< Декабрь 2017 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подписка rss
Поиск Поиск
Угроза фашизации России. Признаки фашизации — II

26 сентября 2017 года
Закладки

От редакции "Россия навсегда": Авторы: Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор; Вардан Эрнестович Багдасарян — д.и.н., проф., зам. главы Центра Сулакшина.

Как показывают последние события в мире, фашизм совсем не исчерпывается трагедией XX века. Его фундаментальная сущность родом из древних времен, и он как "спящий вирус" расчеловечивания тлеет в "организме человечества". Его суть в превосходстве и насилии, обретающем самые различные формы.

В России также проявляются соответствующие тенденции — постсоветский либерализм доводится до своего предельного, максимального либерал-дарвинистского воплощения. И далее он проявляет признаки трансформации в генетически преемственную от него идеологию. Появляются тенденции фашизации.

Этой актуальной проблематике, как и задачам выдвижения новой всемирной антифашистской альтернативы, посвящена новая фундаментальная монография Центра научной политической мысли и идеологии "Современный фашизм: новые облики и проявления".

Продолжаем рассмотрение признаков угрозы современной фашизации России (из главы 6).

В части I были описаны признаки фашизации связанные с социальным неравенством, корпоративизацией страны, монополизацией власти, милитаризацией, дедемократизацией, имперским властным дискурсом.

***

ПРИЗНАК ФАШИЗАЦИИ — НЕТЕРПИМОСТЬ

Фашизация как развитие корпоратократии формирует фашизм "сверху". Но наряду с корпоративистским фашизмом существует фашизм, продуцируемый "снизу". Как и в Европе, в России существует сеть националистических организаций, кооптируемых в основном из среды экстремистской молодежи. Каждая из таких организаций не представляет собой значимой среды, но в совокупности они формируют достаточно широкое движение.

Фашистское общество нетерпимо к любым отклонениям. Когда фашизм возводится в ранг государственной политики, эта нетерпимость получает практическое воплощение.

Данные по отношению общества к категории "отклоняющихся" дают проведенные в 1989—2015 гг. опросы Левада-Центра. Варианты ответа респондентов относительно девиантов соотносятся с тремя идеологиями:

1) ликвидировать или изолировать от общества — фашизм;

2) оказывать помощь — социализм;

3) предоставить их самим себе — либерализм.

Выявлялось отношение к девяти девиантным группам: проститутки; наркоманы; больные СПИДом; бродяги, бомжи; алкоголики; родившиеся неполноценными; члены религиозных сект; гомосексуалисты; панки, готы.

Результаты оказались обескураживающими. По четырем группам: проститутки, наркоманы, члены религиозных сект, гомосексуалисты — преобладали ответы, четко ассоциируемые с фашистской идеологией. Во всех этих случаях число поддержавших фашистскую точку зрения превысило половину населения. По всем другим категориям девиантных групп ответ в соответствии с идеологией фашизма занял вторую позицию. Высокая степень социализированного отношения была продемонстрирована только в отношении людей, родившихся неполноценными. При усреднении по всем категориям фашистская идеология оказалась на первой позиции, опередив социалистическую и существенно — либеральную. При этом удельный вес респондентов, дающих фашистские ответы, растет. Столкнувшись в конце 1980-х гг. с эпатирующими девиациями, советское еще тогда общество было настроено к ним достаточно враждебно. Когда в 1990-е вопрос об отношении стал уже не вызовом, а предметом свободного выбора, степень ксенофобии снизилась. Но далее фашистская точка зрения завоевывает все большее число сторонников.

Усреднение результатов опроса наглядно показывает непривлекательность либерализма и наличие перед Россией будущего альтернативы проектов фашистского или социализированного государства (рис. 6.9–6.18)[13].

Рис. 6.9. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с проститутками? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.10. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с наркоманами? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.11. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с больными СПИДом? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.12. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с бродягами, "бомжами"? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.13. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с алкоголиками? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.14. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с родившимися неполноценными? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.15. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с членами религиозных сект? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.16. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с гомосексуалистами? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.17. Как, по вашему мнению, следовало бы поступить с панками, готами? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.18. Отношение россиян к девиантным группам населения (усредненные варианты ответов по опросам Левада-Центра)

*

ПРИЗНАК ФАШИЗАЦИИ — ЭТНИЧЕСКАЯ КСЕНОФОБИЯ

Сложное социально-экономическое положение всегда питательная среда для национализма. Элита латентно поддерживает националистические настроения.

Социальный конфликт, грозящий социальной революцией, каналируется в конфликт межэтнический. Данные социологических опросов говорят о необходимости бить в набат. Обратимся, с этой точки зрения, к опросу "Левада-Центра" 2014 г. Первый вопрос формулировался следующим образом: "Как вы считаете, следует ли ограничить проживание на территории России каких-либо народов?" Отвечающие указывали разные народы. Считают, что надо ограничивать проживание тех или иных народов 69% россиян. 14% опрошенных считают, что надо ограничивать все народы, кроме русского. Другой вопрос: "Как вы относитесь к идее „Россия — для русских“?" Идея, характерная практически для всех фашистских режимов европейских государств, в России оказалась поддержана 54% респондентов. Третий индикативный вопрос касался Кавказа. Лозунг "Хватит кормить Кавказ" поддержало 52% опрошенных. Если настроения большинства будут приняты, все это неизбежно приведет к войне и геополитическому распаду.

И сценарий "самоликвидации" вполне может быть запущен (рис. 6.19)[14].

Рис. 6.19. Опросы Левада-Центра об уровне ксенофобии в российском обществе, июль 2014 г.

Межнациональную напряженность ощущают по местам проживания 43% респондентов. Еще в 2007 г. таковых было только 22%.

Персонально враждебность со стороны людей других национальностей ощущают в разной степени 52% россиян. В последние годы число лиц, испытывающих враждебное отношение, превзошло число тех, кто такой вражды не испытывает. Сами испытывают вражду на национальной почве 59% российских граждан. Получается, что есть среди респондентов и такие, чья враждебность к другим нациям односторонняя. Допускают возможность кровопролития в результате столкновений на национальной почве 62% россиян. Это более чем вдвое превышает численность тех, кто в вероятность таких столкновений не верит. Негативные чувства к выходцам из южных республик (раздражение, неприязнь, страх) испытывают 61% опрошенных. Испытывающих позитивные чувства — только 6%. Считают, что численность мигрантов по местам проживания респондентов чрезмерно велика 69% (рис. 6.20–6.25)[15].

Рис. 6.20. Следует ли ограничивать проживание на территории России по национальному признаку? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.21. Ощущается ли сейчас в том городе, районе, где вы живете, межнациональная напряженность? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.22. Чувствуете ли вы в настоящее время враждебность среди людей других национальностей? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.23. Чувствуете ли вы в настоящее время враждебность к людям других национальностей? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.24. Возможны ли в России в настоящее время массовые кровопролитные столкновения на национальной почве? (опросы Левада-Центра)

Рис. 6.25. Какие чувства вы лично испытываете по отношению к выходцам из южных республик, проживающим в вашем городе, регионе? (опросы Левада-Центра)

Ситуация в целом определенно тревожная. Россияне не принимают самого маркера "национализм". Положительно к нему относятся только 13% населения, отрицательно — 76% [16]. Сказывается, очевидно, историческая память — деды и прадеды вели борьбу с нацизмом, жертвовали своими жизнями. Но если националистическая идеология будет преподнесена в иной обертке и названа как-то иначе, то шанс на ее поддержку в современных реалиях оказывается достаточно велик. Это будет пропагандистский обман, но приходится констатировать, что россияне могут быть в очередной раз обмануты. Вначале имел место обман прельщением либеральных ценностей, теперь, возможно, националистических. Причем и во время первого обмана сама идеология "либерализм" не называлась.

Тренд роста фашистских настроений прослеживается не только по данным социологических опросов. Индикативными для этой реконструкции являются данные Министерства внутренних дел по преступлениям экстремистской направленности. Такие данные в ежегодных отчетах представляет министр внутренних дел. Рост экстремистских преступлений устойчив и очевиден. За десять лет количество преступлений такого рода увеличилось в 6,7 раза. Объяснять это ужесточением законодательства было бы некорректно, т. к. рост имел не единовременное повышение, а выражается трендом (рис. 6.26)[17].

Рис. 6.26. Зарегистрированные преступления экстремистской направленности в РФ, по данным годовых отчетов министра внутренних дел

На бытовом уровне распространяются этнофолизмы. Интернет становится своеобразным конденсатором "языка вражды". Оскорбительные прозвища даны фактически всем окружающим "русский мир" народам. Лексика уже фактически фашистская (рис. 6.27).

Рис. 6.27. Этнофолизмы. Создание пространства вражды — путь к фашизму

Причем в отношении русских поток подобных оскорблений также нарастает (ватники, колорады, совки и т. п.).

*

ПРИЗНАК ФАШИЗАЦИИ — НЕФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ФАШИЗМУ

Безусловно, существуют законодательные ограничители для деятельности нацистских партий. Анализ законодательства Российской Федерации позволяет идентифицировать четыре основных запретительных положения:

1) запрещается агитация, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность;

2) запрещается агитация, возбуждающая рознь, унижающая национальное достоинство;

3) запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики;

4) запрещаются какие-либо национальные, расовые, религиозные преференции в выборах.

И все!

Запрещается агитация и пропаганда нацистской идеологии. Но запрета на само существование нацистских и фашистских объединений в Российской Федерации нет. Доказать же факт нацистской пропаганды не всегда бывает легко. Может существовать организация нацистов и исповедовать нацистскую идеологию. Закрыть ее нельзя, покуда не будет установлен факт пропагандистской деятельности. И даже распространение нацистской литературы еще не основание к закрытию. Уличенный в таком распространении может всегда заявить, что распространял ее не для пропаганды, а в коммерческих целях, для извлечения прибыли [18]. Законопроект о запрете фашистских и нацистских организаций обсуждался еще в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Однако принят он так и не был.  Проблемы и угрозы, находящиеся в сфере его применения, между тем, растут. Возможны ли более жесткие законодательные формулировки, запрещающие не только пропаганду, но и сами нацистские партии?

Международное право такие возможности предоставляет. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 г. предлагает следующий подход: "Осуждать всякую пропаганду и все организации, основанные на идеях расового превосходства или пытающиеся оправдать или поощрять расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме"; "Объявлять противозаконными и запрещать организации и всякую другую пропагандистскую деятельность, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекательство к ней, и признать участие в таких организациях или в такой деятельности преступлением, караемым законом".

Организация Объединенных Наций ведет речь о противозаконности именно нацистских организаций, а не только ведомой ими пропаганды.

Прямой запрет на существование фашистских и нацистских организаций имеется в законодательстве ряда государств мира. В этом ряду государства разных континентов — Австрия, Германия, Италия, Сан-Марино, Польша, Португалия, Ангола, Буркина-Фасо, Ирак, Восточный Тимор. То есть прецедентов достаточно и противоречий с международным правом нет. Российское законодательство выглядит в этом отношении на мировом фоне чрезмерно либеральным. Такая либеральность создает перспективы для существующих и потенциальных нацистских объединений.

Имеются прецеденты запрещения организаций, трактуемых как тоталитарные секты. Идея свободы совести не стала в данном случае сдерживающим обстоятельством. Был взят более высокий ценностный принцип, по отношению к которому свобода совести имеет подчиненное положение.

Такая же коллизия существует и в вопросе о деятельности нацистских объединений. В правовом смысле сталкиваются два принципа — свобода публично выражать свои взгляды и запрет на разжигание национальной розни. Вопрос по большому счету стоит о высшей ценности. Вызов заключается в необходимости аксиологического самоопределения, выбора — каким из ценностных положений должен быть отдан безусловный приоритет.

Проявления "российской" агрессивной фашизации дифференцируются по нескольким направлениям (рис. 6.28).

Рис. 6.28. Модификации компонентов фашизации в современной России

*

ФАШИЗАЦИЯ ТИПА "РУССКИЙ ЭТНИЧЕСКИЙ ФАШИЗМ"

Русский этнический фашизм оперирует в качестве ключевой идеологемы защитой русскости, понимаемой как производная от русской этничности. Превосходство в этничности — вот его формула. Выдвигая идею этнократической модели, этнофашизм объективно противостоит модели государства-цивилизации, которая была выработана для России тысячелетием. То есть он нацелен на одну из основ России. Поскольку популистские лозунги, как показано выше, довольно активно поддерживаются — это прямая угроза государственности страны. Неудивительно, почему его инициируют в рамках борьбы с российской государственностью.

Противостоит этническому фашизму не только природа государства-цивилизации, но и православная надэтничность государственности. Неприемлемым для него в христианстве оказывается именно его надэтнизм. Отсюда распространенная в среде этнических националистов апелляция к языческой Руси, практически расистские обвинения православия. Популярностью пользуются претендующие на откровение апелляции к мифологемам о Руси до Рождества Христова. Языческая Русь противопоставляется христианской России, что не содержит ничего конструктивного. Само христианство трактуется как "инородная религия", целевым образом экспортированная на Русь для подмены собой истинной веры. Точно такие же апелляции к языческим временам в рамках ариософии существовали и в Третьем рейхе. Связь неоязычества с нацизмом не скрывается. Многие адепты неоязычества сегодня прямо апеллируют к Гитлеру и нацистской Германии [19].

***

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

***

ПРИМЕЧАНИЯ

[13] http://www.levada.ru/2015/10/09/otklonyayushheesya-povedenie/

[14] http://vid-1.rian.ru/ig/valdai/Russian_Identity_2013_rus.pdf

[15] Общественное мнение — 2013. М.: Левада-Центр, 2014. С. 192–199.

[16] http://www.russia-review.ru/russiannation.php

[17] https://mvd.ru

[18] http://www.zakonrf.info/koap/20.3/

[19] Шибин П.И. У истоков великой трагедии. М., 1998; Лесной С. Откуда ты Русь? М., 1998; Иванов А., Богданов Н. Христианство. М., 1998; Безверхий В. Н. История религии. М., 1998; Шилов Ю. Прародина ариев: История, обряды и мифы. Киев, 1995.

***

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Угроза фашизации России. Признаки фашизации — I

Четыре причины появления современного фашизма

"Современный фашизм: новые облики и проявления" — пора бить в набат!

Ревизия победы

Что такое фашизм?

Возврат Донбасса в "Украину" в любом виде — поражение и предательство

Дегуманизация жителей Юго-Востока в украинских СМИ

Популярное
Обсуждаемое
Рекомендуемое

Loading...