< Август 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Подписка rss
Поиск Поиск
Связь времен и современная стратегия России

01 августа 2017 года
Закладки

От редакции "Россия навссегда": Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

"Прогноз кризиса 2008—2009 гг., который был сделан ранее, на сегодня оправдался… Реконструируемая стратегия как государственно-управленческая платформа — это антистратегия. Она аномальна в истории и пространстве факторов жизнеспособности России, ведет к ее разрушению. Неизбежен кризис и смена стратегии на иные, что, вероятно, произойдет к 2018—2020 гг." — публикуем доклад Степана Степановича на Всероссийской научной конференции "Стратегии России в историческом и мировом пространствах" 5 июня 2009 г., характерный обоснованием важных прогнозных оценок и сценариев.

Опубликовано в издании: Стратегии России в историческом и мировом пространствах / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 5 июня 2009 г.). — М.: Научный эксперт, 2009.

***

Основной вопрос, который выносится как задача, звучит таким образом. Если мы вправе заявить, что в некотором будущем нечто обязательно произойдет, то мы это знаем совершенно точно. Мы, конечно, хотим, чтобы это будущее было таким, каким мы желаем видеть его сегодня. Поэтому возникает вопрос: есть ли связь будущих состояний с сегодняшними, которыми можно управлять в активно-деятельностном режиме и, в том числе, в режиме государственного управления как арбитра множества социальных отношений в социуме и государстве?

Существует ли связанная последовательность изменчивости этих состояний? И есть ли устойчивая определенная связь для прогнозирования, предсказания, конструирования будущего, задавая эти показатели сегодня (рис. 1)?

Рис. 1

Существуют два подхода. Созерцательный, касающийся типа понимания политики и исторического развития, и активно-деятельностный подход, который мы акцентируем, задаваясь следующей задачей. Что на сегодня необходимо предпринять, какая стратегия — в управленческом смысле слова — должна быть выработана и реализовываться, чтобы получить в будущем желаемые ценностно-целевые состояния для России? Стратегия для нас — это взаимоувязанные в текущей, средне- и долгосрочной перспективе ценности и цели развития страны, установки на определенные управленческие решения, дающие ориентиры на дальнейшее планирование и управление этим развитием. Соответственно понятию "состояние" возникает необходимость количественного мониторинга и нахождения своеобразной клавиатуры управления, позволяющей влиять на эти состояния. Соответственно, формируется отношение к государственной политике не как к области только интриг и борьбы за власть, а как к области управления процессами, конструируя их будущее. Обычно в науке представляется, что будущее зависит от прошлого (рис. 2).

Рис. 2

Как правило, оно описывается, но более важно, когда оно моделируется. И вновь о нашей задаче: каково должно быть состояние на сегодня, чтобы получить требуемое состояние завтра. Есть несколько способов заглянуть в будущее (рис. 3).

Рис. 3

Чаще всего это прогнозирование, основанное на классе разновидностей линейной экстраполяции, когда некий тренд прошлого с помощью "линейки" пробрасывается в будущее.

Есть, конечно, и умозаключения типа: "Поверьте мне, мы уже достигли дна кризиса", — говорит один. А другой возражает: "Да нет, мы его послезавтра достигнем". Это все из области гаданий. Самое серьезное, когда удается познать закономерности развития в прошлом, создать модель этого развития и использовать ее для того, чтобы увидеть, что нас ждет в будущем. Такая задача поставлена для решения применительно к судьбе России. Один из интегративных проектов авторской экспертной группировки — это разработка национальной идеи России. Не в образно-художественном смысле этого слова, а в государственно-управленческом, нормативно-правовом смысле этой категории, в пространстве которого национальная идея, высшие ценности Российского государства должны быть закреплены. Нас, конечно, волнует судьба страны. Категориально-сущностная композиция страны связана с тремя важнейшими показателями ее бытия — территория, народ, качество государственного управления, — которые можно измерять.

Полученные первые оценки вводимого нами в научной оборот понятия "коэффициент жизнеспособности" российской государственности или страны, что шире чем просто государство как надстроечный аппарат (рис. 4).

Рис. 4

Мы видим, что в истории государства есть особенно важные тренды. Если применить линейную экстраполяцию, то совершенно ясно, что — как в 1917-м, как в 1991 г. — скоро страны не будет. Убеждает в этом тренд развития упомянутого композитного показателя, как и его дифференцированных частей.

Вопрос: что нужно сделать, чтобы эту историческую траекторию развернуть? Чтобы получить ответ, анализ по этому узлу проблем проводился в четырех сферах, а именно — в политической, экономико-финансовой, социальной и сфере регионального развития.

Здесь необходим небольшой методологический экскурс. Столь сложные проблемы развития социальной природы лежат на стыке гуманитарных и точных, естественных наук. В физико-математическом инструментарии есть понятие частотного спектра (например, известные в быту радиочастоты); но не всем известно, что существует строгая связь между мгновенным состоянием этого частотного спектра и временной реализацией, т.е. развитием процесса (рис. 5).

Рис. 5

Эту методологию можно применить к познанию процессов сложной социальной природы, и определенные результаты на этом пути получены. Если пытаться применять напрямую представление о частотном составе в надежде выявить гармонические (или циклические) процессы социального развития, то они не очень получаются. Слишком сложные и многофакторные социальные процессы происходят в этой среде. Например, спектр Фурье, полученный для российской феноменологии рождаемости и смертности — как, впрочем, и для других стран, — явных особенностей не выявляет (рис. 6).

Рис. 6

Но когда процессы более отчетливы и просты — в частности, в случае бинарных взаимодействий типа "сила — контрсила", — ситуация меняется. Примером является сегодняшняя борьба расколотых частей российского социума за цивилизационную идентичность, с одной стороны, и за растворение в западной цивилизации — с другой. Примерами также являются — борьба социальных энергий традиционализма и модернизма, которые имманентны истории и человеческому сообществу, равно как и проблема отцов и детей, и другие классы событий. В частности, методами экспертной оцифровки, которые развиваются в Центре проблемного анализа применительно к слабореализиуемым гуманитарным темам, получены исторические зависимости цивилизационной идентичности России и иных стран (рис. 7–8).

Рис. 7

Рис. 8

Виден квазигармонический процесс, для которого применимо преобразование Фурье. В спектре обнаруживаются устойчивые пики для всех стран (рис. 9–10).

Рис. 9

Рис. 10

Выяснилось, что это пик первого брачного возраста, деторождения и соответственно возраста дедушек, бабушек. С помощью такого инструмента взору исследователя открывается такой двигатель истории, как межпоколенческая внутрисемейная коммуникация. Причем она не зависит ни от типа общества, ни от периода государственности, не от состояния экономики, засух, моров и т. д. Это очень важный вывод, который в управленческом смысле актуализирует тему семьи. Для дальнейшего изложения это позволяет утверждать, что закономерности развития сложнейших социально-экономических, политических систем существуют. Их можно искать, и на этом пути могут быть получены полезные гносеологические результаты, которые позволяют, используя модель понимания, прогнозировать и конструировать будущее.

Рассмотрим первую область анализа — политическую — для выявления современной стратегии России и прогнозирования, конструирования ее будущего.

Мы предлагаем в научном обороте понятие количественного политического спектра (рис. 11).

Рис. 11

Это аналог частотного спектра Фурье, но, конечно, с иным физическим смыслом. От его формы зависит характер будущего развития. Конечно, этот спектр многомерен. Важно учитывать множество коллизий и конфликтующих интересов общества. В данном случае взяты два общественных полюса, дихотомическая система, т. е. два показателя состояния общества (рис. 12).

Рис. 12

Это объем и распределение сил, оппонирующих правящей группировке, и, в данном случае, проправительственных, пропрезидентских сил. Реальный измеренный политический спектр России в новейшей истории страны с 1990-го г. по настоящее время показан на рис. 13.

Рис. 13

Использована социология Государственной Думы, потому что социология всего общества в целом была недоступна. Видна очень характерная для последнего времени особенность. Можно ввести количественное понятие эффективной ширины политического спектра (рис. 14).

Рис. 14

Она позволяет увидеть закономерность развития страны в новейшие времена — от КПСС до "Единой России" (рис. 15).

Рис. 15

Ширина политического спектра менялась, и самое интересное здесь то, что, как выяснилось, существует оптимальный коридор ширины политического спектра (т.е. состояния социума), в котором важные характеристики развития страны — экономические, социальные — являются оптимальными или успешными. Это своеобразный коридор успешности страны. Отклонение от него приводит страну к кризисообразующим состояниям.

Как важнейшие характеристики жизни страны связаны с состоянием политического спектра? Оказывается, что связь имеет очень определенный вид. В зоне оптимального коридора ширины спектра максимальны положительные и минимальны отрицательные эффекты. Брачность в стране максимальна в этом коридоре, разводимость — минимальна, рождаемость — максимальна, смертность — минимальна, продолжительность жизни — максимальна (рис. 16–20).

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20

Подобные диаграммы существуют для темпов роста ВВП, преступности, суицидальности, девиантного поведения, заболеваемости. Фактически получен инструментарий, который подсказывает способ приближения страны к состоянию с маркером "добро" в оптимальном коридоре, в отличие от приближения страны к состоянию с маркером "зло", когда важнейшие характеристики жизни страны приобретают обратное значение. Когда мы получили этот инструмент в руки, мы совершенно осознанно заявили, что сброс социума и политической системы страны в состояние спектра типа дельта-функции, т.е. монополизации идеи, а точнее — отсутствие идеи, мысли — это кризисообразующее состояние (рис. 21).

Рис. 21

Прогноз кризиса 2008—2009 гг., который был сделан ранее, на сегодня оправдался. Монополия на мысль — а точнее, безмыслие государственного управления — вот что ответственно за этот кризис. Но нужно делать следующий вывод: очередной кризис неизбежен, если не будет изменена современная стратегия в сфере государственного строительства (рис. 22).

Рис. 22

Вторая область анализа — это экономико-финансовая сфера. Здесь есть шесть ключевых модельных построений, которые раскрывают многомерное содержание стратегии современной России в этой сфере (рис. 23).

Рис. 23

Первое — это то, что сырьевая экономика (показана доля сырья в экспорте страны) забирается на вторую сырьевую горку. Был пик у СССР, был первый сброс цен, и шесть лет хватило для разрушения экономики и государственности СССР. Соответственно, поскольку ничего не меняется в этой стратегии, современной России отведено также шесть лет.

Второе — это то, что экономика обезденежена. Демонетизация России основана на глубочайшем заблуждении финансового сектора России в том, что инфляция связана с избыточным объемом денежного предложения. На графике виден объем денежного обращения в Китае, и до чего он доведен в России.

Сегодня борьба с кризисом заключается на самом деле в его усугублении путем дальнейшего уменьшения денежного предложения в стране, благодаря усилиям финансового блока Правительства. Ликвидация своими руками суверенного денежного обращения в России суммой в 2 трлн долл. не только подвела страну к финансовому кризису, но и делает его таким тяжелым. Естественно, что обезденеживание банковского кредитного портфеля выдавило российский бизнес на кредитование за рубежом и ввело в поле политических рисков, потому что внешние западные линии кредитования управляются, конечно, из-за рубежа. Переэкспортизация страны в двухвековой (и более) истории. Устранение государства от перераспределения добавочного продукта как арбитра, примиряющего интересы конфликтующих групп доходности, приводит к тому, что функция распределения по доходам занятого населения лежит в минимальной области, области психологической фрустрации, не дающей шансов на высокую эффективность труда.

Выбор такой провальной экономической модели не случаен, потому что тип спектра ВВП и валовой экономики закреплен распределением инвестиций (рис. 24).

Рис. 24

Это подтверждается на сегодня антикризисной политикой, связанной с интересами сырьевого комплекса, девальвацией рубля, попирающей интересы импорта социально значимых продуктов — таких как продовольствие, лекарства и т.д.

Третья область анализа — социальная. Показано расслоение населения по доходам (рис. 25).

Рис. 25

Это неслучайно, т.к. Россия на фоне целого ансамбля стран мира практически устранилась от функции перераспределения (рис. 26).

Рис. 26

Доля в России государственных расходов в ВВП на фоне ансамбля стран мира также минимальна. Оплата труда занижена в 2–2,5 раза, что приводит к недоступности основных благ — жилья, лечения, отдыха (рис. 27).

Рис. 27

Становится понятным, почему введена плоская подоходная ставка, символический имущественный налог (рис. 28).

Рис. 28

Это свидетельство ухода от арбитрирующей роли государства, преференция высокодоходным группам населения, тем самым — олигархам, в интересах которых, как оказывается, работает государство. Поэтому не случаен демографический кризис в стране (рис. 29).

Рис. 29

Еще одна область анализа — это региональная развитость или территориальная скрепленность Российского государства. На рубеже 2000-х гг. была включена известная "вертикаль власти". Ее концепты коррелируют со сжатием политического спектра, переходом от дискуссии выработки оптимальных решений государственного управления и общественного развития к монополии на мысль. Неслучайно осмысленность, корреляционная связанность региональной политики с начала 2000 г. рухнула и не восстанавливается, и одновременно с этим пошли вразнос разрывы развитости регионов, что размывает территориальную скрепленность, сцепленность нашей страны (рис. 30).

Рис. 30

Касательно результатов внешней политики, достаточно ограничиться одним результатом, что на сегодня нет ни одного государства в мире, которое может быть охарактеризовано как союзник Российского государства, даже в проблеме Абхазии и Южной Осетии.

Итак, нет ни одной сферы государственного управления, ни одного показателя важного состояния общества страны, которые могли бы расцениваться на сегодня как позитивные. Возникает вопрос: что же это за стратегия страны на ее исторической шкале? Результаты получены методом экспертной оценки и позволяют, используя методологический прием т.н. "мысленного эксперимента", применяя единую методологию, "заглядывать" в будущее (рис. 31).

Рис. 31

Видно, как коэффициент жизнеспособности России вел себя в исторической ретроспекции: видна, например, трагедия 1917-го года. Но при этом важное заключение состоит в том, что прерывания цивилизационной траектории страны тогда не произошло.

Советский Союз преемствовал царской России за исключением переходных, но быстро срелаксировавших процессов. Иное происходит, начиная с 1985 г. Перестройка, демократическая революция, развал страны — 1991 г.; 1993 г. — грань гражданской войны; 1995 г. — адаптация населения к новым условиям, новый удар — дефолт; 2000 г. — приход нового президента, шансы на восстановление. Затем — перелом 2008 г. с изобретением тандема, который эти шансы уничтожает. 2012 г. — это уже область футурологии. По-видимому, второй цикл. Но в одну воду дважды не войдешь. 1917-й, 1991-й гг. показывают уровень развала государства. В наши дни Россия находится рядом с этой границей. В 2018—2020 гг. произойдет, по нашей интерпретации, разряжающий кризис. Каким он будет — бескровным или кровавым — неизвестно; но после этого страна, по всей видимости, восстановит свои истоки цивилизационной жизнеспособности, поменяет те губительные подходы, которые мы сейчас идентифицируем, и начнет себя восстанавливать в истории.

Как это выглядит на фоне жизнеспособности других стран (рис. 32)?

Рис. 32

Внимательному взору открывается удар по жизнеспособности США в годы Гражданской войны, в годы Великой депрессии. Подъем, который эта страна получила, воспользовавшись плодами Второй мировой войны. Трагедия германской и японской государственности. Совершенно ясно, что на фоне глобального цивилизационного развития мира сегодняшнее состояние России совершенно аномально. Оптимистический вывод сводится к тому, что аномалия может быть предотвращена, хотя риски распада государства очевидны.

Общий вывод такой. В современной истории России стратегии ее развития не существует. Есть обслуживание интересов высокодоходных групп населения и западных стран в режиме внешнего управления страной на грани отказа от ее суверенности. Реконструируемая стратегия как государственно-управленческая платформа — это антистратегия. Она аномальна в истории и пространстве факторов жизнеспособности России, ведет к ее разрушению. Неизбежен кризис и смена стратегии на иные, что, вероятно, произойдет к 2018—2020 гг. Следует "оптимистический" прогноз, что Россия, как это было много раз в ее истории, возродится, несмотря на тяжелые текущие испытания.

И последний вопрос, который остается пока что без ответа. Почему руководству страны, ее элите, экспертному сообществу, политическим силам нужно ждать 2020 г., нового тяжелейшего кризиса на грани развала страны, а не изменить уже сегодня аномальную аналитически реконструируемую стратегию на иную, которая вывела бы Россию к успеху?

Источник 

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...