура и искусство. Режим доступа: http://vsesekreti.com/culture/culture2514.htm (дата обращения: 12.05.2015).

[2] Война Германии против Советского Союза 1941–1945 (1992). Документальная экспозиция города Берлина в 50-летию нападения Германии на Советский Союз. / Под ред. Рейнгарда Рюпупа. Берлин: Argon-Verlag GmbH. — C. 87.

[3] Великая Отечественная: закончилась ли битва? Материалы научного семинара — круглого стола. Вып. №3. М.: Наука и политика, 2015.

***

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

О том, знает ли молодежь историю и каковы перспективы единого учебника истории Отечества

Светлое будущее глазами фронтовиков

Готовность к войне и чудо Победы

"Мы с Пушкиным спасли страну!"

Великая Отечественная: кадры решили всё!

Диагноз подвигу

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...